Этические принципы работы практического психолога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 21:37, реферат

Описание

Очевидные принципы можно обозначить такими правилами, как «не дерись с клиентом», «не плюй в клиента», «не убивай клиента», «не наноси ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и т.п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен знать и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила являются даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила кто-то редко, но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.

Содержание

) Основные принципы работы психолога.

2) Этические стандарты психолога.

3) Этические нормы профконсультанта службы занятости.

4) Этические проблемы работы психолога

Список использованной литературы.

Работа состоит из  1 файл

Основные принципы профессиональной этики психолога (исправл).docx

— 34.21 Кб (Скачать документ)

Этические принципы работы практического  психолога

 СОДЕРЖАНИЕ: 

1) Основные принципы работы психолога.                                     

2) Этические стандарты психолога.              

3) Этические нормы профконсультанта службы  занятости.                             

4) Этические проблемы работы психолога

Список использованной литературы.             
 

       1) Основные принципы работы  психолога. 

       Рассмотрим основные принципы  работы психолога. Часть из  них  очевидна и является общепринятым стандартом поведения человека в обществе,  а  часть определяется спецификой профессиональной деятельности психолога.

       Очевидные принципы можно обозначить  такими правилами, как «не   дерись с клиентом», «не плюй в клиента»,  «не  убивай  клиента»,  «не  наноси  ему увечий», «не проводи консультацию в пьяном виде или в нижнем белье» и  т.п. Такого рода правила являются само собой разумеющимися и их должен  знать  и выполнять любой воспитанный человек (в этом смысле данные правила  являются

даже банальными). Но, к сожалению, иногда и эти правила  кто-то  редко,  но нарушает, поэтому их выделение все-таки правомерно.

       Рассмотрим традиционные (этические)  принципы  консультирования.  Хотя этические   принципы   еще   не   сформулированы   для    профконсультанта, психотерапевта,  практического  психолога   и   социального   работника   в общепринятом виде, но попытки  их  выделения  имеются  (см.  Фирсов,  1993;

Климов, 1986; Мелибруда, 1986; Петровская, 1982; Рудестам, 1990; Пряжников, 1994). В самом обобщенном виде можно выделить следующие принципы:

       1.   Не  навреди!  Или  принцип   ненанесения   ущерба   испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс,  ни  ее результаты не  наносили  ущерба  его  здоровью,  состоянию  или  социальному положению.

       2.  Не  оценивай!  Поскольку   вообще  без  оценок  (в   том  числе,  и положительных)  работать  немыслимо,  иногда  этот  принцип  уточняют:   не навешивай ярлыков! Но  можно  было  бы  сказать  еще  проще:  не  произноси отрицательных оценок вслух!

       3.  Принцип  беспристрастности   психолога.   Недопустимо   предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни  производил своим видом, юридическим и социальным положением.

       4. Принцип осведомленного согласия. Необходимо  извещать  испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.

       5. Принимай человека таким, каков  он есть. Этот принцип  нуждается   в особом комментарии. Л.А.Петровская, анализируя подходы К.Роджерса,  пишет: «Когда у Роджерса речь идет о такой установке терапевта,  как «безусловное позитивное принятие», следует иметь в виду что  она  относится  к чувствам «клиента» и отнюдь не предполагает одобрения всего его поведения. Имеется в виду признание права на какую угодно гамму собственных чувств  без риска потерять уважение психолога, терапевта» (Петровская, 1982, с. 36).

       6. Принцип конфиденциальности, то  есть  сохранения  профессиональной тайны. Материал, полученный психологом в процессе его работы  с  испытуемым  на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть  представлен  таким  образом,  чтобы  он  не  мог скомпрометировать  ни  испытуемого,  ни   заказчика,   ни   психолога,   ни

психологическую науку.

       7. Уважай своих  коллег  по  работе,  их  право  на  профессиональное творчество и самостоятельный выбор  методов  работы.  Критика  и  дискуссии должны  проводиться  аргументировано  и  тактично.  Недопустимым   является выяснение отношений между коллегами и сотрудниками в присутствии клиентов.  
 
 

       8. Принцип  профессиональной  компетентности:  не  передавай   сложные психологические методики неподготовленным специалистам и  сам  не  используй методики, которыми в должной  степени  не  владеешь.  Психолог  имеет  право браться за решение  только  тех  вопросов,  по  которым  он  профессионально осведомлен и наделен  соответствующими  правами  и  полномочиями  выполнения

психокоррекционных или других воздействий.

       9. Соблюдай меру взаимного откровения  с  клиентом,  не  позволяй  ему рассказывать о себе самые сокровенные свои тайны (у каждого человека всегда должен оставаться хоть небольшой  тайничок  души,  недоступный  никому),  а также сам сохраняй некоторую дистанцию с клиентом, иначе можно потерять его уважение и доверие.

       10. Не отнимай у клиента   права  самому  отвечать  за  свои  права  и поступки.

       11. Не выставляй  свои  знания  напоказ,  стремись  помогать  клиенту сначала самостоятельно  формулировать  те  или иные  положения и выводы. Конкретно этот принцип может проявляться хотя бы в том, что психолог должен мгновенно замолкать каждый раз, когда клиент захочет что-то  сказать,  даже тогда, когда сам психолог «еще не договорил» и тогда,  когда  клиент  хочет

сказать «какую-то глупость»...

       12. Принцип  добровольности  участия   в  психологических  процедурах. Психолог  исходит  из  уважения  личного   достоинства,   прав   и   свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.  Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.

       13. Принцип  безопасности  применяемых   методик.  Психолог  применяет только  такие  методики  исследования,  которые  не  являются  опасными  для здоровья испытуемого.

       14. Принцип предупреждения неправильных  действий заказчика.  Психолог информирует испытуемого о  характере  передаваемой  заказчику  информации  и делает это только после получения согласия испытуемого.

       15. Принцип сотрудничества психолога   и  заказчика.  Психолог  обязан уведомить заказчика  о  реальных  возможностях  современной  психологической науки  в  области  поставленных  заказчиком  вопросов,  о   пределах   своей компетентности и границах своих возможностей.

       16.  Принцип  профессионального   общения  психолога  и   испытуемого. Психолог должен владеть методами  психодиагностической  беседы,  наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы,  с  одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать  у испытуемого  чувство  удовлетворения  от  общения  с  психологом.  Выполнять

психотерапевтическую  работу  с  больным  разрешается  только  при   наличии специализации по медицинской психологии, полученной  в  ЛГУ,  МГУ,  НИИ им.В.М.Бехтерева, ГИДУВе.

       17.  Принцип  обоснованности  результатов   исследований   психолога. Психолог  формулирует  результаты  исследования  в  терминах   и   понятиях, принятых в психологической науке.

       18. Принцип адекватности методик.  Применяемые  методики  должны  быть адекватны  целям  исследования,  возрасту,  полу,   образованию,   состоянию испытуемого, условиям эксперимента.

       19.  Принцип  научности  результатов   исследования.   В   результатах исследования должно быть только то,  что  непременно  получит  любой  другой исследователь такой  же  специализации  и  квалификации,  если  он  повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

       20.  Принцип  взвешенности   сведений   психологического   характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах  и  понятиях, известных  заказчику,  в  форме  конкретных  рекомендаций.  Он  не  передает никаких  сведений,  которые  могли  бы   ухудшить   положение   испытуемого, заказчика.

       21. Принцип кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество  испытуемых,  а  присвоенный им код, известный только психологу.

       22.  Принцип  контролируемого   хранения   сведений   психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать  с  заказчиком  список лиц, имеющих доступ  к  материалам,  характеризующим  испытуемого,  а  также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

       23.  Принцип  корректного   использования  сведений   психологического характера. Сведения психологического  характера  об  испытуемом  ни  в  коем случае не должны подлежать  открытому  обсуждению,  передаче  или  сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом

       24. Уважай себя как человека  и как специалиста! Часто можно   услышать следующие красивые слова: «Главное средство  работы  психолога  -  это  его собственная личность». Но личность является высшей ценностью и поэтому  она  не должна выступать в качестве «средства». В качестве  средства  достижения

каких-либо целей  и человек, и его личность выступают  лишь  при  извращенном понимании рыночных отношений, когда все, что угодно (и личность, и  любовь, и дружба) может быть товаром, средством для обогащения  или  для  получения каких-то благ.

       Как мы видим, этика работы  практического  психолога   основывается  на общечеловеческих  моральных  и   нравственных   ценностях,   на   положениях Конституции Российской Федерации,  защищающих  права  человека.  Предпосылки свободного и  всестороннего  развития  личности  и  ее  уважения,  сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими  для  деятельности психолога.  Этические  принципы  работы  психолога  формируют  условия,  при

которых сохраняются  и  упрочиваются  его  профессионализм,  гуманность  его действий, уважение людей, с которыми он работает. 

       2) Этические стандарты психолога. 

       В соответствии с вышеперечисленными  принципами  работы  практического психолога были приняты этические стандарты психолога, которые  используются во всем мире.

       1.Общие принципы

       1.1.   Деятельность   психолога   направлена   к   достижению   таких гуманитарных  и  социальных  целей,  как  благополучие,  здоровье,  высокое качество жизни, полное развитие индивидов и  групп  в  различных  формациях индивидуальной  и  социальной  жизни.  Поскольку   психолог   является   не

единственным профессионалом, чья деятельность направлена на достижение этих целей, обмен и сотрудничество с представителями других профессий желательны и в некоторых случаях необходимы, без каких-либо предубеждений по отношению к компетенции и знаниям любого из них.

       1.2. Психология как профессия управляется  принципами, общими для всех профессиональных этик:  уважение  к  личности,  защита  человеческих  прав, чувство ответственности, честность и искренность по  отношению  к  клиенту, осмотрительность в применении  инструментов  и  процедур,  профессиональная

компетентность, твердость  в достижении цели  вмешательства  и  его  научной основы.

       1.3.  Психологи  не  должны  принимать  участия  или   способствовать разработке методов, направленных против свободы индивида и  его  физической или психологической  неприкосновенности.  Непосредственная  разработка  или содействие в  осуществлении  пыток  или  издевательств,  помимо  того,  что является  преступлением,  представляет  собой  наиболее  тяжкое   нарушение

профессиональной  этики психологов. Они не должны ни в  каком  качестве,  ни как исследователи, ни как помощники  или  сообщники,  принимать  участие  в пытках или любых других жестоких, негуманных  или  унизительных  действиях, кто бы ни был их объект, какие бы обвинения  или  подозрения  против  этого

лица ни выдвигались  и какая бы информация ни могла бы быть получена от него таким путем в условиях военного конфликта,  гражданской  войны,  революции, террористических акций или любых других  обстоятельств,  которые  могли  бы быть истолкованы как оправдание таких действий.

       1.4.  Все  психологи  должны,   как   минимум,   информировать   свои профессиональные объединения о нарушениях прав  человека,  издевательствах, жестокости, негуманных или унизительных условиях заключения, кто бы ни  был их  жертвой,  и  о  любом  таком  случае,  ставшем  им   известным   в   их профессиональной практике.

       1.5.  Психологи должны  уважать   религиозные  и  моральные   убеждения своих клиентов и учитывать их при опросе, необходимом при  профессиональном вмешательстве.

       1.6.  При  оказании   помощи   психологи   не   должны   осуществлять дискриминацию по признаку происхождения,  возраста,  расовой  и  социальной принадлежности, пола, вероисповедания, идеологии, национальности или  любых других различий.

       1.7. Психологи не должны использовать  власть  или  превосходство   по отношению к клиенту, которые дает их профессия, для извлечения прибыли  или получения преимуществ как для себя, так и для третьих лиц.

Информация о работе Этические принципы работы практического психолога