Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

      Выводы  об уровне развития: Высокий уровень (В) — 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 10 детей (58,3%) Низкий уровень (Н) — 5 детей (33,3%) 

                                                                                        Обработка таблицы №9

Дети Название предмета Название части Свойства
16 100% 33,5% 41,6%
 
 

      Проведение  контрольного эксперимента по методике № 2.

      Данные  первой средней группы.

                                                                                                                       Таблица № 10

Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн Уровень
собст. нариц.          
Эдик  П.   + + +   +   +     С
Максим  Р.   +   +       +     Н
Катя  Г.   + +         +     Н
Саша  Г.   + + + +       +   С
Маша  М. + + + +       +     С
Матвей  К.   +   +       +     Н
Даша  С. + + + +   +   +     С
Сережа  А.   + + +   + + +     С
Вадим К.   + + + +     +     С
Лера  К.   + + +       +     С
Никита  О.   + +         +     Н
Андрей  И.   + + + + + + +   + В
                       
Алеша А   + +     +   +     С
Света Ж   + + +       +     В
Лена  К   + + +   + +       С
Анна  М   + +   +   + +     В

      Выводы  об уровне развития экспериментальной  группы:

      Высокий уровень (В) — 6 детей (33,35%)

      Средний уровень (С) - 10 детей (66,65%)

      Низкий  уровень (Н) – 0

                                                                       Обработка данных таблицы № 10

Дети Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн
собст. нариц.          
     
16 25 100 91,6 100 41,7 41,65 13,35 100 8,35 16,65
 
 
 

      Данные  второй  средней  группы

                                                                                                                                            Таблица № 11

Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложно-подчиненн Уровень
собст. нариц.          
Женя  Б.   + + +       +     Н
Олеся Ж.   + +         +     Н
Игорь Д.   + + + + + + +   + В
Саша  К.   + + + +     +     C
Настя А.   + + +   +   +     C
Данил Р. + + + +   +   +     С
Никита  В.   + +         +     Н
Настя К.   + + + + + + + + + В
Вадим Ч.   + + +   +   +     С
Таня  Ш. + + + + +     +     С
Данил Я.   + + + +     +     С
Артем Ж.   +   +     + +     Н
Андрей  А +   + + +           В
Алена Ш   +       +     +   В
Ника  М +     +             С
Оля  А  +   + + + *   +     С

      Выводы об уровне развития второй средней группы: Высокий уровень (В) - 4 ребенка (16,65%) Средний уровень (С) — 8 детей (50%)

      Низкий  уровень (Н) - 4 ребенка (33,35%)

                                                                       Обработка данных таблицы № 11.

Дети Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложно-подчиненн
собст. нариц.          
     
16 16,7 100 100 100 50 58,35 33,35 91,6 25 16,65
 
 

      Проведение  контрольного эксперимента по методике № 3.

      Данные  первой средней группы

      Обработка данных первой  средней группы

                                                                                                                                           Таблица № 12

  ребенка Употребление имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление  имен сущ. В род. падеже мн. числа
Эдик  П.
Максим  Р.
Катя  Г.
Саша  Г. ЗВ ЗВ
Маша  М. ЗВ
Матвей  К.
Даша  С.
Сережа  А.
Вадим К.
Лера  К. ЗВ
Никита  О.
Андрей  И. ЗВ
Алеша А
Света Ж
Лена  К
Анна  М

      Выводы  об уровне развития:

      Высокий уровень (В) - 4 ребенка (33,35%) Средний  уровень (С) - 12 детей (66,66%) Низкий уровень (Н) – 0

      Обработка данных второй средней   группы

                                                                                                                                          Таблица № 13

Имя ребенка Употребление  имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление  имен сущ. В род. падеже мн. числа
Женя  Б.
Олеся Ж.
Игорь Д.
Саша  К.
Настя А.
Данил Р.
Никита  В.
Настя К.
Вадим Ч.
Таня  Ш.
Данил Я.
Артем Ж.
Андрей  А
Алена Ш
Ника  М
Оля  А 

      Выводы  об уровне развития:

      Высокий уровень (В) — 2 ребенка (16,65%)

      Средний уровень (С) - 14 детей (50%)

      Низкий  уровень (Н) - 0 ребенка  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Анализ  и выводы

      Нами  был проведен констатирующий эксперимент  исследования развития связной речи. В методику проверки включили разные задания. Выявлялось состояние словаря, грамматического строя, влияние  мышления  на развитие  речи.

      Словарный запас выявлялся в умении называть предметы, свойства, выделять части  предмета.

      Для проверки умения связно, логично, последовательно  и самостоятельно передавать содержание литературного произведения детям предлагалось рассказать сказку «Репка».

      Для определения состояния грамматического  строя проверялось умение образовывать названия детенышей животных; употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

      Развитие  речи нужно тесно связывать с  развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя  дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Рассматривали виды связного высказывания. Можно отметить, что развитие речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

     В результате проведенного эксперимента мы получили, что подготовленная и  проведенная нами работа по влиянию  мышления на  развитие  речи является эффективной.

      В экспериментальной части нашей работы мы провели предварительную диагностику по развитию мышления  и влияния на  речь  у детей среднего дошкольного возраста в первой  средней и во  второй  средней группе. После формирующей части эксперимента была проведена контрольная диагностика обеих групп.

      В результате эксперимента были получены следующие результаты: количество детей с уровнем развития речи выше среднего увеличилось, было 8,3% , стало 33,35% - 41,65%. Наблюдается значительное уменьшение детей с уровнем развития речи ниже среднего. После констатирующего эксперимента было 33,35%, стало — 8,3%. Средний уровень составили 58,35% детей.

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет