Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

    Глаголы в процессе речевого общения дети употребляют преимущественно в  форме повелительного наклонения и  инфинитива. Но уже к середине года во 2-й младшей группе, а особенно в средней в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Давай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельности, элементы ее мотивации и планирования. Они наблюдаются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети говорят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!».(11,с.75)

    Ближе к пяти годам в высказываниях  увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания, а среди  существительных те, которые характеризуют нравственный облик («чистюля», «смельчак»).(13,с.56)

    Нравственный  словарь становится разнообразным  именно за счет глаголов и существительных. Употребляемые наречия и прилагательные довольно однообразны. Они характеризуют  выполнение правил и оценивают поведение (правильно-неправильно, плохо-хорошо). Это подтверждает, что правила деятельности, общения усваиваются в младшем дошкольном возрасте, а в 4-5 лет становятся регулятором поведения детей.

    Наречия и прилагательные, которые служат для характеристики действий, поступков (дружно, заботливо, без спросу, веселый, верный и др.) редко встречаются и в рассказах, и в повседневном общении детей. Поэтому уже в средней группе наряду с навыками общественного поведения у детей следует формировать и соответствующий словарь.

    У части воспитанников старших  и подготовительных групп в самостоятельных  высказываниях заметно возрастает по сравнении с пятым годом  жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят  совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет грамматический строй. С помощью глаголов дети нередко характеризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (Например, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».)(9,с.49)

    Дети 5-7 лет, которые в самостоятельных  высказываниях употребляют достаточное  количество глаголов, легче домысливают  сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения.

    Можно сказать, что в самостоятельных  высказываниях детей 6-7 лет, по сравнению с воспитанниками средних групп, существенно не меняется ни морфологический состав, ни уровень сформированности признаков связной речи. Если же дети 5-7 лет пытаются о чем-то рассказать самостоятельно, соподчиненность частей может отсутствовать, мысль прерывается вставкой-перечислением.

    В старшей и подготовительной группах  речевая активность детей во время  игр и других видов самостоятельной  деятельности значительно (в 2-3 раза) снижается. Причину этого некоторые авторы склонны искать в совершающемся в этот период переходе внешней речи во внутреннюю.(8,с.105)

    Само  по себе снижение речевой активности можно и не считать отрицательным  явлением. Но в старшей и подготовительной группах в сравнении со средней  в 1,9 раза (с 40 процентов) уменьшаются случаи объяснения чего-либо товарищу, когда речь наиболее сложна в грамматическом отношении и совершенна в лексическом. Среди поводов самостоятельных высказываний в играх преобладают распоряжения, просьбы. Они, как и сами игровые действия, сопровождаются высказываниями, простыми по грамматическому выражению. Названия предметов излишне часто заменяются местоимениями, много частиц и модальных слов. Все это придает речи ситуативный характер. Оценка поступков, событий осуществляется с помощью постоянно используемых наречий («хорошо-плохо») и прилагательных «хороший»-«плохой»(12,с.78).

    Таким образом, речь детей среднего дошкольного возраста сочетается с действием, совершенствуется практическое употребление речи, наблюдается продолжение роста словарного запаса за счет местоимений, числительных, соединительных слов.

1.3.Влияние  мышления на развитие  речи дошкольников.

      В формировании связной речи  отчётливо выступает тесная связь  речевого и умственного развития детей, развитие их мышления, восприятия, наблюдаемости. Чтобы хорошо, связно рассказать о чём-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Но связная речь, а не процесс мышления, не размышления, не думанные вслух. Поэтому для

достижения  связной речи необходимо уметь не только отображать содержание, которое должно быть передано в речи, но и использовать для этого языковые средства. Особенности развития мышления во многом определяет особенности детского словаря.   Связная логическая речь-это производная, преднамеренная речь: говорящий выбирает языковые средства- слова и грамматические конструкции, чтобы точно высказать суждения, мысли и выразить свои чувства – отношения к предметам повествования.

      Обучение рассказыванию способствует  развитию логики мышления и воспитанию чувств.

      Речь ребёнка развивается в  единстве с формированием его  мышления. В период дошкольного возраста в мышлении детей происходят значительные изменения: расширяется их кругозор, совершенствуются мыслительные операции, появляются новые знания и умения, а значит, совершенствуется и речь. Однако мыслительные и языковые навыки детей приобретают в общении с окружающим. По мере того как ребёнок растёт, общение усложняется по своему содержанию, что в свою очередь влечёт за собой усложнение речевых форм, в которых оно протекает. В группах детского сада систематически проводят занятия по расcказыванию, содержание которых неразрывно связано со всеми аспектами жизни детей.

      Установлено, что в дошкольном  возрасте дети легче всего  осваивают правильное построение отдельных предложений и значительно труднее овладевают различными формами связи и словосочетания фраз и части рассказа. Зачастую ребёнок 4- 5 лет не закончив одной части высказывания, переходит к другой. С совершенно новым содержанием, то есть смысловые связи между фразами в его речи или выражены слабо, или совсем отсутствуют. Пересказ учит детей излагать постепенно, поочерёдно художественное произведение. Учит отвечать на вопросы, выделять основную мысль. Пересказ литературных произведений оказывает заметное влияние на речевую деятельность дошкольников. Дети приобщаются к подлинно художественной речи. запоминают образные слова, учатся владеть родным языком. Они более творчески начинают строить свои собственные рассказы – на темы из личного опыта на предложенный сюжет. Поэтому следует полнее использовать влияние пересказа на формирования связанной речи детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на  развитие  речи

2.1Констатирующий  эксперимент исследования  развития мышления  и его влияние  на речь

Постановка  проблемы и гипотеза исследования.

      Дошкольный  возраст характеризуется интенсивным развитием способности к мышлению и развитием внешней речи. В возрасте 4-5 лет совершается переход от наглядно- действенного к наглядно- образному мышлению, последний становится ведущим на протяжении всего дошкольного возраста. У 4-5 летних детей при формировании наглядно-образного мышления действия начинают воспроизводиться без опоры на реальные вещи, то есть на уровне представлений. Дети, как уже говорилось выше, быстро усваивают, что действия с моделью необходимо соотносить с оригиналом. О наличии таких связей в мышлении ребенка свидетельствует характер воспроизведения им материала, умении оперировать образами, представлять объект в разных положениях.

      Итак, во всех видах деятельности дошкольника  развиваются мыслительные операции. К ним относятся: классификация, установление причинно-следственных связей, обобщение, сравнение,  понимание взаимозависимостей, способность рассуждать. Так, ребенок может понять главную мысль предложения, текста, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку.

      Что касается речи детей 4-5 лет, то следует  сказать, что словарный запас  значительно увеличивается за счет местоимений, числительных, количества соединительных слов, дети овладевают верным употреблением грамматических конструкций, усваивают строение родного языка, типы склонений, спряжений. При этом наблюдается большая активность ребенка. Это выражается в словообразованиях, словоизменениях, которые ребенок строит по образцам. Например: майонез - мамазик, носочки – носночки, котенок – мамонтенок, тепло – теплотаха, ева – королева. В этом возрасте ребенок проявляет наибольшую чуткость к языку.

      На  основе проделанного обзора литературы по данной теме предлагаю следующую  рабочую гипотезу для проведения исследования: мышление дошкольников 4-5 лет  влияет на  развитие  речи.

Цели  и задачи исследования

      Объект исследования: мышление,  речь.

      Предмет исследования: мышление и речь дошкольников 4-5 лет.

      Цель исследования: изучение  влияния мышления на развитие речи  у детей 4-5 лет.

      Задачи исследования:

  1. Определение уровня развития  мышления  у дошкольников 4-5 лет.
  2. Изучение уровня развития речи у 4-5-летних детей.
  3. Изучение  влияния мышления на развитие речи детей 4-5 лет. Раскрытие индивидуальных особенностей мышления и речи у детей дошкольников.

      Собственно  полевое исследование состояло из двух частей.

      База  исследования: МДОУ «Детский сад № 93 гор. Сыктывкара». Средняя группа № 1 и № 2.В эксперименте принимало участие 2 группы детей по 16 человек в каждой в возрасте от 4 до 5 лет.

Методика  проведения исследования:

    Для экспериментального исследования были выбраны методики при помощи, которых  определили уровень развития речи и  влияние обучения рассказыванию  по картинкам на развитие мышления  на   речь детей среднего дошкольного возраста.

      Методика  №1. Изучение словаря детей. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

      Цель: Изучить словарь детей среднего дошкольного возраста.

      Подготовка  исследования. Подобрали предметы, хорошо знакомые детям, с которыми они  часто действуют, например мяч, ложка, лопатка, рукавицы.

      Методика  №2. Влияние  мышления на  развитие речи, словарного состава речи. Виды предложений. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

      Цель: 1) Изучить  речь детей среднего дошкольного возраста.

                2)Изучить словарный состав речи.

                3)Выявить виды предложений, используемые при пересказе.

      Подготовка  исследования. За день до проведения исследования детям прочитали сказку «Репка»  без показа иллюстраций. Проведение исследования. Исследование проводили  индивидуально. Ребенка просили рассказать сказку «Репка». Установка на пересказ не давалась. Выводы об уровне развития: 3 балла - высокий уровень, 2 балла - средний уровень, 1 балл - низкий уровень. Данные оформили в таблицы №3, №4, №5

     По  мнению Ушаковой О.С. в средней группе расширяется круг грамматических явлений, подлежащих усвоению (и без наглядного материала).

     Продолжается  обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет  шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро). Поэтому считаю необходимым провести третью методику по изучению употребления имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа, которую предлагает О.С. Ушакова, Е. М. Струнина.

        Проведения   исследования по  методике № 1.

      Исследование  проводили индивидуально. Ребенку  давали по одному предмету и предлагали с ним поиграть. В ходе игры задавали вопросы: «Что это? Для чего это нужно?»  Затем предлагали ребенку погладить  предмет, снять, надавить и т.п. и  спрашивали: «Какой...?», чтобы выяснить умение выявить качества предмета и назвать их. Если ребенок самостоятельно не обращал внимание на части предмета, то их показывали и просили назвать.

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет