Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа неоправданных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности.

Содержание

Введение
1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий
2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.
2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.
2.2 Психологические факторы вызывающие агрессию.
3.Подростковая агрессия – что это?
3.1 Агрессия – виды и классификация
3.2. Определение степени тяжести агрессии
4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых
4.1 Характеристика выборки.
4.2 Методика, примененная в ходе исследования
4.3 Анализ исследования
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАН Агрессия.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Влияние нервной системы.

Выше были приведены примеры теоретических подходов к биологической природе проявления агрессии. Но если рассмотреть влияние нервной системы на проявление агрессии, то можно сказать, что агрессия представляет собой сложный поведенческий комплекс, в человеческом мозге нет никакого «центра контроля агрессии». Однако ученые обнаружили – и у животных, и у человека – участки нервной системы, отвечающие за проявление агрессии.

При активации этих структур мозга враждебность возрастает; дезактивизация ведет к уменьшению враждебности. Вот почему даже самых кротких животных можно привести в ярость, а самых свирепых укротить.

Генетические факторы.

Наследственность влияет на чувствительность нервной системы к возбудителям агрессии. Хорошо известно, что некоторых животных разводят с расчетом использования их агрессивности. Иногда это делается  из практических соображений (бойцовские петухи), иногда исследуются научные цели. Кристи Лагерспец, финский психолог, взяла обычных мышей-альбиносов и разделила их на две группы: на агрессивных и неагрессивных. Повторив эту процедуру в 26 поколениях, она получила один помет невероятно свирепых мышей, а другой – исключительно спокойных.

Точно также агрессивность варьируется и у приматов, и у людей. Наш темперамент – то, на сколько мы восприимчивы и реактивные, – частично дается нам от рождения и зависит от реактивности нашей симпатической нервной системы. Опрошенные по отдельности монозиготные близнецы (с идентичным генотипом) чаще, чем дизиготные (генотипы которых отличаются, как у обычных братьев и сестер), высказывали сходное мнение о степени своей «горячности».

Биохимические факторы.

Химический состав крови – еще один фактор, влияющий на чувствительность нервной системы к стимуляции агрессии. Лабораторные эксперименты, и примеры из обыденной жизни,  показывают, что людей в состоянии алкогольного опьянения гораздо легче спровоцировать на агрессивное поведение. Люди, виновные в совершении насилия, часто: 1) злоупотребляют алкоголем; 2) становятся агрессивными на фоне интоксикации.

В экспериментальных условиях испытуемые, находящиеся в состоянии интоксикации, посылают более сильные разряды электрического тока «наказуемым». В реальном мире под воздействием алкоголя совершается почти половина преступлений, связанных с насилием, в том числе и сексуального характера. Алкоголь усиливает агрессивность. Снижая у человека уровень вменяемости, ослабляя способность предвидеть последствия совершаемых действий. Алкоголь затушевывает индивидуальность и снимает запреты.

Существуют и другие биохимические влияния; так, высокий уровень сахара в крови может повысить агрессивность человека. Хотя гормональное влияние ярче проявляется у животных, чем у людей, препараты, понижающие уровень тестостерона у мужчин, склонных к насилию, ослабляют их агрессивные наклонности. После достижения 25-летнего возраста уровень содержания тестостерона в крови мужчин понижается, параллельно уменьшается и количество «насильственных» преступлений.

Заметно, что среди нормальных подростков и взрослых мужчин те, у кого уровень тестостерона выше, более склонны к делинквентному поведению, наркотической зависимости и агрессивным проявлениям в ответ на провокацию. Тестостерон можно сравнить с энергией батарей. Более мощные батареи позволяют плееру значительное время работать нормально, в то время как при маломощных батареях он будет играть значительно медленнее.

Итак, существуют биологические, генетические и биохимические факторы, способствующие возникновению агрессии. Но быть может, агрессия является на столько значительной и неотъемлемой частью человеческой природы, что превращает мирные отношения в  просто несбыточную мечту? Многонациональный коллектив ученых дает на этот вопрос следующий ответ: « С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом». Как мы увидим далее, существуют реальные способы ослабления человеческой агрессии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Психологические факторы,  вызывающие агрессию.

 

Фрустрация и агрессия.

Согласно классической  теорий фрустрации-агрессии: «Фрустрация создает мотивацию для проявления агрессии. Страх наказания или осуждения за агрессию, направленную непосредственно на первопричину фрустрации, может обусловить перенос агрессивного удара на другую мишень или даже на себя самого», можно выдвигать предположение, что фрустрация является психологическим фактором, вызывающим агрессию.

Фрустрация – это все, что препятствует достижению цели. Фрустрация усиливается, когда наша целеустремленность имеет очень сильную мотивация, когда мы ожидаем получить удовлетворение, но это блокируется.

Как показано на рис. 1 Энергия агрессии необязательно направляется на причину, ее вызвавшую. Постепенно мы обучаемся подавлять желание прямого воздействия, особенно, когда несдержанность может повлечь за собой неодобрение или даже наказание со стороны окружающих. Вместо прямого ответа мы переносим наши враждебные чувства на более безобидные мишени. Именно о таком смещении идет речь в старом анекдоте о муже, который бранит жену, которая вопит на сына, который пинает собаку, которая кусает почтальона.

Фрустрация

(цель)

 

 

 

 

 

Рис. 1 Классическая теория фрустрации-агрессии.

 

Однако фрустрация не всегда усиливает агрессию. Человек раздражается в большей степени тогда, когда тот, кто вызвал у него фрустрацию, имел возможность действовать иначе или провоцировал его на это. А когда причины фрустрации вполне понятны, агрессивное состояние может и не наступить. Например: не правильное решение задачи учеником по причине ошибки в исходных данных, а не по невнимательности ребенка.

Агрессия: процесс научения.

Социальные психологи считают, что человек в процессе своей жизни обучается агрессии.

Итак, во время общения с другими людьми человек начинает понимать, что агрессия может поощряться и вознаграждаться. Например: ребенок, который своими агрессивными действиями с успехом запугивает других детей, становиться все более агрессивным. Игроки в спортивных состязаниях, демонстрируя более агрессивный стиль игры, приносят своей команде больше очков. То же самое верно и в отношении террористических актов, посредством которых, не обладающие влияние и властью люди завладевают всеобщим вниманием. «Убей одного – устрашишь десять тысяч», – уверяет древняя китайская поговорка. В наше время всемирных коммуникаций убийство одного человека может напугать 10 миллионов.

Но мы учимся проявлять агрессию не только потому, что это выгодно, – мы также перенимаем ее как модель поведения, наблюдая за другими людьми. Как и большинство других социальных навыков, мы усваиваем агрессивную манеру поведения, наблюдая за действиями окружающих и отмечая последствия этих действий.

По мнению А.Бандуры повседневная жизнь постоянно демонстрирует нам модели агрессивного поведения в семье, на улице и средствах массовой информации. Дети, чьи родители часто прибегают к наказанию, обычно используют такие же агрессивные формы поведения в отношениях с окружающими.

Социальная среда за пределами дома представляет широкий выбор агрессивных моделей поведения. В сообществах, где мужской стиль «мачо» вызывает восхищение, агрессия с готовностью передается новому поколению. Окрашенная насилием субкультура подростковых банд демонстрирует подросткам образцы агрессивного поведения (неформалы).

Итак, люди сталкиваются с агрессивностью и на собственном опыте, и при пассивном наблюдении агрессивных моделей поведения. Но в каких ситуациях приобретенные ими навыки получают практическую реализацию? Ученые-психологи утверждают, что агрессивные действия подкрепляются различными аверсивными переживаниями – фрустрацией, болью, оскорблением. Агрессия более вероятно проявиться тогда, когда мы возбуждены и когда агрессивные действия кажутся нам безопасными и сулят определенную выгоду.

Боль повышает агрессивность у людей. Многие из нас могут припомнить свою реакцию, которую у нас вызывал неожиданный и сильный ушиб большого пальца ноги или мучительная головная боль. Л.Берковиц и его сотрудники продемонстрировали возникновение агрессивной реакции, предложив студентам подержать одну руку либо в чуть теплой воде, либо в холодной до боли воде. Те, кто опускал руку в ледяную воду, сообщали о растущем раздражении и досаде и о том, что буквально готовы были осыпать проклятиями соседа, издававшего неприятные звуки. Полученные результаты позволили сделать вывод, что не фрустрация, а скорее аверсивная реакция является спусковым механизмом враждебной агрессии. Конечно фрустрация определенно представляет собой один из важнейших источников неприятных ощущений. Но любое аверсивное событие, будь то несбывшееся ожидание, личное оскорбление иди физическая боль, может привести к эмоциональному взрыву. Даже мучительное депрессивное состояние повышает вероятность проявления агрессивности.

Некомфортность окружающей обстановки также может вызвать агрессию. Отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха – все это может быть связано с агрессивным поведением.  Наиболее изученным раздражителем среды является жара.

Скученность – субъективное ощущение нехватки пространства – является еще одним фактором стресса. Давка на задней площадки автобуса, автомобильные пробки или чрезмерное количество жильцов в комнате студенческого общежития создает ощущение неконтролируемости ситуации.

Итак, к психологическим факторам возникновения агрессии можно причислить такие как фрустрация,  физическая боль, личное оскорбление, атакующее поведение оппонента, окружающая обстановка, скученность  и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Подростковая агрессия – что это?

 

3.1 Агрессия – виды и классификация

 

Понятие агрессия, жестокость, насилие у ряда авторов носят идентичный характер. В жизни мы часто встречаемся с ними в той или иной мере, будь то войны,  или детская ссора. В настоящее время более 80% программ и фильмов, демонстрируемых на телевидении, содержат в себе в том или ином виде агрессию.

Агрессия – множество разнообразных действий,  которые нарушают физическую или психическую целостность другого человека, наносят ему материальный ущерб, препятствуют осуществлению его намерений, противоречат его интересам или ведут к его уничтожению. Индивидуальное агрессивное действие совершается вопреки принятой системе ценностей, и свидетельствует о неблагополучии не общества в целом, а самого индивида и его окружения.

Фешбах отметил ряд немаловажных различий в форме агрессии:

Экспрессивная – представляет собой непроизвольный взрыв гнева и ярости, нецеленаправленный и быстро прекращающийся, причем источник нарушения спокойствия не обязательно подвергается нападению. Здесь возможен пример импульсивной агрессии, когда человек совершает деяние в состоянии аффекта.

Инструментальная – направлена на достижение цели нейтрального характера, а агрессия используется в качестве средства (шантаж).

Враждебная, целью которой, является нанесение вреда другому лицу. Наблюдая за детьми, мы замечаем, что они, как правило, прощают обиды  и нападки со стороны старших. Если у малышей блокирование активности вызывает инструментальную агрессию, то у старших к ней примешивается враждебная. Как показывает опыт, лицо, отвечающее на враждебность ответной реакцией, в дальнейшем будет оставлено в покое или вызывать наименьшую агрессию.

В частности Хови пишет: «Агрессивность у молодежи является своеобразной формой самозащиты», как среди ровесников, так и среди взрослых от недостатка внимания к себе. Действительно, из наблюдений видно, что отсутствие теплых эмоциональных отношений с матерью в течение первого года жизни могут повлечь необратимые нарушения в психике ребенка, а в последующем – агрессивное поведение. В настоящее время большинство взрослого населения занято заработком денежных средств и в ряде семей, особенно неполных, дети недополучают или вовсе не получают должного внимания со стороны родителей.

По данным социального исследования среди восьмиклассников более 70%  детей предоставлены «самовоспитанию», а среди девятых классов – 90%. Причем, начиная с 7-го класса, дети приобщаются к таким видам своеобразного протеста, как курение, алкоголь, наркотики, возможно, чтобы хоть как-то обратить на себя внимание взрослых. Основным причинами девиантного поведения молодежи, в частности несовершеннолетних являются: социально-экономический кризис (платное образование, секции, кружки); социальное отчуждение, отверженность в семье и среди сверстников; разрушение детских и юношеских организаций, низкая организация досуга подростков; манипулирование сознанием и навязыванием зарубежного образа жизни по средством СМИ; рост числа психических заболеваний. По мнению психологов, существует три вида детства, которые приводят на скамью подсудимых: заласканное, задавленное и одинокое.

Рассмотрим, какие виды агрессии обитают в подростковой среде.

Физическая агрессия определяется открытым выражением злобы, ударами, пинками и толканием человека, которого избрали в качестве жертвы или причинением ущерба его имуществу.

Информация о работе Агрессия