Этические принципы работы практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:37, реферат

Описание

Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т.п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.

Содержание

) Основные принципы работы психолога.

2) Этические стандарты психолога.

3) Этические нормы профконсультанта службы занятости.

4) Этические проблемы работы психолога

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Основные принципы профессиональной этики психолога (исправл).docx

— 34.21 Кб (Скачать документ)

       1.8.  В особенности в письменных  документах  психологи  должны  быть чрезвычайно осторожны, сдержанны и критичны по отношению к своим концепциям и заключениям, учитывая возможность  их  восприятия  как  уничижительные  и дискриминирующие, например, нормальный  -  абнормальный,  адаптированный  - неадаптированный, интеллигентный - умственно отсталый.

       1.9. Психологи не должны применять  манипулятивные процедуры с целью  добиться обращения к ним определенных клиентов, а также  действовать  таким образом,  чтобы  оказаться  монополистами  в  своей   области,   Психологи, работающие  в  общественных  организациях,  не  должны   использовать   это преимущество для увеличения собственной частной практики.

       1.10.  Психолог не должен допускать  использования  своего  имени   или подписи  лицами,  не  имеющими  должной  квалификации  и  подготовки,   для незаконного применения психологических методов. Психологи должны сообщать о всех случаях посягательства на чужие  права,  которые  стали  им  известны. Бесполезные  и  основанные  на  обмане  действия  не  должны   прикрываться квалификацией психолога.

       1.11. В случае, когда личные интересы  клиента вступают в противоречие с интересами учреждения, психолог должен постараться выполнять свои функции с максимальной беспристрастностью. Обращение за помощью в данное учреждение предполагает учет интересов клиента, уважение и внимание к нему со  стороны психолога, который в соответствующих обстоятельствах  может  выступать  как его защитник по отношению к администрации учреждения.

       2.  О   профессиональной   компетенции   и   отношениях   с   другими профессионалами

       2.1. Права и обязанности профессионального  психолога основываются  на принципе  профессиональной  независимости   и   автономии   независимо   от служебного положения в определенной организации и от  профессионалов  более высокого ранга и администрации.

       2.2. Профессиональный статус психолога  базируется на его способностях и квалификации,  необходимых  для  выполнения  его  обязанностей.  Психолог должен  быть  профессионально  подготовленным  и  иметь   специализацию   в применении  методов,  инструментария  и  процедур,  применяемых  в   данной области. Частью его работы является постоянное поддержание  на  современном уровне своих профессиональных знаний и умений.

       2.3. Психолог не должен применять  методы и  процедуры,  не  прошедшие достаточной  апробации   в   рамках   современных   научных   знаний,   без предубеждения по отношению к существующему разнообразию теорий  и  школ.  В случае испытания психологических методик, еще не получивших научной оценки, клиенты не должны быть полностью уведомлены об этом заранее.

       2.4. Все психологические данные, как  результаты обследования,  так   и сведения о  вмешательстве  и  лечении,  должны  быть  доступны  только  для профессиональных психологов, в  чьи  обязанности  входит  неразглашение  их среди   некомпетентных   лиц.   Психологи   должны   принимать   меры   для

соответствующего  хранения документации.

       2.5. Когда интересы психологического  обследования  или  вмешательства требуют  тесного  сотрудничества  с  профессионалами  из  других  областей,  психологи должны обеспечивать соответствующее взаимодействие так, чтобы оно было направлено на благо психолога и его клиента.

       2.6. Психологические методы не  должны смешиваться - как в  применении, так и в их представлении  общественности  -  с  методами,  чуждыми  научным основам психологии.

       2.7. Не отказываясь от  научной   критики  там,  где  она   необходима, психологи не  должны  дискредитировать  коллег  или  представителей  других профессий, использующих те же или иные научные методы, и  должны  проявлять уважение к тем школам и  направлениям,  которые  научно  и  профессионально компетентны.

       2.8. Работа психолога базируется  на  праве  и  обязанности   проявлять уважение (и пользоваться  таковым)  к  другим  профессионалам,  особенно  в областях, близко соприкасающихся в своей деятельности с психологией.

       3. О вмешательстве

       3.1.  Психологи должны отказаться  от вмешательства, если они  уверены, что их помощь будет использована во  вред  или  против  законных  интересов индивидов, групп, организаций или общин.

       3.2.  Осуществляя вмешательство  по отношению  к  индивидам,  группам, организациям или  общинам,  психолог  должен  предоставить  им  необходимую информацию  об  основных   решаемых   проблемах,   поставленных   целях   и используемых  методах.   В   случае   несовершеннолетних   или   юридически недееспособных лиц, родители или опекуны должны  быть  проинформированы.  В

любом случае следует избегать манипулирования индивидами  и стремиться  к развитию и автономности конкретного случая.

       3.3. Психолог должен  стремиться  к  завершению  вмешательства   и  не продлевать его  методами  сокрытия  информации  или  обмана  как  в  случае достижения поставленной цели, так и в случае  невозможности  ее  достижения после применения доступных методов и  средств  на  протяжении  достаточного времени. В последнем случае индивид, группа, организация или община  должны

быть информированы  о том, какие другие  психологи  или  представители  иных областей знания могут продолжить вмешательство.

       3.4. Ни в коем случае свобода  клиента - как в  отношении   прекращения вмешательства, так и в отношении консультации у другого психолога или иного специалиста - не  должна  быть  ограничена.  Следует  поощрять  способность клиента принимать решения на основе достаточной информации. Психолог  может отказаться продолжать вмешательство, если оно осуществляется одновременно с

вмешательством другого  типа, выполняемым другим профессионалом,       

  3.5. Психологи  не должны  пользоваться  властью,  которую  их  статус может  им  дать,  для  требования  особых  рабочих   условий   или   платы, превосходящей принятую в обычных обстоятельствах.

       3.6. Психолог не должен  позволять   вовлечь  себя  профессионально   в неясную  ситуацию,  где  его  роль  или  функции  окажутся  неуместны   или  двусмысленны.

       3.7. Психологи не должны вмешиваться  в действия, предпринятые другими специалистами.

       3.8. В случае, когда услуги психолога   требуются  для  рекламной   или коммерческой  компании,  он  должен  сотрудничать   с   целью   обеспечения правдивости информации и охраны интересов индивидов.

       3.9. Психологи должны соблюдать  особую осторожность в том,  чтобы  не вызвать  необоснованных  ожиданий,  осуществить  которые  они  впоследствии окажутся профессионально не способны. 
 

       Лояльность по отношению к коллегам. 

       Работа профконсультанта основывается  на праве и обязанности проявлять уважение (и пользоваться таковым) к другим специалистам и методам их  работы независимо  от  своих  предпочтений  в  области  методического  обеспечения, особенно    в    сферах    деятельности,    близко     соприкасающихся     с

профконсультированием.

       1. Профконсультант воздерживается  от публичных оценок и  замечаний   о средствах и методах работы коллег,  особенно  в  присутствии  клиента.  Если профконсультант имеет претензии к стилю или методам работы своих коллег,  то он может выступать с обоснованной критикой в кругу специалистов.

       2. Профконсультант  должен  строго  придерживаться  правил  служебной этики по отношению к другим работникам службы занятости. 

4) Этические проблемы  работы психолога. 

    Последствия  общения с консультантом имеют  большую личностную значимость для клиента.  Каким  будет  вмешательство  консультанта  -  развивающим  или разрушающим личность клиента - зависит от соблюдения им этических  принципов профессиональной деятельности.

       В своей работе практический  психолог сталкивается с так называемыми этическими проблемами и «соблазнами». Наиболее типичные из них  представлены ниже:

       1.  Соблазн  власти.  Известно,  что  у   психолога   имеется   много возможностей сделать людей зависимыми  от  себя.  Плохо,  когда  власть  над поступками и действиями других людей становится для кого-то самоцелью.

       2. Проблема ответственности психолога.  В отличие  от  ответственности обычных людей  (неспециалистов),  психолог  не  должен  всю  ответственность брать на себя. Его задача более сложная - постепенно сформировать чувство  и готовность к ответственности у консультируемых клиентов. Сам же  консультант отвечает за саму организацию такой помощи, но не за  принимаемые  решения  -

это   право   (и   ответственность)   принадлежит   клиенту   как   субъекту самоопределения.

