Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 07:49, дипломная работа

Описание

Первая глава состоит из 4 параграфов. В ней представлены особенности учебной деятельности в подростковом возрасте, раскрыто понятие «темперамента» и дана характеристика различных типов темперамента, описаны особенности влияния типа темперамента на учебную деятельность, а так же раскрываются особенности учета типа темперамента в процессе обучения.
Во второй главе представлены характеристика и результаты исследования по выявлению влияния типа темперамента подростка на его успехи в обучении.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….3

Глава 1. Особенности проявления темперамента подростков в учебной деятельности

1.1. Характеристика учебной деятельности в подростковом возрасте………............................................................................................6

1.2. Темперамент как динамическая характеристика психических процессов человека……………………………………………………..11

1.3. Влияние типа темперамента подростка на его учебную деятельность……………………………………………………………..19

1.4. Учет особенностей темперамента подростка в процессе учебной деятельности……………………………………………………………..25

Глава 2. Исследование влияния типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков

2.1. Общая характеристика исследования………………………………..33

2.2. Методы исследования…………………………………………………33

2.3. Результаты исследования……………………………………………...35

Заключение………………………………………………………………………...42

Литература…………………………………………………………………………44

Приложение

Работа состоит из  1 файл

Диплом Марины.doc

— 299.50 Кб (Скачать документ)

Полученные рисунки подвергаются количественному и качественному анализу. Для более удобной обработки были выделены следующие параметры:

Интроверсия

- руки прижаты к телу;

- угловатость фигуры;

- ноги плотно сдвинуты;

- уменьшенные кисти рук или их отсутствие.

Экстраверсия

- руки расставлены в стороны;

-  ноги расставлены в стороны;

- кисти рук нормального размера и детально проработаны;

- прорисован рот.

Для анализа общих результатов был применен качественный и количественный анализ.

 

 

2.3. Результаты исследования.

 

Теоретическое изложение вопроса о темпераменте, а именно его влияния на учебную деятельность показывает, что тип темперамента выражается в характере интеллектуальной деятельности подростка,  в способе выполнения учебных задач и т.д. Значит, можно сказать, что сам процесс обучения и усвоение учебного материала детьми с разными типами темперамента будет  отличаться. Поэтому можно предположить, что носители некоторых типов темперамента изначально являются предрасположенными к успешному обучению. Другие же наоборот.

Для определения типа темперамента подростков были проведены «Опросник Айзенка по определению темперамента» и проективная методика «Рисунок человека».

В ходе проведения опросника Айзенка на выявление типа темперамента были получены результаты, представленные в приложении,  в таблице 1.

Анализируя данные таблицы 1 (приложение) можно сделать вывод, что у 6 учащихся (60%) выявлен холерический тип темперамента, 2 учащихся (20%) обладают сангвиническим типом темперамента и 2 учащихся (20%) - флегматическим.

Из таблицы видно, что большинство учащихся - холерики.

Холерик – нестабильная личность, несдержан, импульсивен, активен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны. Он обладает быстрой речью, сильно подвижной выразительной мимикой, вспыльчивостью, суетливостью; если выполняет индивидуальную или важную для него работу, он весь во внимании, все его мысли, эмоции сконцентрированы на ней.

Также из таблицы видно, что 9 учащихся (90%)  экстраверты и 1 учащийся (10%).

Экстраверты – учащиеся общительные, контактные, испытывают потребность постоянно реализовывать новые учебные речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать.

Интроверты – чаще замкнутые, скрытные люди, погруженные в свой внутренний мир. Они больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу, стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Они испытывают дискомфорт в новых, необходимых для них ситуаций, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них находится опыт общения, чувствуют себя достаточно уверенно, творчески решают задачи.

Для более глубокого изучения особенностей темперамента и для подтверждения результатов 1 методики была проведена проективная методика Венгера «Рисунок человека» на выявление преобладания таких свойств темперамента как экстраверсии или интроверсии.

При анализе рисунков мы ориентировались на такие показатели интроверсии как:  руки прижаты к телу, угловатость фигуры, ноги плотно сдвинуты, уменьшенные кисти рук или их отсутствие.

Показатели экстраверсии: руки расставлены в стороны, ноги расставлены в стороны, кисти рук нормального размера и детально проработаны, прорисован рот.

Результаты, полученные  по методике «Рисунок человека» представлены в приложении в таблице 2. В данной таблице отражается следующая картина: 90% учащихся - экстраверты и 10% учащихся - интроверты.

Делая вывод по двум проведенным методикам на определение особенностей темперамента видно, что в данном классе преобладают учащиеся экстраверты (90%) и 10% интровертов (рисунок 1).

Рис. 1. Показатели экстраверсии и интроверсии у детей 6 класса.

 

Также в классе обучаются учащиеся с тремя разными типами темперамента: холерического, сангвинического и флегматического. Соответственно, учителю необходимо учитывать эти показатели при обучении.

Для того чтобы определить влияет ли тип темперамента на успешность учебной  деятельности подростков была изучена и проанализирована успеваемость 6 класса за 2 последние четверти. В ходе анализа общей успеваемости детей  учитывались показатели успеваемости детей по следующим дисциплинам: русский язык, литература, математика, иностранный язык, география.

Результаты успеваемости детей представлены в таблице 1.

 

 

 

 

 

                                        

 

 

 

 

 

 

   Таблица 1

Показатели успеваемости учащихся 6 класса за 1-2 четверти 2008 учебного года

 

Испы

туе

мые

1 четверть

2 четверть

 

Сред-ний балл

Рус. язык

Литература

Мате

матика

 

Ин.

язык

География

Рус. язык

Литера

тура

Матема

тика

Ин.

язык

Геогра

фия

1

4

5

3

3

4

4

4

3

3

4

3,7

2

3

4

3

3

3

3

3

3

3

4

3,2

3

3

3

3

3

4

3

3

3

3

3

3,1

4

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

5

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

3

6

4

4

4

4

5

4

4

4

4

4

4,1

7

4

5

5

5

5

4

5

4

5

5

4,7

8

4

5

3

3

4

4

4

3

4

4

3,8

9

4

5

4

4

4

4

4

4

4

4

4,1

10

4

4

3

4

5

4

5

4

4

5

4,2

 

Исследовав успеваемость 6 класса за 1-2 четверти, рассчитав средний балл, мы условно разделили детей на «сильных» (от 4,5-5 баллов), «среднеуспевающих» (от 3,5-4,5 баллов) и «слабоуспевающих» (от 2,5-3,5 баллов).

Показатели успеваемости детей в процентах представлены на рисунке 1.                                                          

Рис. 2. Показатели успешности обучения в 6 классе

По рисунку видно, что в 6 классе преобладают «среднеуспевающие» учащиеся (50%), «слабые» учащиеся составляют 40%, и лишь 10% учащихся являются  «сильными».

Для сопоставления результатов по определению темперамента и успеваемости была составлена сопоставительная таблица.

Таблица 2

Сопоставительная таблица успеваемости и типа темперамента детей

 

Испытуемый

Тип темперамента

Экстраверсия/

интроверсия

Успеваемость

1 испытуемый

Холерик

Экстраверт

Среднеуспевающий

2 испытуемый

Сангвиник

Экстраверт

Слабоуспевающий

3 испытуемый

Холерик

Экстраверт

Слабоуспевающий

4 испытуемый

Холерик

Экстраверт

Слабоуспевающий

5 испытуемый

Холерик

Интроверт

Слабоуспевающий

6 испытуемый

Сангвиник

Экстраверт

Среднеуспевающий

7 испытуемый

Холерик

Экстраверт

Сильный

8 испытуемый

Флегматик

Экстраверт

Среднеуспевающий

9 испытуемый

Флегматик

Экстраверт

Среднеуспевающий

10 испытуемый

Холерик

Экстраверт

Среднеуспевающий

Из данных таблицы видно, что 30% холериков являются «слабоуспевающими», 20% холериков являются «среднеуспевающими», и лишь 10% холериков являются «сильными» учениками. В классе обучается 20% флегматиков, и они являются «среднеуспевающими». Кроме того, в данном классе обучается 2 сангвиника, один из них является «среднеуспевающим», а другой «слабоуспевающим». Следовательно, дети с такими подвижные типами темперамента как холерики и сангвиники, могут иметь в учебе как высокие показатели, так и низкие. Флегматики же, могут учиться лучше холериков и сангвиников и в данном классе они являются «среднеуспевающими», что и показало данное исследование.

Минимальным средним баллом успеваемости (3 балла) обладают четвертый и пятый испытуемые, они являются холериками-экстравертами.

Самый высокий показатель успеваемости у 7 испытуемого, он также является холериком-экстравертом.

В классе обучаются два флегматика (8 и 9 испытуемые). У них средние  показатели в учебе (3,8 и 4,1 балл).

Также в классе обучаются два сангвиника-экстраверта (2 и 6 испытуемые). При этом эти учащиеся имеют отличные друг от друга показатели в учебе. Второй испытуемый относится к «слабоуспевающим» (3,2 балла), шестой же испытуемый «среднеуспевающий»(4,2 балла).

В классе обучается восемь детей подвижного  типа, но, наряду с этим обучается два ребенка с флегматическим типом темперамента. Флегматик- человек медлительный, уравновешенный и спокойный, которого нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя; чувства его почти никак не проявляются вовне.

Однако самый низкий балл успеваемости у испытуемых флегматиков наблюдается по таким дисциплинам как математика и иностранный язык. Возможно, учителя этих дисциплин опираются больше на репродуктивные особенности учащихся-флегматиков, а учителя математики и иностранного языка, возможно, не учитывают их медлительности и пассивность.

Так как в классе обучаются дети с тремя  разными типами темперамента, то учитель должен учитывать особенности каждого типа темперамента.

Самый высокий показатель успеваемости по всему классу по таким дисциплинам как литература и география. Можно предположить, что учитель использует индивидуальный подход к каждому из учащихся, учитывая их индивидуальные особенности, в том числе и особенности темперамента, что положительно сказывается на качестве обучения.

По математике самый низкий балл успеваемости по всему классу. Можно предположить, что учитель математики не до конца использует личностный подход в обучении детей.

Таким образом, гипотеза исследования не подтвердилась. Это свидетельствует о том, что тип темперамента может оказывать влияние на процесс выполнения заданий, требований, усвоения материала, но не на конечный результат.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Каждый ребенок отличается от другого своими интересами, склонностями, способностями, характером и темпераментом.

К числу важнейших индивидуальных особенностей личности относится темперамент. Темперамент включает в себя общую психофизиологическую активность человека, его эмоциональность, которые ярко проявляются в стиле деятельности и способе поведения. Соответственно тип темперамента проявляется и в учебной деятельности детей. Для изучения особенностей влияния типа темперамента на успешность обучения подростков был проведен анализ психолого-педагогической литературы и проведено исследование.

В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:

Учебная деятельность подростков отличается от учебной деятельности младших школьников. На это влияют возрастные особенности, а также смена ведущей деятельности, характерной для данного возраста. Характерной деятельностью в данном возрасте является общение.

Темперамент является одним из наиболее значимых свойств личности. Выделяют четыре типа темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.

Представитель холерического типа темперамента отличается быстротой действий и движений, порывистостью, возбудимостью. Психологические процессы у них протекают быстро, интенсивно.

Представитель сангвинического типа темперамента живой, любознательный, подвижный. Как правило, весел и жизнерадостен.

       Представитель флегматического типа темперамента медлителен, спокоен, нетороплив. В деятельности проявляет основательность, продуманность, упорство.

        Представитель меланхолического типа темперамента склонен к замкнутости, избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, часто смущаются, проявляют большую неловкость в новой обстановке.

Тип темперамента оказывает влияние на учебную деятельность. В учебной деятельности каждый тип темперамента может проявить себя как в положительных, так и в отрицательных психологических чертах. Так, например, энергия, страстность холерика, если они направлены на достижение цели, могут быть ценными качествами, но недостаточная уравновешенность, эмоциональная и двигательная, может выразиться, при отсутствии надлежащего воспитания, в несдержанности, резкости, склонности к постоянным взрывам.

Информация о работе Влияние типа темперамента на успешность учебной деятельности подростков