Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)
 
 

                                                                         Обработка данных таблицы № 5

Имя ребенка Словарный состав речи Виды  предложений
Существительные Глаголы Прилаг. Нареч. Местоимения Междометия простые сложносочиненн сложноподчиненн
собст. Нариц.          
     
16 16,7 100 91,6 83,3 25 33,35 8,3 100 8,3 8,3
 
 

      Проведя методику в первой  средней и  во  второй средней  группе,  был сделан вывод, что развитие  речи в основном среднего и низкого уровня.

      У детей обеих групп возникли трудности в использовании сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. Это умение сформировано на низком уровне.

      При пересказе отмечается однообразие  словарного состава речи. Средний  и низкий уровень развития этого  умения, как в первой  средней  так и во  второй средней группах.

      Проведение  исследования по методике № 3.

        Цель: Изучить употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа.

      Подготовка  исследования. Подобрать картинки: кошка, котенок, котята; коза, козленок, козлята; курица, цыпленок, цыплята; собака, щенок, щенята.

      Проведение  исследования. Исследование проводили  индивидуально. «Сейчас я расскажу одну историю, которая произошла  летом. Был солнечный день, и на лужок (показывается на стол) прибежала (показывается картинка, на которой изображена кошка)... (ответ ребенка). Ей очень понравилось гулять по лугу, и кошка позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш, а детеныши?» Если ребенок не может ответить, то показываются картинки. На столе уже три картинки: кошка, котенок, котята.

      «Вышла  погулять мама...(показ картинки, на которой изображена коза, ребенок  должен назвать животное). Мама-коза позвала своего сыночка. Кто сынок  у козы? (Козленок.) А много детенышей? (Козлята.) Вышла погулять и (показ  картинки, после чего ребенок называет слово) курица со своим детенышем. Мама-курица, а детеныш, кто? (Цыпленок.) А много? (Цыплята.)»

       После показа картинка остается на столе. «Прибежала и собака, а с ней  ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно  щенок, а много детенышей? (Щенята.) Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) Убежали котята, кого не стало? (Не стало котят.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка, козлят.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка, цыплят) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка, щенят.) Вот какая история случилась летом.

      Обработка данных. Подсчитывали число правильных и неправильных ответов, данные оформили в таблицу №6,№7.

      Выводы  об уровне развития:

      3 балла - высокий уровень 2 балла  - средний уровень 1 балл - низкий  уровень

      Данные  первой  средней группы

                                                                                                                                     Таблица № 6

Имя ребенка Употребление  имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление  имен сущ. В род. падеже мн. числа
1 Эдик  П.
2 Максим  Р.
3 Катя  Г.
4 Саша  Г.
5 Маша  М.
6 Матвей  К.
7 Даша  С.
8 Сережа  А.
9 Вадим К.
10 Лера  К.
11 Никита  О.
12 Андрей  И. Зв зв
13 Алеша А
14 Света Ж
15 Лена  К
16 Анна  М
 

      Выводы  об уровне развития:

      Высокий уровень (В) - 1 ребенок (8,3%) Средний уровень (С) - 7 детей (41,7%) Низкий уровень (Н) - 8 детей (50%)

      Данные  второй средней группы.

                                                                                                                                         Таблица № 7

Имя Употребление  имен сущ. в род. падеже ед. числа Употребление имен сущ. в род. падеже мн. числа
1 Женя  Б.
2 Олеся Ж.
3 Игорь Д.
4 Саша  К.
5 Настя А.
6 Данил Р.
7 Никита  В.
8 Настя К.
9 Вадим Ч.
10 Таня  Ш.
11 Данил Я.
12 Артем Ж.
13 Андрей  А
14 Алена Ш
15 Ника  М
16 Оля  А 
 

      Выводы  об уровне развития:

      Высокий уровень (В) - 1 ребенка (8,3%) Средний уровень (С) - 6 ребенка (33,35%) Низкий уровень (Н) - 9 детей (58,3%)

      Проведение  этой методики показало, что дети, как правило, называют животное, изображенное на картинке. Но образовать названия детеныша (детенышей) этого животного самостоятельно для многих детей трудно.

      Наибольшую  трудность представляют для детей  задания, когда нужно образовывать названия детенышей животного от другого корня, например: курица - цыпленок. Таким образом, употребление имен существительных в родительном падеже единственного и множественного числа у детей на низком и среднем уровне.

      Выводы по констатирующему эксперименту

      Проведя исследование, мы пришли к выводу, что проблема развития речи - одна из главных в плане формирования личности ребенка.

      Важнейшими  задачами речевого развития детей среднего дошкольного возраста являются: формирование словарного запаса, грамматического  и синтаксического строя речи.

      Проведенное нами исследование показало, что словарь  многих детей беден, ограниченное использование  частей речи и мышление слабо развито. В рассказах детей преобладают  простые предложения, иногда с однородными  членами, которые прерываются паузами, слова не связаны друг с дугом. Отмечается у детей не умение грамматически правильно оформить предложения, высказывания. Что говорит о том, что необходимо провести специальную работу для развития связной речи.

      Для развития  речи детей  была проведена работа с использованием сказок.

      Ориентируясь  на возрастные особенности детей  среднего дошкольного возраста и  после проведения методик, с помощью  которых мы выявили развитие  речи детей среднего дошкольного  возраста,  была подготовлена и проведена работа по развитию речи  посредством сказок, а затем еще раз было проведено исследование по тем же методикам.

      Цель: доказать, что сказки являются эффективным  средством развития мышления  и  речи у детей среднего дошкольного  возраста.

      План-программа  работы по влиянию  мышления на  речь с использованием сказок.

      Сказки  вызывают у ребенка напряженное  внимание к зачаровывающим описаниям  чудес, необычайных событий, оказывают  сильное эмоциональное воздействие. Детское видение мира, образ мышления детей и психологическая специфика сказок характеризуются тесным родством в своем тяготении к противоположностям, крайностям.

      Занятия представляют из себя работу по блокам: детям предлагается определенная сказка, которая рассматривается на протяжении 4-х занятий.

Тема  занятия Цели Методы, приемы.
Блок 

(4 занятия)

Сказка  «Репка»

Формировать грамматический строй речи, умение составлять разные словосочетания, использовать местоимения  в речи, подбирать определения  к предмету, явлениям; согласовывать  прилагательные с существительными в роде, числе, падеже. Активизировать словарь. Развивать мелкую моторику. Активизировать творческое воображение и мышление. Упражнять в решении творческих задач. 1.Рассказывание  сказки.

2. Отгадывание  загадок.

3. Дидактические  игры:

«Что  умеют делать звери»

«Какой, какая, какое?»

«Кто  сумеет похвалить»

«От каждого  по словечку»

4. Развивающая  игра « А

если  бы…»

5. Придумывание  нового

названия  сказки.

6. Придумывание  нового

конца сказки.

 

     Нами  проводилось занятие по развитию речи  по мотивам сказки «Репка».

     Конспект  занятия по развитию речи на материале  сказки «Репка» для  детей среднего дошкольного  возраста.

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

1) Учить  детей самостоятельно пересказывать  и понимать сказки на основе построения наглядной модели, сохранять некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи.

2) Развивать  у детей мышление и воображение,  эмоциональную отзывчивость, память  при отборе условных заместителей  персонажей сказки, подбирая их по заданному признаку (величине, цвету).

3) Учить  детей строить двигательную модель  сказки по ходу ее изложения.

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет