Этапы развития мышления у ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 22:32, реферат

Описание

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Содержание

Введение 2
1. Понятие и общие закономерности развития мышления 3
2 Понятие и классификация развития мышления 9
3 Этапы развития мышления 13
Заключение 26
Список литературы 27

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 46.00 Кб (Скачать документ)

Содержание

Введение 2

1. Понятие и общие закономерности развития мышления 3

2 Понятие и классификация развития мышления 9

3 Этапы развития мышления 13

Заключение 26

Список литературы 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Ребёнок рождается, не обладая мышлением. Познание окружающей действительности начинается с ощущения и восприятия отдельных конкретных предметов и явлений, образы которых сохраняются памятью. На основе практического знакомства с действительностью, на основе непосредственного познания окружающего складывается у ребёнка мышление. Решающую роль в формировании мышления ребёнка играет развитие речи.

Овладевая в  процессе общения с окружающими  людьми словами и грамматическими  формами родного языка, ребёнок  научается вместе с тем обобщать при помощи слова сходные явления, формулировать взаимоотношения, существующие между ними, рассуждает по поводу их особенностей и т. д.

Обычно в  начале второго года жизни у ребёнка  возникают первые обобщения, которые  он использует в последующих действиях. С этого начинается развитие детского мышления.

Развитие  мышления у детей происходит не само собой, не стихийно. Им руководят взрослые, воспитывая и обучая ребёнка. Опираясь на опыт, имеющийся у ребёнка, взрослые передают ему знания, сообщают ему  понятия, до которых он не смог бы додуматься самостоятельно и которые сложились  в результате трудового опыта  и научных исследований многих поколений.

Под влиянием воспитания ребёнок усваивает не только отдельные понятия, но и выработанные человечеством логические формы, правила  мышления, истинность которых проверена  многовековой общественной практикой. Подражая взрослым и следуя их указаниям, ребёнок постепенно приучается правильно строить суждения, правильно соотносить их друг с другом, делать обоснованные выводы.

Решающую  роль в формировании первых детских  обобщений играет усвоение названий окружающих предметов и явлений. Взрослый в разговоре с ребёнком называет одним и тем же словом "стол" различные столы, находящиеся  в комнате, или одним и тем  же словом "падать" падение различных  предметов. Подражая взрослым, ребёнок  и сам начинает употреблять слова  в обобщённом значении, мысленно объединяя  ряд сходных предметов и явлений.

1. Понятие и общие закономерности  развития мышления

Мышление, отражая  предметы и явления действительности, является высшей ступенью человеческого  познания. При этом, имея своим единственным источником ощущения, оно раздвигает границы непосредственного отражения, что дает возможность получать знание о таких свойствах и явлениях, которые не могут быть непосредственно  восприняты человеком.

Обобщение результатов  чувственного опыта, которое происходит, когда человек познает мир, отражает общие свойства вещей. Для познания окружающего мира недостаточно лишь заметить связь между явлениями, необходимо установить, что эта связь  является общим свойством вещей. На этой обобщенной основе человек  решает конкретные познавательные задачи.

Такое опосредованное отражение возможно лишь на основе обобщения, на основе знаний. Благодаря  мышлению человек правильно ориентируется  в окружающем мире, используя ранее  полученные обобщения в новой, конкретной обстановке.

Деятельность  человека разумна благодаря знанию законов, взаимосвязей объективной  действительности. Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных, закономерных взаимосвязей действительности. Это обобщенная ориентация в конкретных ситуациях действительности.

Психология  мышления рассматривается здесь в широком смысле этого понятия, поскольку мышление изучается не только в психологии и нейрофизиологии, но и в теории познания и логики, в кибернетике в связи с задачами технического моделирования мыслительных процессов.

Процессы  мышления как бы завершают цепь обработки  информации, но, в тоже время, восприятие, внимание и память ближе всего  к нервной деятельности и являются фундаментальными процессами. Мышление – активный процесс, в котором  происходит взаимодействие сохраненных  и извлеченных ментальных репрезентаций  для воспроизведения новых репрезентаций.

Мышление  человека происходит посредством репрезентаций, каждое из которых выражается словом или несколькими словами, включающими  существенные свойства класса объектов или представлений, которые можно  определить как понятия. Собственно - эти репрезентации (понятия) являются элементами мышления, различные их сочетания дают возможность переходить от одних мыслей к другим, т.е. протекать процессу мышления в различных его формах (Минюрова С.А. Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет).

Любое понятие  характеризуется содержанием (совокупностью  существенных признаков данного  понятия) и объемом (количеством  объектов с общими существенными  признаками).

Какие функции  выполняют понятия в процессе мышления? Можно определить несколько  функций понятий:

Классификация дает возможность отнести репрезентацию  к определенному классу.

Понимание позволяет использовать уже имеющуюся информацию.

Предсказание использует возможность прогнозирования результатов и событий на основе имеющихся знаний.

Рассуждение использует информацию для решения задач и проблем, стоящих перед человеком.

Общение дает возможность передавать свои впечатления.

Когнитивное развитие человека проходит в изучении понятий на продолжении всей его  жизни.

Обобщенный, отвлеченный образ, выражающийся в  понятии, может появиться только в результате переработки ряда наглядных  образов, т.е. восприятия и ощущений. Следовательно, для формирования понятий  необходима опора на известные по прошлому опыту репрезентации, сравнение  которых позволит найти принципиальные отличия одной группы объектов от другой, выделить их и осознать содержание образуемого понятия.

Естественные  понятия могут определяться очень  четко. Кто-то произносит слово "ягоды" и я, сразу представляю клубнику, а вы может, представляете что-то другое, и представляемый образ является для нас прототипом.

Большое количество экземпляров данного понятия  сходно по качествам с прототипом, но не каждый имеет все его атрибуты, например, мы с трудом воспринимаем арбуз в этом понятии, но он тоже входит в классификацию ягод. Получается, что в данном понятии не только атрибуты прототипа, но и свойства принадлежности к этому понятию.

Можно назвать  существующие теории выработки понятий  с учетом приведенных данных –  это теория прототипов, теория атрибутов, теория образцов. Образцы являются как бы "суммарной репрезентацией" элементов для лучшего представления  понятия.

Хранилище понятий  аналогично хранилищам знаний, предусматривает  не хаотичное хранение, а систематизированное  хранение понятий по классам на определенных "полках" наших "складов" памяти.

Правильная  ментальная модель (суждение о работе предметов или репрезентаций  абстрактных понятий) ведет к  правильному использованию понятий. Рассуждения, построенные на ментальных моделях, это, скорее всего, семантические посылки, и именно словами, языком определяется вербально-логическое мышление, опирающееся на коды языка, что дает возможность формировать понятия, делать выводы и решать сложные задачи (Минюрова С.А. Диагностика развития мышления у дошкольников и младших школьников (от 3 до 10 лет).

Человеческое  общение невозможно без языка, в  каких бы формах не происходило, что  отличает человеческую психику от психики  животных, т.к. мышление животных наглядно, сиюминутно, когда предметы находятся  перед его глазами.

В ментальных моделях существует зависимость  от объема памяти, чем образнее репрезентация, согласованная с посылками, тем  используется больший объем памяти.

Схемы похожи на ментальные модели, требующие ожидания, а сценарии, те же схемы привычных  последовательностей действий.

Дедуктивное мышление (дедукция) - это процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений (посылок) к их следствиям (заключениям), и подразумевается установление истинности или ложности заключений на основе логических связей (Выготский Л. С.. Собрание сочинений. М.: Просвящение 1982).

Делая логические выводы, человек использует сложные  системы, образующие связи, по которым  течет его мысль. Примером такой  связи может служить силлогизм (суждение), т.е. отражение связей между  предметами и явлениями действительности или между их свойствами и признаками. Это наборы утверждений (фактов) из которых делается заключение.

В силлогизме человек высказывает свое мнение о данном факте или предмете, определяет связи между фактами или предметами или/и свое отношение к какому-то явлению. В силлогизмах выражаются и чувства человека, его намерения: "Я люблю море", "Я хочу уехать в Петербург".

В истории  языка и логики сформировались такие  средства, которые автоматически  передают человеку опыт поколений, избавляя его от необходимости получать соответствующую  информацию собственным логическим путем.

Логические  связи делают мышление доказательным, объективным и убедительным. Однако формальная логика (понятие, силлогизм) оставляет за "бортом" такие  формы, как процессуальность мышления, этапы выявления и добывания данных, условия возникновения и развития мысли, взаимосвязь с чувственным познанием. Для того чтобы следовать логическим суждениям, необходим большой объем оперативной памяти, поэтому могут случаться ошибки, когда не хватает этого объема.

Дедуктивное рассуждение основано на логических связях, а индуктивное рассуждение  основано на наблюдении и организации  процесса продуктивного творческого  мышления (эвристической деятельности), приводящее к уровню убежденности.

Применение  эвристики способствует эффективности  рассуждения. Например, мне срочно понадобился  номер телефона, который должен быть записан в телефонной книге дома, но, во-первых, я не дома, а во-вторых, телефонных книжек у меня три, запись в каждой соответствует определенному  периоду жизни.

Вероятность принятия решений также строится на эвристике и не всегда успешно. Отчего может произойти ошибочное  решение. Может быть много причин: недоступность нужной информации, ваша предубежденность, или наоборот ваше огромное желание, мешающее адекватному  восприятию информации. Существуют специальные  формулы для определения вероятности, но часто мы получаем субъективные результаты, т.е. как всегда, человек  сам создает себе проблемы.

Проблема  – это осознание необходимости  нового познания. Не любая умственная деятельность является решением проблемы. Например, решая задачу известным  нам способом, мы осуществляем умственную деятельность, но не решаем проблемы. Познание, открытие новых, пока еще неизвестных  сторон объекта всегда осуществляется через отношения, взаимосвязи, в  которых эти свойства проявляются.

Решение проблемы – это поиск решения, не имея способа  решения. В гештальтпсихологии существуют такие стадии обдумывания проблемы: подготовка (накопление информации), инкубация, озарение и верификация (проверка решения).

Обработка информации – это тоже решение проблем  с помощью компьютерного моделирования. Проблемное состояние рассматривается  как умственная репрезентация задачи, включающая первоначальное, целевое, промежуточные  состояния и операторы.

Исходя из общего сходства людей, что у каждого  две руки, две ноги и одна голова, нельзя сделать вывод о схожести процессов мышления и принятия решений. Большая сложность вербализации умственных процессов, но еще сложнее  моделирование мышления.

2 Этапы развития мышления

Формирование  элементарной культуры мышления должно начинаться с первых месяцев жизни  ребенка. Взрослый человек, как известно, обладает речевым, понятийным мышлением. Понятие – это обобщение опыта  человеческой деятельности в слове. Чем богаче опыт деятельности, тем  содержательнее понятия, тем глубже мысль. Нам иной раз кажется, что  мы мыслим независимо от какой-либо деятельности, от практики, но это ошибочное мнение. Самая отвлеченная мысль всегда связана с человеческой практикой через понятие, слово, обобщающие определенный опыт деятельности. Первые понятия начинают формироваться еще в дошкольном детстве. Этот процесс подготавливается в раннем детстве. Обобщение опыта в слове происходит у ребенка не сразу, а постепенно. Слово постоянно как бы все больше и больше насыщается содержанием деятельности.

Современные психологи выделяют три основных этапа в развитии мышления ребенка: наглядно-действенное, наглядно-образное и понятийное мышление. Наглядно-действенное мышление присуще преимущественно детям 1-го, 2-го, 3-го года жизни. Однако уже на третьем году начинает формироваться наглядно-образное мышление, а затем у более старших дошкольников возникают первые понятия, мышление становится все более отвлеченным.

Наглядно-действенное  мышление проявляется в форме  решения ребёнком различных практических задач. Это решение протекает  как непосредственная практическая деятельность ребенка. Каждую мысль  ребенка, образно говоря, можно видеть в его действиях. Например, ребенок 2 лет видит игрушку, стоящую высоко на полке. Чтобы достать игрушку, он берет стул и достает ее. Более старший ребенок при решении подобной задачи поступит таким же образом, но более умело. Это означает, что наглядно-действенное мышление с возрастом не исчезает, а принимает иные формы. Но ребенок-дошкольник уже может решать задачи, опираясь на свои знания, представляя себе возможные последствия своих действий. Так постепенно движется ребенок к все более высоким этапам развития своего мышления. И хотя в развитии мышления ребенка мы выделяем ряд" последовательно наступающих этапов, развитие мышления – единый процесс и все его этапы закономерно связаны. Поэтому, формируя у ребенка даже 1-го года жизни его наглядно-действенное мышление, мы тем самым формируем и мышление речевое, понятийное. Условием своевременного развития мышления ребенка 1-го года жизни является содержательное, эмоционально-насыщенное общение с окружающими его взрослыми.

Информация о работе Этапы развития мышления у ребенка