Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2011 в 17:39, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет.

Теория развития мышления и речи породила большие споры в психологии. В связи с этим, исследование развития мышления и речи дошкольников достаточно актуально и может помочь доказать или опровергнуть некоторые основные заключения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава1. Теоретическое изучение……………….……………………………..….5

1.1.Общая характеристика мышления дошкольников……………………..…..5

1.2.Общая характеристика развития речи в дошкольном возрасте…..………11

1.3.Влияние мышления на развитие речи дошкольников……………….……………………………………………….…..18

Глава 2. Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4-5 лет на развитие речи…………………...…………………………………………………………..20

2.1. Констатирующий эксперимент исследования развития мышления и его влияние на речь………………………………………..……………………..….20

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи………………………………………………………………………….…...34

Анализ и выводы…………………………………………..……………....…...41

Заключение…………………………………………………………………..….43

Список использованной литературы……………………………… ……..…...45

Работа состоит из  1 файл

10%%%Эмпирическое исследование влияния мышления у детей дошкольного возраста 4.doc

— 715.00 Кб (Скачать документ)

4) Учить  детей строить полные и выразительные  ответы на вопросы по содержанию  сказки.

5) Воспитывать  умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Первый  используемый вид модели - сериационный ряд (сказка «Репка»).

Материал  и оборудование: Книжки-сказки «Репка», посылка, бандероль, настольный театр, крупные иллюстрации к сказкам. У каждого ребенка - конверты с набором условных заместителей к сказке «Репка» ( шесть полосок разной длины, один желтый круг) и конверты, в которых кружки одинаковой величины, но разного цвета. Фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей двух сказок, мелки, краски, карандаши, бумага.

Приемы и методы: Беседа, рассказывание сказок воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы, мозаика к сказке «Репка», , дидактическая игра «Почтальон».

Ход занятия:

1. Дети  играют в группе. Заходит почтальон  и вручает воспитателя посылку  и бандероль. С ребятами подходит к столу и вскрывает бандероль, достает книжку «Репка».

Воспитатель: Интересная сказка, кто прислал нам ее, здесь письмо, оно от кота Леопольда.

Читает  детям письмо: Дорогие ребята, посылаю вам свои любимые книги. Хочу, чтобы вы научились составлять сказки, хорошо их рассказывать и прислали мне ответ, понравились ли вам мои сказки? Кот Леопольд.

2. Воспитатель:  Эта книга-сказка про «Репку». Мы с вами е читали, пересказывали, обыгрывали. Вспомните, какие герои в этой сказке? (Дети перечисляют: репка, дед, бабка, внучка, жучка, кошка, мышка). Давайте мы с вами поиграем и попробуем составить эту сказку. Пройдите за свои столы, сядьте, возьмите конверт, на котором нарисована полоска. Вынимаем то, что в конверте. (Дети выполняют задания воспитателя).

Воспитатель: Чем отличаются полоски друг от друга? (Размером).

Чем они похожи? (Цветом).

Какого  они цвета? (Оранжевого).

Еще есть геометрическая фигура, какая? (Круг).

Какого  цвета? (Желтого).

3. У  каждого героя сказки своя, определенного  цвета полоска.

Какую возьмем по размеру  полоску для деда? Почему? (Самую длинную - дед самый высокий).

Какую возьмем по размеры  полоску для бабки? Почему? (Покороче, чем у деда - бабка ниже ростом, и т.д.).

Далее дети берут полоски для внучки, Жучки, кошки и мышки, и объясняют, почему именно эти полоски. Самая короткая полоска для мышки. Почему? (Мышка самая маленькая, серенькая).

Воспитатель рассказывает детям сказку, а они  составляют. Дети сначала кладут репку, затем полоску - деда, полоску - бабку, внучку, Жучку, кошку, мышку.

Воспитатель: Сказка закончилась. Вы эту сказку составили, используя полоски разного размера. Кто расскажет сказку по выполненным полоскам? (Выбираем желающего). Артем будет рассказывать, а все ребята следят по своим полоскам и помогают. (Один ребенок рассказывает сказку).

Воспитатель: Хорошо, сказка получилась интересная. (Физминутка).

Отодвиньте  все полоски на край стола. Мы не открыли  посылку. Посмотрим, что в ней?

4. Вместе  с детьми берем посылку и  располагаемся на ковре. Открываем  и вынимаем книгу «Лиса, заяц и петух» и настольный театр.

Воспитатель: Еще одну сказку прислал кот Леопольд. Называется она? (Ответы детей). И еще настольный театр. Рассказываем сказку и расставляем героев сказки.

Воспитатель: Дети, хорошо ли поступила лиса с зайцем? (Нет). Какая лиса в этой сказке? (Хитрая, коварная, умная, бессердечная и т.д.)

А какой зайчик? (Добрый, доверчивый, горемыка).

Почему  не помогли зайчику  волк и медведь? (Они струсили и убежали).

Кто оказался настоящим  героем-помощником? Какой он? (Петушок - он смелый, храбрый).

Воспитатель: Интересная сказка? (Да).

Кто назовет присказку  к этой сказке?

(Лиса  по лесу ходила,

Звонки  песни выводила,

Лиса  лычки драла,

Лиса  лапотки плела - это еще не сказка - присказка, сказка вся впереди!)

Подвижная игра «Лиса и зайцы».

5. Воспитатель:  Садитесь дети за столы и возьмите конверт, на котором нарисован круг. Выньте все, что есть в конверте. (Выполняют задание).

Какие геометрические фигуры? (Круги). Чем они похожи? Чем отличаются? (Одинаковые по размеру, разные по цвету). Какие цвета у кругов? (Оранжевый, белый, серый, коричневый, красный).

Эту сказку будем составлять по цвету. Для каждого  героя сказки - круг определенного цвета. Для зайца - белый, почему? Лиса - какой  круг, почему? Волк - какой круг, почему? Медведь - какой круг, почему? И петушок - какой круг, почему? (Дети объясняют, почему круги разного цвета, каждый цвет соотносят с «нарядом» животного). Кроме кружков разного цвета, есть избушки, тоже разного цвета, какого? Почему? (Избушка лисы - ледяная (голубая), зайца - лубяная (коричневая, из бревен) и есть еще кустик).

6. Воспитатель:  А теперь слушаем сказку и составляем.

Рассказывает  сказку, а дети составляют, используя  двигательный вид моделирования.

Воспитатель: Молодцы дети, правильно справились с заданием. А теперь давайте сами по очереди расскажем и покажем эту сказку. Хорошо ребята, я вижу, что вы все справились с заданием. Надо отослать ответ коту Леопольду о том, какие наши любимые сказки и как мы их рассказываем и составляем. Я напишу письмо, а вы нарисуете своих любимых героев из сказок.

  1. Дети переходят к столам, на которых находятся: бумага, краски, карандаши, мелки, фломастеры и рисуют кто чем хочет ( по желанию).

Выводы  по проведенному занятию:

    Результаты  диагностики показали, что у детей  хороший уровень развития. Дети стали активнее использовать в речи антонимы, синонимы, сравнения, прилагательные.

    На  вопросы воспитателя стали отвечать полными. Выразительными ответами. Большинство  из ребят умеют самостоятельно рассказывать сказки, пытаются составлять свои сказки. 

2.2 Контрольный эксперимент исследования развития связной речи.

      Контрольный эксперимент проводился при помощи тех же методик, что и констатирующий эксперимент. В результате проведенной работы мы получили следующие результаты.

      Проведение контрольного эксперимента по методике № 1.

      Данные  первой  средней группы

                                                                                                                           Таблица № 8

Имя ребенка Название  предмета Название  части Свойства Количество  баллов Уровень развития
Эдик  П. + + +
Максим  Р. +   +
Катя  Г. + +  
Саша  Г. + + +
Маша  М. + + +
Матвей  К. +   +
Даша  С. + +  
Сережа  А. +   +
Вадим К. +   +
Лера  К. + + + ЗВ
Никита  О. +   +
Андрей  И. + + + ЗВ
Алеша А +                     2С
Света Ж + +                   2С
Лена  К +   +                3В
Анна  М + + +                2 С

      Высокий уровень (В) - 7 детей (41,65%) Средний уровень (С) - 9 детей (58,35%) Низкий уровень (Н) — 0

                                                                                           Обработка данных таблицы №8

Дети Название  предмета Название  части Свойства
16 100% 58,3% 83,35%
 
 

      Данные  второй средней группы.

                                                                                                                                              Таблица № 9

Имя ребенка Название  предмета Название  части Свойства Количество  баллов Уровень развития
Женя  Б. +    
Олеся Ж. + +  
Игорь Д. + + +
Саша  К. +   +
Настя А. +   +
Данил Р. + +  
Никита  В. +    
Настя К. + +  
Вадим Ч. +   +
Таня  Ш. +    
Данил Я. +   +
Артем Ж. +    
Андрей  А +    
Алена Ш + +  
Ника  М +   +
Оля  А  + +  

Информация о работе Влияние мышления на развитие речи дошкольников 4-5 лет