Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ 5
1.1. Понятие и исследование агрессии 5
1.2. Факторы агрессивного поведения подростков 12
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Исследование влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Агрессия.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

Рост агрессивных  и преступных тенденций в подростковой среде – печальная примета времени, отражающая одну из острейших социальных проблем, болевых точек современности. За два последних десятилетия молодежная преступность возросла в полтора, а подростковая – почти в 2 раза. Обращает на себя внимание и тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущих тяжкие телесные повреждения.

Юристов, социологов, психологов, педагогов не могут не беспокоить участившиеся случаи групповых  мальчишеских драк, ставших чересчур ожесточенными. В этих условиях ни у  кого не вызывает сомнения актуальность проблемы анализа психологических механизмов агрессивного поведения детей и подростков.

Проблема агрессивности  вызывает глубокое беспокойство со стороны  родителей, педагогов, и затрагивает человеческое общество в целом. Рост агрессивных тенденций в подростковой среде отражает одну из социальных проблем нашего общества. За последние годы, резко возросла молодежная преступность, особенно подростковая. Тревожит факт увеличения числа преступлений против личности, влекущий за собой тяжкие телесные повреждения, в некоторых случаях – смерть. Участились случаи групповых драк, которые носят массовый общественный характер.

Проблема агрессивности  человека в отечественной литературе представлена малочисленными и довольно противоречивыми по содержанию и выводам публикациями. Отдельно агрессивность и агрессивное поведение нашли отражение в ряде работ наших соотечественников (Г. М. Андреева, В. В. Знаков, С. В. Еникополов, Л. П. Колчина и др.).

Между тем интерес  к этой проблеме за рубежом очень  велик и не ослабевает до настоящего времени. За рубежом разработаны основные теории агрессивности, социальные, внешние, личностные детерминанты агрессии (Бандура, Р. Бэрон, Д. Ричардсон и др.).

Одним из самых  серьезных препятствий, влияющих на изучение данного явления, является слабая разработанность четких экспериментальных процедур, позволяющих диагностировать агрессивность как черту личности. Именно за рубежом были разработаны основные диагностические методики на выявление агрессивности как черты личности и формы агрессивного поведения человека.

В связи с  этим проблема оценки и измерения  психологических аспектов  воздействия  того или иного семейного воспитания на подростков является одной из самых  актуальных проблем в психологии .

Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.

В соответствии с поставленной целью в работе были определены следующие задачи:

- изучение сущности  понятия «агрессия»;

- анализ основных  причин агрессивного поведения  подростков;

- установление зависимости между агрессивным поведением подростков, которые воспитываются  в полных и неполных семьях.

Объектом исследования выступают  подростки 16 лет.

Предметом исследования является влияние семьи на агрессивное  поведение подростков.

ГЛАВА I. АНАЛИЗ  ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ

  • 1.1. Понятие и исследование агрессии

Проблематика  агрессии и агрессивности не менее  широка, чем ее феноменология. Являясь  частью человеческой природы, агрессия определяет многие аспекты бытия  человечества в целом. С самого раннего возраста агрессия начинает играть большую роль в поведении человека. Не будет преувеличением сказать, что понимание природы агрессии является одним из ключей к тайнам познания человеком самого себя.

Главная сложность  в изучении агрессии заключается в многообразии ее проявлений и сложной природе. Само по себе понятие агрессии является междисциплинарным. Исследованиями в этой области занимается множество наук, таких как психология, этология, физиология, культурология, антропология и т. д. Помимо крайне широкой феноменологии, агрессия характеризуется множеством разных по природе факторов, ее обусловливающих. В психологии традиционно принято разделять конструктивную и деструктивную агрессию. Это одно из наиболее широких подразделений, различающее две стороны влияния агрессии на жизнь человека. Так, конструктивная агрессия включает позитивные стороны этого влияния и описывает агрессию как важный элемент жизненной активности. Деструктивная агрессия связана с негативным влиянием и отражает агрессию, мешающую развитию личности.

Каждую упомянутую сторону агрессии можно разделить  еще на две составляющих. Так, в  психологии принято различать агрессию и агрессивность.

При этом под  агрессией понимают совокупность поведенческих  проявлений, которые могут быть расценены соответствующим образом. Агрессивность же отражает внутренние мотивационные тенденции субъекта к агрессии. Главное отличие агрессии от агрессивности заключается в аспекте реализации. Агрессивность, в отличие от агрессии, предполагает только возможность того, что субъект будет вести себя агрессивно. В этом отношении можно сказать, что если агрессия — это универсальная черта, свойственная людям, то агрессивность — это индивидуальная характеристика человека.

Агрессия (от лат. аggredi — нападать) — индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психического вреда, ущерба либо на уничтожение другого человека или группы людей1. Агрессия — это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Эти определения  предполагают, что агрессию следует  рассматривать как модель поведения, а не как эмоцию, мотив или установку. Это важное утверждение породило большую путаницу. Термин «агрессия» часто ассоциируется с негативными эмоциями — такими как злость; с мотивами — такими как стремление оскорбить или навредить; и даже с негативными установками — такими как расовые или этнические предрассудки2.

Существует  множество теоретических обоснований  возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Но все они подпадают под следующие четыре категории. Агрессия относится к:

1. Врожденным  побуждениям и задаткам;

1. Потребностям, активизируемым внешними стимулами;

2. Познавательным и эмоциональным процессам;

3. Актуальным  социальным условиям в сочетании  с предшествующим научением.

Рассмотрим  наиболее известные теоретические  положения.

Зигмунд Фрейд  считал, что агрессивное поведение  по своей природе инстинктивное  и неизбежно. В человеке существует два наиболее мощных инстинкта: сексуальный (либидо) и инстинкт влечения к смерти (танатос). Энергия первого типа направлена на упрочнение, сохранение и воспроизведение жизни. Энергия же второго типа направлена на разрушение и прекращение жизни. Он утверждал, что все человеческое поведение является результатом сложного взаимодействия этих инстинктов, и между ними существует постоянное напряжение. Ввиду того, что существует острый конфликт между сохранением жизни (эросом) и ее разрушением (танатосом), другие механизмы (смещение) служат цели направлять энергию танатоса вовне, в направлении от “Я”. А если энергия танатоса не будет обращена вовне, то это вскоре приведет к разрушению самого индивидуума. Таким образом, танатос косвенно способствует тому, что агрессия выводится наружу и направляется на других3.

Новое звучание эта тема получила благодаря работам  К. Лоренца, который придерживался  эволюционного подхода к агрессии, что было схоже с позицией З. Фрейда.

Согласно Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей так же, как и у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени4. Таким образом, развертывание явно агрессивных действий является совместной функцией:

1. Количества  накопленной агрессивной энергии.

1. Наличия стимулов, облегчающих разрядку агрессии.

Но, чем большее  количество агрессивной энергии  имеется в данный момент. Тем меньший  стимул нужен для того, чтобы агрессия выплеснулась вовне, т.е. агрессивное  поведение может выплеснуться спонтанно.

Лоренц отмечал, что кроме врожденного инстинкта  борьбы все живые существа наделены возможностью подавлять свои стремления, т.е. имеют сдерживающее начало, которое препятствует нападению на представителей своего вида. А люди, в свою очередь, обладают более слабым сдерживающим началом, чем животные. Отсюда, технический прогресс (оружие массового уничтожения) может привести к уничтожению человека как вида.

Ослабление  агрессии возможно путем различных  действий. Также Лоренц утверждал, что  любовь и дружеские отношения  могут оказаться несовместимыми с выражением открытой агрессии и могут блокировать ее проявления.

Фрустрационная  теория (гомеостатическая модель),  предложенная Д. Доллардом, противопоставляется  двум, выше описанным. Здесь агрессивное  поведение рассматривается как  ситуативный, а не эволюционный процесс.

Основные положения  этой теории звучат так5:

Фрустрация  всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В отношении  побуждения к агрессии решающее значение имеют три фактора:

1. Степень ожидаемого  субъектом удовлетворения от будущего достижения цели;

2. Сила препятствия  на пути достижения цели;

3. Количества  последовательных фрустраций.

Т.е., чем в  большей степени субъект предвкушает  удовольствие, чем сильнее препятствие  и чем большее количество реакций  блокируется, тем сильнее будет толчок к агрессивному поведению. А если фрустрации следуют одна за другой, то их сила может быть совокупной и это может вызвать агрессивную реакцию большей силы.

Когда выяснилось, что индивидуумы не всегда реагируют  агрессией на фрустрацию, Доллард и соавторы пришли к выводу, что подобное поведение не проявляется в тот же момент фрустрации, прежде всего из-за угрозы наказания. В этом случае происходит “смещение”, в результате которого агрессивные действия направляются на другого человека, нападение на которого ассоциируется с наименьшим наказанием.

Таким образом, человек, которого удерживает от агрессивности  против фрустатора сильный страх  наказания, прибегает к смещению своих наладок, направляя на другие мишени - на тех лиц, по отношению к которым у данного индивидуума не действует сдерживающий фактор.

Теория социального  научения (бихевиоральная модель), предложенная Балдурой,  в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в  процессе социализации через наблюдение соответствующего образа действий и социальное подкрепление. Т.е. идет изучение человеческого поведения, ориентированного на образец.

С его точки  зрения, анализ агрессивного поведения  требует учета трех моментов:

1. Способов усвоения  подобных действий;

2. Факторов, провоцирующих  их появление;

3. Условий, при  которых они закрепляются.

Поэтому, существенное значение здесь уделяется обучению, влиянию первичных посредников  социализации, а именно родителей, на обучение детей агрессивному поведению. В частности, было доказано, что поведение родителей может выступать в качестве модели агрессии и, что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети. Также эта теория утверждает, что усвоение человеком широкого диапазона агрессивных реакций - прямое поощрение такого поведения. Т.е. получение подкрепления за агрессивные действия повышает вероятность того, что подобные действия будут повторяться и в дальнейшем.

Вместе с  тем, существенное значение имеет результативная агрессия, т.е. достижение успеха при использовании агрессивных действий. Сюда же относится и викарный опыт, т.е. наблюдение поощрения агрессии у других. Социальное поощрение и наказание относятся к побуждению агрессии. Самопоощрение и самонаказание - модели открытой агрессии, регулируемые поощрением и наказанием, которые человек устанавливает для себя сам.

Хочется отметить, что эта теория оставляет гораздо  больше возможностей предотвратить  и контролировать человеческую агрессию. Тому есть две причины:

1. Согласно теории, агрессия - приобретенная модель социального поведения и может быть ослаблена с помощью процедур (устранение условий).

2. социальное  научение предполагает проявление  агрессии людьми только в определенных  социальных условиях.

В настоящее  время теория социального научения является наиболее эффективной в предсказании агрессивного поведения, особенно если есть сведения об агрессоре и ситуации социального развития.

Таким образом, из вышеупомянутых теорий, объясняющих  природу агрессивности, можно сделать  следующие выводы:

- проявление агрессии объясняют биологические и социальные факторы;

- агрессивность  может быть не только жестокой, но и нормальной реакцией индивидуума  в ходе борьбы за выживание;

Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте