Умственная отсталость детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 19:45, реферат

Описание

Под умственной отсталостью отечественные специалисты понимают стойкие нарушения психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.

Содержание

Введение.
Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.
Причины умственной отсталости. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
Классификация детей с общим психическим недоразвитием.
Коррекционные программы и методы коррекции умственной отсталости.
Вывод.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

План.docx

— 31.86 Кб (Скачать документ)
 

План:

Введение.

  1. Предмет и задачи психологии умственно отсталых детей.
  2. Причины умственной отсталости. Особенности развития познавательной, эмоционально-волевой сферы, деятельности.
  3. Классификация детей с общим психическим недоразвитием.
  4. Коррекционные программы и методы коррекции умственной отсталости.

Вывод.

Список литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

     Люди  с отставанием в умственном развитии были во все времена. Социальная история  – это также история различных  положений, которое общество отводило этим людям, считая либо их необычными и достойными внимания, либо бесполезными и недостойными жить.

     Психология  умственно отсталых детей – одно из направлений специальной психологии, рассматривающее динамику познавательной деятельности и личности умственно  отсталых детей дошкольного и  школьного возрастов.

     Под умственной отсталостью отечественные  специалисты понимают стойкие нарушения  психического развития определенной качественной структуры. При умственной отсталости имеет место ведущая недостаточность  познавательной деятельности и, в первую очередь, недоразвитие абстрактного мышления, процессов обобщения и отвлечения в сочетании с малой подвижностью и инертностью психических процессов.

     Выделяют  две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

В соответствии с  основными направлениями реформы  общеобразовательной и профессиональной школы проведено совершенствование  структуры и учебного плана специальной  общеобразовательной школы для  умственно отсталых детей (вспомогательная  школа).

     Базовая учебная помощь глубоко умственно  отсталым не является делом какой-либо определенной дисциплины, а представляет собой общую задачу, решаемую определенными  усилиями различных специалистов. 
 
 
 
 

1. Предмет и задачи  психологии умственно  отсталых детей.

     Умственно отсталым называют такого ребенка, у  которого имеется стойкое нарушение  познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного  мозга.

     Умственная  отсталость — задержка или неполное развитие психики, которое обнаруживается в возрасте до 3 лет, но нередко к  младшему школьному возрасту. Проявляется  в когнитивной сфере, речи, моторике (синкинезии), социальном функционировании, способности к обучению. Носит чаще непрогредиентный характер. Однако при отсутствии специального обучения, депривации и болезнях обмена её прогредиентность может нарастать. На фоне умственной отсталости может наблюдаться весь диапазон психических расстройств.

     Задача  психологии умственной отсталости - определение  своеобразия общих, особых и индивидуальных черт, присущих психике умственно  отсталых детей, выявление характерных  для них недостатков и имеющихся  положительных возможностей, обуславливающих  развитие ребенка и его способность  социально адаптироваться. Психология умственной отсталости непосредственно  связана с решением проблемы дифференциальной диагностики, а также с вопросами  коррекционно-направленного воспитания и обучения, предусматривающими последовательную подготовку умственно отсталого  ученика к интеграции в окружающую среду. 

     2. Причины умственной  отсталости. Особенности  развития познавательной, эмоционально-волевой  сферы, деятельности.

Умственно отсталые дети - одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Выделяют две основные формы умственной отсталости: олигофрению и деменцию.

     Термин  «олигофрения» был введен в 19в. психиатром Э.Крипивином.

Олигофрения – это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения головного мозга в пренотальный (внутриутробный период), нотальный (при родах) и постнатальный (после родов в первые годы жизни).

Можно выделить ряд  признаков, которые говорят об олигофрении:

  • вялость, пассивность;
  • дети поздно начинают держать головку, ползать, ходить;
  • у них тотальное (полное) недоразвитие психики в целом;
  • неспособность к интеллектуальной деятельности;
  • неспособны логически запомнить, а механически возможно;
  • неспособны фиксировать внимание на одном предмете;
  • плохо развита речь, во рту каша;
  • нарушение координации рук и ног;
  • выражение лица тупое, мимика не выразительная;
  • не способны подавлять физические влечения (обжорство …)
  • свойственна повышенная внушаемость;
  • полное отсутствие самостоятельности;
  • врожденные аномалии внутренних органов.
 

   Этиология эндогенная или экзогенная. Эндогенные олигофрении обусловлены генетическими  причинами, в частности хромосомными: болезнь Шерешевского-Тернера с  кариотипом ХО, полисомия по Xхромосоме (XXX), Клейнфелътера с кариотипом XXY, фрагильностью X хромосомы, трисомией по 21-й хромосоме (болезнь Дауна), трисомией по 18-й хромосоме (синдром Эдвардса), трисомией по 13-й хромосоме (синдром Патау). Возможны олигофрении, обусловленные локальными дефектами хромосом, например синдром крика кошки (-5р), синдром Вольфа-Киршхорна ( -4р), синдром рта карпа (-18 pq), синдром кошачьих глаз (+22pq). Однако олигофрении могут развиваться и при поражении отдельных генов, например фенилкетонурия, гистидинемия, лейциноз и болезнь Хартнупа, или нескольких генов (амавротическая идиотия, гаргоиличм, болезнь Реклингаузена и т. д.). Обычно моногснныс олигофрении связаны с нарушением обмена аминокислот, углеводов, микроэлементов, полигенные, с нарушением обмена пептидов, мукополисахаридов. Нарушения обмена приводят к прогредиентному течению дефекта при умственной отсталости, а также к присоединению таких симптомов, как припадки, соматическая патология. 

   Экзогенными причинами являются тератогенные воздействия  вирусов, психоактивных и нейротоксических веществ в период беременности, травмы в родах, болезни обмена у матери, черепно-мозговые травмы, энцефалиты в возрасте до 3 лет. Они приводят к клинике олигофрении, сочетающейся с симптомами парезов, параплегии или гемиплегии (детский церебральный паралич), хотя часто сами по себе параличи не означают развития умственной отсталости.

   В основе патогенеза лежит механизм дизонтогенетической  задержки, который проявляется в  задержке развития интеллекта, структуре  эмоций и поведения. Важным звеном является вторичная депривация, связанная с тем, что пациенты с умственной отсталостью дистанцируются и изолируются.

   Степень выраженности дефекта существенно зависит  от тяжести постигшей ребенка  вредности, от ее преимущественной локализации, а также от времени приобретения. Чем в более ранние сроки ребенка  постигло заболевание, тем тяжелее  оказываются его последствия.

   Умственная  отсталость, возникшая в более  позднем возрасте, встречается относительно редко. Она входит в ряд понятий, среди которых определенное место  занимает деменция (слабоумие). При  деменции нарушение мозга возникает  после довольно длительно протекавшего нормального развития ребенка (5-7 и  более лет). Деменция может являться следствием органических заболеваний  мозга или травм. Как правило, интеллектуальный дефект при деменции носит необратимый характер. При  этом отмечается прогрессирование заболевания.

   В клинике  выделяют психопатологическую оценку умственной отсталости — от легкой до глубокой отсталости; неврологические  нарушения, в частности очаговые нарушения и дискинезии, например нарушение способности к тонким моторным действиям; нарушения поведения  от расторможенности до аномальной реакции  на стресс; высокую степень имитативности и внушаемости при отсутствии или невыраженной гипнабельности. При генетически обусловленных олегофрениях характерны также поражения других органов или систем (зрения, печени, кожи) и часто особый фенотип. Например при фенилпировироградной олигофрении характерна мраморность кожи, мышиный запах, при нарушении обмена меди (болезнь Менкеса) — низкий порог судорожной активности и курчавость волос, при болезни Марфана — глубоко сидящие глаза, паучьи пальцы и выступающие надбровные дуги и так далее.

   На фоне умственной отсталости возможно развитие психозов, напоминающих гефреническую или параноидную шизофрению, аффективных расстройств, напоминающих депрессивные и маниакальные эпизоды. В этом случае они относятся к органическим аффективным или шизофреноподобным расстройствам, поскольку олигофрения вызвана всегда органическими причинами.

   Умственно отсталые дети различаются степенью выраженности дефекта, измеряемой по тесту  интеллекта Векслера в условных единицах. Если известна этиология, например конкретная генетическая, системная, обменная и  так далее, она шифруется как + дополнительный код МКБ 10. Шкалы  социальной зрелости и адаптированности, а также развития интеллекта, должны учитывать культуральные нормы, коэффициенты интеллектуальности (КИ) также должны учитывать эти нормы. Если дефектологической стандартизации КИ и социальной зрелости нет, диагноз установлен неточно. Рассматривается как синоним олигофрении. Фенотип многих пациентов с олигофрениями сходен, хотя каждый синдром имеет особые черты (например, типичное лицо при болезни Дауна или аутизм при фрагильной X хромосоме).

   Дети с  легкими степенями умственной отсталости (дебильность F70) составляют 75-80%. Уровень когнитивных способностей КИ 50-69 соответствует возрасту 9-12 лет. Социальное функционирование ограничено, но возможно в любой общественной группе. Речь развивается с задержкой, но она используется в повседневной жизни. Дебилы обладают большим запасом слов, а при легкой дебильности речь довольно развита.

   Возможно  достижение полной независимости в  уходе за собой (прием пищи, комфортное поведение), домашних навыках. Основные затруднения — в школьной успеваемости, задержка обучаемости чтению и письму. Возможна частичная компенсация  благодаря социальному окружению. Дебилы могут овладеть несложными трудовыми навыками. Возможно обучение неквалифицированному ручному труду. 

   Мышление  предметно-конкретное, повышена имитативность. Абстрактное мышление недостаточно развито. Они не способны вырабатывать сложные понятия, не могут отделить главное от второстепенного. Им трудно охватывать ситуацию целиком, они способны уловить лишь внешнюю сторону события.

   Эмоциональная и социальная незрелость. Соответствует  дебильности. После обучения в специальных  школах или классах, находящихся  при массовых школах, или после  обучения и воспитания в домашних условиях многие из них социально  адаптируются и трудоустраиваются.

   Дети со средней выраженностью отсталости (имбицильность F71) составляют примерно 15% случаев. Уровень когнитивных способностей (КИ) 35-49, соответствует возрасту 6-9 лет. Уровень социального функционирования ограничен пределами семьи и специальной группы. Это недоразвитие средней тяжести.

   Отставание  в развитии понимания и использовании  речи, навыков самообслуживания и  моторики, заметное с раннего возраста. В школе развиваются только базисные навыки при постоянном специальном  педагогическом внимании (специальные  школы). В зрелом возрасте также нуждаются  в надзоре. Речевой запас достаточен для сообщения о своих потребностях. Фразовая речь слабо развита. Они  усваивают небольшое количество слов. При недоразвитии речи может  быть достаточным ее понимание при  невербальном сопровождении. Часто  сочетается с аутизмом, эпилепсией, неврологической патологией.Мышление на низком уровне. Отличается непоследовательностью.Внимание не устойчиво. Возможна хорошая механическая память.

     Некоторые из них посещают специальную школу  для имбицилов или учатся в специальных классах школы для умственно отсталых или воспитываются и обучаются в домашних условиях родителями или приглашенными педагогами. Овладевают порядковым счетом, знают буквы, но не способны писать и читать. Есть небольшие сведения об окружающем мире. Способны овладеть простыми трудовыми навыками. Они безынициативны и не самостоятельны. Эмоции развиты. Их интересы примитивны, связанные с физическими потребностями. Они обычно живут в семьях. Их трудоустройство затруднено.

     Другая  группа, с выраженной умственной отсталостью, овладевает лишь навыками самообслуживания и простейшими трудовыми операциями, эти дети часто направляются в  интернатные учреждения Министерства социальной защиты населения. Уровень когнитивных способностей (КИ) 20-34, соответствует возрасту 3-6 лет. Уровень социального функционирования низкий. Причины в основном органические. Сочетается с выраженными моторными нарушениями. Сходно с умеренной умственной отсталостью. Возможно развитие коммуникативных навыков. Соответствует глубокой имбецильности.(F72)

Информация о работе Умственная отсталость детей