Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа неоправданных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности.

Содержание

Введение
1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий
2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.
2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.
2.2 Психологические факторы вызывающие агрессию.
3.Подростковая агрессия – что это?
3.1 Агрессия – виды и классификация
3.2. Определение степени тяжести агрессии
4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых
4.1 Характеристика выборки.
4.2 Методика, примененная в ходе исследования
4.3 Анализ исследования
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАН Агрессия.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)

Диагр.4

 

Сравнивая полученные результаты взрослых и подростков, мы имеем диагр.5.

              Диагр.5

Из которой видно, что агрессия взрослых (25-35 лет) сравнительно ниже, чем у подростков. Особенно велика разница в показателях физической агрессии – на 24,5% и обида – на 20%. Что в дальнейшем  при сравнении индекса враждебности и агрессии дает нам следующие результаты (диагр.6)

Диагр.6

Индекс уровня агрессии  и враждебности подростков соответственно выше показателей взрослых, что доказывает верность первоначально выдвинутой нами гипотезы: Уровень агрессии подростков сравнительно выше уровня агрессии взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выводы и предложения

 

Проведенное исследование доказывает выдвинутую гипотезу, что уровень агрессии подростков выше, чем уровень агрессии взрослых. Это дает возможность сделать вывод, что агрессивное поведение – один из ярких показателей дезадаптации ребенка. А также нарушение процесса социализации в целом.

Причиной проявления агрессии может послужить как внутрисемейные проблемы непонимания и разрыва эмоциональной связи, таки наоборот повышенная гиперопека со стороны родителей. Эта непонимание и неудовлетворенность накладывается на проблемы переходного возраста подростка, и происходят все эти события на фоне сопровождения средств массовой информации. С тем огромным потоком передач, фильмов, мультфильмов, новостей и т.д. со сценами агрессии и насилия. Это все дает возможность сделать вывод, что даже самый добрый, безобидный и спокойный ребенок под влиянием этой массы проблем и жестокости станет агрессивным.

Так неужели нет выхода из создавшегося положения?

Нет, выход есть и он там, где человек начинает задумываться на этим важным вопросом борьбы с агрессией, где другой готов прийти к нему на помощь, где начнут думать о том, чтобы предотвратить возникновение, непонимания, отверженности, жестокости и насилия, где начнут понимать и сочувствовать ближнему.

Так, профилактика агрессивного поведения несовершеннолетних и предупреждение ее становятся не только социально значащими, но и психологически необходимыми.

Вам предлагаются некоторые рекомендации для борьбы с агрессией – это памятки для родителей, воспитателей и подростков.

Конструктивные способы преодоления агрессии

1.      Выполнение физических упражнений (гимнастика, аэробика, бег, езда на велосипеде).

2.      Занятие силовыми видами спорта (бокс, борьба).

3.      Заниматься физическим трудом.

4.      Проявление злости направленное на неодушевленный предмет. (пробить подушку, диван, боксерскую грушу, порвать газету)

5.      Использование массажа, в особенности верхней части спины, с целью снятия напряжения.

6.      Покричать наедине, не направляя свой гнев на  объект раздражения.

7.      Обсудить ситуацию, которая вызывает раздражение, с близким человеком.

8.      Высказать представляемому объекту свое неудовлетворение.

9.      Написать письмо объекту раздражения, но не отсылать его.

10. Сменить вид деятельности, которая поможет отвлечься от проблемы.

11. Использовать коммуникативную технику «я»-сообщения: высказывая собеседнику чувства, относительно ситуации, которая вас раздражает, вызвать сочувствие и желание понять вас и не портить отношений.

12. Использовать ассоциативное «Я»- сообщение: злой как тигр.

13. Релаксация – метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения.

14. Медитация – окунуться разумом в предмет, идею, которая достигается путем сосредоточения на одном объекте и исключение всех других внешних (звук, свет) и внутренних (физическое, эмоциональное напряжение) факторов.

Советы воспитателям по работе с агрессивными детьми

1.      Установите доверительные отношения с ребенком; будьте доступным, честным и последовательным; уважайте личность ребенка.

2.                  Общаясь с подростком, приобщайте его к такой деятельности, которая бы уменьшала внутреннее напряжение и тревожность.

3.                  Постоянно наблюдайте за поведением ребенка, склонного к агрессии, особенно во время обычной деятельности, когда могут возникнуть конфликты, устраните опасные предметы с поля деятельности ребенка; если необходимо, будьте готовы применить силу. Сила (но не жестокость) является для ребенка доказательством того, что взрослый контролирует ситуацию и гарантирует безопасность другим детям.

4.Предлагайте быструю позитивную связь для приемлемых форм поведения:

- распознайте и поддержите основные позитивные черты ребенка, привлекайте к повтору желаемых поступков.

-  ставьте перед ребенком  небольшие конкретные вопросы и содействуйте их исполнению;

- большой успех состоит из малых, и даже небольшой успех повышает самооценку.

5. Предлагайте быструю реальную не угрожающую обратную связь для неприемлемых форм поведения: у агрессивного ребенка почти всегда есть желание произвести впечатление на сверстников и руководителя. Одновременно с этим у него не хватает знаний о том, как его воспринимают остальные, поэтому, успокоив его, можно помочь ребенку устранить не желаемое в поведении.

6. Отрабатывайте возможные конфликтные ситуации, демонстрируя  с помощью ролевой игры адекватную безопасную реакцию. Для ролевых игр используйте эпизоды из популярных сказок..

7. Разделяйте оценку поведения ребенка и оценку его личности: «Я не считаю тебя плохим, но твой поступок – не правильный». Не обращайте внимание на действия ребенка, если видите, что он хочет манипулировать вами.

Следует помнить родителям несколько Если…:

                                           Если ребенка постоянно критикуют,  – он учиться ненавидеть;

                                           Если ребенок живет во вражде – он учиться агрессии;

                                           Если ребенка высмеивают – он становиться замкнутым;

                                           Если ребенок растет в укорах – он начинает жить с чувством вины.

И наоборот

                                     Если ребенок живет в терпимости – он учиться воспринимать других;

                                     Если ребенка подбадривают – он начинает верить в себя;

                                     Если ребенка хвалят – он учится  быть благодарным;

                                     Если ребенок растет в правдивой атмосфере –  он учиться быть честным;

                                     Если ребенок живет в безопасности – он учиться верить людям;

                                     Если ребенка поддерживают– он учиться ценить себя.

 

Заключение

Итак, многообразие выдвинутых теорий лишний раз доказывает, на сколько эта тема была актуальна и обсуждаема многие столетия. Так что же на самом деле является причиной возникновения агрессии  у человека: наследственность, среда, мотивация, инстинкт? Агрессивен ли человек от рождения или его делает таковым среда окружения?  На эти и другие вопросы я попытаюсь найти ответы в следующих разделах. 

Итак, существуют биологические, генетические, биохимические и психологические факторы, способствующие возникновению агрессии. Но быть может, агрессия является на столько значительной и неотъемлемой частью человеческой природы, что превращает мирные отношения в  просто несбыточную мечту?  Многонациональный коллектив ученых дает на этот вопрос следующий ответ: « С точки зрения науки некорректно заявлять, что война и вообще поведение, связанное с насилием, генетически заложено в человеческой природе и что войны вызываются «инстинктом». Существуют реальные способы ослабления человеческой агрессии, их я перечислила  в главе Выводы и предложения.

Данные исследования показали нам, что подростковая агрессии действительно имеет место быть, и ее уровень выше уровня агрессии взрослых. Почему так? Ведь подростки – это будущие взрослые. Почему ее уровень снижается? Куда  она пропадает. Я думаю, что ответом на этот вопрос может быть то, что взрослые с годами учатся бороться  со своей агрессией, усмирять ее и проявлять только в настойчивости отстаивания своих идей и принципов. Но статистика показывая нам другие факты – поступки насилия и жестокости во взрослой среде и это дает нам понять, что далеко не все люди справляются со своими агрессивными побуждениями и не все могут их контролировать.

И в заключение хотелось бы процитировать психолога Э.Фромма «Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применения своей способности любить, он способен ненавидеть, проявлять агрессию и жестокость. Этим средством он руководствует, как бегством от собственной душевной боли».

Список использованной литературы

 

 

1.      Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.– М., 1991

2.      Выготский Л.С. Психология. – М.,2000

3.      Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПБ.: Питер, 2004

4.      Г.Крайг Возрастная психология. – СПб, Питер, 2006г.

5.      Никольская И.М., Грановская Р.М. психологическая защита у детей. – СПб : Речь, 2000.

6.      Подмазин С.И. , Сибиль О.И. Як допомогти підліткам з «важким» характером. – К.: НПЦ Перспектива, 1996г.

7.      Агрессивна дитина// Психолог. –2008.– №10–с. 18-22.

8.       Агрессивна дитина// Психолог. –2008. – № 30-32.– с. 3-12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советы воспитателям по работе с агрессивными детьми

4.       Установите доверительные отношения с ребенком; будьте доступным, честным и последовательным; уважайте личность ребенка.

5.                   Общаясь с подростком, приобщайте его к такой деятельности, которая бы уменьшала внутреннее напряжение и тревожность.

6.                   Постоянно наблюдайте за поведением ребенка, склонного к агрессии, особенно во время обычной деятельности, когда могут возникнуть конфликты, устраните опасные предметы с поля деятельности ребенка; если необходимо, будьте готовы применить силу. Сила (но не жестокость) является для ребенка доказательством того, что взрослый контролирует ситуацию и гарантирует безопасность другим детям.

4.Предлагайте быструю позитивную связь для приемлемых форм поведения:

- распознайте и поддержите основные позитивные черты ребенка, привлекайте к повтору желаемых поступков.

-  ставьте перед ребенком  небольшие конкретные вопросы и содействуйте их исполнению;

- большой успех состоит из малых, и даже небольшой успех повышает самооценку.

5. Предлагайте быструю реальную не угрожающую обратную связь для неприемлемых форм поведения: у агрессивного ребенка почти всегда есть желание произвести впечатление на сверстников и руководителя. Одновременно с этим у него не хватает знаний о том, как его воспринимают остальные, поэтому, успокоив его, можно помочь ребенку устранить не желаемое в поведении.

6. Отрабатывайте возможные конфликтные ситуации, демонстрируя  с помощью ролевой игры адекватную безопасную реакцию. Для ролевых игр используйте эпизоды из популярных сказок..

7. Разделяйте оценку поведения ребенка и оценку его личности: «Я не считаю тебя плохим, но твой поступок – не правильный». Не обращайте внимание на действия ребенка, если видите, что он хочет манипулировать вами.

 

 

Советы воспитателям по работе с агрессивными детьми

7.       Установите доверительные отношения с ребенком; будьте доступным, честным и последовательным; уважайте личность ребенка.

8.                   Общаясь с подростком, приобщайте его к такой деятельности, которая бы уменьшала внутреннее напряжение и тревожность.

9.                   Постоянно наблюдайте за поведением ребенка, склонного к агрессии, особенно во время обычной деятельности, когда могут возникнуть конфликты, устраните опасные предметы с поля деятельности ребенка; если необходимо, будьте готовы применить силу. Сила (но не жестокость) является для ребенка доказательством того, что взрослый контролирует ситуацию и гарантирует безопасность другим детям.

4.Предлагайте быструю позитивную связь для приемлемых форм поведения:

- распознайте и поддержите основные позитивные черты ребенка, привлекайте к повтору желаемых поступков.

-  ставьте перед ребенком  небольшие конкретные вопросы и содействуйте их исполнению;

- большой успех состоит из малых, и даже небольшой успех повышает самооценку.

5. Предлагайте быструю реальную не угрожающую обратную связь для неприемлемых форм поведения: у агрессивного ребенка почти всегда есть желание произвести впечатление на сверстников и руководителя. Одновременно с этим у него не хватает знаний о том, как его воспринимают остальные, поэтому, успокоив его, можно помочь ребенку устранить не желаемое в поведении.

6. Отрабатывайте возможные конфликтные ситуации, демонстрируя  с помощью ролевой игры адекватную безопасную реакцию. Для ролевых игр используйте эпизоды из популярных сказок..

Информация о работе Агрессия