Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2013 в 17:52, курсовая работа

Описание

Комплексная курсовая работа по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология» на тему: «Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»», раскрывает соответствие студентов выбранной специальности – менеджер (руководитель).
Объект изучения - студенты группы 3 «Д».
Предмет исследования - особенности личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д».
Цель: определить особенности личности студентов группы 3 «Д»и выявить количество студентов у которых особенности личности соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Работа состоит из  1 файл

kursovaya.docx

— 344.79 Кб (Скачать документ)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Лебедянский торгово-экономический техникум»

 

 

 

 

 

Комплексная курсовая работа

по дисциплинам «Управление персоналом» и «Управленческая психология»

на тему: «Типология темперамента и акцентуация характера

на примере группы 3 «Д»»

 

 

 

 

 

Подготовила студентка

3 курса группы «Д»

специальность 080501

Дудченко А. К.

 

Проверил преподаватель

                                                                                            Рыжиков С.Н.

 

 

 

 

Лебедянь, 2011 г

Аннотация

 

Комплексная курсовая работа по дисциплинам «Управление персоналом»  и «Управленческая психология»  на тему: «Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»», раскрывает соответствие студентов выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Объект изучения - студенты группы 3 «Д».

Предмет исследования - особенности  личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д».

Цель: определить особенности личности студентов группы 3 «Д»и выявить количество студентов у которых особенности личности соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Задачи:

1. Изучить диагностические методики личности, темперамента, акцентуаций характера  по Леонгарду и А.Е. Личко, Г.Ю. Айзенка.

2. Проанализировать полученные результаты об акцентуации характеров.

3. Проанализировать полученные результаты о типологии темперамента.

4. Выявить количество студентов у которых особенности личности (соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Методы исследования: психологическое тестирование, методы генерализации, интервьюирование.

В основной части работы рассмотрены  следующие вопросы: акцентуация  характера, типы акцентуаций личности по Леонгарду, модель А.Е. Личко, типы темпераментов и их психологическая характеристика, темперамент и характер.

Содержание практической части  построено на основе исследования студентов  лебедянского торгово - экономического техникума обучающихся по специальности  «Менеджмент (по отраслям)». Рассмотрены  следующие вопросы: характеристика учебной группы студентов, обучающихся  по специальности «Менеджмент (по отраслям)», результаты тестирования по методике Г.Ю. Айзенка, определение формул темперамента.

Содержание

 

Введение

1.Акцентуация характера

1.1. Модель А.Е. Личко           6

1.2. Типы акцентуаций личности по Леонгарду      7

1.3. Понятие и виды темперамента        8

1.4. Темперамент и характер         11

2. Практическая часть           

2.1. Характеристика учебной группы  студентов, обучающихся по специальности  «Менеджмент (по отраслям)»         12

2.2.Анализ типологии темперамента         15

2.3.Анализтипов акцентуации характеров       19

Заключение            22

Перечень принятых терминов         23

Список используемых источников         24

Приложение 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Уже в 9 классе перед многими  учащимися встает вопрос о том, какую  профессию выбрать, как правило, выбирая профессию, учащиеся совершают определенные ошибки, такие как выбор профессии "за компанию", перенос отношения к человеку на его профессию, незнание мира профессий, а так же незнание своих психологических особенностей, темперамента, характера, склонностей, способностей. К сожалению, в условиях современной школы мало уделяется вопросам профориентации, а именно тому, как помочь ученику правильно выбрать свою будущую профессию.

Существуют различные  типологии личности в профессиональной среде, как отечественных, так и  зарубежных, с помощью которых  предлагается определить для каждого  типа личности наиболее подходящую область  профессиональной деятельности. Авторы большинства таких типологий разрабатывают диагностические методики, по результатам прохождения которых предлагается содержательная модель разного рода качеств личности, причем предполагается, что все эти особенности личности могут быть востребованными именно в определенной профессиональной сфере. Кроме данных методик, есть и отдельные диагностические методики личности, например, темперамента, акцентуаций характера  по Леонгарду и А.Е. Личкои др. Анализ психолого-педагогической литературы позволил обнаружить противоречие: между отсутствием согласованности, с одной стороны, между результатами методик выявления типов личности в профессиональной сфере и, с другой стороны, результатами методик, непосредственно направленных на выявление типа темперамента и акцентуаций характера.

Проблемой нашего исследования является необходимость разрешения противоречия через выявление особенностей темперамента и акцентуаций характера у студентов, отнесенных к тому или иному типу личности в профессиональной сфере.

Данная проблема определила тему исследования: " Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д» ".

Объект изучения - студенты группы 3 «Д».

Предмет исследования - особенности  личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д».

Цель: определитьособенности личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д»и выявить количество студентов у которых особенности личности (темперамент, акцентуация характера) соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Задачи:

1. Изучить диагностические методики личности, темперамента, акцентуаций характера  по Леонгарду и А.Е. Личко.

2. Выявить различия между темпераментом и характером.

3. определитьособенности личности (темперамент, акцентуация характера) студентов группы 3 «Д»

4. выявить количество студентов у которых особенности личности (темперамент, акцентуация характера) соответствуют выбранной специальности – менеджер (руководитель).

Методологическая основа включает основные теории и концепции  таких ученых как: Леонгард, А.Е. Личко, в которых представлены основные характеристики видов акцентуаций.

При проведении исследовательской  работы использовались такие методы, как: анализ психолого-педагогической литературы, психологическое тестирование (методика Г.Ю. Айзенка, направленная на выявление экстраверсии – интроверсии). Также методика, направленная на выявление акцентуации характера и выявление типа личности, количественный и качественный анализ полученных данных.

Исследование осуществлялось на базе Лебедянского торгово – экономического техникумаг. В исследовании участвовало 26 человек (6 юношей и 20 девушек) в возрасте от 18 до 20 лет.

 

 

 

 

1. Акцентуация характера

 

1.1. Типы акцентуаций личности по Леонгарду

 

Характер - структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности. Черты характера составляют те существенные свойства человека, которые определяют тот или иной образ поведения, образ жизни.

Акцентуации характера - это  крайние варианты нормы, при которых  отдельные черты характера чрезмерно  усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Немецкий психиатр К. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации:

Таблица 1- Типологии характеров по К. Леонгарду [1]

Типы акцентуации

Особенности поведения

1

2

1.Гипертимный (гиперактивный)

Чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам. Не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность

2. Дистимичный

Постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, эгоистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко

3. Циклоидный

Общительность циклически меняется (высокая в период повышенного  настроения и низкая – в период подавленности)

4. Эмотивный

(эмоциональный)

Чрезмерная чувствительность, ранимость, тяжело переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, часто печальное  настроение

5.Демонстративный

Выражено стремление быть в центре внимания и добиться своих  целей любой ценой, легко забывает о своих неблаговидных поступках

6. Возбудимый

Повышенная раздражительность, угрюмость, несдержанность, агрессивность, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка)

7. Застревающий 

«Застревает» на своих  чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая  несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной

8. Педантичный

Выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью

9.Тревожный (психастенический)

Пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность  в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается  в своих действиях

10. Экзальтированный (лабильный)

Очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость  на внешние события, словоохотливость, влюбчивость

11.Интровертированный (шизойдный,  аутистический)

Малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о  себе ничего не рассказывает, хотя свойственна  повышенная ранимость. Сдержанно, холодно  относится к другим людям, даже к  близким

12. Экстравертированный (конформный)

Высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень не самостоятелен, стремиться быть как все, не организован, предпочитает подчиняться


 

1.2. Модель А.Е. Личко

 

В типологии характеров А. Личко  представлены одиннадцать типов  акцентуированных характеров подростков:

Таблица 2 - Типологии характеров по А. Личко[4]

Типы акцентуации

Особенности поведения

1

2

1. Гипертимный

Отличается общительностью, подвижностью, склонностью к озорству. В происходящие вокруг события вносит много шума, любит шумные компании сверстников. Неусидчив, недостаточно дисциплинирован, учится неровно, при общих достаточно хороших способностях. Настроение всегда приподнятое. Они нередко переоценивают свои возможности, являются самоуверенными, любят прихвастнуть, стараются производить хорошее впечатление на окружающих.

2. Лабильный

Крайне изменчив и непредсказуем  в своем настроении, причем поводы для смены настроения могут оказаться самыми незначительными. Вместе с тем, подростки этого типа хорошо понимают и чувствуют отношение к себе со стороны окружающих людей.

3. Циклоидный

Отличается повышенной, периодически наступающей раздражительностью, склонностью  к апатии, которая также появляется время от времени. Подростки данного типа предпочитают оставаться дома вместо того, чтобы находиться в шумных компаниях среди сверстников, на улице или вне дома. На замечания в свой адрес реагируют крайне раздражительно.

4. Астеноневротический

Характеризуется повышенной капризностью и мнительностью, утомляемостью  и раздражительностью, особенно в моменты выполнения сложной умственной работы.

5. Сензитивный

Этому типу людей свойственна повышенная чувствительность к людям и к  человеческим отношениям. Они не любят больших, шумных компаний, азартных игр, обычно бывают робкими и застенчивыми и нередко производят впечатление замкнутости. Общению со своими сверстниками часто предпочитают общение с взрослыми людьми и с малышами.

6. Психастенический

Подростки такого типа отличаются ранним и ускоренным психологическим развитием, нередко обгоняя в развитии своих  сверстников. Они склонны к размышлениям, к самоанализу. Самоуверенность у них нередко сочетается с нерешительностью, а безапелляционность суждений — с их непродуманностью и склонностью к преждевременным действиям.

7. Шизоидный

Отличается повышенной замкнутостью, предпочитает быть один или находиться в компании взрослых людей. Нередко  проявляет безразличие к окружающим людям, плохо понимает их состояние, не умеет сопереживать, сочувствовать. Часто погружается в фантазии и грезы, оторванные от реальной действительности.

8. Эпилептоидный

Такие подростки часто плачут, изводят  окружающих людей. Любят мучить животных, дразнить младших, издеваться над беспомощными. В компаниях сверстников ведут себя как диктаторы. Типичные черты: жестокость, властность, эгоизм. Стараются угождать влиятельным людям.

9. Истероидный

Обладает склонностью впадать  в истерику. Отличается эгоизмом, стремлением  привлекать к себе особое внимание. Нередко наблюдается позерство, театральность поведения. С трудом выносит, когда кого-либо хвалят в  его присутствии, когда кому-либо уделяют больше внимания, чем ему. Отличается чрезмерными претензиями  на исключительное положение среди  сверстников.

 

10. Неустойчивый

Это — слабовольный человек, обнаруживающий склонность подчиняться складывающимся обстоятельствам. Стремится к развлечениям, причем без разбора, а также к праздности и безделью. Отсутствуют какие-либо серьезные интересы и увлечения, практически не думает о своем, в том числе профессиональном будущем.

11. Комфортный

Демонстрирует постоянную склонность и готовность менять свои взгляды  и поведение по соображениям личной выгоды, в угоду тем людям, от которых он зависит. Это — приспособленец, готовый ради собственных интересов предать других людей, покинуть их в трудную минуту, причем почти всегда такой человек находит оправдание своим аморальным поступкам.

Информация о работе Типология темперамента и акцентуация характера на примере группы 3 «Д»