Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа

Описание

Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности

1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6

1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11

1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19

1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33

2.2. Методы исследования…………………………………………………33

2.3. Результаты исследования……………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………...42

Литература…………………………………………………………………………44

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марины.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке. Теоретическая часть работы указала на то, что действительно носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению, другие же наоборот.

Проведенное исследование, по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успешность в обучении показало, что не всегда тип темперамента предопределяет учебную деятельность, на это влияют и другие факторы. Тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.

 

 

 

 

 

 

Литература

1.            Алексеев В. Подросток: с кем и куда он идёт…// Учитель.- 1997. - № 1.- С. 23.

2.            Бадмаев Б. Ц. Психология в работе учителя. Книга 1.- М.: ВЛАДОС, 2000. - 300 с.

3.            Батаршев А. В. Психология индивидуальных различий – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. – 306 с.

4.            Белоус В.В. Темперамент и деятельность. – Пятигорск, 1990. – 324 с.

5.            Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. – 160 с.

6.            Верцинская Н.Н. Индивидуальная работа с учащимися. – Мн.: Нарасвета, 1983. – 63 с.

7.            Воготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 1991. – 324 с.

8.            Возрастная и педагогическая психология/Под ред. Гамезо. – М.: Просвещение, 1984. – 267 с.

9.            Дарвиш О. Б. Возрастная психология. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 171 с.

10.       Данилова Е.А. Физиология высшей нервной деятельности. - Ростов Н/Д.: «Феникс», 2001. – 448 с.

11.       Дубровина И.В. Психология. Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, 3-е издание, стереотип- М: издательский центр « Академия», 2004. – 464 с.

12.       Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога. - Ростов Н/Д.: Феникс, 2005. – 234 с.

13.       Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. - Питер, 2001. – 149 с.

14.       Зимняя И. А. Педагогическая психология.- М.: «Логос», 1999. – 276 с.

15.       Кирпичев В.И. Физиология и гигиена младшего школьника. – М.: Владос, 2002. – 186 с.

16.       Коломинский Я.Л. Человек: психология. – М.: Просвещение, 1986. – 205 с.

17.       Корниенко Н.А. Типология личности. - Новосибирск: издательство НГПУ, 1988. – 346 с.

18.       Корчагина Ю. Темперамент вашего ребенка// Здоровье детей. - 2008.- № 10. – С.38.

19.       Крутецкий В.А. Психология. Уч. для учащихся педучилищ. - 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Провещение,1986. – 336 с.

20.       Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983. – 234 с.

21.       Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. – Пермь,1973. – 123 с.

22.       Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997. – 456 с.

23.       Немов Р.С. Психология: в 3-х книгах. Книга 2.Психология образования – М., 2001. – 285 с.

24.       Николаева Л. А. Растим здоровых, умных и добрых/ сост. Л. В. Ковинько – М.: изд. Центр «Академия», 1997. – 234 с.

25.       Подласый И.П. Продуктивная педагогика. – М.: Народное образование, 2003. – 327 с.

26.       Практическая  психодиагностика методики и тесты. Уч. пособие/Ред. – сост. Д. Я. Райгородский - Самара: изд. Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с.

27.       Рейнвальд Н. И. Психология личности/ Н. И. Рейнвальд - М., 1987. – 252с.

28.       Рогов Е.И. Психология человека. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 176 с.

29.       Романов К. М. Практикум по общей психологии. – М.: Московский психолого - соц. институт, 2002. – 236 с.

30.       Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности. – Питер, 2003. – 245 с.

31.       Симонов  П. В. Темперамент. Характер. Личность. – М.: Наука, 1984. – 156 с.

32.       Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. – М.: Просвещение, 2000. – 78 с.

33.       Методика воспитательной работы/Под ред. В.А. Сластенина – М.: Академия, 2002. – 576 с.

34.       Степанов В.Г. Психология трудных школьников. – М.: Академия,2001. – 212 с.

35.       Столяренко Л.Д. Психология. - Ростов Н/Д: «Феникс», 2003. – 544 с.

36.       Субботина Л. Ю. Педагогическая психология/ Под ред. Н. В. Клюевой – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 176 с.

37.       Ушинский К. Д. Собрание сочинений. – М., 1985. - 96 с.

38.       Фридман Л. М. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 243 с.

39.       Юнг К., Кэрл Гусэв. Психологические типы/ пер. с нем. С. Лорне ; под ред. В. Земнского. – М., 1998. – 300 с.

40. ЭльконинД.Б. Психическое развитие в детских возрастах. / Ред. вступ. ст. Д. И. Фельдштейна – М.: Воронеж: Изд-во ин-та практической психологии; НПО МОДЭК, 1995. - 416с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Таблица 1

Сводная таблица результатов по опроснику Айзенка на определение типа темперамента

 

Испытуемые

 

Баллы

Флегматик

Холерик

Сангвиник

Меланхолик

1 испытуемый

Экстраверсия-19

Нейротизм-11

 

 

   +

 

 

2 испытуемый

Экстраверсия-20

Нейротизм-9

 

 

 

   +

 

3 испытуемый

Экстраверсия-19

Нейротизм-11

 

 

   +

 

 

4 испытуемый

Экстраверсия-17

Нейротизм-16

 

 

   +

 

 

5 испытуемый

Экстраверсия-15

Нейротизм-21

 

 

   +

 

 

6 испытуемый

Экстраверсия-18

Нейротизм-8

 

 

 

   +

 

7 испытуемый

Экстраверсия-13

Нейротизм-16

 

 

   +

 

 

8 испытуемый

Интроверсия-3

Нейротизм-10

 

      +

 

 

 

9 испытуемый

Экстраверсия-12

Нейротизм-15

 

      +

 

 

 

10 испытуемый

Экстраверсия-15

Нейротизм-18

 

 

   +

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов по методике «Рисунок человека»

 

Испытуемые

интроверсия

экстраверсия

 

Руки прижаты к телу

Угловатость фигуры

Ноги плотно сдвинуты

Уменьшены кисти рук/ отсутствие

 

Руки расставлены в стороны

Ноги расставлены в стороны

Кисти рук норм.размера и

детально прораб.

Прорисован рот

1 испытуемый

 

 

 

 

 

 

+

+

+

2 испытуемый

 

 

+

 

+

 

+

 

+

3 испытуемый

 

 

 

 

 

+

+

+

+

4 испытуемый

 

 

 

 

 

 

+

+

+

5 испытуемый

 

 

 

 

+

 

 

 

+

6 испытуемый

 

 

+

 

 

 

+

+

+

7 испытуемый

 

 

 

 

+

+

 

 

+

8 испытуемый

 

 

 

 

 

+

 

+

+

9 испытуемый

 

 

 

 

 

 

 

+

+

10 испытуемый

 

 

 

 

 

+

 

+

+

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков