Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 87.99 Кб (Скачать документ)

     У мужчин же, первые места в списках «До» занимали определения категории «Социальное Я», «Физическое Я». В тестах «После», в основном, на первых местах определения категории «Рефлексивное Я» затем «Социальное Я». Что связанно с попыткой разобраться в себе, в анализе своего поведения, своих чувств, эмоций, и, конечно, адаптация к своему социальному положению. 
 

2.2. Биографический  метод. 

        Б.Г. Ананьев определял суть биографического метода, указывая на его специфический предмет — жизненный путь. «Биографический метод — собирание и анализ данных о жизненном пути человека как личности и субъекта деятельности (анализ человеческой документации, свидетельств современников, продуктов деятельности самого человека и т. д.)». Биографический метод оперирует данными об объективных событиях и субъективных переживаниях личности в разных жизненных обстоятельствах, на основе чего позволяет делать умозаключения о характере, самосознании, жизненной направленности, таланте и жизненном опыте личности. Все эти структуры относятся к личностно-биографическим и не могут быть поняты в отрыве от реального жизненного пути человека, а, следовательно, без биографического метода.

   Применительно к целям комплексных исследований Б.Г. Ананьев ставил такие задачи биографирования, как определение  истоков актуального психологического статуса изучаемых людей, фаз  и поворотных пунктов развития, особенностей характера, структуры способностей и своеобразия внутреннего мира личности. Согласно его замыслу биографический материал сопоставлялся с данными, полученными другими методами.

   Отметим специфические черты биографического  метода. Во-первых, он является историческим по происхождению, так как мигрировал в психологию из исторических наук. Связь с ними прослеживается в  таких его особенностях, как значительная ретроспективность, опосредованность источниками, стремление к полноте реконструкции прошлого, близость к искусству. Психологическое биографирование заимствует некоторые конкретные приемы из источниковедения. Главное, что сам объект биографического метода — жизненный путь — историчен по своей природе. Как в исторических науках, так и в психологической биографике основной единицей анализа является событие.

   Во-вторых, биографический метод несомненно относится  к генетическим. В этом отношении  он аналогичен экспериментальному лонгитюдному исследованию. В силу своей ретроспективности  биографический метод отчасти может  заменить лонгитюд, когда нет возможности  изучать развитие непосредственно  год за годом на длительном отрезке  времени.

   В-третьих, факты жизненного пути, как правило, нельзя воспроизвести в лабораторных условиях — их можно только реконструировать. Биографический метод, направленный на реальный процесс жизнедеятельности  личности, отличается «естественностью». Биограф, как и наблюдатель, не вмешивается  в ход событий. Биографические факты  могут рассматриваться в качестве жизненных показателей личностных структур.

   В-четвертых, биографический метод, оперирующий  молярными единицами — событиями, поступками, обстоятельствами и т.д., – нацеленный на открытие «закона» индивидуальности изучаемого человека, является синтетическим, а вместе с  тем в значительной мере описательным. Однако, как мы пытались показать, в  биографическом методе есть свои приемы анализа и вполне возможны измерения.

   Наконец, биографический метод освещает не только объективную сторону жизни, но и  переживания во внутреннем мире, в  котором тоже есть события. В своем  монографическом варианте метод  отличается интимностью, если можно  так назвать эту особенность. Нередко воспоминания, письма, дневники носят характер исповеди, и тогда  особенно мощно работают субъективные факторы — защитные механизмы, влияние  мотивов, реакция на исследователя, искажения памяти. Здесь высок уровень субъективности, поэтому остра проблема валидности, надежности, точности биографического метода.

   В плане преодоления недостатков  метода (впрочем, относительных: трудоемкость, описательность, субъективные искажения) имеют значение исследования по психологии воспоминаний, самосознания, психогнозиса.

   Преодолению субъективизма в биографических исследованиях служит комплексность  процедуры, т.е. использование различных  биографических источников, конкретных методик. Полезно сопоставление  биографических данных с нормами  и типами, полученными статистически  на больших выборках. Объективность  биографического метода повышается, когда материалы обсуждаются  в кругу специалистов на своего рода клинических конференциях, когда  параллельно одни и те же лица изучаются  разными исследователями. Весьма необходимы для дальнейшего развития биографического  метода специальные методические эксперименты, в которых бы сравнивались познавательные возможности разных биографических методик.

   Биографический  метод представляет собой метод  синтетического писания человека как  личности и субъекта деятельности. Биографический метод — исторический и одновременно генетический, так  как позволяет проследить динамику жизненного пути. Недостатки этого метода описательность и подверженность прошлого ошибкам памяти — могут быть скорректированы более объективными данными комплексного исследования личности. 
     Предметом биографического метода является жизненный путь — история личности и субъекта деятельности. Источниками биографической формации выступает сам изучаемый человек и события окружающей его среды. Биографический метод включает следующие разделы: 
1. Данные жизненного пути. 
2. Ступени социализации (ясли, детский сад, школа, вуз и т. д.). 
3. Среда развития (места жительства, учебные учреждения и т. д.). 
4.Интересы и любимые занятия в разные периоды жизни. 
5. Состояние здоровья (в том числе перенесенные заболевания).

   Испытуемому предлагается формализованная биографическая анкета (см.приложение). 
     Инструкция: «Прошу вас как можно подробнее рассказать историю вашей жизни: в какой семье вы родились, как прошло ваше детство, как жила ваша семья, как ее члены относились друг к другу, каковы ваши самые ранние воспоминания? Желательно, чтобы рассказали о том времени, когда вы учились в школе: что вам там нравилось и что не нравилось. Как в это время складывались ваши отношения с родителями? Кто были ваши друзья? Чем вы интересовались и что думали о будущей жизни? Мы хотели бы также, чтобы вы рассказали о том, как вы жили, став взрослым человеком, как выбирали профессию, каким образом вы проводили свободное время. Расскажите о том, что представляется вам наиболее интересным и важным. Каковы ваши жизненные планы? Как протекает Ваша жизнь сейчас? Кто Ваши друзья? Как складываются отношения с ними? Появлялись ли у Вас новые увлечения, хобби, или другие интересные Вам занятия в последнее время? Если что-то координально изменилось в Вашей жизни, как Вы думаете, что этому поспособствовало?»

     Обработка результатов предполагает составление хронологической таблицы личностного развития, куда в хронологическом порядке выписываются из всех вопросов задания даты, упомянутые испытуемым, события, связанные с этими датами, и переживания, сопровождающие их. Далее ответы обрабатываются методом контент -анализа. Интерпретация Результатов предполагает анализ:

  1. социальной ситуации развития личности;
  2. основного фона эмоциональных переживаний в разные периоды развития;
  3. ценностных ориентации, направленности, интересов, тенденций, среды общения, социальной активности личности;
  4. основных конфликтов и движущих сил развития личности.
  5. Изменения эмоциональных переживаний отношений, связанных с рождением внуков.
 

     Интерпретация результатов. 

     При интерпретации обработанных  результатов, уже зарегистрированных  в таблицах, мы заметили, что чуть  менее 85% испытуемых, это люди  всю жизнь проживающие в городе. У всех женщин есть высшее образование, 50% мужчин также имеют высшее образование. Только двое мужчин из неблагополучных семей. Особенно ярко испытуемыми были описаны школьные годы (с 8-10 классы), участие в различных воспитательных мероприятиях, которые были характерны для того времени. Так же ярко были описаны моменты первой любви (как женщинами так и мужчинами). Своё окружение (друзей, рабочий коллектив, студенческие группы) испытуемые охарактеризовали, как «дружные», «весёлые», «активные». Очень подробное описание давалось свадьбам, отношениям с родителями, а также расставаниям с друзьями, которые происходили в связи с переездами.

«Одним  из самых тяжёлых периодов, но самых  счастливых» испытуемые называют период рождения детей, когда нужно было совмещать уход за ребёнком и учёбу/работу. В эти моменты испытуемые практически  не упоминают об отношениях с супругами, но многие женщины вспоминают об отношениях с родителями и подругами. Испытуемые мужчины подробно рассказывают об отношениях  с сотрудниками по работе, о впечатлениях от командировках, об особенностях мест, где они побывали. Хорошо помнят имена людей, которые появились в их жизни именно в этот период времени. В то время, как испытуемые-женщины называют мало имён из этого периода, и отчётливо помнят времена, когда их дети чем-либо болели, как их лечили и т.д. Так же наиболее счастливыми моментами испытуемые называют моменты гордости за своих детей (отличное окончание школы и т.д), мужчины гордятся своими сыновьями, в основном, и очень трепетно пишут о своих дочерях. Затем, когда дети начали жить «своей жизнью», из этого периода как правило очень мало воспоминаний, хотя это было не так давно. Эмоционального описания этого периода, в основном, не присутствует в анкетах. Очень подробно и женщины и мужчины описывают, момент, когда они узнали о том, что у них будут внуки. Мужчины описывают своё «растерянное состояние», которое нарастало с каждым днём. Женщины тщательно описывают походы в больницы с дочерью/с женой сына. Рассказывают, как развивался ребёнок, как они помогали будущей матери. Многие вспоминают свою беременность. У всех испытуемых одной из самых важных дат является рождение внуков. Они отчётливо помнят, как проходили первые дни, месяцы жизни внука/внучки. Этот период, практически все испытуемые, называют одним из самых важных в жизни. Испытуемые, в том числе и супруги, говорят, что рождение внуков сблизило их. Удивительно то, что многие испытуемые-женщины говорят о том, что чувствуют себя гораздо моложе теперь и они полны сил делать ещё очень многое, у них много планов и надежд. Присутствуют далеко идущие предсказания в отношении будущего своего, своих детей и внуков. У испытуемых-женщин, часто упоминается, что им сложно стало общаться с некоторыми коллегами-женщинами, у некоторых есть сведения о том, что круг общения сузился или поменялся, но сильного эмоционального потрясения в связи с этим не было. Чего нет у мужчин: они поддерживают отношения со своими старыми знакомыми, охотно общаются с друзьями, и анализируют отношения. В отношении дальнейших перспектив, как правило, общей целой картины будущего нет. Предположения по поводу дальнейших планов «размыты», испытуемые ставят многое под сомнения. 
 
 
 

Заключение. 

     Проблемы родительства в специальной литературе исследованы гораздо лучше, чем прародительства. В чем заключается роль "прародителя" и насколько важна она для пожилого человека? Как глубоко переживается этот период в жизни людей? Мы постарались дать ответ на вопрос какие эмоции и переживания возникают у человека в связи с появлением нового статуса- прародителя? Как развивается личность в этот период? Какова динамика этого развития?

     Испытуемым были предложены две  методики: М.Куна- Т. Маркпортленда  «Кто Я», формализованная биографическая  анкета Н.А. Логиновой. После обработки результатов и их интерпретации, представленной в параграфах 2.1 и 2.2 можно сделать вывод по двум методикам.

      Можно сказать, что обе методики подтверждают результаты друг друга.

Прародительство переживалось и переживается испытуемыми довольно глубоко. По двум методикам видно, что в этот период происходят изменения как в сфере самосознания и самовосприятия, так и в эмоциональном отношении. Группа, в которой проводилось исследование, довольно однородна: примерно одинаковые социальные статусы, одинаковый возраст, социально-экономическое положение, образование. Поэтому влияние посторонних факторов можно исключить. После рождения внуков заметно увеличилось количество описаний положительных эмоций и отношений к себе, к членам своей семьи. Примечательно, то, что наряду с увеличением положительных эмоций, увеличилось и количество отрицательных, особенно у мужчин. Как правило, это относится к переживаниям осознания своего социального статуса, в этой же категории становится много неопределённых ответов. Это связанно с кризисными переживаниями, с осознанием самих себя, с переживанием приобретения и освоения новых ролей. Женщины в это время становятся более уравновешенными, стрессоустойчивыми. Они довольно спокойно переживают утраты общения с некоторыми людьми, легко заводят новых знакомых, с радостью вступают в новые социальные связи. Мужчины предпочитают общаться со старыми друзьями, круг их общения если и меняется, то незначительно. Как мы видим, мужчины и женщины переживают прародительство по-разному, и эта новая роль по-разному влияет на эмоциональные переживания отношений. Для женщин наиболее важными становятся отношения с родственниками, близкими. Они имеют чёткие представления о себе, и о своём социальном статусе. Увеличивается социальная адаптация. У мужчин особенно актуальными становятся переживания, связанные с восприятием себя с оцениванием своего поведения, своих поступков и себя, как личности; насколько они успешны. В целом, у молодых дедушек в этот период проходит адаптация и освоение новой роли. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков