Этические принципы и правила работы практического психолога образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 15:52, доклад

Описание

Этика работы практического психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

Работа состоит из  1 файл

Этические принципы и правила работы практического психолога образования.doc

— 83.50 Кб (Скачать документ)

 

"Этические  принципы и правила работы  практического психолога образования"

 

Этика работы практического  психолога основывается на общечеловеческих моральных и нравственных ценностях, на положениях Конституции Российской Федерации, защищающих права человека. Предпосылки свободного и всестороннего развития личности и ее уважения, сближения людей, создания гуманного общества являются определяющими для деятельности психолога. Этические принципы и правила работы психолога формируют условия, при которых сохраняются и упрочиваются ею профессионализм, гуманность его действий, уважение людей, с которыми он работает.

 

В своей работе практический психолог руководствуется  следующими принципами и правилами:

 

1. Принцип ненанесения ущерба  испытуемому. Организация работы  психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.

2. Принцип компетентности психолога.  Психолог имеет право браться  за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.

3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.

5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого  об этических принципах и правилах  психологической деятельности.

6. Правило взаимоуважения психолога  и испытуемого. Психолог исходит  из уважения личного достоинства,  прав и свобод, провозглашенных  и гарантированных Конституцией  Российской Федерации. Работа  допускается только после получения  согласия испытуемого в ней участвовать.

7. Правило безопасности применяемых  методик. Психолог применяет только  такие методики исследования, которые  не являются опасными для здоровья  испытуемого. 

8. Правило предупреждения неправильных  действий заказчик информирует  испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.

9. Правило сотрудничества психолога  и заказчика. Психолог обязан  уведомить заказчика о реальных  возможностях современной психологической  науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Правило профессионального общения  психолога и испытуемого. Психолог  должен владеть методами психодиагностической  беседы, наблюдения, психологическою воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой – поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В.М. Бехтерева, ГИДУВе.

11. Правило обоснованности результатов  исследований психолога. Психолог  формулирует результаты исследования  в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.

12. Правило адекватности методик.  Применяемые методики должны  быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию  испытуемого, условиям эксперимента.

13. Правило научности результатов  исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.

14. Правило  взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.

15. Правило  кодирования сведений. Па всех  материалах психологического характера  указываются не фамилия, имя,  отчество испытуемых, а присвоенный  им код, известный только психологу. 

16. Правило  контролируемого хранения сведений  психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.

17. Правило  корректного использования сведений  психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.

 

/Источник: Вестник образования,  №7, 1995./

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этический кодекс психолога-консультанта

 

Этические нормы 

1. Общие нормы 

1.1. Границы компетентности 

1. Психологи-консультанты занимаются  профессиональной деятельностью  только в границах своей компетентности, которая определяется образованием, формами повышения квалификации и соответствующим профессиональным опытом.

2. Психологи-консультанты осуществляют  профессиональную деятельность  в новых областях или используют  новые методики только после  их соответствующего изучения, прохождения обучения, супервизорства и (или) консультирования у компетентных в этих областях или методиках специалистов.

3. В областях деятельности, в  которых еще не выработаны  приемлемые стандарты подготовки, психологи-консультанты делают все  возможное для повышения компетентности своей работы и защиты клиентов от возможного вреда и т.п.

4. Психолог-консультант, принимая  решение, связанное с профессиональной  деятельностью, должен учитывать  свою квалификацию и опыт работы  с клиентами, обладающими определенными  индивидуальными отличиями (возраст, пол, национальность, вероисповедание, сексуальная ориентация, разновидность психологической проблемы, физического или психического расстройства, язык или социо-экономический статус и т.п.).

5. Психологи-консультанты наделяют своих подчиненных, супервизируемых и ассистентов только той ответственностью, с которой те могут справиться на основе их компетенции (образования, опыта, подготовки и т.п.), независимо от того будут ли они действовать самостоятельно или под наблюдением.

1.2. Описание и/или объяснение  результатов психологической работы 

1. В работе с клиентами-непрофессионалами  психологи-консультанты используют  понятные для них термины и  объяснения.

2. Если по каким-либо причинам (контракт о неразглашении полученных  результатов, незаконность сообщения результатов определенным группам лиц) психологи-консультанты не могут сообщать информацию тем, кому она нужна и к кому относится, то они должны заранее их предупредить о невозможности пользования этой информацией.

1.3. Уважение права других оставаться другими

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты с уважением  относится к правам других людей  на установки, мнения, моральные нормы  и т.п., отличные от их собственных.

1.4. Недискриминация 

В своей профессиональной деятельности психологи-консультанты всячески избегают какой-либо дискриминации на основе возраста, попа, национальности, вероисповедания, сексуальной ориентации, того или иного физического или психического расстройства, языка, социо- экономического статуса или иного признака, оговоренного в законе.

1.5. Посягательства на честь и  достоинство клиентов 

Психологи-консультанты не имеют права  осуществлять действия, которые могут  оскорбить или унизить честь  и достоинство клиентов.

1.6. Отношение к личным проблемам

 

 

 

 

1. Психологи-консультанты хорошо  представляют, что их личные проблемы  могут влиять на эффективность  профессиональной деятельности. Поэтому  они избегают тех областей  своей профессиональной деятельности, в которой эти проблемы могут  отразиться особо остро и нанести какой-либо вред включенным в эту деятельность клиентам.

2. Психологи-консультанты обязаны  делать все возможное для распознавания  на как можно более ранних  этапах формирования и/или наличия  своих личностных проблем, которые  могут явиться препятствием в осуществлении их профессиональной деятельности.

3. Для устранения обнаруженных  внутриличностных препятствий в  осуществлении своей профессиональной  деятельности психологи-консультанты  обращаются за профессиональной  помощью к коллегам и определяют на это время ограничения, налагаемые на свою профессиональную деятельность.

1.7. Ненанесение вреда 

Психологи делают все возможное, чтобы  предотвратить или уменьшить  нежелательные последствия от своей  профессиональной деятельности, а также  избавить и защитить клиентов от подобных последствий.

1.8. Неправильное использование  психологических знаний 

Признавая силу психологических знаний, психологи-консультанты делают все  возможное для предотвращения чьего-либо личного, финансового, социального, организационного и политического влияния с целью принуждения к неправильному использованию психологических знаний.

1.9. Неправильное использование  психологов-консультантов и результатов  их работы 

1. Психологи-консультанты не участвуют  в деятельности, результаты которой могут быть использованы для дискредитации психологии.

2. Если психологам-консультантам  становится известно о неправильном  использовании результатов их  работы, они делают все возможное  для устранения и/или исправления  допущенных ошибок.

1.10. Бартер с клиентами

Психологи, как правило, воздерживаются от получения  подарков и услуг от клиентов взамен на оказанную им помощь, поскольку  такая практика является серьезным  источником конфликтов, эксплуатации и девальвации профессиональных отношений. Психолог-консультант может участвовать в бартере только в тех случаях, когда это не мешает профессиональной деятельности и не приводит к манипуляции.

1.11. Денежное  вознаграждение 

Вопросы денежного  вознаграждения в качестве оплаты своего труда психологи-консультанты решают на самых ранних стадиях психологического взаимодействия с клиентом, но в любом случае до момента психологического вмешательства (интервенции).

1.12. Ведение  профессиональной и научной документации 

Психологи-консультанты должным образом документируют свою профессиональную работу с целью обобщения и распространения своего опыта, облегчения дальнейшей деятельности, а также для возможности предъявить свою работу в других инстанциях.

2. Публичные  выступления и публикации 

Публичные выступления и публикации включают в себя брошюры, газетные и научные статьи, резюме, интервью в СМИ, лекции и устные выступления, платную или бесплатную рекламу, а также любые материалы, распространяемые электронным путем (Интернет, электронные конференции и т.п.).

 

 

 

 

2.1. Избегание  ложных или неверных утверждений 

1. Психологи-консультанты  в публичных выступлениях и  публикациях не допускают ложных  и/или неверных высказываний и  не пользуются непроверенной  информацией, 

2. Для подтверждения  своего профессионального статуса психологи-консультанты используют только те документы, которые официально признаются государством и психологическим сообществом.

2.2. Свидетельства  и подтверждения 

Психологи-консультанты не используют и не апеллируют к  свидетельствам и подтверждениям клиентов, работа с которыми не закончена.

3. Тестирование, оценка и вмешательство 

3.1. Оценка  и диагноз 

1. Психологи-консультанты  осуществляют оценивание, диагностические  работы и вмешательство только  в рамках, определенных профессиональными  отношениями.

2. Психологические  заключения, отчеты, рекомендации и  диагнозы строятся только на  информации, полученной посредством  валидного психологического инструментария.

3.2. Использование  психологического инструментария 

1. Используя  любой психологический инструментарий, психологи-консультанты должны быть уверены, что данный инструментарий адекватен решению поставленных задач, а его использование учитывает границы применимости.

2. Психологи-консультанты, пользующиеся инструментарием, знают  границы достоверности, валидизации, стандартизации и другие особенности применения инструментария.

3. Психологи-консультанты  не допускают неквалифицированного  использования психологического  инструментария.

4. Когда  стоит вопрос о диагнозе, оценке  и прогнозе в отношении клиента, психологи-консультанты обращают особое внимание на ограничения в применении инструментария и интерпретации полученных с его помощью данных,

5. Психологи-консультанты  делают все возможное для определения  ситуаций, в которых психологические  техники или инструментарий могут быть использованы неадекватно или на их использование должны быть наложены соответствующие ограничения.

Информация о работе Этические принципы и правила работы практического психолога образования