Принципы работы психолога-консультанта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 08:55, контрольная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие основных принципов психологического консультирования.

Содержание

Введение..................................................................................................................................1
Понятие психологического консультирования...................................................................2
Личность психолога – консультанта....................................................................................5
Принципы работы психолога-консультанта........................................................................7
Заключение..............................................................................................................................8
Список литературы.................................................................................................................9

Работа состоит из  1 файл

Содержание.docx

— 37.09 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение..................................................................................................................................1

Понятие психологического консультирования...................................................................2

Личность психолога  – консультанта....................................................................................5

Принципы работы психолога-консультанта........................................................................7

Заключение..............................................................................................................................8

Список литературы.................................................................................................................9

 

Введение

Психологическое консультирование –  это относительно новая область  профессиональной деятельности психолога, которая сравнительно недавно в  нашей стране выделилась в качестве самостоятельной сферы деятельности наряду с такими традиционными формами  работы, как научные исследования, преподавание психологии, психологическая  коррекция и психодиагностика. Она, несомненно, требует специальной, довольно основательной профессиональной подготовки, которую нельзя просто заменить знаниями и умениями в указанных выше областях, хотя для психолога-консультанта и  они необходимы.

Консультант, как и другие профессионалы не только способствует разрешению психологических  проблем - он также защищает психическое  здоровье пациента и несет ответственность  за вред, нанесенный его свободе. Он должен прилагать все усилия для  создания психологически комфортной атмосферы, а в некоторых случаях и  предупреждать о возможных состояний дискомфорта.

Актуальность  данной темы обусловлена с одной  стороны представлением психологического консультирования как главной частью психокоррекционной работы в целом, с другой стороны недостаточной осведомленностью начинающих психологов о тонкостях процесса консультирования. Речь идет об этике принципов, которым должен придерживаться профессиональный психолог.

Консультант несет этическую ответственность и имеет обязательства. Прежде всего, он ответственен перед клиентом. Однако клиент и консультант находятся не в вакууме, а в системе разнообразных отношений, поэтому консультант ответственен и перед членами семьи клиента, перед организацией, в которой работает, вообще перед общественностью и, наконец, перед своей профессией. Такая ответственность обусловливает особую важность принципов в психологическом консультировании и психотерапии.

Целью данной работы является раскрытие основных принципов психологического консультирования.

 

 

  1. Понятие «Психологическое консультирование».

Психологическим консультированием называется особая область практической психологии, связанная  с оказанием со стороны специалиста-психолога  непосредственной психологической  помощи людям, которые нуждаются  в ней, в виде определенных рекомендаций. Они даются психологом клиенту на основе личной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент. Чаще всего психологическое консультирование проводится в заранее оговоренные часы, в специально оборудованном для этого помещении, как правило, изолированном от посторонних людей, и в конфиденциальной обстановке.

Цели психологического консультирования зависят от конкретной психологической  школы. Рассмотрим некоторых из них:

  • Бихевиорально-ориентированное направление в консультировании ставит своей целью изменение поведения человека.
  • Для экзистенциального направления, как отмечает Эмми ван Дорцен, цель психологического консультирования «состоит в том, чтобы прояснить, оттенить и понять жизнь». Оказываемая консультантом клиенту помощь нацелена на поиск последним собственного направления в жизни с использованием инсайтов. Данный процесс подразумевает осмысление целей и намерений человека, а также его общего отношения к жизни.

Обобщённо говоря, цель психологического консультирования — помочь клиенту в решении его проблемы. Осознать и изменить малоэффективные модели поведения, для того, чтобы принимать важные решения, разрешать возникающие проблемы, достигать поставленных целей, жить в гармонии с собой и окружающим миром.

Поскольку в психологическом  консультировании нуждаются разные люди и за помощью они обращаются по различным поводам, психологическое  консультирование можно разделить  на виды в зависимости от индивидуальных особенностей клиентов и тех проблем, по поводу которых они обращаются в психологическую консультацию.

Прежде всего, выделим  так называемое интимно-личностное психологическое консультирование, необходимость в котором возникает довольно часто и у многих людей. К этому виду можно отнести консультирование по таким вопросам, которые глубоко затрагивают человека как личность, вызывают у него сильные переживания, обычно тщательно скрываемые от окружающих людей.

Следующий по значимости и  частоте встречаемости в жизни  вид психологического консультирования – семейное консультирование. К нему можно отнести консультирование по вопросам, возникающим у человека в собственной семье или в семьях других, близких для него людей.

Третий вид консультирования – психолого-педагогическое консультирование. К нему можно отнести обсуждение консультантом с клиентом вопросов обучения и воспитания детей, научения чему-либо и повышения педагогической квалификации взрослых людей, педагогического руководства, управления детскими и взрослыми группами и коллективами.

Четвертый из числа наиболее распространенных видов психологического консультирования – деловое консультирование. Оно, в свою очередь, имеет столько разновидностей, сколько существует разнообразных дел и видов деятельности у людей.

Выделяется целый ряд  критериев, свидетельствующих о  том, что цели психологического консультирования достигнуты. Рассмотрим основные из них:

  1. Удовлетворённость клиента. В частности, удовлетворённость не стоит понимать только таким образом, что клиенту должно стать лучше, чем было до консультации. Удовлетворённость клиента — один из критериев того, что помощь была оказана эффективно, однако многое определяется характером проблемы клиента. Например, если клиент переживает горе или утрату, то он может и должен рассчитывать на то, что после консультации ему станет хоть немного легче, а консультант будет стараться облегчить его горе.
  2. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Таким образом, консультирование — это сложный процесс, протекание которого зависит от консультанта, клиента, от характера применяемых консультантом воздействий и того, насколько эффективно он их использует, а также от контекстных переменных.

 

 

 

  1. Личность психолога-консультанта.

Консультирование - это переговоры психолога или психотерапевта и  клиента (клиентов) на его языке с  целью оптимизации его (их) функционирования. В итоге от консультативного контакта зависит окончательный эффект и  результат работы консультанта.

«Какова возможная модель Личности эффективного консультанта?»  Скорее всего, исходя и того, что  каждый человек по своему уникален, консультант тоже является уникальной личностью, и речь, конечно, пойдет, о «подвижной» модели, поскольку  каждый профессионал имеет право  ее дополнить. Рассмотрим факторы, способные  составить остов такой модели.

Аутентичность

Это способность быть самим  собой как в непосредственных реакциях, так и в целостном  поведении. Аутентичный человек  позволяет не знать все ответы на жизненные вопросы, если их действительно  не знает. Соприкасаться с жизнью другого человека (клиента) можно, только оставаясь живыми людьми.

Открытость собственному опыту

Открытость  понимается не в смысле откровенности  перед другими людьми, а как  искренность в восприятии собственных  чувств. Консультант способен содействовать  позитивным изменениям клиента, только когда проявляет терпимость ко всему  разнообразию чужих и своих эмоциональных  реакций.

Развитие самопознания.

Ограниченное  самопознание означает ограничение  свободы, а глубокое самопознание увеличивает  возможность выбора в жизни. Чем  больше консультант знает о себе, тем лучше поймет своих клиентов, и наоборот - чем больше консультант  познает своих клиентов, тем глубже понимает себя.

Толерантность к неопределенности.

Уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений и способность  рисковать - все эти качества помогают переносить напряжение, создаваемое  неопределенностью при частом взаимодействии с клиентами.

Принятие личной ответственности

Понимание своей ответственности позволяет  свободно и сознательно осуществлять выбор в любой момент консультирования - соглашаться с доводами клиента или выступать в продуктивное противостояние.

 

Эмпатия

Эмпатия - умение видеть мир глазами другого человека и переживать его таким, каким переживает этот другой человек. Эмпатия является одной из важнейших черт личности эффективного консультанта.

Вслушивание

Этот  процесс взаимный, и он способствует тому, что и консультант имеет возможность раскрывать и опознавать за содержанием проблемы ее структуру.

Наблюдение

Отличительной чертой консультанта является его особая наблюдательность по отношению к  людям, их страхам и личностным напряжениям. Так консультант учится читать характер клиента, и тот предстает перед  ним не как пресловутая "открытая книга", а как новая страна перед  путешественником, где все свежо, интересно и требует понимания.

Обобщая проанализируемые выше требования, предъявляемые к личности консультанта можно утверждать, что эффективный консультант - это, прежде всего зрелый человек. Чем разнообразнее у консультанта стиль профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. Иногда выражать чувства, а иногда попросту слушать, что говорит клиент, - это самое лучшее, но опасно ограничиваться только тактикой консультирования, порой необходимо вступать с клиентом в конфронтацию.

 

  1. Принципы работы психолога-консультанта.

Психолог-консультант  в своей работе придерживается своеобразного "этического кодекса", соблюдение которого позволяет создать максимально  безопасную атмосферу для продуктивной работы с клиентом. Ниже перечислены  основные положения "Этического кодекса  психолога".

1.         Конфиденциальность. Любая информация, полученная от клиента, не может быть передана третьим лицам (даже родственникам и друзьям) без предварительного согласия.

2.         Безоценочное и доброжелательное отношение к клиенту. Консультант внимательно слушает клиента, стараясь понять его и принимая таким, какой он есть, не давая собственных оценок совершённым действиям.

3.         Ориентация психолога на нормы и ценности клиента, а не на социально принятые нормы и правила, что может позволить клиенту быть искренним и открытым.

4.         Отсутствие советов и готовых решений. Психолог помогает клиенту найти оптимальный для него выход из сложившейся ситуации. Но при этом никогда не даст готовых "рецептов" как поступить.

5.         Разграничение личных и профессиональных отношений. Отношения психолога-консультанта и клиента носят особый характер и сами по себе имеют некий терапевтический эффект. Поэтому присутствие других отношений между психологом и клиентом (дружеских, родственных, рабочих) является крайне нежелательным. По этой причине психологам запрещается консультировать близких друзей, родственников, супругов.

Существует  мнение, что человек "должен" сам  решать свои проблемы. Это справедливо  для тех случаев, когда он действительно  способен успешно это делать. Однако следует помнить, что человек  вовсе не "должен" оставаться без  помощи, когда она ему необходима. Принять психологическую помощь, тем более оказываемую в качестве профессиональной услуги, вовсе не зазорно. Это поступок сильного человека, заботящегося о своем здоровье, хорошем  самочувствии и личной эффективности.

 

Заключение.

Из  анализа основных принципов психологического консультирования становится очевидным, что соблюдение отмеченных этических  принципов находится в прямой зависимости от индивидуальности самого консультанта.

Все консультанты являются исследователями-практиками. Они строят гипотезы каждый раз, когда решают, как работать с определенными клиентами и как реагировать на то, что говорят клиенты.

В процессе консультирования придается особенно большое значение повышению личной ответственности клиентов за ход их собственной жизни. Клиентам необходимо делать выбор, который даст им возможность чувствовать, думать и действовать эффективно. Клиенты должны быть способны испытывать и выражать чувства, думать рационально и предпринимать эффективные действия, только тогда они смогут добиваться своих целей. Клиенты постоянно делают выбор.

Информация о работе Принципы работы психолога-консультанта