Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

    Словесно-логическое мышление самое сложное, оно оперирует  не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами. В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития этого вида мышления.(5,с.226)

    Слово начинает использоваться как самостоятельное  средство мышления по мере усвоения ребенком выработанных человечеством понятий - знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закрепленных в словах. Взрослые часто ошибаются, считая, что слова имеют для них и дошкольников один и тот же смысл. Для ребенка используемые слова - это слова-представления.

    К шести годам понятия детей становятся глубже, полнее, обобщеннее, в них включаются все более существенные черты предмета, явления. Чтобы слова превратились в понятия, требуется специально организованное обучение ребенка со стороны взрослого. Систематическое овладение понятиями начинается в процессе школьного обучения. Однако и специально организованные занятия со старшими дошкольниками позволяют им освоить некоторые понятия.

    В старшем дошкольном возрасте начинается овладение действиями с числами  и математическими знаками. Важно управлять этим и стремиться формировать у детей отвлеченное понятие числа как характеристики любых предметов, математических действий, без опоры на образы. Иначе это вызовет трудности при школьном обучении. В дошкольном возрасте ребенок овладевает некоторыми абстрактными понятиями: о временных отношениях, причине и следствии, пространстве и т. д. При этом понятия о конкретных предметах образуются, конечно же, легче и быстрее.

    Конец дошкольного периода психологи  характеризуют преобладанием наглядно - образного мышления или наглядно - схематического мышления. Отражением достижения ребенком этого уровня умственного развития является схематизм детского рисунка, умение использовать при решении задач схематические изображения.

    Изученная литература по данному вопросу представила нам много информации, которой в дальнейшем мы будем оперировать в процессе своей практической работы, при изучении уровня развития мышления дошкольников 4-5 лет.

    При развитии мышления большую роль играет речевая деятельность самого ребенка и речь взрослого. Речь взрослого, как известно любому родителю, направляет мыслительную деятельность ребенка. Ребенок при помощи взрослого лучше усваивает понятия.

    Хочется заметить, что в дошкольном возрасте дети легче усваивают понятия, связанные  с предметным миром, с его практической деятельностью, а труднее – абстрактные, моральные.

    Волков  Б.С. выделяет 4 этапа в формировании понятий:

    • Восприятие отдельных предметов, явлений;
    • Выделение множества признаков предметов и явлений:
    • Выделение существенных признаков с переходом к обобществлениям;
    • Обозначение их словом.(1,с.192)

    Умственное  действие происходит от практического  действия, проходя три этапа: практическое действие – речь - умственное действие. В 4-5 лет действие детей сочетается с речью. Когда ребенок что – либо делает, он рассуждает по поводу того, что он делает. Он осмысливает свой результат, а также может поставить перед собой новую задачу.

    Отношение взрослого к детским вопросам определяет во многом развитие мышления ребенка. Отвечая на них, необходимо предоставить ребенку возможность найти ответ, может быть, с помощью взрослого или сверстников. Главное – научить ребенка думать, рассуждать. Находить ответ. Взрослый должен развивать у ребенка самостоятельность мышления, любознательность. (1,с.194)

    Дошкольный  возраст сензитивен к обучению, особенно опирающемуся на образы.

    Зависимость развития ребенка, его мышления от обучения позволяет целенаправленно управлять  этим процессом, строить обучение так, чтобы оно совершенствовало способы  мышления, помогало приобретению новых типов его, заменяло и расширяло круг мыслительных задач.

    Итак, делаем вывод, что основным видом  мышления в дошкольном возрасте является наглядно-образное.

    1.2.Общая  характеристика развития  речи в дошкольном  возрасте. 

    Переход к дошкольному возрасту заключается в существенном изменении условий развития ребенка, и прежде всего в изменении его отношений к взрослым. На основе возросших возможностей ребенка и требований взрослых к его большей самостоятельности, а также на основе тенденций самого ребенка к самостоятельному осуществлению своей деятельности возникает реальная самостоятельная деятельность детей.

     Функции и формы речи на протяжении дошкольного  возраста становятся чрезвычайно разнообразными. Ребенок овладевает всеми основными  формами устной речи, присущими взрослым. Новые потребности общения и деятельности, приводящие к развитию новых форм речи, с неизбежностью ведут к интенсивному овладению языком, его словарным составом и грамматическим строением, в результате чего речь ребенка становится все более связной.

     Ситуативностью  на протяжении всего дошкольного  возраста отличается речь детей в  рассказах на темы из своего быта. Ситуативность  даже у самых младших детей  заметно снижается пересказах, воспроизводящих  прослушанные рассказы, а при введении в пересказы картинок речь вновь становится ситуативной в связи г тем что дети начинают опираться на них. У детей старшего дошкольного возраста ситуативность речи заметно снижается и в самостоятельных рассказах на темы из собственной жизни, и при опоре на картинки; при пересказах (с картинками и без них) речь в значительной степени носит контекстный характер.(3,с.192)

     Основной  специфической чертой ситуативной  речи является то, что она имеет  характер разговора. Будучи средством  непосредственного общения ребенка с близкими людьми, понимающими его с полуслова, она является грамматически менее оформленной.

     То, что Пиаже рассматривает как  недоучет точки зрения слушателя, и  то, что для него является доказательством  детского эгоцентризма, А. М. Леушина  рассматривает как отдельные моменты, характеризующие ситуативность детской речи. Последняя же является ярко выраженной формой социальной речи, служащей задачам общения.(3,с.194)

     К концу дошкольного возраста обе  эти формы речи сосуществуют, и  ребенок пользуется то одной, то другой формой, в зависимости от задач и условий общения.

     В ходе развития ребенка перестраиваются  формы связной речи. Переход к  контекстной – связной – речи стоит в тесной связи с овладением словарным составом и грамматическим строем языка; усвоение родного языка создает предпосылки для произвольного использования всех его средств.

     Значительное  уменьшение ситуативных моментов в  речи на шестом году жизни и одинаковая степень связности речи в высказываниях  по словесному образцу и без него свидетельствуют о ведущем значении усвоения языковых форм для развития связной, так называемой контекстной, речи. Именно усвоение форм языка делает возможным переход ко все более и более связным формам высказываний.

     А. Н. Гвоздев отмечает, что ребенок  до начала школьного обучения овладевает разговорно-бытовым стилем речи, но грамматические элементы книжного стиля остаются им не усвоенными. Усвоение характерных для литературного языка грамматических элементов падает на школьный возраст.(7,с.49)

     Общение в дошкольном возрасте носит непосредственный характер: ребенок-дошкольник в своих высказываниях всегда имеет в виду определенного, в большинстве случаев близкого человека (родителей, воспитателей, знакомых детей). Однако разговорно-бытовой стиль речи содержит в себе достаточно возможностей для формирования связной речи, состоящей не из отдельных, не связанных друг с другом предложений, а представляющей собой связное высказывание – рассказ, сообщение и т. п. В пределах разговорно-бытового стиля происходит уменьшение ситуативных моментов в речи и переход к пониманию на основе собственно языковых средств. Таким образом, в дошкольном возрасте происходит овладение основными средствами языка (его грамматическим строем), и это создает возможность для осуществления общения, опирающегося на собственно языковые средства.(7,с.50)

     По  сравнению с ранним детством словарь  ребенка-дошкольника увеличивается, как правило, в три раза  не только за счет существительных, но и  за счет глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных слов. В период дошкольного детства усваивается морфологическая система родного языка, ребенок практически осваивает в основных чертах типы склонений и спряжений. В то же время дети овладевают сложными предложениями, соединительными союзами, а также большинством распространенных суффиксов (суффиксами для обозначения пола детенышей животных и т.д.).

    У старших дошкольников уже не встречается  случаев двойного склонения. Появление  у детей ориентировки на звуковую форму слов способствует усвоению морфологической системы родного языка. Фонематический слух формируется у ребенка на основе непосредственного речевого общения. Уже к концу раннего детства дети хорошо дифференцируют слова, отличающиеся друг от друга хотя бы только одним звонким или глухим, твердым или мягким звуком. Таким образом, первичный фонематический слух оказывается достаточно развитым очень рано. Однако производить звуковой анализ слова, расчленять слово на составляющие его звуки и устанавливать порядок звуков в слове ребенок не умеет и к концу дошкольного возраста.(8,с.103)

    Выделяются  две основные сферы общения дошкольника - со взрослыми и со сверстниками.

    У дошкольника ярко выражено потребность  в самопрезентации, потребность  во внимании сверстника, желание донести  до партнера цели и содержание своих действий. Но дети испытывают большие трудности в общении. Дети испытывают большие трудности в -усвоении родного языка - его звуковой системы, грамматического строя, лексического состава. Известно, не владея родным языком, ребенок не сумеет усвоить навыки диалогического общения. Так как диалог, как вид общения, предполагает знание языка, умение им пользоваться при построении связного высказывания и налаживании речевого взаимодействия с партнером.(9,с.46)

    В дошкольном детстве ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

    Дети  дошкольного возраста овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который  характерен, главным образом, для диалогической речи.

    Период  «взлета» речи (в смысла разнообразия мотивов общения и языковых средств) - пятый год жизни. В старшем  дошкольном возрасте наблюдается известный  спад: однообразие мотивов общения  и простота их языкового выражения.(8,с.104)

    Для устной речи как монологической, так  и диалогической, характерны краткость  и простота построения предложений, бессоюзные соединения, эмоциональная  непосредственность, интонационная  и образная выразительность изложения: насыщенность поговорками, пословицами и так называемой «поговорочной мелочью».(10,с.66)

    Начиная с пятого года жизни, можно наблюдать  дифференцированное, в зависимости  от ситуации и темы высказывания, использование  языковых средств. Так, высказываясь о  явлениях природы, дети в 3-7 раз чаще, чем при описании явлений общественной жизни, пользуются прилагательными и наречиями. В высказываниях по поводу знакомых, понятных явлений общественной жизни активизируется в 2-2,5 раза употребление глаголов. В высказываниях о природе их мало (11-16%).(10,с.67)

    Также дифференцированно дети используют грамматический строй речи. Наиболее благоприятна для включения в  высказывания сложных предложений  ситуация, где надо партнеру по игре или взрослому что-то разъяснить, убедить его, доказать. Большое число  сложных предложений встречается в рассказах детей по сюжетной картине (17-20%)(11,с.73)

    Возросшая на пятом году активность и самостоятельность  в деятельности облегчает детям  освоение функций речи: общение со взрослыми и друг с другом, умения понятно выразить суждение, сопровождать речью свои действия. Благодаря этому на пятом году, как никогда в последующем, высока речевая активность. Ребенок произносит в среднем 180-210 слов в течение 30 минут игры. У детей большая потребность объяснить друг другу то, что они видят и знают - 40% от общего числа поводов возникновения высказываний. В этих ситуациях дети произносят так много сложных предложений, сколько не услышишь от них даже на очень насыщенных в познавательном отношении занятиях по родному языку. Морфологический строй высказывания (в смысле частоты использования глаголов, прилагательных, наречий) при этом не хуже, чем на занятиях.

    До  четырех лет у детей наблюдаются  случаи индукционных отношений между  речью и игровыми действиями. Ребенок  легко комментирует то, что видит, говорит о том, что собирается сделать или уже сделал, но молчит во время выполнения собственных действий. На пятом году желание и умение подтвердить речью свою деятельность усиливается. Так, ребенок старше 4,5 лет сопровождает речью в среднем каждое второе (бытовое, игровое) действие. Но в отличие от ситуации объяснения высказывания детей в этих случаях на 90% состоят из простых предложений. Однако отражение действий в громкий речи важно тем, что это один из этапов формирования умственных действий.

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет