Агрессия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 09:13, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа неоправданных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности.

Содержание

Введение
1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий
2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.
2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.
2.2 Психологические факторы вызывающие агрессию.
3.Подростковая агрессия – что это?
3.1 Агрессия – виды и классификация
3.2. Определение степени тяжести агрессии
4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых
4.1 Характеристика выборки.
4.2 Методика, примененная в ходе исследования
4.3 Анализ исследования
Выводы и предложения
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

МАН Агрессия.doc

— 208.50 Кб (Скачать документ)


36

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

АВТОНОМНОЙ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

 

МАЛАЯ АКАДЕМИЯ НАУК «ИСКАТЕЛЬ»

ДЖАНКОЙСКИЙ РАЙОННЫЙ ФИЛИАЛ

 

СЕКЦИЯ ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

ИССЛЕДОВАНИЕ АГРЕССИИ У ПОДРОСТКОВ И ВЗРОСЛЫХ

 

 

 

 

Работу выполнила:

Дацюк Яна

учащаяся 10 класса

Заречненской общеобразовательной школы I-III ступеней

Джанкойского района

 

Руководитель:

Мезенцева Е.И.

практический психолог

Заречненской общеобразовательной школы I-III ступеней

 

 

 

Джанкойский район, 2008г.

 

Содержание

 

Введение

1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий

2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.

2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.

2.2 Психологические факторы  вызывающие агрессию.

3.Подростковая агрессия – что это?

3.1 Агрессия – виды и классификация

3.2. Определение  степени тяжести агрессии

4. Исследование уровня агрессии у подростков и взрослых

4.1 Характеристика выборки.

4.2 Методика, примененная в ходе исследования

4.3 Анализ исследования

Выводы и предложения

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования агрессивности человека определяется насущными проблемами общественной жизни. Острый кризис, переживаемый в настоящее время нашим государством и вызванный политическими и экономическими причинами, проявляет себя в значительном росте преступности, распространении терроризма, непрерывных вооруженных конфликтах, в увеличении числа неоправданных, разрушительных, агрессивных действий. Этим объясняется особая актуальность проблемы всестороннего изучения агрессивности. Важной составляющей данного вопроса является изучение различных факторов (внутренних и внешних), оказывающих влияние на формирование агрессивных форм поведения человека.

В среде подростков правонарушения являются болезнью эпидемического характера. По данным Боулби половина всех осужденных судами за совершение преступлений, имеет возраст менее 21 года, а среди подростков моложе 14 лет – правонарушители составляют более одной шестой.

С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности. На фоне увеличения общей преступности неуклонно растет преступность среди несовершеннолетних. В целом, среди всех выявленных лиц, совершающих преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8 %. Причем, важно иметь в виду, что среди всех видов совершенных преступлений "особо тяжкие" и "тяжкие" составляют наиболее высокую долю именно в "молодой" когорте, по сравнению с другими возрастными группами.

Цель теоретической части моей работы - ознакомление с основными теориями агрессии, определение влияния биологических и психологических факторов на проявление агрессии у человека, виды агрессии и рассмотрение психологических характеристик личности подростков.

В исследовании, проведенном в рамках практической части работы, был исследован уровень агрессии у подростков и взрослых и проведен сравнительный анализ по возрастным и половым группам .

Для проведения исследования были использованы следующие методы: беседы, тестирование с использованием методики Басса-Дарки (шкалы физической, вербальной и косвенной агрессии, обиды и подозрительности).

Данным вопросом занимались многие психологи  и философы: Жан-Жак-Руссо, К.Лоренс, М. Шеллер, Э. Эриксон, З.Фрейд, Э.Фромм, В. В. Лебединский, О.С.Никольская, М.М. Либлинг, А.Бандура, Дж. Доллард и др.

Предметом исследования является уровень агрессии испытуемых, объект: агрессия в подростковом возрасте.

В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: Уровень агрессии подростков сравнительно выше уровня агрессии взрослых.

Для ее проверки были поставлены следующие задачи:

1.      Теоретическое изучение психологических теорий агрессии.

2.      Рассмотреть психологические характеристики подростковой агрессии.

3.      Провести практический анализ отличий подростковой агрессии и агрессии взрослых.

База исследования: Заречненская ОШ I-III ступеней, Заречненский УВК, жители с. Заречное

 

 

 

 

 

1. Определение агрессии в разрезе психологических теорий

 

 

Проблема агрессивного поведения остается актуальной на протяжении всего существования человечества в связи с его распространенностью и дестабилизирующим влиянием. Имеются представления о том, что агрессивность имеет исключительно биологическое происхождение, а также о том, что она связана главным образом с проблемами воспитания и культурой.

Агрессия представлена множественными терминами в обыденной речи. Агрессия «доброкачественная» (настойчивость, напористость, спортивная злость, мужество, смелость, отвага, воля, амбиции), агрессия «злокачественная» (насилие, жестокость, наглость, хамство, нахрап, зло) и собственно агрессивный, деструктивный тип агрессии (по Фромму).

Деструктивная агрессия всегда ассоциировалась с такими философско-нравственными понятием, как зло. Дискуссии о том, является ли зло естественным для человека, или он по природе своей добр, продолжались  в течении многовековой истории человечества. Уже в древнейшей философии  присутствуют полярные точки зрения по этому вопросу. Китайский философ Сюн-цзы считал, что человек имеет «злую природу». Другой китайский философ Мэн-цзы провозгласил идею о том, что все люди рождаются добрыми или, по меньшей мере, нравственно нейтральными, а затем воздействие порочных общественных факторов может привести к тому, что человек станет злым. Философ был убежден, что раз человек по своей природе добр, то, следовательно, принуждать его к совершению зла значит принуждать к совершению противоестественного. Подобную идею высказал и продолжил 19 столетий спустя Жан-Жак Руссо.

Известно, что за исключением некоторых биологический видов, таких, как специально выведенные агрессивные грызуны, ни одна из этнических или религиозных групп не показала себя враждебно более агрессивной, чем другие. И социальные и биологические науки пришли к тому, что, возможно наиболее важное влияние на формирование и развитие агрессивного поведения оказывает средовые факторы. К таковым можно отнести порочное воспитание, включающее физические наказания, моральное унижение, табу на эмоциональное проявление, а также такие мега-факторы, как скученность (небывалое увеличение плотности населения).

Природа человеческой агрессии с трудом поддается анализу. Поведение и Джека Потрошителя и Джона Д. Рокфеллера можно считать агрессивным, однако, разница между ними огромна.

К. Лоренц считает, что между различными человеческими популяциями  все же имеются различия в их изначальной (врожденной) степени агрессивности, что сложилось в результате естественного отбора. В качестве примера чрезвычайно агрессивного народа он приводит племя индейцев Юта. По мнению Лоренца, человек агрессивен, т.к. произошел от приматов. Поскольку последние являются травоядными, то у них совершенно отсутствует присущий хищникам «инстинкт убийцы». У хищников для сохранения вида должен быть в результате эволюции возникнуть механизм, тормозящий внутривидовую агрессию, т.к. «инстинкт убийцы», направленный на  себя подобных привел бы к полному вымиранию вида. К. Лоренс в своей работе, посвященной агрессии, трактует ее как движущую силу борьбы за выживание, причем эта борьба в основном происходит внутри одного вида.

Р. Докинз рассматривал индивидуума, как эгоистическую машину, запрограммированную на то, чтобы как можно лучше обеспечивать свои гены в целом, т.е. как машину выживания. Таким образом, машины выживания одного вида более непосредственно покушаются на жизнь другой. Одна из причин этого состоит в том, что представитель одного вида, будучи очень сходными между собой, вынуждены конкурировать за все необходимые им ресурсы. Одним из важных ресурсов являются брачные партнеры.  Конкуренция обычно происходит между самцами за самок. Это означает, что самец может обеспечить сохранение своих генов, если он нанесет какой-то ущерб другому самцу, с которым он конкурирует. Логичный образ действия состоит в том, чтобы убивать своих соперников, а затем съедать их. Но каннибализм и убийство  в природе встречаются крайне редко. И в самом деле, самая примечательная  особенность схваток между животными состоит в том, что это – формальные состязания, происходящие подобно боксу или фехтованию строго по правилам. Если противник своим поведением признает поражение, то победитель воздерживается от нанесения смертельного удара или укуса. В таком случае получается, что только homo sapiens единственный вид, убивающий себе подобных, как единственный наследник каиновой печати.

Основатель психоанализа З. Фрейд впервые сформулировал свое понимание агрессии в работе «По ту сторону принципа удовольствия» (1912). В ней он рассматривал агрессию, как соединение Эроса (либидо, созидающего начала) и Танатоса (мортидо, деструктивного начала), с преобладанием последнего, т.е. как слияние сексуального инстинкта и инстинкта смерти, при доминировании последнего. Фрейд считал, что агрессия человека – это проявление и доказательство биологического инстинкта смерти. Но каким образом, в таком случае. Человек живет достаточно долго, имея врожденный инстинкт смерти? Фрейд считал, что есть механизм нейтрализации внутренней агрессии, который является главной функцией Эго. Но Эго не появляется вместе с рождением ребенка, а формируется в процессе его развития. Вместе с его формированием начинается развиваться и механизм нейтрализации агрессии.

Доктор Х. Паренс, посвятивший свою научную деятельность изучению агрессии у детей, считает безусловным то, что дети уже рождаются с разным уровнем агрессии. Но он практически идентифицирует агрессию с активностью, считая, что при нормальном развитии личности агрессия трансформируется в активность. Х. Паренс также отмечает, что агрессия может проявляться в разных формах, однако, все эти формы имеют одну общую черту – Нои представляют собой попытку субъектов контролировать, воздействовать и справляться с самим собой и окружающим миром.

Достижение любой цели требует взятия под контроль каких-либо факторов,  встречающихся на пути к цели (способствующих или препятствующих ее достижению). Для этого необходима энергия. Назовем ее в данном случае активностью, тогда агрессия есть модулированная энергия, направленная на устранения препятствий, ведущих к цели.

Фромм различает два вида агрессии. Первый вид является общим как для человека, так и для животных – это филогенетически заложенный импульс к атаке или бегству, в зависимости от ситуации, когда возникает угроза жизни. Эта оборонительная, «доброкачественная» агрессия служит для выживания индивида или рода; она имеет биологические формы проявления и затухает, как только исчезнет опасность. Другой вид представлен «злокачественной» агрессией – деструктивностью или жестокостью, свойственной только человеку и практически отсутствующими у других млекопитающих. Фромм понимает отношение доброкачественно-оборонительной агрессии к злокачественно-деструктивной как инстинкта к характеру, т.е. предполагается необходимость разграничения между естественными влечениями, коренящимися в физиологических потребностях, и специфическими человеческими страстями, имеющими свой источник в человеческом характере.

Приверженцы бихевиористических теорий считают, что человек чувствует, думает и поступает так, как он считает правильным для достижения ближайшей желанной цели. Таким образом, агрессивность, как и другие формы поведения, является благоприобретенной ( т.е. наиболее выгодной и эффективной стратегией целедостижения) и определяется тем, что человек (агрессивным путем) добивается максимального преимущества.

Одной из теорий претендующих на объяснение феномена агрессии является фрустрационная теория Джона Долларда, которая утверждает, что агрессивное поведение возникает как реакция на фрустрацию, и, следовательно, фрустрация всегда сопровождается агрессивностью.

Оборонительная агрессия является фактором биологической адаптации. Мозг животного запрограммирован таким образом, чтобы мобилизировать все наступательные и оборонительные импульсы, если возникает угроза интересам животного.

При этом речь идет о следующем: животное воспринимает как угрозу только явную опасность, тогда как человек, наделенный даром предвидения и фантазий, реагирует не только на сиюминутную угрозу, но и на возможную опасность в будущем, на свое представление о вероятности угрозы. Иными словами механизм оборонительной агрессии мобилизируется не только тогда, когда человек чувствует непосредственную опасность, но и тогда, когда явной угрозы еще нет. Получается, что индивидуум дает агрессивную реакцию на свой собственный прогноз.

Итак, многообразие выдвинутых теорий лишний раз доказывает, на сколько эта тема была актуальна и обсуждаема многие столетия. Так что же на самом деле является причиной возникновения агрессии  у человека: наследственность, среда, мотивация, инстинкт? Агрессивен ли человек от рождения или его делает таковым среда окружения?  На эти и другие вопросы я попытаюсь найти ответы в следующих разделах. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Факторы, влияющие на проявление агрессии.

 

2.1 Биологические, генетические и биохимические факторы влияния на агрессивное состояние человека.

 

 

Согласно социальным психологам, агрессия – это поведение, нацеленное на то, чтобы принести вред другому. Сюда не относятся дорожно-транспортные происшествия, причинение боли во время лечения зубов, а также непреднамеренные столкновения на тротуарах. Под это определение попадают рукоприкладство, прямые оскорбления и даже насмешки, если они произносятся в недоброжелательном тоне или при вспышке эмоций.

Информация о работе Агрессия