Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

Признаки  употребления наркотиков

Внешние признаки: чрезмерно суженные или расширенные зрачки, независимо от освещения; состояние необъяснимой возбужденности или вялости; речь быстрая, невнятная; маскообразное, почти без мимики одутловатое лицо, либо наличие чрезмерной мимика; резкая смена настроения, вспышки враждебности, раздражительности без всякой причины; провалы памяти, неспособность мыслить логически, объяснять свои поступки; бессонница, быстрая утомляемость, сменяющаяся необъяснимой энергичностью; неуверенная шатающаяся походка при отсутствии запаха изо рта; землистый цвет лица, круги или мешки под глазами; следы уколов; частый насморк; специфический запах от одежды, волос, изо рта, запах ацетона, клея “Момент” и т.д.)

Изменение поведения: равнодушие, утрата интересов к прежним увлечениям, к учебе, прогулы в школе; отход от прежних друзей, появление новых (странных с точки зрения родителей); нарастающая скрытность, стремление к уединению; появление лживости; появление в разговоре жаргонных слов и позитивных высказываний по оводу употребления наркотиков; постоянный поиск денег, пропажа денег, вещей, лекарств; изменение аппетита (его отсутствие или прожорливость)

Каждый из этих признаков  по отдельности иногда ничего не значит. Но наличие 4-5 признаков – это  сигнал. (Наркомания. Под ред. А.Н. Гаранского, 2000)

Факторы, предрасполагающие к инициации  употребления наркотиков

В медицинской практике выделяются такие предрасполагающие к наркомании факторы, как патология беременности, осложненные роды, тяжело протекавшие  или хронические заболевания  детского возраста, сотрясения мозга, особенно многократные; воспитание в  неполной семье, профессиональная постоянная занятость одного из родителей, позиция  больного как единственного ребенка  в семье; алкоголизм, наркомания или  психические заболевания у кого-либо из близких родственников; скверный характер или частые нарушения общепринятых правил поведения у кого-либо из близких родственников; раннее (до 12 – 13 лет) начало употребления алкоголя самим больным или злоупотребление  летучими наркотически действующими средствами (Белогуров С.Б., 1999, С.58).

В психологических исследованиях  акцентируются личностные факторы.

Личностные факторы.

Фактор преморбидной личности наркомана. В одном исследовании (И.Н.Пятницкая, 1994) выделяются такие характеристики преморбидной личности наркомана как отсутствие социальных интересов, устойчивых и сформированных индивидуальных интересов, какой либо увлеченности; обособление от взрослых, агрессивность к обществу, солидарность с возрастной группой, поиск чувственных впечатлений, сексуального опыта.

В другом исследовании выделяется особая роль в формировании пренаркотической личности, которую играет психический  инфантилизм, выражающийся в несамостоятельности  принятия решений и действий, неспособность  противостоять влиянию извне, пониженная критичность к себе, обидчивость, ранимость. Для подростков, употребляющих  наркотики, характерны повышенные по сравнению  с благополучными сверстниками показатели толерантности к отклоняющемуся поведению; критицизма по отношению  к социальным институтам общества (школа, семья) и отчужденности от них; восприимчивости  к новым идеям и впечатлениям; интереса к творчеству, импульсивности. Понижены по сравнению с благополучными сверстниками ожидания академических  успехов, ценность достижений, уважение к общепринятым нормам поведения, чувство  психологического благополучия, религиозность, конформизм. Характерным является экстернальный  локус контроля и сниженная самооценка. (Менделевич В.Д., 2001)

В другом исследовании акцентируется  противоречие между самооценкой  и оценкой социума, приводящее к  неудовлетворенности потребности  подростка в самоуважении и в  итоге к личностному дискомфорту, который переносится подростком с трудом. (Реан А.А., 1999)

Фактор кризиса  идентичности. Опираясь на представления Э.Эриксона о кризисе идентичности, Л. Хьел и Д. Зинглер предприняли попытку описать механизмы подростковой наркомании. С их точки зрения, молодые люди, не знающие, что они собой представляют, могут найти опыт приема алкоголя и наркотиков весьма привлекательным в “нащупывании” внешних границ своего “я”. Они предполагают, что, изменяя свое сознание, сумеют обнаружить такое измерение себя, которое ускользает от них именно тогда, когда они находятся в трезвом, “правильном” мире. (Л. Хьел и Д. Зинглер, 1998, с. 245)

Исследования. По данным одного исследования к 10–11 годам у 37% школьников формируется доминанта возможной наркогенной активности – наркогенная установка. (Л.Г. Мокеева, Л.П. Николаева, 1996, с.73).

Фактор неблагоприятного развития ребенка в раннем детстве. В исследованиях психодинамического направления акцент делается на неблагоприятное развитие ребенка в раннем детстве. Симбиоз “мать – младенец” рассматривается как биологическая система, в которой адекватное развитие ребенка требует фигуры, адекватно проявляющей заботу о нем. Развитию ребенка вредит неспособность матери удовлетворить его базовые потребности, что приводит к возникновению психологического дефицита, который становится причиной определенной модели поведения, в том числе, и зависимого. Особое внимание обращается не только на адекватную родительскую заботу о ребенке, но и на процесс постепенного отделения ребенка от матери и последующей индивидуализации (Mahler, 1958). Процесс сепарации сопровождается переходных феноменом: попыткой воплощения ребенком заботливой фигуры матери в особых символических объектах (пальцы рук, одеяло и др). Ребенок, не находящийся рядом с матерью, использует эти объекты, и создает себе, таким образом, иллюзию ее присутствия. Ребенок действует самостоятельно и испытывает при этом теплоту, уверенность и безопасность, как если бы мать была рядом (Winnicott, 1974) Если же сепарация происходит без переходного периода, малыш находит что-нибудь в своем окружении, что может утешить его, то, что заменяет мать, но при этом не напоминает о ней. Д.М.Херст назвал такого рода выбираемые объекты аутистическими. Именно на них полагается ребенок, а не на людей или переходные объекты, которые могут их напомнить, поскольку аутистические объекты лучше поддаются контролю, они не так часто, как люди, вызывают разочарование и причиняют боль. Аутистический объект – это специфическая защита в ситуации недополученной любви. Аутистический объект является предтечей аддиктивного объекта и представляет собой его прототип. Отношения аддиктивной личности с аддиктивным объектом развиваются таким образом, что поглощают ее время и энергию. У аддикта нет веры в себя или других, в нем постоянно живет идея о том, что свой мир можно контролировать с помощью объекта аддикции и это объект снабдит его всем тем, что отсутствует внутри него. (Херст Д.М., 2000, с.187 –188).

В другом исследовании акцентируется  компенсаторная функция наркотика, считается, что наркотик служит не заменителем  любимых и любящих объектов или  отношений с ними, а замещением дефекта в психологической структуре” Кохут (1971, с. 46)

В третьем подходе травмирующее, оскорбительное или пренебрежительное  поведение родителей рассматривается  как предрасполагающее к аддикциям. Такое поведение родителей наносит  удар по четырем аспектам психологической  жизни ребенка: согласию с самим  собой и своими чувствами, способности  адекватно выражать эти чувства, способности поддерживать здоровые отношения с другими людьми и  заботиться о себе. Психологическая уязвимость сферы саморегуляции усиливается в сочетании с факторами биологической или генетической восприимчивости к объекту аддикции, с определенными нормами среды и угнетающими социальными условиями. Все это увеличивает вероятность использования химических веществ в качестве кратковременных адаптивных и облегчающих средств. (Ханзян Э.Д., 2000, с. 29)

Мнение ученого. Необходимым и достаточным условием для возникновения наркозависимости Ханзян считает наличие попытки избавиться от невыносимых страданий при помощи наркотиков, и неспособность позаботиться о себе. (Ханзян Э.Д., 2000, с.33.)

Если человек не способен позаботиться о себе, то крайне мала вероятность, что он сможет заботиться о ком-то другом, а, следовательно, учитывать  интересы другого человека при принятии решения. Выбор ребенком наркотика  в качестве средства решения какой-либо проблемы всегда наносит удар по родителям. Ребенок отлично понимает, что  его поведение не только не получит  одобрения родителей, но и причинит им сильную душевную боль. Игнорирование  чувств родителей наводит на мысль  о такой цели поведения как  месть (которая может и не осознаваться ребенком), выделяемой в концепции  А.Адлера, ее можно проинтерпретировать  как месть за материнскую или  родительскую депривацию.

Социально-педагогические факторы. В одном исследовании в качестве социально-педагогических факторов наркотизации рассматривается опыт сопричастности школьника к проблеме наркотизации в трех общностях: семьи, школы, круга друзей. Наличие негативного опыта само по себе не означает, что подросток пойдет по пути наркотизации, более значимую роль играет оценка этого опыта и установка школьника на его использование. Индивидуальный опыт нуждается в осмыслении и оценке, а прежде в переживании. Обобщенная характеристика школьника, делающего свой выбор в пользу наркотиков: имеет адаптационные проблемы, негативный взгляд на семью, сверстников, школу; отличается недисциплинированностью, акцентирует независимость, имеет низкую самооценку, часто испытывает дискомфорт, имеет невысокие академические успехи, низкую мотивацию к учению, проблемы в семье (чаще управляемой только матерью), а иногда и в общении со сверстниками. Наркотик таким ребенком может восприниматься как способ улучшения восприятия жизни; как компенсация того, что он хочет получить от окружающих, но не получает; как средство ухода от проблем, которые решать не хочется, так как на это нужно тратить силы, и нет веры, в то, что они могут быть решены. Только по одному социально-педагогическому фактору такой школьник попадает в группу риска. Однако, среди употребляющих наркотики оказывались дети и из благополучных семей, с академическими успехами, вполне социально адаптированные, но не осторожные. Среди тех подростков, кто после пробы и эпизодического употребления наркотиков, перестал это делать, оказались подростки имеющее позитивный взгляд на те общности, в которые они входили, и обладающие способностью к принятию ответственности за свое поведение. (Шабалина В.В., 2001).

Факторы выявления  группы риска. В другом исследовании фактор личного опыта, наряду с факторами опасения и окружения, рассматривается в качестве фактора выявления группы риска по употреблению наркотиков. Риск по фактору опасения требует просветительной работы, направленной на развитие знаний о вреде наркотиков и их разрушающем воздействии на личность. Риск по фактору окружения указывает на опасную близость к подростку людей, употребляющих наркотики и требует изменения круга общения подростков. Риск по фактору личного опыта свидетельствует о необходимости серьезных мер профилактики или лечения (Шипицына Л.М., 2002, c.30).

Способы вхождения  подростков в наркотизацию. Одним из основных способов вхождения подростка в наркотизированную группу Кесельман Л. и Мацкевич М. считают девиантную социализацию. На первых этапах подросток, как правило, вовлекается не столько в собственно физиологию наркотического удовольствия, сколько делает своеобразную карьеру в референтной для него группе. Постепенно происходит отчуждение от представлений мира взрослых о смысле и ценности наркотика, формируются собственные представления с опорой на представления, доминирующие в девиантной субкультуре. Такое вхождение в наркотизм социальные психологи называют “ролевым поглощением” (Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г., 2001)

Особенности мотивации. Мотивы выбора наркотика

Как правило, есть две причины  употребления психоактивных веществ, причем эти причины выявляются у  лиц разных категорий. Первая – это  поиск удовольствия, хорошего настроения, искусственной, вызванной химическим способом, эйфории, увеличения активности. А вторая – это попытка при  помощи химических веществ избавиться от неприятных переживаний и состояний, плохого настроения, затруднений  в общении и т.д. И поскольку  психоактивные вещества действительно  могут делать и то и другое, и  до определенного периода человек  чувствует какое-то улучшение при  их приеме, это, по всей вероятности, и  является основным мотивом того, что  он не хочет избавиться от своей  болезни. (И.П.Анохина, 2000, С.17).

Любопытство и желание  новых ощущений, как считает М. Цукерман, побуждает подростков инициировать употребление наркотиков. Причем, в  основном наркотик выбирается по действию, и первыми на это обратили внимание психоаналитики, организовав серию  исследований психологических причин выбора человеком того или иного  наркотика. В частности, Ханзян обнаружил, что есть люди, стремящиеся к зависимостям. Он определяет их как “аддиктивные индивидуумы”. Они не чувствуют  себя хорошими, не способны удовлетворять  свои потребности и устанавливать  удовлетворяющие их отношения с  другими людьми, у них нет стабильной самооценки. Под холодностью и  отчуждением аддиктивные индивидуумы  часто скрывают глубинный стыд и  чувство собственной неадекватности. Способность различных химических веществ изменять чувства притягивает  их и служит средством заполнения внутренней пустоты, дисгармонии и  душевной боли. Кокаин и амфетамин  противостоят состоянию инертности и скованности, вызванной хронической  заниженной самооценкой. (В современных  исследованиях отмечается также  выбор наркотиков – стимуляторов людьми с низким природным уровнем  эндорфинов). Те, у кого внутренняя дисгармония  вызывает возбуждение и гнев, прибегают  к успокаивающему действию опиатов. Алкоголь или другие седативные препараты  выбираются людьми, которые испытывают неудовлетворенную потребность  в комфорте и контакте. Причем, даже себе, такие люди часто в этом не признаются. (Ханзян Э. Дж., 2000).

В другом исследовании выражается противоположная точка зрения –  ожидание и предвкушение определенных эффектов наркотика является одним  из основных мотивов их употребления. Причем эффект наркотика программируется  ожиданиями. Человек, ожидающий расслабляющий  эффект от марихуаны, его и получит. Тот, кто будет ожидать от приема марихуаны бесконтрольной агрессии, получит именно этот эффект. (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г., 1998). Эти впечатления могут быть прямыми, если человек сам употреблял наркотики, или косвенными, в случае получения  информации об эффекте наркотика  от других людей, СМИ и пр. (Курек  Н.С., 2001)

Исследователи в области  “Я” – психологии, пришли к убеждению, что наркотик служит замещением дефекта  в психологической структуре  человека. Формирование этого дефекта  относится к самой ранней стадии развития отношений “родитель –  ребенок” в условиях отсутствия чувства  благополучия, внутренней гармонии, формирующихся  только в ситуации оптимальной успокоенности, сытости и защищенности. Если последнее  присутствует, то развивается чувство  самоценности, закладывается здоровая способность к автономии, успешному  функционированию в четырех сферах саморегуляции (самооценка, отношения  с окружающими, аффективная сфера, забота о себе) (Kohut H., 1971, p.46).

Для менталитета россиян  значимой для развития человека является еще одна сфера саморегуляции  – забота о других.

Образ психологической  зависимости

Психологическая зависимость  может быть представлена в виде образа. Это образ – символ проблемы. Как правило, этот образ в случае хорошей мотивации на отказ от употребления носит агрессивный, угрожающий характер. Часто это образ монстра  с красными глазами, копытами, густой шерстью, от него исходит неприятный запах, он может рычать. В нем просматриваются  черты беса. Иногда это цепи: тяжелые, ржавые, прочные. Они держат в неволе, а ключ от замка находится у кого-то другого. Иногда зависимость выступала в образе змеи: длинной, толстой, кровожадной. Даже в случае отрицания проблемы зависимость все-таки представляется в виде образа, который определяет достаточно лояльное отношение человека к своей зависимости. Часто это пушистый зверек, зайчик, белка, кошка (особенно в начале употребления) Описывается этот зверек как игривый, добрый, хитрый. В случае категорического отказа подростков от лечения, зависимость отображается в образе орла, ворона, пантеры, которые описываются как сильные, ловкие, хитрые, независимые от других, отличающиеся превосходством. В случае понимания своего бессилия перед проблемой образ зависимости был, с одной стороны, демоническим, а, с другой стороны, жалким, потрепанным. Например, черт со свалявшейся шерстью, облезлым хвостом, но крепкими клыками. Как двойник человека, образ зависимости несет информацию о чувствах и мыслях, отношении к проблеме, субъективном восприятии своей зависимости. В ходе психологического консультирования, проработки зависимости в разных модальностях, образ зависимости, зависимость принимается как часть своего собственного “Я”, меняется, что свидетельствует об ослаблении психологической зависимости, постепенно создается основа для восстановления контроля над поведением на основе нового образа “Я”.

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения