Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 02:19, курсовая работа

Описание

Цель исследования – исследование особенностей влияния творческой деятельности на уроках чтения на развитие коммуникативных умений у младших школьников.
Задачи исследования:
1. Обосновать актуальность проблемы развития коммуникативных умений младших школьников.
2. Определить сущность понятия коммуникативных умений, классифицировать их, определить способ оценки развития коммуникативных умений у младших школьников.
3. Теоретически обосновать процесс развития коммуникативных умений у младших школьников и влияние на него творческой деятельности на уроках чтения.
4. Систематизировать изученный материал.
5. Экспериментально определить наличествующий уровень развития коммуникативных умений у младших школьников

Содержание

Введение
1. Теоретические основы влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
1.1. Развитие коммуникативных умений у младших школьников
1.2. Технология творческой деятельности младших школьников на уроках чтения
1.2.1 Виды работы с текстом на уроке чтения
1.2.2 Виды творческой деятельности на уроках чтения
1.2.3 Выделение мыслей текста, внимание к слову
1.2.4 Прогнозирование
1.2.5 Диалог с текстом
1.2.6 Включение воображения
1.2.7 Работа над сочинением
1.3. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников
2. Опытно-экспериментальное исследование влияния творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений
2.1. Организация и методы исследования
2.2. Результаты исследования и их обсуждение
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Коммуник умения мл школьников.doc

— 320.00 Кб (Скачать документ)

2. Смысловые,  способствующие пониманию авторского  отношения к тому, о чем говорится в этом тексте.

3. Прогнозирующие  вопросы, дающие возможность учащимся 

предполагать  дальнейшее развитие событий.

     Итак, ведя диалог с автором, дети останавливаются, задают вопрос и пытаются представить, что будет дальше, они контролируют себя, а значит –  помогают себе быть талантливыми, вдумчивыми, заинтересованными  читателями.   

     1.2.5 Диалог с текстом 

     Многие  тексты, особенно детские, отличаются тем, что содержат явные или скрытые  вопросы, возможность предугадывать  развитие событий. Поэтому первоначальная задача научить ребенка видеть такие вопросы:

- давать  на них свои ответы;

- удерживать  вопросы и ответы в памяти до тех пор, пока не появится в тексте ответ, т. е. пока не появится возможность провести самоконтроль. В этом заключаются основные операции диалога с текстом.

     В диалог включены мышление, память, воображение, внимание, поэтому -   это основной прием работы с текстом. В диалоге, кроме поиска вопросов, скрытых в тексте, важная роль отводится прогнозированию.

На прогнозирование  возможен целый ряд заданий. Это  задания типа: придумать ответы к  тексту, его окончание. Неожиданные  ответы или концовки текста, как правило, рождают у ребят улыбку. Тексты даются не случайно, с их помощью формируется не только гибкость ума, умение найти нешаблонный ответ, но и чувство юмора, умение ценить шутку.  

     1.2.6 Включение воображения 

     Работа  над умением включать воображение является следующим этапом формирования творческого читателя. Задания на развитие воображения разнообразны и иногда выходят за рамки собственного чтения. Они включают в себя:

- наблюдения  за явлениями; 

- изображение  описанных картин;

- художественная деятельность;

- описание  образов различных модальностей (звуки, запахи, цвета, формы, рисование  по представлению, эмоции, чувства).

     Исходя  из своего опыта, можно говорить о  трех основных взаимодействующих и взаимообогащающих друг друга путях воздействия на развитие воображения:

1. Воздействие извне.

2. Стимуляция воображения.

3. Самовоспитание.                 

     Первый  путь – это традиционный принцип  наглядности в обучении. Здесь  могут быть предложены задания типа:

 - рассмотреть очень похожие рисунки и найти в них различия;

 - рассмотреть группы рисунков, соотносящихся друг к другу как целое и его части;

 - определить место каждой части на рисунке, изображающем целое.                                                       

     Второй  путь воздействия на воображение состоит в том, что учитель или учебный материал дает только первоначальный толчок, пусковой момент для дальнейшей самостоятельной работы воображения. Он включает в себя следующие формы работы: составление своеобразных «грамматических сказок», создание образов при помощи сравнения; соотнесение предметов по их схожести, дописывание стихотворений по первым строкам

     Последний вид работы очень нравится детям. Строчки, предлагаемые ребятам, содержат остросюжетную завязку какого-то необычного происшествия. Задача детей – придумать развязку, соблюдая при этом не только логику сюжета, но и заданную стихотворную форму.

     Третий  путь – это путь целенаправленной работы самого школьника.

     Могучий источник развития воображения –  образцы актерского чтения. Воспринимаемые на слух радиопередачи, грамзаписи, магнитофонные записи, с их великолепным звуковым оформлением, стимулируют фантазию детей.   

     1.2.7 Работа над сочинением 

     Одним из видов монологической речи являются устные сочинения детей по воображению. Тематика сочинений в классе может быть широкой и разнообразной. Важно, чтобы тема сочинения пробуждала мысль  детей, а предметы, взятые для описания, вызывали бы у них эстетические чувства. Детские сочинения можно классифицировать так:

а) Творческие сочинения по картинке.

б) Контаминации на темы художественных произведений.

в) Свободное  сочинение сказок и рассказов.  

г) Драматизация и словесное рисование.

д) Сочинение  стихотворений.                            

     1. Творческое сочинение по картинке.

     Учащимся демонстрируется картинка с любым изображением, в том числе сюжетным. Предлагается представить себе и рассказать классу данную  ситуацию. В качестве объекта выбирается любой герой, животное и даже предмет. Можно придумать развитие сюжета, а так же его финал. Контаминация на темы художественных произведений.

     Известно, что дети с большим удовольствием  воображают себя в ситуациях, в которые  попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, творчески переосмысливая приключения, по-своему меняя поведение героев в определенных ситуациях. Эту особенность детей необходимо использовать, прежде всего, для воспитания в них благородных черт характера.

     2. Сочинение на темы художественных произведений.

     Методика  обучению сочинению – контаминации предельно проста: ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Учитель сочувственно следит за течением «сочинения», делая вид, что верит каждому его слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.

     Очень важно выбрать произведение, достойное  того, чтобы ребенок перенял положительные черты его главного героя: усвоенное в этом возрасте остается на всю жизнь.

     3. Свободное сочинение сказок и рассказов.

     Заключается в том, что ребенку представляется полная свобода сочинять сказку или возможную ситуацию, этому не учат специально, но способствовать свободному (самостоятельному) сочинению необходимо. Подготовкой является упражнение на пересказ.

          При подготовке к работе над  сочинением приходилось задумываться  над вопросами: 

- Как  должно строиться высказывание?

- С чего  начинается сочинение? 

- Как  научить связывать в сочинении  части друг с другом по своему

содержанию  и форме?    

     Прежде всего, детей надо научить рассказывать на заданную тему, правильно строить предложения, выбирать нужные слова.

        В букварный период после прочтения  выбранного рассказа необходимо предлагать детям передать его содержание от имени героя, представив себя в его образе.

     Учитывая, что в младших классах сочинения носят в основном обучающий характер, план работы с детьми при подготовке к сочинению имеет примерно следующую структуру:

1. Раскрытие  темы (чаще тему предлагают сами дети):

 - определение границ темы;

 - озаглавливание;

 - определение идейного содержания;

 - композиция (место действия, действующие лица).

2. Определение  средств художественной выразительности. 

3. Грамматическое  задание (использование родственных слов или глаголов 2-го лица, ед. числа).

4. Составление  плана: 

 - вступительная часть (выразить общее впечатление);

 - основная часть;

 - заключительная часть (оценочные суждения, выражение личного отношения к сказанному).

5. Отбор языкового материала:

 - родственные слова;

 - сравнения;

 - эпитеты;

 - пословицы.

     Большой интерес вызывает у детей составление  рассказа по сюжетным картинкам от лица различных персонажей. Это позволяет  проследить, как изменится сюжет  в зависимости от того, с чьей точки зрения ведется рассказ и кому он адресован. В Приложении А рассматривается несколько приемов, которые позволяют пробудить фантазию детей, устранить их скованность в общении.

     4. Драматизация и словесное рисование.

     Ценность  приема драматизации определяется тем, что он помогает зрительно увидеть содержание литературного произведения, развивает воссоздающее воображение, без которого невозможно полноценное восприятие художественной литературы.

     Чтение  по ролям предваряет по степени сложности драматизацию развернутой формы, оно возможно в работе над любым произведением, в котором есть диалоги.

     Последовательность  подготовки к чтению по ролям:

- знакомство  с текстом – чтение или слушание;

- общая  проверка восприятия;

- определение  количества действующих лиц;

- чтение  текста про себя и обозначение  реплик действующих лиц и авторских 

слов  на закладках;

- определение  необходимости чтения авторских  слов;

- анализ  эмоционального состояния или  качеств характера действующих  лиц 

с целью  выразительного чтения;

- определение  интонационной окраски реплик  героев;

- выбор  чтецов и первое чтение по  ролям; 

- разбор  достоинств и недостатков чтения  по ролям; 

- повторное  чтение с новыми исполнителями; 

- подведение  итогов.

     Работа по драматизации. Необходимо разбить класс на группы по 5-6 человек. Перед каждой группой ставится задача: инсценировать рассказ, сказку; разобрать самостоятельно сценарий (отобрать значительный эпизод или цепь эпизодов и определить, что и как играть); подобрать действующих лиц; оснастить сценку (выбор инвентаря не ограничен). 

     Одним из методических приемов, побуждающих учеников проникнуть в текст произведения, является создание воображаемых мизансцен и запечатление их в рисунках. Словесное рисование, создание диафильмов позволяет вообразить, дополнить картины, образы.

     Итак: школа живого устного слова –  драматизация и словесное рисование – должна проходить через весь курс обучения в младших классах, ибо является источником больших переживаний, эстетического наслаждения, развивает устную и письменную речь, стимулирует развитие познавательных процессов личности – восприятия, воображения, мышления. 

     5. Сочинение стихотворений.

     Чуковский К. И. говорил: «В начале жизни мы все – стихотворцы, и лишь потом постепенно начинаем говорить прозой».

     Работу  начинается уже с первого класса. Сначала на уроках обучения грамоте, затем на уроках чтения, развития речи. С первого дня ведется обучение, применяется много стихотворного материала: сказки, стихи – загадки о буквах и звуках. Используются и подборки всевозможных стихотворных диалогов разной степени трудности.

Информация о работе Влияние творческой деятельности младших школьников на уроках чтения на развитие их коммуникативных умений