       3. Соблазн самокрасования на  работе,  когда консультант использует свою профессию скорее для демонстрации  своих  достоинств,  чем  для  помощи обращающимся к нему людей. Но,  с другой  стороны,  вообще  не  производить никакого впечатления на  клиента  (не  уметь  нравиться  ему)  тоже  нельзя.

Проблема в том, чтобы в стремлении  «производить  впечатление»  найти  такую меру, которая  не  превратила  бы  консультацию  в  театр  одного  актера  и позволила бы максимально проявить себя и консультируемому клиенту.

       4. Соблазн следования «методическим  модам», когда в погоне за  самыми последними новинками в практической  психологии  консультант  тратит  массу времени на ознакомительное знакомство с новыми методиками  и  по-настоящему не успевает освоить ни одну из них. Но,  с  другой  стороны,  консультанты,

действительно, не должны отставать от последних  новинок.  Вероятно,  здесь требуется определенная мера.

       5. Проблема «денег-подарков» за  оказываемые консультационные  услуги. При анализе данной проблемы  часто  вспоминают  об  экспериментах  (большей частью  из  области  психиатрии  и  психотерапии),  «доказывающих»  большую эффективность платных услуг, когда клиент, заплатив немалые  деньги,  более ответственно относится проводимой с ним работе. Но вот как пишет об этом  в

свое известной  книге  «Анти-Карнеги,  или Человек-манипулятор»  Э.Шостром:

«...в бизнесе личность - это уже не столько личность,  сколько  машина  для делания денег. Когда психотерапевт становится бизнесменом,  ему  невозможно удержаться  от  овеществления  своего  клиента  (1992,  с.  126).  Но,  как признается сам Э.Шостром,  ему тоже  «нужно  кормить семью»,  поэтому он «вынужден брать со своих клиентов гонорары». Чтобы как-то  успокоить  себя, он пишет далее: «Вы платите не за любовь внимание, которое я вам  оказываю, вы платите компенсацию за потраченное  на  вас  время»,  которого  «у  меня существенно меньше, чем душевной теплоты и любви к человечеству». Но тут же он добавляет, что «бизнесмен  в  отношении  своих  потребителей  исповедует

похожую философию (Шостром, 1992, с. 127).

       6. Проблема чрезмерного  экспериментирования,  когда  консультанту  в какой-то момент захочется обобщить свой опыт и написать научную статью  (или сделать диссертацию). Можно не заметить,  как  клиенты  из  живых  людей  со своими  проблемами  могут  превратиться  для  психолога-экспериментатора   в «статистический материал», и помощь в решении их  проблем  уйдет  на  второй

план. Естественно,  психолог-практик  не  должен  отказываться  от  научного поиска и экспериментирования,  но  приоритетом  все-таки  должна  оставаться консультационная помощь.

       7.  Соблазн  работать  «вразнос»,  забывая  о  своем  здоровье  и  об интересах своих родных и близких. Например, психолог,  чтобы  не  показаться «черствым», всем раздает свой телефон, постоянно, даже  в  праздничные  дни, устраивает дополнительные встречи со своими клиентами, которым, быть  может, действительно,  больше  не  с  кем  общаться  и  т.п.   Нередко   отсутствие элементарной психогигиены труда психолога-практика  приводит  его  самого  в психиатрическую больницу. Примечательно,  что  с  синдромом  «эмоционального сгорания» педагога одни  авторы  (Х.ДжФрейденберг,  К.Кондо)  связывают егосамозабвенность в работе, чрезмерное сочувствие, мягкость, а другие  авторы (Е.Махер), наоборот, с авторитаризмом и низким  уровнем эмпатии  (Форманюк, 1994,  с.  61).  Как говорила  на  своих лекциях известный психотерапевт

А.С.Спиваковская, консультант не  должен  глубоко погружаться в проблемы клиента, если он не обеспечил свои «тылы», которые позволили  бы  ему  выйти из  проблем  консультируемого  человека  и  вернуться  в   свое   нормальное состояние.

       8. Соблазн спекуляции на  отсутствии  общепринятых  критериев  оценки эффективности консультационной работы. Как известно, консультация  по  сути своей чаще всего прогностична, то есть ориентирована в будущее и полноценно оценить качество работы консультанта часто можно лишь спустя много  времени (оперативные показатели  эффективности,   то   есть   данные   наблюдения,

Информация о работе Этические принципы работы практического психолога