Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Принцип активности.  Этот принцип предполагает сообщение учащимся целей обучения, творческое выполнение ими самостоятельных работ, активное усвоение учебного материала, активизацию мыслительной деятельности.

Принцип прочности - Основательное изучение материала. Прочность усвоения учебного материала зависит не только от объективных факторов: содержания и структуры этого материала, но также и от субъективного отношения к данному учебному материалу, обучению, учителю; прочность усвоения обусловливается организацией обучения. Работа памяти избирательна: чем важнее и интереснее тот или иной учебный материал, тем прочнее этот материал закрепляется и дольше сохраняется.

Принцип доступности обучения – это соответствие организации и осуществления дидактического процесса уровню развития и подготовленности учащихся, их индивидуальным особенностям, возрасту.

Принцип доступности и посильности реализуется в делении учебного материала на этапы и в подаче его небольшими дозами, соответственно возрастным особенностям и развитию речи. 

  1. Дайте развернутое определение педагогики как науки. Проанализируйте сущность педагогики и её образовательно-воспитательные возможности при изучении литературы.

ПЕДАГОГИКА - ЭТО НАУКА О СУЩНОСТИ, ЗАКОНОМЕРНОСТЯХ, ПРИНЦИПАХ, ФОРМАХ И МЕТОДАХ ОБУЧЕНИЯ, ОБРАЗОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ!!!!!

Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким  образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Педагогика изучает следующие проблемы: изучение сущности и закономерностей развития и формирования личности и их влияния на воспитание; определение целей восприятия; разработка содержания воспитания; исследование и разработка методов воспитания. Объект - предмет познания и деятельности человека, субъекта. Предмет педагогики - это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия.

Неоспоримой является связь педагогики с литературой. Литература является непременным атрибутом всех основных категорий педагогики и незаменимым помощником для педагогов различных направлений. Литература является одним из основных источников информации, без которой накопление и пополнение знаний было бы практически невозможным. Художественная литература играет важную роль в процессе воспитания, помогая человеку выбрать правильный ориентир в поиске правильной на его взгляд идеологии, нравственной позиции, формирует мировоззрение человека, дает основу для размышлений, анализа, классификации, сравнения, повышая тем самым способность человека к обучению. Непременным атрибутом процесса обучения является учебная литература, содержащая информацию, иллюстрации, упражнения и контрольные тесты или вопросы, относящиеся к определенному предмету. Государственный образовательный стандарт предъявляет множество требований к содержанию и оформлению обучающей литературы. В основном все они подчиняются общей цели: содержание учебной литературы должно быть доступно и понятно, грамотно иллюстрировано, эстетически оформлено, включать достаточное количество информации, представленной в логической последовательности, иметь устойчивую основу и оставлять возможность дополнений или исправлений в соответствии с развитием науки, культуры и искусства. В воспитании нравственности большое значение имеют идеалы, в роли которых выступают известные исторические личности и литературные герои, являющиеся примерами для подражания или примерами отрицательных качеств человека, анализируя которые дети под воздействием педагога или собственного мышления стремятся к развитию у себя тех или иных качеств. Огромное влияние на эстетическую сторону воспитания личности оказывает художественная литература. Педагог помогает выбрать подходящую книгу, осмыслить и проанализировать прочитанное, выделить наиболее важные и красивые моменты, поступки героев, получить эстетическое наслаждение от различных описаний, встречающихся в произведении. Для этого важно не только читать, но и пересказывать или заучивать наизусть отрывки прочитанного, что позволяет лучше запомнить и точнее понять их смысл, чистоту, красоту и особенности языка и родной речи.

  1. Дайте характеристику основным категориям педагогики.

Основные категории  педагогики:

  • Воспитание
  • Образование
  • Обучение
  • Развитие

Категории – это наиболее емкие и общие понятия о сущности и свойствах науки. Педагогические категории – основные педагогические понятия, выражающие научные обобщения

Развитие является ключевой категорией, поскольку именно эта категория дает импульс остальным. Развитие - это объективный процесс изменения духовных и физических сил человека. Развитие человека - это процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Под развитием понимается процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Воспитание. Под воспитанием понимается процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к общественной, культурной и производственной деятельности. Само воспитание как средство подготовки подрастающих поколений к жизни возникло вмести с появлением человеческого общества. Воспитание занимает уникальное место в развитии человека.

Образование.

Образование - процесс  развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально-значимым опытом человечества, воплощенным в знаниях, изменениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру. Образование, процесс педагогически организованной социализации, осуществляемой в интересах личности и общества. Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Образование связано со становлением способностей человека, развитием общих способностей: интеллекта, креативности, обучаемости.                                                             В образовании выделяются процессы, которые обозначают непосредственно акт передачи и приема опыта поколений. Это ядро образования – обучение.

Обучение. Рассматривая категорию «обучение», надо обратить внимание на тот факт, что термин обучение включает в себя два понятия учение (деятельность обучающегося) и преподавание (деятельность преподавателя).

Обучение - целеустремленный, систематический, организованный процесс  вооружения воинов знаниями, навыками и умениями, необходимыми для успешного выполнения ими служебных и боевых задач.                                                                                                             Таким образом, воспитание, образование и обучение тесно связаны друг с другом. Ребенок обучается, развиваясь, и развивается, обучаясь.

  1. В чем сущность образования как общечеловеческой ценности.

Признание образования  в качестве общечеловеческой ценности сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Это подтверждается конституционально закрепленным правом человека на образование в большинстве стран.

Культурно-гуманистические функции образования:

  • развитие духовных сил, способностей и умений, позволяющих человеку преодолевать жизненные препятствия;
  • формирование характера и моральной ответственности в ситуациях адаптирования к социальной и природной сферам;
  • обеспечение возможностей для личностного и профессионального роста и для осуществления самореализации;
  • овладение средствами, необходимыми для достижения интеллектуально-нравственной свободы, личной автономии и счастья;
  • создание условий для саморазвития творческой индивидуальности и раскрытия духовных потенций.

Одним из наиболее значимых выводов, вытекающих из осмысления культурно-гуманистических функций  образования, является его общая направленность на гармоничное развитие личности, которое есть назначение, призвание и задача каждого человека.

  1. Проблема семьи в современной России, как её укрепить?

Проблемы  современной  семьи  относятся  к  числу  наиболее  важных  и актуальных. Её значимость определяется тем, что, во-первых, семья  -  один  из основных социальных институтов общества,  краеугольный  камень  человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее  время  переживает  глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще  слышим  выражения "демографическая катастрофа",  "семья скоро отомрет",  призывы   "спасите семью". Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного  в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный  переход от устаревшей модели семьи  к  новой,  отвечающей  требованиям  современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по  этому поводу нет никаких оснований. И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе.  И  причиной  этого  кризиса,  если рассматривать  в  широком  плане  являются   общие   глобальные   социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация и др., которые  ведут  за собой расшатывание "семейных устоев". Эти и ряд других  факторов  обусловили падение семьи, как социального института  общества,  изменение  её  места  в ценностных ориентациях.

За последние  полтора-два десятилетия  произошло  серьезное  сокращение числа заключаемых браков. Наблюдается  рост  численности   одиночек. В общей совокупности  одиноких людей преобладают женщины. Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных  семей. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности  семей. Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом  внебрачных  рождений. Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост  разводов. Основными  причинами разводов являются злоупотребление спиртными    напитками, бытовая неустроенность  супругов,  супружеская  неверность, проблема  распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное  увеличение  числа детей, оставшихся без одного из родителей. Ослабляется  роль  родителей  в  воспитании. 

За последнее  десятилетие еще больше обострились  проблемы  социального сиротства,  увеличилось   количество  детей,   брошенных   родителями   или отобранных у них по  закону.  Растет  число детей,  убегающих из  семей в следствии жестокого обращения с ними  или отсутствия  взаимопонимания.  Все больше  появляется  малолетних   бомжей,   бродяг,   попрошаек,   растет   и феминизируется подростковая и детская преступность.

В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми,  кто  занимается проблемами  семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном  обществе,  её  функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи  семье совершенствованию семейных  отношений в   целом;   местные  программы,  направленные  на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном  и  региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования,   здравоохранения, культуры и отдыха.

  1. Духовное обновление содержания воспитания в России. Определите своё место в нём.

В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. В последние годы в ДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Пасха» и др. а дети не знают их смысла, обычаев, причин. Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике