Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

Перспективным подходом к  предупреждению вредных привычек, в  том числе курения, является формирование у детей самого раннего возраста установки на здоровый образ жизни. При этом важно помнить, что формирование всякого рода привычек (как вредных, так и здоровых) находится в  тесной связи с периодами созревания человека, точнее – с развитием  его потребностно-мотивационной  сферы. (Зайцев Г.К., 1998)

В профилактической работе выделяются такие направления как:

  1. Формирование у детей и подростков четкой установки на неприятие наркотиков; выявление подростков группы риска и оказание им социально-педагогической и психологической помощи; обучение родителей созданию семье атмосферы, исключающей употребление наркотиков, способам заполнения досуга, способам оказания помощи детям в организации своей жизни без наркотиков. (Наркомания. Под ред. А.Н. Гаранского, 2000)
  2. Формирование у учащихся стратегической мотивации (дальних перспектив); формирование черт совершенствующей социально-успешной личности; усиление защитных механизмов и ослабление провоцирующих употребление ПАВ механизмов. (Колеченко А.К., 2000)
  3. Обеспечение просоциальной активности подростков, общественно-полезной деятельности, необходимой для их полноценного развития и предупреждения девиантного поведения, путем включения подростка в группу просоциальной ориентации.(Реан А.А., 1999)
  4. Включение специально подготовленных подростков в процесс профилактики по принципу дополнительности в качестве субъектов оказания помощи сверстникам в решении эмоциональных проблем, разрешения конфликтных ситуации, в качестве активных пропагандистов здорового образа жизни (Шабалина В.В., 2001)
  5. Распространение информации о причинах формах и последствиях злоупотребления наркотических средств; формирование у подростков навыков анализа и критической оценки информации, получаемой о психоактивных веществах; включение игровых программ воспитания трезвости в обучение начиная с младших классов и до окончания школы; формирование здорового образа жизни и трезвеннических установок у подрастающего поколения. (Березин С.Б., Орешникова И.Б., 2000)
  6. Изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. (Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000. )

Резюме

Аддиктивное поведение чаще связывается только со злоупотреблением психоактивными веществами, протекающим на фоне измененного состояния сознания. В более широком смысле аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те подростки, которые относятся к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом, может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Уход от реальности путем  изменения психического состояния  может осуществляться разными способами. Жизнь каждого человека может  быть связана с желанием изменить свое психическое состояние. Например, избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений. Для достижения этой цели человек использует индивидуальные подходы, которые постепенно становятся привычками, стереотипами поведения, направленные на получение удовольствия. Удовольствие является генетически первичной  формой положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольствием. Не менее значимым является получение  удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, коммуникации. Элементы аддиктивного поведения свойственны  любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда  стремление ухода от реальности, связанное  с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной  идеей.

Разные формы девиантного  поведения подростков взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное  поведение, противоправное поведение  образуют единый блок. Приобщение подростка  к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком, при условии, что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах. Стремление к эмансипации приводит подростка к “отравлению свободой”, при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности – насилии, преступлениях или же приводит к бегству” в алкоголь, наркотики, из жизни. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в том числе и аддиктивному, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения.

Проблема аддиктивного поведения  подростков признается как национальная проблема и требует для своего решения объединения всех прогрессивных  сил общества.

Ссылки  на литературу

  1. Адлер А. Наука жить. К.: Port – Royal, 1997.
  2. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. Л. 1961.
  3. Анохина И.П.. Биологические механизмы зависимости от психоактивных веществ (патогенез) / Лекции по наркологии. Под.ред. И.Н.Иванца. –М.: “Нолидж”, 2000, С.17.
  4. Белогуров С.Б. Популярно о наркотиках и наркоманиях. Книга для всех. СПб.; М.: “Невский Диалект” - “Издательство БИНОМ”, 1999
  5. Братусь Г.М., Сидоров П.И. Психопатология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984
  6. Братченко С.Л. Введение гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). М.: Смысл, 1999
  7. Буркин М.М. Наркомания и токсикомания. // Введение в наркологию. Петрозаводск: Карелия, 1999
  8. Буркин М.М., Горанская С.В. Пьянство и алкоголизм. // Введение в наркологию. Петрозаводск: Карелия, 1999
  9. Василюк Ф.К. Психология переживания. М., 1984
  10. Выготский Л.С. Методика рефлексологического и психологического исследования.// Проблемы современной психологии. – Л.,1926.
  11. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. Очерк: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.
  12. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 1999.
  13. Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. Девиантность подростков: Теория, методология, эмпирическая реальность. – СПб.: Медицинская пресса, 2001. – 200 с.
  14. Горанская С.В. Табакокурение. // Введение в наркологию. – Петрозаводск, 1999, с. 117 – 156.
  15. Гримак Л.П. Резервы человеческой психики. М.: Изд-во полит. лит-ры. 1987, С.172
  16. Данилин А.Г. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. – М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2001.
  17. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей СПб, “Акцидент”, 1998
  18. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко-этнографическая перспектива. М.: Наука, 1988.
  19. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1988
  20. Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1989.
  21. Колесов Д.В. Эволюция и природа наркотизма. – М.: Педагогика, 1991
  22. Колеченко А.К. Комплексная профилактика наркозависимых в системе образования. / Служба практической психологии в системе образования. Выпуск 5, 2000, с. 3 –10)
  23. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде. М., 2000. Приложение 1. к приказу Минобразования России от 28.02.2000 № 619.
  24. Короленко Ц.П. , Донских Т.А. Семь путей к катастрофе. Новосибирск: Наука, 1990.
  25. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. - М.: “Академический проект”, 2000.
  26. Крыжановский Г.Н. Устойчивое патологическое состояние и патологическая система// Физиология человека. 1984, № 5
  27. Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. – М.: Фолиум, 1998
  28. Курек Н. С. Нарушения психической активности и злоупотребление психоактивными веществами в подростковом возрасте. – СПб.: Алетейя, 2001.
  29. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология. - Л.: Медицина, 1991, с. 35 - 36.
  30. Кесельман Л.Е., Мацкевич М.Г. Социальное пространство наркотизма. – СПб.: Медицинская пресса, 2001
  31. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: “МЕДпресс”, 2001
  32. Мокеева Л.Г., Николаева Л.П. Анализ готовности учителей к ведению антинаркогенной работы. // Тез. 1-й Всероссийской конференции. Ч.1. Валеология, образ жизни и здоровье. – Екатеринбург, 1996
  33. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М., 1997
  34. Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости. / Под ред. А.Н.Гаранского. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000
  35. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. – М.: Просвещение, 1991.
  36. Павлов И.П. Динамическая стереотипия высшего отдела головного мозга. // О типах высшей нервной деятельности и экспериментальных неврозах. М.: Гос. изд. – во мед. литературы, 1954., 192с., с. 125 – 128.
  37. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. М., 1995
  38. Петровский А.В., Петровский В.А. Категориальная система психологии. //Вопросы психологии, 2000, С.3 – 17.
  39. Послание о Хмеле. // Памятники литературы древней Руси. XVII век. Книга вторая. – М.: “Художественная литература”, 1989, С. 245.
  40. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /Под ред. С.В.Березина, К.С. Лисецкого, И.Б. Орешниковой. – М., Изд-во Института Психотерапии, 2000.
  41. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А. СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2001
  42. Пятницкая И.Н. Наркомания. М. Медицина, 1994.
  43. Рожкова И.И. Наркомания и токсикомания. // Введение в наркологию. Петрозаводск: Карелия, 1999
  44. Руководство по предупреждению насилия над детьми. М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999.
  45. Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г. Наркотики и общество. М.: Иллойн, 1998.
  46. Столин В.В. Проблема самосознания личности с позиции теории деятельности А.Н.Леонтьева. /А.Н.Леонтьев и современная психология. /Под ред. А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, О.В.Овчаровой, О.К.Тихомирова. М., Изд-во Моск. ун-та, 1983
  47. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990
  48. Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997
  49. Фром Э. Человек для себя. – Минск, 1992
  50. Ухтомский А.А. Собр. Соч. Т.1.Л.,1950
  51. Фрейд А. Психология “Я” и защитные механизмы. // Фролов Ю.И. Психология подростка. М., 1997. с. 64 –90.
  52. Фрейд З. Очерки по психологии сексуальности. Мн.: “Попурри”, 1998
  53. Ханзян Э.Д. Уязвимость сферы саморегуляции у аддиктивных больных: возможные методы лечения. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с. 29
  54. Херст Д.М. “Переходные” или “аутистические” феномены при аддиктивном поведении. //Психология и лечение зависимого поведения. /Под. ред. С.Даулинга. /Пер. с англ. – М.: Независимая фирма “Класс”, 2000, с.187 –188.
  55. Хьел Л., Зинглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1998
  56. Шипицына Л.М. Диагностика наркомании у подростков группы риска. // Мир детства. 2002, № 1, с. 29 – 30.
  57. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М., 1976
  58. Glasser, W. (1986). Control theory-reality therapy workbook Los Angeles: Institute for reality Therapy.
  59. Glasser, W. (1976). Positive addiction. New York, NY: Harper & Row.
  60. Kohut H. The analysis of Self. New York: International University Press, 1971, p.46.
  61. Mahler, V.S. (1958), Autism and symbiosis: two extreme disturbances of identity. Internal. J. Psycho – Anal. 39. pp.77-83.
  62. McArdle P. & est. International variations in youth drug use: the effect of individual behaviours, peer and family influences, and geographical location // European Addiction Research. Karger, 2000, pp. 163 – 169.
  63. Parker H., Aldridge J., Measham F. Illegal leisure: the normalization of adolescent recreational drug use. London. Routledge, 1998
  64. Steven M.M., Roger D.W. Substance abuse. // The practitioner’s guide to psychoactive drugs. New York, Plenum medical book company, 1984.
  65. Wubbolding, R. (1988). Using reality therapy. New York: Harper & Row.
  66. Winnicott, D.W. (1974). Through pediatrics to psychoanalysis. New York: Basic Books.

Глоссарий

Аддиктивное поведение - злоупотребление одним или несколькими химическими веществами, протекающее на фоне измененного состояния сознания. В более широком смыслеаддиктивное поведение рассматривается как один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Аддиктивная личность характеризуется склонностью к поиску эмоциональных запредельных переживаний и неспособностью проявлять ответственность. Поведение аддиктивной личности характеризуется стремлением к уходу от реальности.

Атарактическая  мотивация - стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Зависимое поведение можно определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым на данный момент влечением к какому – либо объекту, т.е. оно обусловлено психологической зависимостью от него.

Гедонистическая мотивация - стремление любыми способами максимизировать удовольствие и минимизировать неудовольствие, как самоцель, основной смысл существования.

Доминанта - более или менее устойчивый очаг повышенной возбудимости центров. Одним из свойств доминанты является ее инертность, что может служить источником навязчивых образов, галлюцинаций. Однажды пережитая доминанта при затухании не аннулируется, а лишь тормозится до некоторой ситуации, которая может доминанту актуализировать и предопределить поведение человека. Другим свойством доминанты является ее способность подавлять активность других центров и использовать стимулы, направленные к ним, для подкрепления господствующего очага возбуждения.

Мотивация с гиперактивацией поведения. Алкоголь употребляется для возбуждения. Притягательным свойством алкоголя является возникновение субъективного состояния повышенного тонуса, сочетающегося с повышенной самооценкой.

Наркотическое вещество. Определение “наркотического вещества” опирается на три критерия: медицинский, социальный и юридический. В правовом аспекте средство признается наркотическим только при наличии всех указанных критериев. Медицинский критерий: специфическое действие вещества или лекарственной формы на центральную нервную систему (эйфорическое, стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), являющееся причиной его немедицинского применения. Социальный критерий: немедицинское применение веществ или лекарственных форм приобретает масштабы социальной значимости. Юридический критерий: исходя из предыдущих двух критериев, инстанция, уполномоченная на это, признала данное средство наркотическим и включила его в официальный список наркотических средств.

Синдром - определенное сочетание признаков, симптомов какого-либо явления, объединенных едиными механизмами возникновения.

Синдром психологической зависимости: формирование представления об интоксикации как единственно возможном комфортном состоянии, обеспечивающем максимально возможную психологическую работоспособность; формирование обсессивного влечения к этому комфортному состоянию; ощущение себя наркозависимыми как управляемыми кем-то со стороны.

Социальные  нормы – ожидания группы по отношению к поведению индивида в определенных социальных ситуациях и позициях.

Субмиссивная  мотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих.

Псевдокультурная  мотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать “изысканный вкус”. Большое значение придается атрибутным свойствам алкоголя.

Психологическая зависимость - стремление (влечение) постоянно принимать наркотический или другой препарат с тем, чтобы вновь испытывать желаемые ощущения либо устранять явления психологического дискомфорта.

Токсикомания – поведение, которое рассматривается как токсикоманическое, если имеет место злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, при росте толерантности, в некоторых случаях при наличии физической зависимости.

Физическая  зависимость - состояние постоянной необходимости употребляемого вещества для поддержания нормального функционирования организма. Перерыв в употреблении вызывает болезненное состояние.


Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения