Шпаргалка по психологии и педагогике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:04, шпаргалка

Описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Психологии".

Работа состоит из  1 файл

Ответы по психологии и педагогике кратко.doc

— 375.50 Кб (Скачать документ)

Эффективными будут те из них, которые  максимально затрагивают эмоциональную  сферу ребенка. Кратчайшим путем донесения до души, до сознания ребенка нравственной сути тех или иных явлений, событий являются произведения искусства. Очень важно в дошкольном возрасте читать детям художественные произведения, разыгрывать по ним игры-драматизации.

  1. Проанализируйте закономерности и принципы воспитательного процесса.

Воспитание как целостный организованный процесс подчиняется определенным закономерностям и принципам. Они  оказывают влияние на содержание воспитательного процесса, выбор  форм и методов, позицию субъектов этого процесса – преподавателей и обучаемых. Закономерности воспитания – категория более стабильная и устойчивая, чем принципы воспитания.

Закономерности воспитания – это существенные, устойчивые связи в воспитательном процессе, реализация которых определяет его ход, направленность и продуктивность.

Воспитание органически связано  с обучением. Оно опирается на общую цель формирования личности конкретного  типа. Значительный объем воспитательной работы реализуется в процессе обучения. Воспитание осуществляется в основном одними и теми же лицами – субъектами этого процесса, протекает в тех же коллективах. Но оно не повторяет учебные задачи.

Воспитанию изначально присущ комплексный  подход к формированию личности обучаемого. Он проявляется в единстве воздействия на все сферы индивида – интеллектуальную, эмоционально-волевую, физическую, с одной стороны; в единстве целей, усилий, действий педагогического и учебного коллективов, общественных организаций, семьи и самих обучаемых – с другой.

Закономерности воспитания, несмотря на свою устойчивость, все же динамичны. Их изменение (одни перестают оказывать влияние на процесс воспитания – как бы отмирают, другие появляются) осуществляется по мере изменения самого воспитания, его целей, социальной сущности, содержания.

На базе закономерностей формируются  принципы воспитания. На определенном этапе развития воспитательной реальности многие принципы становятся закономерностями. Закономерности объективно оказывают  влияние на педагогическую деятельность любого преподавателя, что повышает ее результативность.

Что же касается принципов воспитания, то каждый преподаватель, опираясь на принципы, выделенные педагогикой для  данного периода, формирует свою систему ведущих идей, которая  служит теоретико-концептуальной основой практической деятельности, обусловливая ее характер. Таким образом, закономерности и принципы воспитания хотя и близки, но являются разными самостоятельными педагогическими категориями.

Принципы воспитания – это основные, исходные положения, идеи, которые определяют процесс воспитания студентов, его направленность, содержание, выбор методов, средств и форм.

Принципы воспитания определяющим образом влияют на позицию субъектов  воспитательного процесса – преподавателей и обучаемых. Это не умозрительная  категория. Они ставят перед преподавателями, организаторами воспитательного процесса конкретные цели и задачи.

Исследования в области педагогического  образования, теоретический анализ существующих в педагогике подходов к проблеме, собственная педагогическая деятельность дают основание построить гуманистическую систему принципов воспитания обучаемых:

1. Целенаправленность и идейность  всего воспитательного процесса.

2. Гармонизация общечеловеческих  и национальных ценностей.

3. Гармонизация личных и общественных интересов.

4. Связь воспитания с жизнью, современным уровнем социально-политического  и культурного развития общества.

5. Воспитание личности в коллективе.

6. Природосообразность воспитания.

7. Уважение личности обучаемого.

8. Воспитание в деятельности  и общении.

  1. В чём воспитания и самовоспитания личности на протяжении всей жизни как мировая образовательно — воспитательная тенденция?

Поликультурное воспитание предполагает учет культурных и воспитательных интересов разных национальных и  этнических меньшинств и предусматривает:

• адаптацию человека к различным  ценностям в ситуации существования  множества разнородных культур; взаимодействие между людьми с разными  традициями;

• ориентацию на диалог культур;

• отказ на культурно-образовательную  монополию в отношении других наций и народов.

Поликультурное воспитание культивирует в человеке дух солидарности и  взаимопонимания во имя мира и  сохранения культурной идентичности различных  народов.

В мировом сообществе наметилась тенденция  к самовоспитанию и воспитанию человека на протяжении всей жизни. Она означает:

• преемственность между дошкольными, внешкольными, школьными учреждениями и вузом в решении воспитательных задач;

• процесс непрерывного самовоспитания человека в течение жизни;

• реализацию потребности человека в постоянном обогащении опыта социальных отношений, способов общения и взаимодействия с людьми, техникой, природой, Вселенной.

Такое воспитание ориентировано на развитие у каждого человека планетарного мышления и осознание принадлежности к человеческому сообществу в прошлом, настоящем и будущем.

Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи  Античности, Средневековья, Возрождения, XVIII-XIX веков и современного периода развития человечества — XX и начала XXI века.

Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина—члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.

На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали  навыки письма и чтения.

На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте  добавлялось обучение пению и  музыке.

В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины.

Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.

В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого воспитания определялась как приведение человека к гармонии между земным и небесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).

Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет мальчик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, умений и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. В 21 год проходило посвящение в рыцари.

Система воспитания человека в коллективе и через коллектив  А. С. Макаренко была реализована  в России в период с 1930 по 1980 год. Она получила известность во всем мире как система «коммунистического воспитания». Главная ее задача заключалась в воспитании человека-коллективиста, для которого общественные интересы должны были быть всегда выше личных.

  1. В чём общечеловеческая значимость умственного воспитания и формирования базовой культуры личности в процессе воспитания?

Содержание воспитания – это совокупность знаний, ценностей, идей и идеалов, норм поведения, элементов  материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, превращению  в индивидуальный внутренний мир  личности, в систему убеждений, мировоззренческих принципов.

В 90-е годы обосновывается  цель воспитания – базовая культура личности, она и определяет содержание воспитания. Воспитание направлено на формирование базовой культуры личности, которую можно определить как систему норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.

Культура жизненного самоопределения – это способность человека осознавать себя как субъекта собственной жизни, человека, умеющего принимать жизненно важные решения и нести ответственность за свои действия и деятельность, человека способного к саморазвитию, самореализации и самоактуализации.

Интеллектуальная и  философская культура личности.

Имеется в виду культура умственного  труда, интеллектуальное развитие человека и как следствие формирование мировоззрения личности – все это осуществляется в процессе умственного воспитания (речь идет о системе образования, об обучении и воспитании в школе).

Умственное воспитание (УВ) – педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной личности, познавательных мотивов умственных сил, мышления. Оно осуществляется в тесном единстве с формированием мировоззрения.

Интеллектуальная культура включает в себя комплекс знаний и умений в области умственного труда: умение определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками. Это структура умственных способностей, умственных сил. Умственные силы (ум) – совокупность индивидуальных способностей к накоплению знанию, совершению мыслительных операций, способность к решению ситуаций, требующих познавательной активности. Основные мыслительные операции – это анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение. Свойства ума – быстрота, ясность, критичность, глубина, гибкость, широта, креативность.

Показателями умственной воспитанности  являются наличие знаний по основам  наук, владение умственными операциями, интеллектуальными умениями, наличие  системы взглядов на мир, носящих  мировоззренческий характер, на основе которых ученик оценивает себя и мир и строит свою жизнь и деятельность.

  1. Раскройте содержание планирования и методологического обеспечения образовательно — воспитательного процесса соответствующего европейским и мировым стандартам качества воспитания образования личности.

Стандартизация образования является одной из тенденций его развития. Основным нормативным документом наряду с Законом «Об образовании» является государственный образовательный стандарт.

Образовательный стандарт – это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержания, методы, формы, средства обучения и контроля.

В государственном стандарте общего образования выделяются три составных компонента:

– федеральный;

– национально-региональный;

– местный, школьный.

В федеральном компоненте отражены нормативы, обеспечивающие единство педагогического пространства России и интеграцию личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный компонент составляют нормы в области изучения родного языка, истории, географии, искусства и других учебных предметах, отражающих специфику функционирования и развития региона, населяющего его народа.

Школьный компонент отражает специфику функционирования отдельно взятого образовательного учреждения.

В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:

– владение базовыми понятиями;

– знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;

– умение применять научные знания на практике при решении познавательных (теоретических) и практических задач как в стабильной (стандартной), так и в изменяющейся (нестандартной) ситуации;

– иметь собственные суждения в области теории и практики данной образовательной области;

– знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;

– владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности.

Изложенное  представляет собой общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования и конкретизируется оно по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам, и уже на основе требований к уровню представления учебного материала и обязательной подготовке ученика разрабатывается система заданий (тестов), служащих инструментарием для контроля и оценки уровня подготовки школьников.

Образовательный стандарт в высших учебных заведениях.

В организационном  плане учебно-методический совет  подчиняется проректору по научной  работе. Работа научно-методического  совета проводится в соответствии с планом, который включает вопросы координации межпредметных связей, развития информационных технологий в учебном процессе, совершенствования современных форм обучения, расширения издательской деятельности. В вузе периодически проходят научно-методические конференции, семинары, совещания и круглые столы, на которых подводятся итоги проделанной работы и определяются задачи на следующий год. 
Кроме научно-методического совета постоянно действует методический семинар преподавателей по совершенствованию форм и методов обучения. В ходе его работы обсуждаются вопросы внедрения активных методов обучения с применением современных информационных технологий, повышения качества обучения и действенности контроля и т.д. 
В институте большое внимание уделяется разработке теоретических и методологических основ новых учебных курсов.


Информация о работе Шпаргалка по психологии и педагогике