Агрессия в подростковом возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 17:50, курсовая работа

Описание

Целью исследования является анализ влияния семьи в формировании агрессивного поведения подростков.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ОСНОВНЫХ ПРИЧИН ПОДРОСТКОВОЙ АГРЕССИИ 5
1.1. Понятие и исследование агрессии 5
1.2. Факторы агрессивного поведения подростков 12
ГЛАВА II. ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 19
2.1. Исследование влияния воспитания в полных и неполных семьях на агрессивное поведение подростков 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПРИЛОЖЕНИЯ 32

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Агрессия.doc

— 181.00 Кб (Скачать документ)

З. В. Баерунас даёт свою классификацию типов семей: семья с отсутствием сознательного  воспитательного воздействия на ребенка; семья с высоким уровнем подавления и насилия; семья с преувеличением из эгоистических соображений самостоятельности ребенка; семья с хаотичным воспитанием, без системы.

А. Е. Личко характеризует  семьи по типу: «гиперопека», «гипоопека», «кумир», «золушка» и т. д.

В классификации  Б. Н. Алмазова представлены: семьи с  недостатком воспитательных ресурсов (разрушенные или неполные семьи); конфликтные семьи; нравственно-неблагополучные  семьи; педагогически некомпетентные семьи.

А. Я. Варга и В. В. Столин выделяют типы семей по процессам в них происходящим: принятие, отвержение; кооперация; симбиоз; авторитарная гиперсоциализация; маленький неудачник.

Если рассмотреть  каждый тип семьи через порог  агрессивности, то можно увидеть, что  каждая из них может стать источником развития агрессивности. Такие характеристики семьи как: полная – не полная; благополучная – не благополучная, также связаны с проявлением агрессивных реакций подростков.

В последние  годы в научной и массовой литературе широко стала обсуждаться тема жестокости и насилия в семье (М. И. Буянов, Н. В. Жутикова, В. Н. Соколова и др.). Считают, что малолетние убийцы, как правило, происходят из семей, где царит атмосфера беспорядка и безмолвия, где безразличия к чувствам другого человека, часто идет рука об руку с физической жестокостью, недостаточной поддержкой и заинтересованностью жизнью подростка (М. Раттер и др.).

Итак, интенсивность  агрессивных реакций подростков зависит от целого ряда факторов: жизненного опыта, культурных норм и стандартов, индивидуально-типологических особенностей личности и. т. д. Семья, в частности, тип семейного воспитания оказывают  решающее влияние на проявление и формирование подростковой агрессии.

Проведем исследование  влияния воспитания в полных и  неполных семьях на агрессивное поведение  подростков.

Каждый этап развития личности связан с решением определенных задач. Личность подростка характеризуется некоторыми чертами, которые существенно отличают его от взрослого человека. Это повышенная чувствительность и возбудимость, неуравновешенность, раздражительность, сочетание стеснительности, стыдливости с заносчивостью и развязанностью, стремление к независимости, освобождение от влияния авторитетов, переход к самостоятельности, индивидуализация психики и вместе с тем недостаточность ее индивидуального характера, влияние ближайшего окружения. Эти особенности отражаются на многих формах поведения, общения, переживаний, которые обычно объединяют выражением "трудности подросткового периода". Социально значимые черты человеческой психики формируются на макросоциальном уровне, т. е. на уровне больших социальных групп, к которым можно отнести и молодежь. Опыт больших социальных групп (традиции, особые формы поведения, особые типы контакта, ценности, потребности, специфический язык и др.) индивид усваивает посредством общения с членами малой социальной группы (класс, дворовая компания, трудовой коллектив, неформальное объединение молодежи). Личная психология индивида включает в себя то общее, что присуще в той или иной степени всем представителям малой группы, также личное, присущее только ему.

Рассмотрение сущности и особенности агрессивного поведения  подростков, как целостной системы, выявление факторов развития подобного поведения позволит выяснить многофакторный характер особенностей агрессии подростков и предупредить агрессивное поведение в данном возрасте.

Цель исследования: цель данного исследования состоит в выявлении особенностей агрессивного поведения в подростковом возрасте.

Гипотеза исследования: в проводимом исследовании я выдвигаю гипотезу о том, что агрессивное поведение в подростковом возрасте может выступать как способ адаптации к современным социальным условиям. Агрессивное поведение отличается по гендорному признаку, уровень и тип агрессии будет разным в полных и не полных семьях, т.к. семейное воспитание является фактором проявления подобного поведения в этом возрасте.

Цель и гипотеза обусловили постановку основных задач исследования:

- использование научных  концепции зарубежных и отечественных  исследователей, как база для  собственного исследования;

- провести отбор методов,  являющихся наиболее эффективными  для выявления психологических особенностей агрессивного поведения в соответствии с гипотезой;

- выявить уровень,  тип агрессии с помощью специализированных  методик;

- сделать анализ результатов  проведенного исследования.

Объект исследования: агрессивное поведение.

Предмет исследования: особенности агрессивного поведения подростков 16 лет.

В курсовой работе используется психологическое тестирование каждого  из испытуемых в отдельности, при  помощи методик определяющих их уровень  и тип агрессии.

База для  исследования: опрошено 60 учащихся из 10-того «А», «Б», «В» и «Г» классов средней образовательной школы № 489, в возрасте 16 лет, из них 37 девочек и 23 мальчика.

Контрольные группы:

- гендерные особенности;

- полная и неполная  семья;

Методы исследования: беседа и анкетирование, для выявление заданным исследованием контрольной группы; методика А. Ассингера (Приложение №1). Методика предназначена для диагностики агрессивности личности по отношению к окружающим, позволяет определить уровень корректности при социальных контактах, и позволяет судить о направленности агрессии. Методика предназначена для диагностики агрессии личности в трудовых коллективах, и при индивидуальном консультировании, для профориентации тест Ассингера используется в комплексе с методикой Басса – Дарки (МБД) – (Приложение №2). Методика была предложена в 1957 году для измерения степени проявления разных форм агрессивного поведения, все более широко применяется в нашей стране (как и за рубежом).

А. Басс и А.Дарки, создавая свой опросник, дифференцирующий проявления враждебности и агрессии, выделили следующие виды реакций:

Физическая агрессия - использование физической силы против другого лица.

Косвенная - агрессия, окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

Раздражение - готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

Негативизм - оппозиционная  манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

Обида - зависть и ненависть  к окружающим за действительные и вымышленные действия.

Подозрительность - в  диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения  в том, что другие люди планируют  и приносят вред.

Вербальная агрессия - выражение негативных чувств как  через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

Чувство вины - выражает возможное убеждение субъекта в  том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также  ощущаемые им угрызения совести.

Опросник состоит из 75 утверждений, на которые испытуемый отвечает «да» или «нет». При составлении вопросника авторы пользовались следующими принципами:

- вопрос может относиться  только к одной форме агрессии;

- вопросы формулируются  таким образом, чтобы в наибольшей  степени ослабить влияния общественного одобрения ответа на вопрос.

Ответы оцениваются  по восьми шкалам, описанным выше. Индекс враждебности включает в себя шкалу 5 и 6 а индекс агрессивности (прямой или мотивационной) включает в себя шкалы 1, 3, 7. Нормой агрессивности является величина ее индекса, равная 21 ±4, а враждебности - 6,5-7±3. При этом обращается внимание на возможность достижения определенной величины, показывающей степень проявления агрессивности.

На первом этапе  исследования испытуемым была предложена методика Ассингера, с помощью которой мы определили уровень и направленность агрессии. С помощью данной методики были получены следующие данные, которые представлены в диаграмме ниже:

 

Также полученные данные были проанализированы по контрольным  группам, составлена следующая таблица:

Таблица 1. Уровень  агрессии

Уровень агрессии

Контрольная группа - Гендер

Контрольная группа – полная / неполная семья

 

мальчики

девочки

Полная семья

Неполная семья

высокий

16%

7%

16%

7%

средний

28%

18%

25%

21%

низкий

13%

18%

14%

17%


 

Выводы по методике Ассингера: анализируя полученные данные мы можем сказать, что у подростков данной группе преобладает средний уровень агрессивности, полученные и проанализированные данные по контрольным группам указывают на то, что:

- у мальчиков  уровень агрессии выше, чем у девочек;

- уровень агрессии  сравнительно выше у полных  семей, чем не полных. Полученные  данные подтверждают гипотезу  и ход исследования в полной  мере, на данном этапе.

Методика  №2 – Методика Басса – Дарки 

С помощью данной методики (приложение №2) нам удалось определить тип агрессивного поведения среди испытуемых. Все это представлено в нижеуказанной таблице.

 

Таблица 2 (средние  баллы по каждой исследуемой группе)

Вид агрессии

 

Контрольные группы

Физическая  агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная  агрессия

Угрызения совести

Гендер –

мальчики

8,2

5,6

6

2,75

4,5

5,75

6,75

6,5

Гендер –

девочки

6,6

6,1

4,7

3,45

4,2

5,3

9

7,5

Полная семья

9

4,7

8

2

6,1

7,5

8,2

5,75

Неполная семья

6,75

6,1

5,75

2,75

5,75

4,5

6,1

5,3


 

Таблица 2 (процентное соотношение по каждой исследуемой  группе)

Вид агрессии

 

Контрольные группы

Физическая  агрессия

Косвенная агрессия

Раздражение

Негативизм

Обида

Подозрительность

Вербальная  агрессия

Угрызения совести

Гендер –

мальчики

82%

62,2%

54,5%

55%

56,3%

57,5%

56,3%

72,2%

Гендер –

девочки

66%

67,8%

47%

69%

52,5%

53%

75%

83,3%

Полная семья

75%

47%

70%

23%

54,5%

83,3%

70%

54,5%

Неполная семья

68%

67,8%

54,5%

31%

57,5%

47%

54,5%

53%


 

Таким образом, результаты нашего исследования оказались следующими:

- физическая  агрессия на 16% более выражена  у мальчиков, чем у девочек;  и на 7% преобладает в полных  семья, чем в неполных;

- косвенная  агрессия на 5,6 % ярче выражена  у представителей женского пола, и 20,8% более выражена в неполных семьях;

- раздражение  более характерно для мальчиков  – разница в 7,5% и 15,5% повышена  у полных семей;

- негативизм  в большей степени (на 14%) проявляется  у девочек и на 8% ярче представлен  в неполных семьях;

- обида у  учеников несколько в большей  степени выражена, чем у учениц того же подросткового возраста – разница в 3,8% и на 3% выше в неполных семьях;

- подозрительность  также более характерна для  мускулинного типа – разница  4,5% и на 36,3% преобладает в полных  семья, чем в неполных;

- вербальная  агрессия в большей степени (на 18,7%) характерна для учениц и на 15,5% преобладает в полных семьях;

- угрызения  совести, чувство вины на 11,1% более  выражены у девушек и 1,5% выше  у полных семей, чем неполных.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема агрессивности  подростков является актуальной для нашего общества. Напряженная, неустойчивая социальная, экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашей стране, обуславливает рост различных отклонений в личностном развитии и поведении подростков.

Особую тревогу  вызывает цинизм, жестокость, рост агрессивности детей. Очень ярко эти качества проявляются на рубеже перехода ребенка из детства во взрослое состояние, в подростковом возрасте.

Необходимость определения реальных причин агрессивности  подростков, устанавливает взаимосвязь с условиями формирования личности в семье, с личными чертами, раскрытия механизмов агрессивного поведения, обуславливает актуальность настоящей исследовательской работы.

Многие авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении несовершеннолетнего.

Агрессивные подростки  часто имеют целый ряд свойств, свидетельствующих о значительных эмоциональных нарушениях. Они, как  правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания. Агрессивное поведение вызывает соответствующую реакцию окружающих, а это, в свою очередь, ведет к усилению агрессивности, то есть возникает ситуация порочного круга.

Информация о работе Агрессия в подростковом возрасте