Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 13:53, курсовая работа

Описание

Цель: доказать или опровергнуть гипотезу о том, что рождение внуков способствует изменениям в эмоциональных переживаниях отношений.
Задачи:
1. Дать общую характеристику эмоциональной сферы лиц пожилого возраста;
2. Дать характеристику переживаниям отношений в пожилом возрасте
3. Изучить источники оптимального старения;
4. Раскрыть факторы, определяющих характер прародительства;
5. Провести исследование, направленное на изучение эмоциональных переживаний отношений в связи с рождением внуков;

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 87.99 Кб (Скачать документ)

  Вопрос  о ведущей деятельности в старости остается открытым для обсуждения и изучения. Существует точка зрения А.Г. Лидерса, согласно которой ведущей деятельностью пожилого человека является особая «внутренняя работа», направленная на принятие своего жизненного пути. Пожилой человек осмысливает не только свою текущую жизнь, но и всю прожитую жизнь. Плодотворная, здоровая старость связана с принятием своего жизненного пути. Для пожилого человека практически исчерпаны возможности серьезных реальных изменений в его жизненном пути, но он может бесконечно много работать со своим жизненным путем в идеальном плане, внутренне[5].

     Значительное изменение мировоззрения и социального окружения нарушает идентичность пожилых людей, дестабилизирует их психическое состояние, снижает уровень социально-психологической адаптации. Картина общества, предстающая перед человеком, не имеет стабильности, неопределенным видится не только будущее, но и прошлое. Это дезорганизует пожилых людей, усиливает у них напряженность, вызванную неудовлетворительным самочувствием в связи с возрастными изменениями в организме и новым, непривычным статусом, обусловленным выходом на пенсию[15]. В связи с этим для пожилых людей в условиях современной социальной ситуации нашего общества более важной становится не высокая оценка всей прожитой жизни и цельности своей личности, а внешние показатели жизненного благополучия: наличие работы, роли в семье, оказание помощи семье.

  Присвоение  внешней социальной роли пожилых заставляет людей играть эту роль, т.е. считать, что они «прожили достойную жизнь», что они «достойные» и в то же время «обездоленные», «ограбленные государством», нуждающиеся в социальной защите люди. Налицо осознанная позитивная социальная идентичность пожилых. В то же время, особенности негативной социальной идентичности заключаются в том, что она не осознается большинством пожилых. Они стараются компенсировать ее за счет приписывания себе и своей группе (группе пожилых) положительных индивидуальных и личностных качеств, и поэтому в структуре их личности существуют противоречия. При этом есть основания считать, что более молодые люди также оценивают пожилых людей по внешним социальным ролям, т.е. принимают образ «обездоленных» государством пожилых, признают их большой жизненный опыт, уважают и жалеют их, сочувствуют им[19].

  На  основании проведенного анализа  О.В.Краснова делает вывод, что пожилые люди адаптировались к современной социальной ситуации путем включения защитных механизмов. Далее автор подводит некоторые итоги и определяет практические шаги решения проблемы адаптации пожилых к новой социальной ситуации. При этом подчеркивается, что современная социальная ситуация как фактор адаптации пожилых людей характеризуется зарождением новой конфигурации общества, в котором разрушаются существовавшие особенности социального поведения, система социальной регуляции, отсутствуют ценностно-ориентационные основы новой регуляции, наблюдается кризис социальных ценностей и идеалов советского общества, в котором выросли и состарились нынешние пожилые люди. Логика развития новой социальной ситуации в стране ведет к переоценке и изменению ценностей общества и пожилого человека в нем, переосмыслению жизни пожилыми людьми, что приобретает характер социальной адаптации. При этом социальная адаптация пожилых осуществляется за счет включения защитных механизмов:

  • проявляется высокая степень позитивности личностной и социальной идентичности;
  • осуществляется компенсация негативной социальной идентичности пожилых за счет приписывания себе положительных личностных качеств при игнорировании неблагоприятных данных о себе;
  • появляется новый феномен — инкорпоризация пожилых, т.е. замыкание их интересов на проблемах узкого социального пространства.

  Поэтому особое значение приобретает становление  и развитие системы социально-психологической поддержки пожилых людей. Общество должно реально взять на себя заботу о них. При этом не требуется, например, перенимать их ценности или пытаться изменить мировоззрение пожилых людей. Помощь пожилым людям должна бытьоказана на «внешнем» уровне — не только повышение пенсий, но и оказание уважения, внимания, т.е. того, что помогает им чувствовать себя компетентными. Для этого необходима государственная программа обеспечения пожилых социальной и психологической помощью.

  Во-первых, необходимо совершенствование информационного обеспечения: средства массовой информации должны формировать образ «позитивной старости».

  Во-вторых, создание социальных клубов пожилых людей и геронтопсихологических центров должно помочь в решении проблем, стоящих перед стареющим человеком, снять психологическую напряженность, содействовать выработке самоуважения, уверенности в собственных силах. 
 

1.4. Прародительство. Факторы, определяющие его характер 
 

   Самой большой радостью для стариков являются внуки. У многих дедушек и бабушек возникают прочные дружеские отношения с внуками. Такие привязанности являются результатом регулярных контактов и лежат в основе близких, любящих отношений.

   Бенгстон предположил, что у дедушек и бабушек существуют четыре важные, пусть даже иногда чисто символические роли, имеющие различную мотивационную направленность:

  1. Присутствие, которое обуславливает стремление бабушки и дедушки создать спокойную обстановку, особенно при наличии угрозы распада семьи или внешней катастрофы. Они хотят сохранить стабильность в семье, а иногда послужить сдерживающим фактором при распаде внутри нее.
  2. Семейная «национальная гвардия». Некоторыми бабушками и дедушками движет желание принимать активное участие в жизни семьи и заботе о подрастающем поколении. В этой ситуации пожилые люди выходят далеко за рамки простого присутствия.
  3. Арбитры. Действия бабушек и дедушек направляются стремлением сохранять семейные ценности, поддерживать нерушимость семьи, помогать сохранять связь между поколениями. Хотя у разных поколений бывают различные ценности, некоторые пожилые люди считают, что им легче уладить конфликты между своими взрослыми детьми и внуками, так как они имеют больше опыта и могут посмотреть на конфликт со стороны.
  4. Сохранение семейной истории побуждает бабушек и дедушек к различным действиям, поддерживающим преемственность между поколениями и передающим внукам семейное наследие и традиции.

   Каждая  из упомянутых ролей может быть реальной или символической.

   В некоторых работах американских авторов предпринимались попытки изучить роли "прародителей" - "бабушек" и "дедушек". В 60-е годы была предложена классификация, в которой присутствуют следующие типы семейных ролей:

   "формальный" - бабушки и дедушки имеют жестко зафиксированные представления о ролях, которые они должны исполнять в семье, а также представление о социальных ролях внуков;

   "суррогатные  родители" — те, кто принял на себя ответственность и заботу о внуках;

   "источник  семейной мудрости" - пожилые, которые обеспечивают потомков информацией о своем культурном наследстве и семейных корнях;          "заряд шуток"пожилые, которые активно вовлекают внуков в проведение веселого досуга;

   "далекий" - пожилые, редко взаимодействующие с внуками.

   Отечественные авторы Спиваковская А.С. и Варга  Н.Я. выделили две роли бабушек в семье: "бабушка-жертва" и "бабушка-соперница". Однако эти характеристики присущи только тем женщинам, которые становятся бабушками сразу после рождения внуков, и остается непонятным, насколько они сохраняют выбранный стиль поведения в семье в дальнейшем, когда внуки вырастают. Можно расширить круг вопросов, которые остаются открытыми: какие критерии взяты за основу типологии "прародителей" и "бабушек"? Насколько предложенные типологии связаны с динамикой семейной жизни женщин? Насколько характерны предложенные типы для разных социальных групп? Для ответа хотя бы на некоторые из них было проведено в конце 90-х годов пилотажное исследование взаимоотношений старших и младших поколений в семье (бабушек/дедушек и внуков) и роли старшего поколения в жизни семьи. Всего было опрошено 85 пожилых москвичей по специально разработанной анкете, в которую вошли вопросы, имеющие отношение к разным сферам общения, деятельности и представлений бабушек/дедушек о воспитании внуков. Ответы на часть поставленных вопросов были заранее сформулированы. Другая часть предполагала самостоятельное формулирование респондентами ответов.

   Одна  из гипотез состояла в том, что  у пожилых людей существуют "стили  прародительства" по отношению к  внукам в такой же степени, в какой  они существуют у родителей по отношению к своим детям. Эта гипотеза не подтвердилась, но проведенное исследование позволило выделить этапы "прародительства" и типы бабушек, а также объяснить динамику семейной жизни пожилых женщин в условиях большого города. Кроме того, были изучены роли старшего поколения в семье и их соответствие нормативным и личностным моделям поведения. Основной вывод исследования заключался в том, что стадии "прародительства" женщин, живущих в большом городе, зависят от возраста внуков, социального статуса пожилых женщин и состояния их здоровья. В ходе дальнейшего исследования была доработана анкета, применявшаяся в пилотажном исследовании. Всего было опрошено 123 женщины Подмосковья из небольших городов (Щелково, Фрязево, Монино) в возрасте от 40 до 85 лет, каждая из которых имеет внука или внуков. Анализ полученных результатов осуществлялся по тем же параметрам, которые использовались в пилотажном исследовании: образование, совместное или раздельное проживание с детьми, наличие работы, характер родственных связей (внук от дочери или от сына, внуки от дочери и сына). Для того, чтобы результаты могли быть сравнимы между собой, из московской выборки пилотажного исследования взята только группа женщин (всего 69 человек). Респонденты были разделены на три группы. Первая - до 55 лет (возрастная граница определяет официальный выход на пенсию). Вторая - от 55 до 65 лет (как правило, они переходят в группу "пенсионеров" и имеют внуков в возрасте до 10-11 лет, т.е. тех, кто в наибольшей степени нуждается в опеке со стороны бабушек). Третья группа – свыше 65 лет (внуки представительниц этой группы обычно старше 10-11 лет и соответственно в меньшей степени нуждаются в опеке).

   После этого с помощью кластерного  анализа были выделены 5 "типов  поведения",под которыми подразумеваются все разновидности совместных занятий бабушек с внуками.

Типы  поведения Виды совместной деятельности внуков и бабушек, живущих  в большом городе Виды совместной деятельности внуков и бабушек, живущих в малых городах
1 Только гуляют с внуками на улице и читают им Только смотрят  телевизор и читают внукам
2 Смотрят телевизор  с бабушками, читают и обсуждают  книги фильмы и просмотренные  телепередачи, играют и гуляют с  ними Гуляют с  внуками, смотрят телевизор, иногда играют с ними
3 Активно смотрят  телевизор и обсуждают телепередачи с внуками, играют с ними и помогают делать уроки. Культурно проводят досуг. -----------------
4 Проводят вместе только лето. -----------------
5 Только гуляют с внуками, или гуляли,когда внуки  были маленькими Только разговаривают  с внуками.
 

   Нетрудно  видеть, что самым активным типом  поведения всех бабушек является третий, когда они не только гуляют с внуками и читают им, но помогают делать уроки и занимаются культурным просвещением своих внуков, посещая вместе с ними театры, выставки и обсуждая телепередачи[20]. Тем не менее обращает на себя внимание "бедность" совместных занятий только прогулки, чтение и просмотр телевизионных передач. Отсутствуют игровые, спортивные и обучающие занятия (например, такие,где бы бабушки учили что-то мастерить, вышивать или шить или активно проводили бы время с внуками по типу "здорового образа жизни"). Выделенные типы отнесены нами к "формальному" (первый и второй), "активному" (третий) и "далекому" (четвертый и пятый). Формальный тип поведения: чтение, прогулки и просмотр телепередач не требуют больших усилий от бабушек, но, скорее, требуют времени; это "приятные" дела, которые полезны и самой бабушке. Активный тип: игры, уроки и культурное проведение досуга требуют, кроме времени, некоторого напряжения и усилий, как моральных, так и физических. Далекий тип: совместное проведение лета бабушек с внуками предполагает, что первые в значительной степени занимаются не только хозяйственно-бытовым обслуживанием внуков, например, приготовлением обедов, стиркой и пр., но и дачно-огородными делами, к которым иногда привлекают внуков; однако в этом случае отсутствуют совместные игры, чтение и др. Разговоры и воспоминания остаются единственным видом совместных занятий в редкие встречи бабушек и внуков[20].

        Фактор возраста.

        Рассмотрим зависимость типов поведения бабушек от их возраста. До 55 лет, т.е. до выхода на пенсию, большая часть бабушек обеих групп в основном занимаются с внуками "формально". Преобладающим видом совместного времяпрепровождения являются прогулки и просмотр телевизионных передач. Однако, начиная с 55 лет, т.е. с момента выхода на пенсию, их поведение изменяется и включает активный и далекий типы поведения. В дальнейшем (после 65 лет) преобладают все типы поведения.

   Таким образом, прослеживается связь между  возрастом бабушек и их типом поведения с внуками. Обращает на себя внимание фактор выхода на пенсию, когда формальное поведение бабушек начинает меняться в сторону "удаления" или "сближения" с внуками.

   Кроме этого, в пилотажном исследованиибыло предположение, что еще один фактор, возможно, влияет на тип поведения бабушки - возраст внука. Ведь в первой возрастной группе и частично во второй находятся в основном те бабушки, возраст внуков которых до 10-11 лет (нуждающихся в опеке со стороны старшего поколения). Среди внуков старшей возрастной группы бабушек больше подростков и молодых людей, с которыми уже не нужно гулять и которым не нужно читать, поэтому основным видом деятельности становятся беседы с ними или совместное проведение "лета на даче". С этой целью все внуки были разделены на три группы. В первую группу вошли внуки до 11 лет. Вторая группа представлена теми, чей возраст старше 11 лет, но младше 18 (подростки). И третья группа - старше 18 лет.

   Исследование  показало, что в период, когда  младшему члену семьи требуются внимание, а также уход и помощь со стороны старшего поколения, бабушки формально выполняют свои обязанности, т.е. гуляют с ними, читают им или вместе смотрят телевизор. Большая вероятность выполнения бабушками своих обязанностей обеспечена в случае, если их возраст до 65 лет, а возраст внуков - до 11 лет. По мере того, как дети подрастают, становятся подростками и все меньше начинают нуждаться в

   помощи  со стороны старшего поколения, объем  обязанностей бабушек по отношению к ним уменьшается и увеличивается количество разнообразных видов совместной деятельности, т.е. бабушки включаются в обучающие или воспитательные виды деятельности (помогают делать уроки, водят внуков в театры, на выставки и т.д.). Когда внуки вырастают, достигают 18 лет, бабушки, становясь также старше (после 65 лет), "отходят" от внуков и ограничиваются совместным проведением лета или просмотром с ними телепередач. Небольшое отличие московских бабушек от подмосковных заключается в том, что первые больше уделяют внимание воспитательным, обучающим и культурным видам занятий с внуками.

Информация о работе Эмоциональные переживания отношений в связи с рождением внуков