Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа

Описание

Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности

1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6

1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11

1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19

1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33

2.2. Методы исследования…………………………………………………33

2.3. Результаты исследования……………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………...42

Литература…………………………………………………………………………44

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марины.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

У холерика замечание учителя вызывает обиду, состояние подавленности, плохое настроение на  длительное время. Все это снижает восприимчивость педагогических требований, а иногда даже влечет за собой конфликты с педагогами. Холерик объясняет проблему конфликтов так: «Меня не любят», «Ко мне несправедливы», «Ни одного хорошего учителя в школе нет», «Ко мне плохо относятся, потому я и учусь (веду себя) плохо».

Флегматик на замечания учителя улыбается, спрашивает: «А что я такого сделал?» и нехотя, медленно перестраивает свое поведение. При настойчивых требованиях немедленно выполнить что-либо он может нагрубить, вступить в конфликт, обвинить других в недостатках, хотя требованиям позже подчинится. При длительном отрицательном отношении педагогов, у флегматика могут возникнуть подавленность, озлобленность. Восприимчивость к педагогическим воздействиям, прежде всего, заметно начинает уменьшаться.

Ученик с темпераментом меланхолика может даже не отреагировать на замечание учителя и вести себя так, как и раньше. В случае же повторного порицания он замкнется в себе, затаит обиду, будет напряженно ожидать новых замечаний.

Восприимчивость школьника к педагогическим воздействиям в зависимости от темперамента носит избирательный характер, проявляется в стереотипных действиях и поступках. Представим себе такую ситуацию: ученику необходимо выполнить домашнее задание повышенной трудности по математике. Оно требует больших волевых усилий. К тому же учитель строгий: за невыполненное задание может поставить неудовлетворительную оценку. Как будут вести себя учащиеся в зависимости от своих темпераментов? Наблюдения показали, что сангвиник через некоторое время после усиленных попыток справиться с заданием бросает его, успокаивая себя так: «Я спрошу, как решить у кого-нибудь перед уроком», «Ну и пусть ставят двойку, что я могу сделать, если у меня не получается».

Учащийся-холерик, постаравшись добросовестно выполнить задание, но быстро истощив силы, предпочитает уйти с урока или совсем не идти в школу: для него нет ничего неприятнее, чем получить плохую оценку или критическое замечание.

Флегматик и меланхолик тяжело переживают неудачу, но не пытаются найти способ избежать неприятностей, с тяжелым настроением отправляются на занятия.

Подобные стереотипы поведения обуславливаются тем, что в зависимости от результатов работы изменяется ценностно-ориентационная деятельность личности. Холерику во что бы то ни стало нужен успех в момент выполнения работы, пусть маленький, незначительный, но успех: он повышает настроение, вызывает положительные эмоции, стимулирует усилия в преодолении трудностей. Флегматик больше нуждается в устойчивом доброжелательном отношении к себе учителей и родителей. Он может легко, безболезненно переносить неудачи, если уверен, что отношение взрослых к нему из-за этого не изменится. Для сангвиника важен общий успех, который может быть даже не связан с конкретным заданием. Если его дела в целом складываются неплохо, он сравнительно легко переживает неудачи и даже неудовлетворительные оценки.

Меланхолик же должен ежедневно испытывать устойчивое положительное настроение независимо от причины, вызвавшей радости: радости от общения с друзьями, похвалы учителя, высоких результатов в учебе и другое.

Все эти особенности личности, связанные с типами темперамента, важно знать, для того чтобы управлять эмоциональными переживаниями ребенка, от которых в значительной степени зависит его восприимчивость к педагогическим воздействиям. Их несоответствие особенностям темперамента может привести к стабилизации нежелательных черт и отклонений в поведении [5,102].

Наиболее адекватная реакция на педагогические воздействия наблюдается у сангвиников и флегматиков. Сангвиники быстро, легко воспринимают педагогические требования, проявляют готовность их выполнить, дает обещания, но затем из-за своей подвижности, склонности быстро переключаться на другое, забывает о них. Для флегматика требования учителя всегда личностно значимы, хотя, будучи медлительным, он стремится выполнить их не сразу, а предварительно обдумав, как, когда, в какой последовательности. Необходимость выполнить сразу несколько требований дезорганизует его, вызывает нервозность.

Вот почему к сангвиникам и флегматикам необходимо применять устойчивые и постоянные меры воздействия учителя: сангвинику целесообразно периодически напоминать о совокупности предъявляемых к нему требований, а флегматику предъявлять их по частям и в определенной последовательности. Тогда каждый ребенок сможет самостоятельно и спокойно выполнить задание, испытывая при этом положительные эмоции.

Особого внимания требует выбор способов эффективных воспитательных воздействий на учащегося- холерика. Его реакция во многом зависит от того, как предъявляются ему педагогические требования: доброжелательно, ласково, спокойно, с раздражением, доверительно или грубо, резко, насмешливо. Если ученик психологически не принимает форму предъявляемых к нему требований, то он не воспринимает и их содержание.

Менее всего подготовлен к восприятию воспитательных воздействий учащийся с темпераментом меланхолика. Из-за небольших адаптационных способностей он в большинстве случаев охотно реагирует на те требования, которые совпадают с его интересами, намерениями, поскольку их выполнение помогает ему выразить себя и утвердиться, прежде всего, в собственных глазах, располагает к уверенному применению своих физических и умственных возможностей. Остальные требования он часто воспринимает довольно скептически. Поэтому учителям при общении с меланхоликом необходимо предварительно мотивировать свои требования, раскрывать их значимость для него лично.

Индивидуальное педагогическое воздействие является специальной подготовкой личности ученика, его внутреннего состояния к восприятию требований учителя. Индивидуальность воспитанника проявляется в сочетании темперамента и психических состояний: в зависимости от их соотношений учащиеся по-разному проявляют чувствительность к воспитанию в целом, и к отдельным методам и приемам работы педагога [30,12].

Предметом особой заботы учителя на уроке чаще всего бывают дети- холерики и дети с меланхолическим типом темперамента. Первых нужно систематически удерживать от бурных реакций, приучать к сдержанности, самообладанию, присваивать им привычку к более спокойной и равномерной работе. У вторых надо развивать уверенность в своих силах, поощрять их активность.

Психическое состояние школьника зависит от оценки и отношения к нему учителя, которые выражаются, как правило, в конкретной форме предъявления педагогических требований.

Высокий уровень общего развития школьников, в особенности их эмоциональной сферы, требует от учителя более тонкой дифференциации индивидуальных влияний: выбора методов в зависимости от общего психического состояния ребенка и состояния в данный момент; перевода отрицательного психического состояния в положительное, и на этой основе предъявление соответствующих требований; предвиденье типичных реакций воспитанника с определенным типом темпераментом и создания в связи с этим педагогических условий и ситуаций.

Для предотвращения негативного воздействия на личность, нужно постараться выявить у таких подростков таланты, которые часто скрыты за нерешительностью. Это повысит их престиж в классе.

Именно с учетом типичных проявлений темперамента осуществляется всякое индивидуальное педагогическое воздействие в конкретной педагогической ситуации.

 

Таким образом, делая вывод по данной главе необходимо отметить ее  ключевые моменты.

Темпераментом называется характерная для человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью с одной стороны, и силой их – с другой.

Следует помнить, что только положительных или только отрицательных темпераментов не существует. Каждый темперамент имеет свои положительные и отрицательные стороны.

В структуру темперамента входят три основные части.   Во-первых, это общая психическая активность индивида, во-вторых двигательный, или моторный компонент, а так же «эмоциональность». В зависимости от условий формирования личности каждый тип темперамента может характеризоваться комплексом как положительных, так и отрицательных психологических черт: «лучших» или «худших». Нельзя не учитывать, что существуют возрастные особенности темперамента. В каждом детском возрасте своя специфика активности, эмоциональности и моторики.

Учителю следует иметь в виду, что темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения, интересы и т. п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет отношение лишь к динамической стороне деятельности. Характер же неразрывно связан с содержательной стороной личности.

Задача  учителя  заключается, следовательно, не в том, чтобы в процессе индивидуальной работы с ребенком переделывать один тип темперамента на другой, а в том, чтобы планомерной и систематической работой добиваться, с одной стороны, развития свойственных каждому темпераменту положительных качеств, а с другой стороны, ликвидации или ослабления тех недостатков, которые уже начали проявляться в поведении ребенка. Бесспорно, что при любом темпераменте можно развить все общественно ценные свойства личности. Однако конкретные приемы развития этих свойств существенно зависят от темперамента. Поэтому темперамент — важное условие, с которым надо считаться при индивидуальном подходе к воспитанию и обучению, к формированию характера, к всестороннему развитию умственных и физических способностей.

В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Некоторые дети легко и быстро осваиваются с резкими изменениями в распорядке дня, другие же – медленно и их работа разглаживается. При объяснении подобных фактов так же следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного задания на другое, даже на уроке по одному и тому же предмету (например, при переходе от выслушивания объяснения к письму и т.д.). В то же время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности не редко поддерживают рабочее состояние на уроке. [18;23].

Пренебрежение индивидуальными особенностями учащихся в обучении, в том числе и темперамента, ведет к возникновению у них различного рода трудностей, осложняет путь достижения поставленной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2.  Исследование педагогических условий организации учебной деятельности младшего школьника с учетом его типа темперамента

 

2.1. Общая характеристика исследования.

 

Исследование проводилось в Чумаковской средней общеобразовательной школе Куйбышевского района среди учащихся 6 класса (12-13 лет). В исследовании принимали участие 10 учащихся. Из них 6 мальчиков и 4 девочки.

Исследование было направлено на выявление влияния типа темперамента у подростков на их успеваемость.

Исследование состояло из 3 этапов.

На I этапе исследовались особенности темперамента подростков при помощи психодиагностических методик

На II этапе были проанализированы результаты успеваемости детей за последние 2 четверти.

На III этапе сравнивались результаты, полученные на I и II этапах исследования, то есть устанавливалась взаимосвязь типа темперамента ребенка и его успешности в учебной деятельности.

 

 

2.2.  Методы исследования.

 

Исследование в данной работе посвящено  выявлению взаимосвязи типов темперамента и учебной деятельности подростков.

Для проверки гипотезы исследования были использованы следующие психодиагностические методики:

1.            Опросник Айзенка по определению темперамента

Цель: выявление типа темперамента подростка.

Данная методика включает в себя 60 вопросов об особенностях погведения, на которые испытуемые если согласны отвечают «да» и ставят знак «+», если не согласны – отвечают «нет» и ставят знак «-».

2.      Методика «Рисунок человека»

Впервые предложен Ф.Гуденаф для исследования познавательных способностей. Впоследствии К.Маховер разработала критерии, позволяющие оценить личностные особенности. Его можно проводить с трехлетнего возраста. В качестве личностного теста методика успешно интерпретируется, начиная со старшего дошкольного возраста, и не имеет возрастных ограничений сверху.

Лист бумаги формата А4 кладут перед обследуемым вертикально и просят нарисовать человека - всего, целиком. Нужно постараться нарисовать как можно лучше.

Если обследуемый задает уточняющие вопросы («Мужчину или женщину?», «Мальчика или девочку?», «Можно нарисовать принцессу?», «А можно чтобы он был в шляпе?» и т.п.), то ему говорят: «Рисуйте  так, как вы хотите». Если же вопрос противоречит инструкции, то ее частично повторяют. Так, на вопрос: «А можно нарисовать только лицо?», - следует ответ: «Нет, нарисуйте всего человека, целиком». Если обследуемый говорит: «Я нарисую робота», - то ему отвечают: «Нет, нарисуйте, пожалуйста, человека».

Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков