Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Преимущества  метода наблюдения

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.
  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.
  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.
  • Оперативность получения информации
  • Относительная дешевизна метода

Недостатки  метода наблюдения

  • Отхождение от цели наблюдения (Получение фактов несоответствующих целям исследования)
  • Прошлый опыт исследования влияет на последующие факты наблюдения

Эксперимент - один из основных (наряду с наблюдением) методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта . 
          Правильно поставленный эксперимент позволяет проверять гипотезы в причинно-следственных казуальных отношениях, не ограничиваясь констатацией связи (корреляции) между переменными. Различают традиционные и факторные планы проведения эксперимента. 
          При традиционном планировании меняется лишь одна независимая переменная, при факторном - несколько.

Психолого-педагогические эксперименты различаются:

    • по форме проведения;
    • количеству переменных;
    • целям;
    • характеру организации исследования.

По форме проведения выделяют два основных вида эксперимента - лабораторный и естественный. 
          Лабораторный эксперимент проводится в специально организованных искусственных, условиях, призванных обеспечить чистоту результатов. Естественный эксперимент. Впервые этот метод был предложен в 1910 г. А.Ф. Лазурским на 1-м Всероссийском съезде по экспериментальной педагогике. Естественный эксперимент проводится в обычных условиях в рамках привычной для испытуемых деятельности, например, учебных занятий или игры. Существенный недостаток естественного эксперимента - неизбежное наличие неконтролируемых помех, т. е. факторов, влияние которых не установлено и не может быть количественно измерено. 
                    По количеству изучаемых переменных различают одномерный и многомерный эксперименты. 
          Одномерный эксперимент предполагает выделение в исследовании одной зависимой и одной независимой переменной. Он чаще всего реализуется в лабораторном эксперименте. 
          Многомерный эксперимент. В естественном эксперименте утверждается идея изучения явлений не изолированно, а в их взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому здесь чаще всего реализуется многомерный эксперимент. Он требует одновременного измерения множества сопутствующих признаков, независимость которых заранее неизвестна.

  1. Сможете ли вы использовать вспомогательные методы научно-психологического исследования в практической профессиональной деятельности: тестирование, контент-анализ, анкетирование, интервьюирование, моделирование и другие.

Контент-анализ (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции.

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы. Психолого-педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир субъектов учебного процесса, выявить причины тех или иных поступков.

Беседа включается как дополнительный метод в структуру психолого-педагогического эксперимента на первом этапе, когда исследователь собирает первичную информацию об ученике, учителе, дает им инструкцию, мотивирует и т.д., и на последнем этапе - в форме постэкспериментального интервью. 
          Интервью называют целенаправленным опросом. Интервью определяется как "псевдобеседа": интервьюер все время должен помнить, что он - исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле. 
          Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросников, называемых анкетами. Анкетирование основывается на предположении, что человек откровенно отвечает на заданные ему вопросы. Однако, как показывает последние исследования эффективности данного метода, эти ожидания оправдываются примерно наполовину. Это обстоятельство резко сужает диапазон применения анкетирования и подрывает доверие к объективности полученных результатов. 
          Сейчас в психолого-педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет:

    • открытые, требующие самостоятельного конструирования ответа;
    • закрытые, в которых ученикам приходится выбирать один из готовых ответов;
    • именные, требующие указывать фамилии испытуемого;
    • анонимные, обходящиеся без нее и др.
  • При составлении анкеты учитываются:
    • содержание вопросов;
    • форма вопросов - открытые или закрытые;
    • формулировка вопросов (ясность, без подсказки ответов и т.д.);
    • количество и порядок следования вопросов. В психолого-педагогической практике количество вопросов обычно соотносится не более, чем с 30-40 мин работы методом анкетирования; порядок вопросов чаще всего определяется методом случайных чисел.

Анкетирование может быть устным, письменным, индивидуальным, групповым, но в любом случае должно отвечать двум требованиям - репрезентативности и однородности выборки. Материал анкетирования подвергается количественной и качественной обработке. 
          Метод тестирования. Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий . Тест - основной инструмент психодиагностического обследования, с помощью которого осуществляется психологический диагноз.

  • От других способов обследования тестирование отличается:
    • точностью;
    • простотой;
    • доступностью;
    • возможностью автоматизации.

Тестирование - далеко не новый, но в недостаточно применяемый в  педагогической психологии метод исследования. Еще в 80-90 гг. XIX в. исследователи начали изучать индивидуальные различия людей. Это привело к возникновению так называемого испытательного эксперимента - исследования с помощью тестов. Применение тестов послужило толчком для развития психометрического метода, основы которого были заложены Б. Анри и А. Бине.

  1. В чем непреходящее значение исследования сущности труда и становления и развития личности в работе К. Д. Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»?

Константин Дмитриевич Ушинский.

Труд в его психическом и воспитательном значении.

Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не  
одним удовлетворением его потребностей и расширением их круга, но  
собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой, независимо от  
тех материальных ценностей, которые он доставляет. Материальные плоды  
трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя,  
духовная, животворная сила труда служит источником человеческого  
достоинства, а вместе с тем и нравственности и счастья. Это животворное  
влияние имеет только личный труд на того, кто трудится. Материальные  
плоды трудов можно отнять, наследовать, купить, но внутренней, духовной,  
животворящей силы труда нельзя ни отнять, ни наследовать, ни купить за  
все золото Калифорнии: она остается у того, кто трудится.

Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно-человеческой цели в жизни.

Труд истинный и непременно свободный, потому что другого труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое достоинство.

Тело, сердце и ум человека требуют труда, и это требование так  
настоятельно, что если, почему бы то ни было, у человека не окажется  
своего личного труда, в жизни, тогда он теряет настоящую дорогу и перед  
ним открываются две другие, обе одинаково гибельные: дорога неутолимого недовольства жизнью, мрачной апатии и бездонной скуки, или дорога  добровольного, незаметного самоуничтожения, по которой человек быстро  
спускается до детских прихотей или скотских наслаждений. На той и на  
другой дороге смерть овладевает человеком заживо потому, что труд -личный, свободный труд - и есть жизнь.

Многие, думают, что умственный труд вредно действует на  
организм, что совершенно несправедливо. Конечно, чрезмерный умственный труд вреден, но и чрезмерный физический труд также разрушительно действует на организм. Всякий же умственный труд, наоборот, приводя в действие нервную систему, действует благотворно на обращение крови и на пищеварение.

Люди, привыкшие к трудовой кабинетной жизни, чувствуют возбуждение аппетита скорее после умеренного умственного труда, чем после прогулки. Конечно, умственный труд не может развить мускулов, но деятельность и особенная живость нервной системы заменяют этот недостаток. И если умственная деятельность не избавляет совершенно от необходимости движения, то значительно уменьшает эту необходимость.

Человек без умственных занятий гораздо сильнее чувствует вред сидячей жизни. Это в особенности заметно на тех ремесленниках, ремесла которых, не требуя значительных физических усилий, требуют сидячей жизни и весьма мало умственной деятельности.

Чтобы человек искренно полюбил серьезный труд, прежде всего должно внушить ему серьезный взгляд на жизнь.

Умственный труд едва ли не самый тяжелый труд для человека. Мечтать - легко и приятно, но думать - трудно. Вместе с этой привычкой трудиться умственно приобретается и любовь к такому труду или, лучше сказать, жажда его. Человек, привыкший трудиться умственно, скучает без такого труда, ищет его и, конечно, находит на каждом шагу. Возможность труда и любовь к нему - лучшее наследство, которое может оставить своим детям и бедный и богач.

  1. Ощущение как психический познавательный отражательный процесс и его значение для организации познания в целостном педагогическом процессе при использовании объяснительно-иллюстративного метода обучения.

Ощущение –  простейший познавательный психический  процесс, в ходе которого происходит отражение отдельных свойств, качеств, сторон действительности, ее предметов и явлений, связей между ними, а также внутренних состояний организма, непосредственно воздействующих на органы чувств человека. Ощущение является источником наших знаний о мире и самих себе. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг. Главная роль ощущений заключается в том, чтобы быстро довести до центральной нервной системы сведения о состоянии как внешней, так и внутренней среды организма. Все ощущения возникают в результате воздействия стимулов-раздражителей на соответствующие органы чувств. Для того чтобы ощущение возникло, необходимо, чтобы вызывающий его стимул достиг определенного значения, называемого абсолютным нижним порогом ощущения.

Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание.

Английским  физиологом Ч. Шеррингтоном была предложена классификация ощущений:

- Экстероцептивные  ощущения – это ощущения, возникающие при воздействии внешних раздражителей на анализаторы человека, расположенные на поверхности тела.

- Проприоцептивные  ощущения – это ощущения, отражающие движение и положение частей тела человека.

- Интероцептивные  ощущения – это ощущения, отражающие состояние внутренней среды организма человека.

Все ощущения обладают следующими характеристиками:

- качество –  сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни их  виды от других (например, слуховые  от зрительных);

- интенсивность  – количественная характеристика  ощущений, которая определяется  силой действующего раздражителя;

- продолжительность  – временная характеристика ощущений, определяющаяся временем воздействия  раздражителя.

Ощущения выступают  как первооснова для восприятия и познания разнообразных свойств  окружающего мира. Благодаря ощущениям  человеческое сознание обеспечивается прочной связью со всем многообразием и разносторонностью проявлений процессов окружающего мира. Через ощущения мы узнаем о таких свойствах предметов, как цвет, запах, вкус, гладкость, шероховатость и т.д. Ощущения позволяют судить и об изменениях, происходящих в нашем собственном теле, о движении и положении тела и его отдельных частей, о работе внутренних органов.

Представим  краткую характеристику наиболее важных видов ощущений.

Зрительные  ощущения. Аппаратом зрения является глаз — орган чувств со сложным анатомическим строением.

Выделяются  две большие группы зрительных ощущений:

1) ахроматические  — отражают переход от белого  к черному через массу оттенков  серого цвета; 

2) хроматические  — отражают цветовую гамму  с многочисленными оттенками и переходами цветов.

Слуховые ощущения. Различают три вида слуховых ощущений: речевые, музыкальные и шумы. Возможность различения звуков речи обеспечивается фонематическим слухом. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды, в которой воспитывается ребенок. Музыкальный слух в не меньшей мере социален, чем речевой. Возможность эстетического наслаждения музыкой заложена в том эмоциональном тоне, который связан со звуком. Третий вид звуковых ощущений — шумы (и шорохи) — менее социален и значим для человека. Шумы могут вызывать определенный эмоциональный настрой (шум дождя, вой ветра), иногда служат сигналом опасности (шипение змеи, шаги приближающегося врага).

Обонятельные  ощущения. Обонятельная чувствительность тесно связана с вкусовой, помогает распознавать качество пищи. Обоняние предупреждает об опасной для организма воздушной среде, позволяет различать в ряде случаев химический состав веществ.

Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике