Умственная отсталость

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 10:35, курсовая работа

Описание

Цель данной работы: Изучить, как особенности воспитания влияют на развитие умственно отсталого ребенка.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. проанализировать понятие и причины возникновения умственной отсталости у детей;
2. рассмотреть принципы работы с умственно отсталыми детьми;

Содержание

Введение
1.Понятие умственной отсталости
2.Причины возникновения умственной отсталости
3. Формы умственной отсталости
4.Принципы работы с умственно отсталыми детьми
5. Умственное воспитание детей в игре
6. Роль родителей в воспитании глубоко отсталого ребенка.
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

введение.docx

— 63.67 Кб (Скачать документ)

План

 

Введение

1.Понятие умственной отсталости 

2.Причины возникновения умственной отсталости

3. Формы умственной отсталости

4.Принципы работы с умственно отсталыми детьми

5. Умственное воспитание  детей в игре

6. Роль родителей в  воспитании глубоко отсталого  ребенка.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы курсовой работы. Правильное поведение в обществе должно формироваться у ребенка, начиная с самого раннего возраста.  Развитие нравственных качеств личности, культуры поведения в обществе, все это является необходимым элементом правил поведения в обществе. Воспитание  является необходимым фактором развития общества, и необходимым компонентом этого воспитания должно быть коррекционное развитие умственно отсталых. Общество должно учитывать необходимость расширения возможностей строить правильные взаимоотношения совместной деятельности людей с нарушением интеллекта. Актуальность проблемы вхождения умственно отсталых в современно общество всегда будет стоять на первых местах в проблеме воспитания детей с умственными недостатками.       

Проблемой обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии занимались многие выдающиеся отечественные педагоги и психологи. Среди них можно назвать Р.М. Боскис, Т.А. Власову, Л.С. Выготского, И.И. Данюшевского, Р.Е. Левину, И.М. Соловьёва, Ж.И. Шиф, Л.В.Занков. И другие представители школы Л.С.Выготского : А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин,.

При нормальном умственном развитии ребенка происходит, в основном быстрое речевое развитие. Дети понимают разговорную речь и сами активно  вступают в беседу, соответствующую  их возрастным особенностям, владеют  навыками активной речи, необходимой  для общения с окружающими, проявляют  интерес к сверстникам и взрослым [5].  Общение, объединяя достижения ребенка, становится важным условием социализации.          Умственно отсталый ребенок, с самого рождения испытывает трудности в формировании речи, эмоциональном общении, поэтому развитие правил  поведения выходит на первый план при воспитании таких детей.            

Объектом изучения является  особенности воспитания умственно отсталого ребенка.               Предметом изучения являются стилевые особенности воспитания умственно отсталого ребенка

Цель данной работы: Изучить, как особенности воспитания влияют на развитие умственно отсталого ребенка.

Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:

  1. проанализировать понятие и причины возникновения умственной отсталости у детей;
  2. рассмотреть принципы работы с умственно отсталыми детьми;
  3. Роль родителей в воспитании глубоко отсталого ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Понятие умственной отсталости.

Под умственной отсталостью  отечественные специалисты понимают стойкое нарушение психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет  место ведущая недостаточность  познавательной деятельности и в  первую очередь стойкая выраженная неразвитость абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с инертностью  психических процессов.                                 Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга(1)

Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению  и деменцию.

Термин «олигофрения»  был введен в 19в. психиатром Э.Крипивином.   Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения головного мозга в пренотальный (внутриутробный период), нотальный (при родах) и постнатальный (после родов в первые годы жизни).                                                                                             У олигофренов с нарушением функции анализаторов диффузное поражение коры сочетается с более глубокими поражениями той или иной мозговой системы. Эти дети дополнительно имеют локальные дефекты речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата.(2)                                                                 При олигофрении с психоподобным поведением у ребенка отмечается резкое нарушение эмоционально-волевой сферы. На первом плане у него оказывается недоразвитие личностных компонентов, снижение критичности относительно себя и окружающих людей, расторможенность влечений. Ребенок склонен к неоправданным аффектам.                                                                       

1)Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997г. - 303с.

2)Основы специальной  психологии под ред. Л.В.Кузнецовой  – М.: Академия,2003г. – 479с.

При олигофрении с выраженной лобной недостаточностью нарушения  познавательной деятельности сочетаются у ребенка с изменениями личности по лобному типу с резкими нарушениями  моторики. Эти дети вялы, безынициативны и беспомощны. Их речь многословна, бессодержательна, имеет подражательный характер. Дети не способны к психическому напряжению, целенаправленности, активности, слабо учитывают ситуацию.                   Дети-олигофрены характеризуются стойкими нарушениями всей психической деятельности, отчетливо обнаруживающимися в снижении активности познавательных процессов, особенно - словесно-логического мышления. Причем имеет место не только отставание от норм, но и глубокое своеобразие личностных проявлений и всей познавательной сферы. Таким образом, умственно отсталые дети ни в коей мере не могут быть приравнены к нормально развивающимся детям более младшего возраста. Они иные по своим проявлениям.(3)                                                                                                  Умственная отсталость, возникшая в более позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место занимает деменция (слабоумие). При деменции нарушение мозга возникает после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При этом отмечается прогрессирование заболевания.                                                        В клинике выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости — от легкой до глубокой отсталости; неврологические нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения от расторможенности до аномальной реакции на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной

гипнабельности. При генетически обусловленных олегофрениях характерны

3)Е.М.Мастюкова Лечебная педагогика. – М.: ВЛАДОС, 1997г. - 303с.

также поражения других органов  или систем (зрения, печени, кожи) и  часто особый фенотип. Например при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана — глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и так далее.                                                        На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих шизофреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.                                                                                        Наиболее распространенной классификацией детей с общим психическим недоразвитием (олигофренов) в нашей стране является классификация, предложенная М.С.Певзнер, в соответствии с которой выделяют пять форм.(4)             При не осложненной форме ребенок характеризуется уравновешенностью основных нервных процессов. Отклонение в познавательной деятельности не сопровождаются у него грубыми нарушениями анализаторов. Эмоционально-волевая сфера относительно сохранна. Ребенок способен к целенаправленной деятельности, однако лишь в тех случаях, когда задание ему понятно и доступно. В привычной ситуации его поведение не имеет резких отклонений.     Умственная отсталость дифференцируется с другими расстройствами в детском возрасте, которые могут внешне затруднять оценку интеллекта, например синдром Ретта, симбиотический психоз. Дефект при шизофрении, развивающейся в детском возрасте, также может быть похож на олигофрению. Кроме того, с психической депривацией в детстве, связанной с

4)Отто Шпек Люди с умственной отсталостью. - М.: Академия, 2003г. -427с. Программы специализированных общеобразовательных школ для умственно отсталых детей. Под ред. Г.Н.Воскресенского – М.: Просвящение,1986г.-363с.

принадлежностью родителей  ребенка к тоталитарной секте, дефектами  зрения и слуха родителей, пребыванием  их в хроническом психозе.

 

2.Причины возникновения  умственной отсталости.

 Причины умственной отсталости заключаются в неправильном формировании или в поражении головного мозга на ранних этапах его развития. Поэтому отличительной чертой умственной отсталости от приобретенного слабоумия является то, что умственная отсталость представляет собой не снижение функций психики вследствие психического заболевания, а их первоначальное недоразвитие. В случаях приобретенного слабоумия болезненное расстройство психической деятельности возникает у полноценного до этого человека, причем во время обследования удается выявить остатки прежних навыков и знаний. У лиц с приобретенным слабоумием речь более развита, уровень абстрактного мышления более высок, имеется резкое несоответствие между интересами и устремлениями больного до развития слабоумия и после этого.                                                       При умственной отсталости страдают те функции психики, которые обеспечивают нормальное развитие человека. Привести к повреждению головного мозга, обусловливающему умственную отсталость, могут различные факторы, действующие на зародыш и плод в периоде внутриутробного развития, во время родов или в послеродовом развитии. Различного рода интоксикации, заболевания матери во время беременности, травмы, полученные плодом в период внутриутробного развития и родов могут быть причиной умственной отсталости. Наиболее частыми причинами умственной отсталости являются тяжелые нейроинфекции, черепно-мозговые травмы.

 В  основном относят, те повреждающие факторы, которые действуют внутриутробно (пренатальные факторы), во время родов (перинатальные) и сразу после родов (ранние постнатальные).(5)                                                                             К числу пренатальных факторов относятся недостаточное питание, эндокринные нарушения, интоксикации, радиоактивное облучение, а также инфекции, которыми мать переболела во время беременности (например, краснуха). Перинатальные факторы включают кровоизлияния в мозг, аноксию (кислородное голодание), механическое повреждение головного мозга во время родов. (6)           Самые распространенные постнатальные причины – тяжелые инфекционные заболевания новорожденных, преимущественно менингиты и энцефалиты, сопровождающиеся воспалением головного мозга. Следует заметить, что далеко не у всех больных, которые подвергались действию этих факторов, развивается умственная отсталость. Кроме того, ее развитие в большей степени зависит от времени, когда действовал фактор, нежели от его природы. Другими словами, любой из ряда совершенно разных факторов, действуя в определенный период индивидуального развития, может приводить к развитию одной и той же формы умственной отсталости, а тот же самый фактор, действуя в разные периоды, может вызывать различные ее формы.(7). Не исключено, что к числу причин умственной отсталости относится также резус-конфликт матери и плода. Поскольку во время беременности некоторое количество плазмы крови матери проникает в организм плода, при несовместимости по резус-фактору или другим факторам крови может происходить массивное разрушение его кровяных клеток (эритроцитов) с тяжелыми последствиями для развивающегося организма. Полагают, что даже в отсутствие явных признаков патологии повреждение кровяных клеток может быть достаточно выраженным, чтобы

5)Абрамова А. В., Кириллова  Л. И. Речевые и сенсорные  системы и их нарушения / под  ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005. Горинов В. В., д.м.н., профессор

6) АзбукинД. И. Клиника олигофрений. М.: Учпедгиз, 1936.

7) Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Интеллектуальные нарушения. М.: Педагогическое общество России, 2004.

нарушить развитие мозга  и вызвать впоследствии умственную отсталость. Рядом исследований установлено, что среди лиц с простой  ее формой чаще встречаются резус-положительные  дети, рожденные от резус-отрицательных  матерей, чем среди здоровых или  больных со специфическими формами  умственной отсталости. В то же время  другими исследованиями эти данные подтверждены не были, поэтому окончательное  заключение выносить пока нельзя.(8)

Наследственность в настоящее  время считается не столь частой причиной отсталости, как предполагалось раньше. К числу наследственных относятся такие редкие ее формы, как, например, фенилкетонурия и болезнь Тея – Сакса. Они связаны с метаболическими расстройствами, в основе которых лежит один рецессивный ген. Полагают, что и некоторые случаи микроцефалии обусловлены генетическим дефектом. Синдром Дауна, хотя и вызывается хромосомной аномалией, не является наследственным заболеванием; причина его – ошибка (нерасхождение одной из пар хромосом), возникающая в процессе формирования половых клеток у матери и приводящая к тому, что ребенок получает дополнительный хромосомный материал, обычно в виде третьей 21-й хромосомы (в норме их должно быть только две).

По-прежнему идут споры о  роли наследственности и органической патологии в развитии простой  формы умственной отсталости. Некоторые исследователи предлагают разделить эту форму на экзогенную и эндогенную – в зависимости от того, выявляется или нет органическое повреждение мозга. Существование этих двух вариантов подтверждается данными историй болезни и психологическими исследованиями.    Экзогенный вариант более четко связан с внешними факторами, тогда как при эндогенном решающую роль, по-видимому, играют неизвестные пока наследственные факторы. В пользу последнего предположения

8)Бадалян П. О. Невропатология. М., 2002.

свидетельствуют, в частности, результаты патологоанатомических  исследований, часто выявляющих признаки общего недоразвития нервной системы. С другой стороны, имеются данные о возможной роли семейных условий, по крайней мере в некоторых случаях. В отличие от больных со специфическими формами умственной отсталости, лица с простой формой чаще воспитываются в плохих социально-экономических условиях или неблагополучных семьях. Поэтому сейчас все большее внимание уделяется методам воспитания и другим семейным факторам, которые могут способствовать развитию умственной отсталости у детей без органической патологии(9).

 

3.Формы умственной отсталости.

Глубина психического недоразвития находится в зависимости от тяжести  поражения структуры и функций  мозга. Выделяют легкую (дебильность), среднюю (имбецильность) и тяжелую (идиотия) степени умственной отсталости(10).                                                                                      При легкой степени умственной отсталости дети отстают от сверстников в темпе психомоторного развития с первого года жизни. Они на 2-4 месяца позднее начинают держать голову, переворачиваться, схватывать, удерживать и манипулировать погремушками, садиться, ползать, стоять и ходить. У них запаздывает появление гуления, лепета; слова они часто начинают произносить в 1,5-2 года, а фразы — в 2,5-3 года. Активный словарный запас накапливается медленно. Манипулятивные игры, игры в песочнице продолжаются до 4-6 лет, после чего начинается период сюжетно-ролевых, несложных по содержанию игр (продолжающийся до 12-15 лет). Способность к абстрактному мышлению развивается недостаточно. Эмоции

9)Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественнонаучные основы специальной дошкольной психологии и педагогики / под ред. В. И. Селиверстова. М.: Владос, 2005

10)Демьянов Ю.Г.  Диагностика психических нарушений. Изд: МиМ, Респекс: 1999; с 224

их дифференцированы, но тонкие человеческие чувства (сопереживание, чувство такта) развиваются мало. Дети отличаются упрямством, бывают негативистичны. В то же время они повышенно внушаемы.                        Такие дети обучаются во вспомогательных школах, где, помимо навыков чтения, письма, счета, приобретают знания общественно-исторического характера, сведения по географии, естествознанию и обучаются простейшим трудовым профессиям. Они способны в достаточной мере адаптироваться к жизни в обществе, могут существовать самостоятельно, работать, иметь семьи и т. п. При психологическом обследовании их IQ колеблется от 0,5 до 0,75.                                                 При средней степени умственной отсталости повреждение мозга чаще происходит либо по наследственным механизмам, либо в первые месяцы беременности. Психическое недоразвитие часто сопровождается пороками развития частей тела и внутренних органов, параличами, парезами, поражениями функций зрения, слуха, речи. Такие дети резко отстают в темпе и характере психического развития; несмотря на наличие речи (при небольшом словарном запасе), мышление их носит преимущественно конкретный характер. Глубина психического недоразвития не дает возможности детям обучаться в специальной школе. Они живут в семье или в доме инвалидов, индивидуально обучаясь простейшим навыкам самообслуживания, общения, выполнению действий по уборке помещения, оказанию элементарной помощи слабым больным, приобретают навыки поведения в магазинах, аптеках, транспорте, на почте и т. п., иногда овладевая начальными элементами грамоты. Их IQ колеблется от 0,3 до 0,5.  При тяжелой умственной отсталости повреждающие мозг факторы тоже действуют обычно на ранних этапах беременности, что приводит к выраженным порокам развития разных систем организма, к тяжелым расстройствам обмена веществ(11).                                                                           

Информация о работе Умственная отсталость