Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

     2 уровень (средний): техника чтения - норма; тема и основная мысль  текста формулируется частично; учащиеся с трудом делятся своими мыслями, отсутствует лексическое богатство языка; испытывают затруднения в общении с друг другом,  не всегда учитывают точку зрения другого;

     3 уровень (высокий): техника чтения - выше нормы; правильно, точно,  кратко формулирует главную мысль, содержащую в тексте, определяет тему; речь образная, выразительная, эмоциональная, используются правильные синтаксические конструкции, выражается свое отношение к излагаемому; владеет правилами и культурой ведения диалога, умеет ставить вопросы по обсуждаемой теме, манеры участия в диалоге соответствуют общекультурным нормам.

     Количество  уровней и критериев может  отличаться.

     Итак, мы ознакомились с понятием коммуникативных  умений, их классификацией и оценкой. Как же развиваются (формируются) коммуникативные умения?

     Специалисты выделяют четыре основных этапа формирования коммуникативных умений у младших школьников [8]:

     1. Ознакомительный.

     2. Подготовительный (аналитический).

     3. Стандартизирующий (синтетический).

     4. Варьирующий (ситуативный).

     Процесс овладения коммуникативными умениями представляет собой многократное выполнение действий, направленных на автоматизацию в различных видах речевой деятельности и общении.

     Первоначально ребенок узнает о том или ином составляющем коммуникационного умения, далее это умение изучается, дается возможность его опробовать, проиграть, смоделировать. В процессе будущей деятельности учащегося применение данного умения постоянно повторяется и постепенно вводится в обиход ребенка. Далее предлагается применить данное умение в нестандартной ситуации, то есть дать возможность применить умение самостоятельно в реальном общении, закрепить его.

     В процессе речевой коммуникации люди пользуются средствами языка –словами и грамматикой – для построения высказываний, которые были бы понятны адресату. Однако знание только слов и грамматики недостаточно для того, чтобы общение было успешным: надо знать ещё условия употребления тех или иных слов и их сочетаний. Иначе говоря, помимо собственно грамматики, носитель языка должен усвоить «ситуативную грамматику», которая предписывает использовать речь не только в соответствии со смыслом лексических единиц и правилами их сочетания в предложении, но и в зависимости от характера отношений между говорящим и адресатом, от цели общения и от других факторов, знание которых в совокупности с собственно языковыми знаниями составляет уровень коммуникативных навыков носителя языка.

     Характер  навыков общения, входящих в коммуникативную  компетенцию, можно проиллюстрировать  на примере, так называемых косвенных речевых актов. Косвенным называется такой речевой акт, форма которого не соответствует его реальному значению в данной ситуации. Например, если сосед за обеденным столом обращается к вам со следующими словами: – Не могли бы вы передать мне соль?, то по форме это вопрос, а по сути – просьба, и ответом на неё должно быть ваше действие: вы передаёте соседу солонку. Если же вы поймёте эту просьбу как вопрос и ответите: – Могу, не производя соответствующего действия и дожидаясь, когда же собеседник действительно прямо попросит вас передать ему соль, – процесс коммуникации будет нарушен: вы поступите не так, как ожидал говорящий и как принято реагировать на подобные вопросы – просьбы в аналогичных ситуациях.

     Также в процессе общения имеет место  ориентация на социальные характеристики речевого партнёра: его статус, позицию, ситуационную роль, что проявляется в выборе альтернативных речевых средств со стратификациями и речевыми ограничителями [11].

     Таким образом, как грамматические, так  и лексические навыки и умения представляют собой центр речевой компетенции, на который опираются коммуникативные умения.

     Общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определённые черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации.

     На  наш взгляд, общение является важнейшей  фазой формирования личности младшего школьника.

     При организации коммуникативного процесса важную роль играет учет личностных и возрастных особенностей младших школьников. Младший школьный возраст является чрезвычайно благоприятным для овладения коммуникативными умениями. Это предполагает наличие у школьников не только практических умений, но и определенных качеств личности: общительности, раскованности, желания вступать в контакт, умения взаимодействовать в коллективе и так далее. Безусловно, речь идет не о том, чтобы заниматься развитием детей в ущерб знаниям, а о том, чтобы развитие коммуникативных навыков было специально направлено на развитие личности младших школьников [15].

     Идеально, с нашей точки зрения, для развития коммуникативных умений подходят уроки  чтения.

     Любовь  к предмету в данном возрасте очень  тесно связана с ощущением психологического комфорта, радости, потребности и готовности к общению, которые создает учитель на уроке.

     Уроки чтения в образовательных учреждениях согласно государственному образовательному стандарту [6] направлены на достижение следующих целей:

•    развитие художественно-творческих и  познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

•    овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением  как базовым умением в системе  образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•    воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов.

      Все вышеперечисленное и есть составляющие коммуникативных умений. Каким же образом они развиваются и  формируются на уроках чтения? Конечно посредством творческой деятельности. Далее рассмотрим технологию творческой деятельности на уроках чтения в младших классах более подробно. 

    1. Технология  творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
 

     Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Лишь тот человек может успешно жить и полноценно действовать в современном обществе, который способен самостоятельно выйти за пределы стандартного набора знаний, навыков и умений, сделать самостоятельный выбор, принять самостоятельное решение. Поэтому одной из социально значимых задач современной школы является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. В школе необходимо учить творчеству, т. е. формировать у учащихся способность и потребность самостоятельно находить решение не встречавшихся ранее задач, расковывать мысль школьника, научить его стремиться к созданию нового [14].

     Решение поставленной задачи требует внедрения  в образовательный процесс новых образовательных программ, методологические принципы которых предполагают включение ребёнка в активный творческий процесс.

     Развитие  творческого потенциала человека осуществляется благодаря обогащению его эмоциональной  сферы, формированию нестандартного, продуктивного мышления, становлению индивидуальности. Творческий акт – это реализация неповторимости, индивидуальности, уникальности человека.

     Творчество  – это создание объективно или  субъективно нового [2]. Для детей важна именно субъективная новизна их творческой деятельности. Эта субъективная новизна, создаваемая и переживаемая ребёнком, имеет важное развивающее и образовательное значение – через неё ребёнок усваивает общественный опыт предшествующих поколений. В этом – значение творчества для формирования личности.

     Наиболее  благоприятны для развития творческого  потенциала ребёнка уроки чтения. Чтение как учебный предмет имеет  в своем распоряжении такое сильное  средство воздействия на личность, как художественная литература. Художественная литература несет в себе огромный развивающий и воспитательный потенциал: приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства. Чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает [4].

     Чтение  тоже включает творческий акт, а именно: субъективное, индивидуальное восприятие читаемого и осознание через  него себя как личности. Как и  любое творчество, чтение – эмоциональная  деятельность, основывающаяся на личностном восприятии и воссоздании образов художественного произведения в своём воображении.

     Сегодня необходимо гармонично сочетать учебную  деятельность, в рамках которой формируются  базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной  с развитием индивидуальных задатков учащихся, коммуникативных умений, познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи.

     Развитие  детского творчества в первую очередь  зависит от чуткого, тактичного, понимающего  учителя, его творческого потенциала. Поэтому перед учителем стоят следующие задачи: замечать любые творческие проявления учеников; создавать условия для развития творческих способностей на уроках и во внеклассной работе [16].

     Далее рассмотрим технологию творческой деятельности на уроках чтения Зайцевой Т. В. [7].

     Технология  творческой деятельности младших школьников на уроках чтения включает несколько этапов: 

- выделение  мыслей текста, внимание к слову,

- прогнозирование, 

- диалог  с текстом,

- включение  воображения. 

      Рассмотрим основные виды работ с текстом на уроке чтения. 

1.2.1 Виды работ с текстом на уроке чтения

1. Чтение  всего текста (по заданию учителя).

2. Чтение, деление на части, составление  плана. 

3. Чтение  по готовому плану. 

4. Чтение, после чтения - пересказ.

5. Чтение  учеником нового текста, заранее  подготовленного дома.

6. Чтение  с сокращением текста (из текста убираются предложения или слова, которые можно опустить).

7 .Чтение  цепочкой по предложению. 

8. Чтение  цепочкой по абзацу.

9. Чтение  в полголоса.

10. Чтение, нахождение отрывков к рисунку. 

11. Чтение, ответы на вопросы. 

12. Нахождение  в тексте отрывка, который поможет  ответить на вопрос.

13.Чтение  самого красивого места в рассказе  или стихотворении. 

14.Нахождение  по данному началу или концу предложения всего предложения (позже предложение может заменять логически законченный отрывок).

15. Чтение  «выше нормы» (в основном это  домашнее задание, которое ученик, хорошо зная свою норму чтения незнакомого текста, путем тренировки дома, набирает 10-15 слов).

16. Чтение  отрывка, к которому можно подобрать  пословицу. 

17. Нахождение  предложения, с помощью которого  можно исправить допущенную ошибку.

18. Нахождение  предложения или отрывка, отражающего  основную мысль рассказа.

19. Чтение  и установление, что правдиво, а что вымышлено (для сказки).

20. Чтение, нахождение предложений, которые  стали поговорками (для басни).

21. Чтение, составление сценария к диафильму  (кратко, подробно).

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений