Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа неоправданных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности.

Содержание

Введение
1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий
2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.
2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.
2.2 Психологические факторы вызывающие агрессию.
3.Подростковая агрессия – что это?
3.1 Агрессия – виды и классификация
3.2. Определение степени тяжести агрессии
4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых
4.1 Характеристика выборки.
4.2 Методика, примененная в ходе исследования
4.3 Анализ исследования
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАН Агрессия.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Вербальная агрессия – это когда терроризируют свою жертву с помощью слов, оскорбляя или изводя грубыми насмешками. Дискредитация  в агрессивном поведении подростка выражается  в злобных сплетнях о человеке, избранном в качестве жертвы. К такой тактике чаще в школе прибегают девочки – подростки.

Порой агрессорами становятся жертвы агрессии. Они мстят тем, кто их обижал. Это называется ответной агрессией.

Однако этот факт  может лишь объяснить агрессивное поведение, но никак не оправдать его.

Детско-подростково-юношеская агрессия и жестокость в последние годы приобрели формы, проявляющие яростно и бездумно. Учеными были выведены ситуационные факторы агрессивного поведения людей.

Намерение. Как только субъект решит, что другой намерен ему навредить, то под воздействием раздраженного состояния изменить такую формулировку отношения  можно лишь с большим трудом.

Ожидание достижения цели агрессии и возмездия за агрессивное поведение. В действительности в ожидании возмездия решающим  оказывается обстоятельство, подвергся субъект наказанию или нет.

Удовлетворение, приносимое достигнутым в ходе агрессии результатом. (любые реакции жертвы, выражающие ее страдания).

Важный фактор, способствующий распространению агрессии – отсутствие присмотра. Многие дети, страдающие от жестокости сверстников, чувствуют, что защиты им ждать не от кого, и в большинстве случаев так оно и есть.

Но нельзя забывать и о другом определении агрессии: « Агрессия – это энергия преодоления, борьбы, отстаивания своих прав и интересов. Эта сила необходима ребенку для того, чтобы достичь своей цели противостоять преградам. Нежелательной есть не сама агрессия. А неприемлемые формы ее проявления; привычка кричать, обижать, драться. Поэтому заданием воспитания ребенка  является не устранение ее агрессии, а научить адекватно проявлять свои негативные чувства: гнев, обиду, непринятие.  Возможно из-за того, что подросток не может понять и выразить протест в отношении значимого человека (взрослого, учителя), у него возникает «беспредметная» агрессия.

Агрессивный ребенок – это не только родительская боль, угроза благополучию детского коллектива, но и несчастный ребенок, которого никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть. Детская агрессивность – признак внутренней эмоциональной нестабильности, скопление негативных переживаний, один из способов психологической защиты. И в этом случае ему, конечно же, желательна и необходима помощь и поддержка взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Определение  степени тяжести агрессии

 

В результате социализации ребенок учиться контролировать свои агрессивные импульсы, что необходимо для жизни в обществе. В одних случаях развитие навыков контроля за собственной агрессией приводит к ее угасанию, в других к определенным трансформациям агрессии, когда ребенок учиться проявлять агрессию более тонко, через словесное оскорбление, скрытое принуждение и т.д. У части детей агрессия остается несоциализированной и находит выход в физическом насилии и в более поздние возрастные периоды. К формированию и закреплению примитивных, часто неадекватных форм эффектного реагирования, в том числе агрессии, способны приводить задержка и искажение раннего развития.

Можно подразделить  расстройства поведения у детей на две подгруппы: социализированные формы агрессивного поведения и несоциализированные.

Для подростков из первой группы не характерны эмоциональные расстройства, и они к тому же легко приспосабливаются к социальным нормам внутри группы, к которой принадлежат. Такие дети часто прогуливают школу, а воровство если совершают, то обычно совместно с другими детьми.

Несоциализированный агрессивный ребенок находится в плохих отношениях с другими детьми и со своей семьей. Негативизм, агрессивность, дерзость, мстительность, демонстративное неповиновение, разрушительные действия, лживость – вот основные черты его характера  поведения. Став старше, такой ребенок с больше вероятностью станет социально опасным.

Вместе с тем существует известная опасность использования признака социальной нормативности для классификации форм агрессии и оценки дезадаптации. Следует с особой осторожностью относиться к утверждениям о том, что нормы поведения других людей неправильны лишь потому, что они иные. Нонконформизм не может быть использован как показатель психического расстройства.

В работах В.В.Лебединского, О.С. Никольской, Е.Р.Баенской предложены следующие критерии для определения тяжести агрессивных проявлений:

1.      Частота и легкость возникновения агрессивных состояний (увеличивается количество фрустрирующих ситуаций).

2.      Степень неадекватности агрессии той ситуации, в которой она возникает.

3.      Фокусируемость на агрессии. В ряде случаев возникшая ситуативная реакция может закрепляться и формировать стойкие влечения к агрессивным действиям, что приводит к серьезной дезадаптации ребенка и его взаимодействии с окружающими (усугубление фрустрации).

4.      Степень напряженности в агрессивных действиях (есть ли возможность отвлечь ребенка от агрессивных действий, не усилив их).

5.      Форма агрессии (вербальная или физическая, ее направленность – на себя, на других).

6.      Степень осознанности агрессивных действий.

 

При диагностике дезадаптации и выборе способов оказания психологической помощи агрессивному ребенку необходимо, прежде всего, тщательно проанализировать, какую функцию несет агрессивность в каждой конкретной ситуации: каковы ее место среди других проявлений активности подростка и динамика с момента возникновения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых

 

4.1 Характеристика выборки.

 

В подтверждения выдвинутой ранее гипотезе: «Уровень агрессии подростков сравнительно выше уровня агрессии взрослых», было проведено эмпирическое исследование. Для  эксперимента мы подобрали две группы испытуемых: подростки 13-15 лет (76 человек).  По этнической принадлежности они разделились на: 35 учащихся крымскотатарской национальности и 41 учащийся славянской национальности; по половым различиям: 32 из них – юноши и 44 – девушки. Выборка среди взрослых в возрасте 25-35 лет составила 23 человека. 7 из них – представители крымскотатарской национальности, 7 – русских, и 9 – украинцев; по половым различиям: 8-мужчин и 15 женщин, в данную группу вошли учителя и родители учащихся (3 мужчин и 20 женщин)

Такая выборка, я считаю, поможет мне сделать сравнительный анализ  уровня выраженности агрессии среди подростков и среди взрослых 25-35 лет.

В ходе исследования были выдвинуты следующие задачи:

1. Проведение психодиагностики Баса-Дарки определяющий уровень агрессии и враждебности;

2. Сделать сравнительный анализ результатов исследования по выборке.

Предметом исследования является уровень агрессии испытуемого.

Объектом: агрессия в подростковом возрасте и в возрасте 25-35лет.

База исследования: Заречненская ОШ I-III ступеней, Заречненский УВК, жители с. Заречное.

 

 

 

 

 

 

4.2 Методика, примененная в ходе исследования

 

Для проведения эксперимента была использована методика диагностики состояния агрессии – опросник Басса – Дарки.

А. Басс,  разделил понятия «агрессия» и «враждебность» и определил последнюю как «реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий». Создавая свой опросник, дифференцирующий проявление агрессии и враждебности, А Басс и А. Дарки выделили следующие виды реакций:

1. Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

2. Косвенная агрессия– агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

3. Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

4. Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

6. Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

8. Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

Вопросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». (Приложение 1) Бланк для ответов предложен в Приложении 2.

При составлении опросника авторы пользовались следующими принципами:

1. Вопрос может относиться только к одной форме агрессии.

2. Вопросы формулируются таким образом, чтобы в наибольшей степени ослабить влияние общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются по восьми шкалам, следующим образом:

1. Физическая агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 1, 25, 31, 41, 48, 55, 62, 68,

"нет" = 1, "да" = 0: 9, 7

2. Косвенная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 2, 10, 18, 34, 42, 56, 63,

"нет" = 1, "да" = 0: 26,49

3. Раздражение:

"да"=1, "нет"= 0: 3,19, 27, 43, 50, 57, 64, 72,

"нет" = 1, "да" = 0: 11, 35, 69

4. Негативизм:

"да" = 1, "нет" = 0: 4, 12, 20, 28,

"нет" = 1, "да" = 0: 36

5. Обида:     "да"= 1,"нет" = 0: 5, 13, 21, 29, 37, 44, 51, 58

6. Подозрительность:

"да"=1, "нет"= 0: 6,14, 22, 30, 38, 45, 52, 59,

"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

7. Вербальная агрессия:

"да" = 1, "нет" = 0: 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73,

"нет" = 1, "да" = 0: 33, 66, 74, 75

8. Чувство вины:     "да" = 1, "нет"= 0: 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67

Индекс враждебности включает в себя 5 и 6 шкалы, а индекс агрессивности (как прямой, так и мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7.

Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 плюс-минус 4, а враждебности – 6,5-7 плюс-минус 3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

4.3 Анализ исследования

 

 

Проведенное эмпирическое исследование по данной теме дало нам следующие результаты.

На диагр.1 мы видим какие показатели в процентном соотношении формируют портрет агрессивного состояния подростка. Наиболее выражены вербальная агрессия и шкала обиды (на окружающих, зависть и ненависть по отношению к вымышленным  и действительным действиям), что подтверждает высокие показатели шкалы негативизма (противостояние установленным обычаям и законам).

Диагр.1

Сравнивая показатели результатов тестов юношей и девушек, мы получили данные, отраженные на диаграмме 7. Из данных показателей видно, что уровень физической и вербальной агрессии выше у девочек, а у мальчиков ярче выражена косвенная агрессия и раздражение.

Диагр. 7

Учитывая данные результаты, находим индекс агрессивности и индекс враждебности.

Индекс агрессивности – это сумма балов по шкалам физической агрессии, вербальной агрессии и уровень раздражительности.

Индекс враждебности включает в себя показатели шкал обиды и подозрительности.

Произведя необходимые расчеты, мы получаем показатели на диагр.2

Диагр.2

Исходя из установленных норм этих показателей, мы делаем вывод, что агрессия подростков находится в норме. Показатель равен 17,7, а нормой считается 21±4. А вот индекс враждебности 10,6 превышает норму, равную 7±3. Это объясняет высокий показатель обиды (57.5%), а также подтверждается один из факторов возникновения агрессии – обида на несправедливость, возможно недостаток внимания со стороны взрослых, зависть на социальные блага окружающих.

Обработав результаты теста взрослых (озраст25-35 лет) мы получили следующие данные, отраженные в диагр.3.

Диагр.3

Мы видим ярко выраженные косвенная и вербальная агрессии , физическая же значительно ниже, что говорит о способности выражать свою агрессию опосредованно, через слова, на косвенные предметы., а не прямой физической силой.

Расчет индекса агрессии и враждебности дал результаты  диагр.4. Уровень агрессии13,5 является показателем, ниже нормы (21±4), а уровень враждебности  в норме –  8,5 (7±3), что говорит о состоянии агрессии и враждебности , как осознанных эмоциях.

Информация о работе Агрессия