Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)
 
 

 

Приложение А 

     Приемы, позволяющие пробудить фантазию детей

     1. Игра со словами. Ребята выбирают  два любых слова (чем дальше  эти слова по смыслу друг  от друга, тем интереснее). С  помощью предлогов и союзов  их соединяем и образуем словосочетание. Например: трамвай – мороженое  – мороженое на трамвае, трамвай  в мороженом, трамвай и мороженое. Они становятся темами для фантазий.

     2. «Метод Робинзона Крузо». Проводится  тоже в форме игры. Выбираем  любой предмет, например, шляпу.  Чем еще (кроме головного убора) может быть? В качестве чего может использоваться? Кто больше придумает? Шляпа, оказывается, может быть гнездом, кораблем, корзиной для бумаг, ситом и т. д.

     3. Сказки на новый лад. Пробуем  переделывать сказки, выбирая в  качестве персонажей предметы  и животных.

     4. Написание рассказов, по заданному  началу и концу.  

 

Приложение Б 

Работа с пословицами

     1. Собери пословицу. 

     Цель  – развитие литературного вкуса  и логического мышления.

     Берется достаточно узнаваемая пословица, все слова в ней меняются местами. Задача детей восстановить исходный текст.

Пример:

Не, пирогами, изба, а, красна, красна, углами.

Версии  детей:

     - Не изба, а красна углами, красна  пирогами. / Похоже на загадку,  правда?/

     - Не пирогами изба красна, а  углами.

      - Не красна изба углами, а красна  пирогами. / Исходная пословица/ 

     Что можно сказать о третьей версии? Если стоят две одинаковые срубленные избы, то лучше та из них, где встретят тебя с лаской, добром, да с румяными пирогами.

     Подумаем  вместе с детьми: почему именно этот вариант остался в памяти

народной?

     2. «Крокодил с головой петуха».

     Цель  – развитие литературного вкуса  и логического мышления.

     Здесь тоже необходимо собрать пословицу, но уже не одну, а несколько. В  условии даны пословицы, имеющие  «чужой» хвост, т. е. соединены начало одной и конец другой. Надо найти соответствие между «головой» и «хвостом», чтобы получилась пословица, как в стихотворении: «Ушли крокодил с головой крокодила, а петух – с головой петуха».

1. Хозяин  весел – при матери добро. 

2. Ехал  бы в гости, а на сердце  лед.

3. На  языке – мед – и гости радостны.

4. При  солнышке тепло – да никто  не зовѐт.

(1. Хозяин весел – и гости рады.

2. Ехал бы он в гости, да никто не зовѐт.

3. На языке мѐд, а на сердце лѐд.

4. При солнышке тепло, при матери добро.)

       Это задание может быть дано  и как индивидуальная, и как групповая работа. В последнем случае начало и конец пословиц удобно записать на отдельных листочках.

     3. «Найди лишнюю  пословицу».

     Цель  – понимание смысла прочитанной  информации, нахождение общего и различного.

1. Хвастать  – не косить, спина не болит.

2. Не  спеши языком, торопись делом. 

3. Язык  до Киева доведет.

4. От  слова до дела сто перегонов. 

     Суть  первой, второй и четвертой пословиц сводится к тому, что не всегда слова совпадают с делами, следовательно, лишней является 3 пословица.

     4. «Найди пару». 

     Цель  – понимание смысла прочитанного, логическое мышление.

1. Кто  грамоте обучен, тому не пропасть.

2. Руби  дерево по себе.

3. Знания  никому не в тягость. 

4. Без  корня и полынь не растет.

5. Родимая  сторона – мать, чужая – мачеха.

6. По Сеньке и шапка.

Правильными будут ответы: 1 – 3, 2 – 6, 4 – 5.

     5. Антипословицы. 

     Цель  – закрепление знаний слов –  антонимов.

     Научившись  понимать смысл пословиц, можно попробовать  составлять

пословицы с противоположным значением.

     Рассмотрим  пример:

     Пришла  беда – отворяй ворота.

     Находим антонимы: пришла – ушла (улетела), беда – счастье, отворяй – 

закрывай, ворота – здесь трудно подобрать  антоним сразу, нужно рассмотреть  функцию ворот – пропускать, либо не пропускать людей в дом. Тогда  противоположным может быть, например, окно, так как оно пропускает, либо не пропускает (если затворено) свет, т. е. нечто противоположное людям: люди – живые, свет – неживой. Разобрав это, можем получить антипословицу:

     Улетело счастье – закрывай окна.

     Конечно, проще по уже данным антипословицам угадать исходные.

1. Мужик  на повозку – коню тяжелее. /Баба с возу – кобыле легче./

2. Коротка  ночь до зари, коли много работы. /Долог день до вечера, коли 

делать  нечего./

3. Велик  телом, да мал телом. /Мал телом,  да велик делом./

     6. «Перевод с русского  на русский».

     Цель  – расширение словарного запаса, знакомство с толковым словарем.

     Рассмотрим  суть упражнения на примере пословицы:

1. Цыплят  по осени считают. 

Цыплята – домашние птицы; по осени –  время после летнего периода;

считают – занимаются математическими расчетами.

     В результате получается:

     Математическими подсчетами, связанными с домашними птицами, лучше заниматься после летнего отпуска.

     А теперь сделаем наоборот – зашифрованную пословицу переведем в исходное состояние:

1. Для  одного из травоядных животных  в момент, когда его душа уходит  в пятки, остатки срубленного  дерева превращаются в хищного  лесного зверя. 

       /Трусливому зайке и пенек – волк./

2. Одна  из частей суток до прихода  другой становится похожей на нить

клубка  при том условии, что большую  часть времени вы будете бить

баклуши.

              / Долг день до вечера, коли  делать нечего./

     7. «Картинка + рассказ  + пословица».

     Цель  – развитие творческого воображения.

     Каждому даются сюжетные картинки и совершенно произвольная пословица. Необходимо придумать рассказ по картинке так, чтобы он обязательно включил произвольную пословицу. Интересно получается и тогда, когда картинка одна, а пословицы у всех разные.

     8. Изобрази пословицу  пантомимой.

     Цель  – обратить внимание детей на возможность  передачи мысли с помощью мимики и жестов, на умение «читать» их.

     Пословицу показывает желающий ребенок, остальные ее отгадывают. Можно разделить ребят на 2-3 группы и устроить соревнование между ними.

     9. «Нарисуй пословицу».

     Цель  – развитие творческого воображения.

     У каждого ребѐнка своя пословица, к которой ему необходимо сделать рисунок. Показывая рисунок, он называет пословицу. Остальные дети ее запоминают. На следующем занятии педагог показывает рисунки, а ребята стараются вспомнить пословицы к ним. Постепенно образуется банк рисованных пословиц.

     10. Изобрази пословицу  схемой.

     Цель  – развитие творческого воображения.

     Многие  ребята пугаются того, что нужно  что-то нарисовать. В этом случае выручают схемы и пиктограммы. Изображение ножниц и расчески на улицах города сразу подскажет вам – здесь парикмахерская. Представьте, как может выглядеть пословица: «Не хвали себя сам, пусть тебя народ похвалит».

     11. Изображение пословицы  нестандартными средствами.

     Цель – развитие нестандартного мышления, творческого воображения

     Посмотрите, что у вас под рукой: спички, цветные ниточки, камешки и др. Попробуйте выложить, изобразить с  их помощью пословицу. Работы детей  нумеруются. Рядом вывешивается список пословиц. Предлагается найти соответствие между ними. В конце предлагаются ответы.

     Также могут использоваться и другие варианты работы с пословицами [7].

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений