Акцентуации характера в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 16:09, курсовая работа

Описание

По различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьирует и зависит от многих факторов, таких, как социокультурные особенности среды, половые и возрастные отличия и др. Следовательно, в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте.

Содержание

Введение
Глава 1. Особенности акцентуаций характера личности и выбор психологической защиты.
1.1. Проблемы нормы в развитии личности
1.2. Патология
1.3. Личность между нормой и патологией
1.4. Психологическая защита и ее виды.
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи акцентуации характера и психологической защиты.
2.1. Динамические изменения при акцентуациях характера
2.2. Типы акцентуации характера
2.3. Особенности психопедагогической работы с акцентуантами подросткового возраста
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая_общая психология.doc

— 155.50 Кб (Скачать документ)

План теоретического исследования. 

Актуальность: по различным данным, распространенность акцентуаций в обществе сильно варьирует  и зависит от многих факторов, таких, как социокультурные особенности  среды, половые и возрастные отличия  и др. Следовательно, в целом вопрос о динамике акцентуаций разработан еще недостаточно, уже сейчас можно определенно говорить о заострении черт акцентуированного характера в подростковом возрасте. 

Цель: исследование акцентуации личности как проблема нормы и патологии в развитии личности. 

Объект работы: акцентуация характера, как крайние варианты нормы. 

Предмет работы: взаимодействие психологической защиты и акцентуации характера. 

Задачи: 

1) Рассмотреть  теоретические аспекты по проблемы  нормы и патологии; 

2) Изучить особенности акцентуации характера. 

Метод исследования: теоретический анализ психологической  литературы. 

Структура работы. 

Введение 

Глава 1. Особенности  акцентуаций характера личности и выбор психологической защиты. 

1.1. Проблемы  нормы в развитии личности 

1.2.  Патология  

1.3. Личность  между нормой и патологией 

1.4.  Психологическая  защита и ее виды. 

Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи акцентуации характера и психологической защиты. 

2.1. Динамические  изменения при акцентуациях характера 

2.2. Типы акцентуации характера 

2.3. Особенности  психопедагогической работы с  акцентуантами подросткового возраста 

Заключение 

Список литературы 
 
 
 
 

Введение. 

Акцентуации характера  — это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты  характера чрезмерно усилeны, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. 

По степени  выраженности можно выделить два  вида акцентуаций характера:

1. Явная акцентуация характера — крайний вариант нормы. Черты характера достаточно выражены в течение всей жизни.

2. Скрытая акцентуация  характера — обычный вариант  нормы. Черты характера этого  типа проявляются в основном  при психотравмах.

Они могут переходить друг в друга под влиянием различных факторов, среди которых важную роль играют особенности семейного воспитания, социального окружения, профессиональной деятельности, физического здоровья. 

Выделяются следующие  основные типы акцентуации характера:

1) циклоидный — чередование фаз хорошего и плохого настроения с различным периодом;

2) гипертимный  — постоянно приподнятое настроение, повышенная психическая активность  с жаждой деятельности и тенденцией  разбрасываться, не доводить дело  до конца;

3) лабильный  — резкая смена настроения в зависимости от ситуации;

4) астенический  — быстрая утомляемость, раздражительность,  склонность к депрессиям и  ипохондрии;

5) сензитивный  — повышенная впечатлительность,  боязливость, обостренное чувство  собственной неполноценности;

6) психастенический — высокая тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянным сомнениям и рассуждениям, тенденция к образованию обсессий и ритуальных действий;

7) шизоидный  — отгороженность, замкнутость,  интроверсия, эмоциональная холодность, проявляющаяся в отсутствии сопереживания, трудностях в установлении эмоциональных контактов, недостаток интуиции в процессе общения;

8) эпилептоидный  — склонность к злобно-тоскливому  настроению с накапливающейся  агрессией, проявляющейся в виде приступов ярости и гнева (иногда с элементами жестокости), конфликтность, вязкость мышления, скрупулезная педантичность;

9) застревающий (паранойяльный) — повышенная  подозрительность и болезненная  обидчивость, стойкость отрицательных  аффектов, стремление к доминированию, неприятие мнения других и, как следствие, высокая конфликтность;

10) демонстративный  (истероидный) — выраженная тенденция  к вытеснению неприятных для  субъекта фактов и событий,  к лживости, фантазированию и  притворству, используемым для привлечения к себе внимания, характеризуемая авантюристичностью, тщеславием, «бегством в болезнь», при неудовлетворенной потребности в признании;

11) дистимный  — преобладание пониженного настроения, склонность к депрессии, сосредоточенность  на мрачных и печальных сторонах жизни;

12) неустойчивый  — склонность легко поддаваться  влиянию окружающих, постоянный  поиск новых впечатлений, компаний, умение легко устанавливать контакты, носящие, однако, поверхностный характер;

13) конформный  — чрезмерная подчитенность и зависимость от мнения других, недостаток критичности и инициативности, склонность к консерватизму.

В отличие от «чистых» типов, значительно чаще встречаются  смешанные формы акцентуации  характера — промежуточные типы результат одновременного развития нескольких типических черт.

Учет акцентуации  характера необходим для осуществления  индивидуального подхода в воспитании детей и подростков, профориентации, выбора адекватных форм индивидуальной и семейной психотерапии. 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. Особенности акцентуаций характера личности и выбор психологической защиты. 

    1. Проблема  нормы в развитии личности
 

В настоящее  время в психологии все ещё  не существует единого представления  о норме. Одним из ведущих источников заимствований в психологии является понятийный аппарат медицины, в частности, психиатрии. В психиатрии понятие «нормы» традиционно существует в виде дихотомии «норма - патология».

Впервые вопрос о норме возник в тех областях психиатрии и психологии, которые  имели дело с так называемыми пограничными явлениями, такими как психопатии. Усилению интереса к проблеме нормы и патологии способствовал психоанализ З.Фрейда, включивший «психопатологии обыденной жизни» в психопатологии.

Важным импульсом  к развитию понятия «норма» послужили  социально-психологические методы изучения человеческой психики, в результате было выяснено, что содержание понятий «норма» и «патология» зависит от культуры, в условиях которой живет человек.

В 1908 году вышла  статья Ганнушкина «Постановка вопроса  о границах душевного здоровья», в которой он указал, что установить пограничную линию между нормальными и патологическими явлениями практически невозможно, потому что между здоровьем и болезнью существует множественные многообразные ступени.

На сегодняшний  день Всемирная Организация Здравоохранения (ВОЗ) предлагает следующее определение «нормы»: норма – этический стандарт, модель поведения, рассматриваемая как желательная, приемлемая и типичная для той или иной культуры.

В современной  науке выделяют несколько подходов к пониманию «нормы». 

Статистический подход.

Быть нормальным значит быть, как все, соответствовать  усредненному стандарту (среднестатистическому  нормативу) оценки возможностей человека.  

                        Пример: 

 МКБ10 – оценка  умственной отсталости по IQ.

 Ниже 20 –  глубокая умственная отсталость

 20-34 – выраженная умственная отсталость

 35-49 – умеренная умственная отсталость

 50-70 – легкая умственная отсталость

 71-84 - умственная отсталость близкая к норме

85-114 – норма

 115-124 – интеллект выше нормы

 125-134 – высокий интеллект

 135 и выше – гений  

Статистические  нормативы относительны, так как  культурно обусловлены.

В качестве критики  этого подхода можно принять  следующий аргумент – статистически  «нормальное» общество не будет развиваться  и в итоге погибнет. Следовательно, необходимы вариации норматива для развития общества.

 

Адаптационный подход.

Быть нормальным значит быть приспособленным, адаптированным.

При этом социальная адаптация является сужением приспособленности. Так Домбровский считал, что способность социально адаптироваться к любым условиям и на любом уровне свидетельствует о неразвитости личности. Этот подход наиболее близок к целостному взгляду на человека, живущего в изменяющихся условиях. Болезнь, психические расстройства, отклонения, боль (патос) – все это примеры адаптации.

Сиржиштева рассматривает  норму и ненорму в связи  с понятием «адаптация». При этом адаптация понимается, во-первых, как  динамическое равновесие между организмом и средой, а во-вторых, как динамическое равновесие между психическими процессами и деятельностью человека.

Для нормы характерным  признаком является наличие жизненной  цели; наличие устойчивых структурных  черт личности в процессе её развития и тех черт, которые изменяются в процессе её развития. В целом Сиржиштева говорит, что норма и ненорма – это всегда процесс, в ходе которого личность достигает или не достигает своего функционального оптимума (оптимума психического функционирования).

Сиржиштева рассматривает  норму как процесс достижения личностью (био-психо-социальной единицей) функционального оптимума и динамического равновесия в реализации целей самосохранения, развития и самореализации.

 

Психопатологический подход.

Если ничего не болит, если отсутствуют какие  бы то ни было симптомы, значит, ты здоров. Но в разных культурах разные симптомы болезни, к тому же около 80 % людей имеют хотя бы один симптом. Понятие «нормы» смещается до границ индивида.

Каждый человек  рассматривается по отношению  к  самому себе: каким он был, каким  он стал. Таким образом, проблема нормы вовсе снимается.

 

Культурально-релятивистский подход.

Нормальное –  то, что соответствует представлениям данной культуры о норме.

В рамках этого  подхода выделяют два вида нормы: поведенческая (она соответствует представлениям культуральной группы); ранговая (эти идеальные стандарты поведения, ожидаемые от лиц, имеющих определенный социальный статус, например, духовенство, врачи, учителя, судьи). Но существуют универсальные психические расстройства, например, старческое слабоумие, которые не зависят ни от культуры, ни от ранга.

 

Гуманитарный (гуманистический) подход.

Оценка нормы  самой по себе, не в отношении  патологии, при отсутствии дихотомии  «норма-патология». Этот подход тесно связан с теорией личности. 

Норма – это  человек самоусовершенствующийся, самоактуализирующийся. А.Маслоу предлагает следующие характеристики самоактуализирующихся личностей: 

– эффективное восприятие реальности, устойчивость к тому, что воспринимается;

– принятие себя, других, природы; отсутствие стыда, вины, тревоги;

– непосредственность, простота, естественность;

– центрированность на цели;

– независимость и наличие потребности в уединении от суеты;

– автономия, т.е. независимость от культуры и окружения; наличие ответственности за свою судьбу;

– спокойное отношение к социальным поощрениям;

– свежесть восприятия, открытость новым впечатлениям, умение радоваться жизни;

– вершинные переживания, состояния подъема и экстаза;

Информация о работе Акцентуации характера в подростковом возрасте