Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

Когнитивные особенности

Начиная с 11 лет, ребенок овладевает формальными операциями мышления. Он может мыслить логически об абстрактных  высказываниях и систематически проверяет гипотезы, начинает интересоваться гипотетическими и идеологическими  проблемами, будущим (Ж.Пиаже). Однако, существует широкий диапазон индивидуальных различий: одни люди обладают гипотетико-дедуктивным  мышлением уже в 10 –11 лет, другие не способны к нему и во взрослом состоянии. Основными свойствами подростковой фазы интеллектуального развития А. Арлин (1975) считает следующие: возможность  проявлять нестандартный подход к уж известным проблемам, умение включать частные проблемы в более  общие, родовые, способность поставить  плодотворные вопросы даже на основе плохо сформулированных задач. (Психология человека от рождения до смерти. Под  общ. ред. Реана А.А., 2001).

Любопытный ум подростка  в сочетании с потребностью в  проверке гипотез, экспериментировании  требует особого подхода к  подаче информации о вреде курения. Процесс запоминания подростами информации обусловлен особенностями  функционирования мыслительных процессов: подросток устанавливает логические отношения внутри запоминаемого  материала и по этим отношениям воспроизводит  информацию. Отторгаемая информация не включается в эти отношения.

Особенности аффективной сферы

Практически все психологи  мира считают возрастной период 12 – 14 лет наиболее трудным периодом эмоционального развития. Согласно П.М. Якобсону пик негативистских реакций  к взрослым и сверстникам приходится на 12,5 – 13,5 года. Эмоциональные реакции  и поведение подростков объясняются  не только явлениями гормонального  характера. Они зависят также  от социального фактора и условий  воспитания, причем индивидуально типологические различия сплошь и рядом превалируют  над возрастными. (Кон И.С., 1982).

Знания о релаксационном эффекте табакокурения широко известны не только взрослым, но и самим подросткам. Никотин считается эффективным  и доступным способом борьбы со стрессом, который помогает курильщику легко  обрести контроль над собой и  своими эмоциями. Никотин одновременно успокаивает и бодрит. К несчастью, никотин вызывает не менее сильную  зависимость, чем героин или кокаин (Информационный пакет “Drugbox”, с. 10).

В одном исследовании проблем  современных подростков достоверно доказано, что наибольшую нагруженность  проблемами (проблемы будущего, взаимоотношения  со сверстниками и родителями) имеют  подростки 12, а также 13 лет. (В докризисный  период подростки не имели тревоги  по отношению к будущему). К 16 годам  проблемная нагруженность ослабевает, за исключением области будущего. У современных подростков 13 и 14 лет  проблемы с родителями выходят на первое место после переживаний  проблем взаимоотношений со сверстниками. (Регуш Л.А., 1998, c, 17 – 18). Наличие проблем  и знание по своему опыту младшими подростками релаксационного эффекта  курения, является одной из причин продолжения  курения.

Для потребления табака и  алкоголя подростками оказались  значимыми следующие формы плохого  психологического обращения родителей: кричат, заставляют чувствовать подростка  плохим человеком. Смущают его в  присутствии других людей. Менее  значимыми оказались обвинения, оскорбления, критика. Действуют они  на потребление психоактивных веществ  не прямо, а косвенно через плохое самочувствие подростка (Курек Н. С., 2001, с. 176)

Инициации курения и его  поддержке способствует и реклама, гигантская индустрия которой формирует  все новых и новых потребителей.

Психология рекламы сигарет  опирается на психологию подросткового  возраста, обещая как раз то, что  подростку не хватает. Реклама отождествляет  курение с мужественностью, независимостью, естественностью, красотой, молодостью, сексуальностью, общительностью, благополучием  и счастливой жизнью (то есть с поведением успешных молодых людей). Основной упор делается на эмоции, на желание человека получить доброжелательный прием в обществе, на стремление располагать к себе и быть сексуально привлекательным. Страстные женские голоса, светское окружение, красивые пейзажи девственной природы в рекламных роликах – все это обещает пылкому юному воображению сказочную награду. (Райс Ф., 2000)

Гендерные различия мотивации

Оказалось, что среди общих  мотивов начала курения существуют гендерные, характерные для определенного  пола мотивы. Подростки разного пола начинают курить исходя из неодинаковых побуждений. Доминирующим мотивом курения  девочек является снижение веса, успокоение нервов, презентация своего нового имиджа. Мальчики хотят казаться взрослее, увереннее, независимее. (С.В. Горанская, 1999)

Исследования. В 1992 оду в г. Москве были проведены выборочные исследования среди школьников. Анализ полученных данных показал значительное распространение курения, как среди мальчиков, так и среди девочек. Число регулярно курящих девочек возросло с 4 % до 12, 5%. (Горанская С.В., 1999)

Исследования. Влияние сверстниц на девочек бывает столь сильным, что, начав курить, девочки бросают курить реже, чем мальчики. Часто подростки начинают курить, желая компенсировать этим отставание от своих сверстников в учебе, невовлеченность во внеклассную работу или удовлетворяя другие эгоистические интересы. Девочки делают это, чтобы выразить свой протест и продемонстрировать независимость. (Райс Ф., 2000)

Самооценка  подростка и табакокурение

Подросткам, как правило, импонирует роль взрослого человека, они хотят равноправия и уважительного  отношения. Их не устраивает, когда  к ним относятся как к детям. Всеми силами подросток стремится  освободиться от опеки и зависимости, считая себя достаточно взрослым, чтобы принимать решения и действовать по своему усмотрению. Подростки повышают свою самооценку в глазах сверстников и, демонстрируя взрослое с их точки зрения поведение.

Чувство своей недостаточной  мускулинности может побудить подростка  начать курить или пить, что повышает его самоуважение как “крепкого  парня”. (Кон И.С., 1989, с.254). Такое самоуважение является потребностью подростка, вызванной  необходимостью установления первых гетеросоциальных эмоциональных контактов. В 13 – 14 лет  девочки и мальчики начинают проявлять  интерес друг к другу. Для подростка  дразнить девочку (способ привлечения  внимания на предыдущем этапе развития) теперь является неприемлемым, поскольку  теперь начинает цениться “крутость” - уверенность в себе. уравновешенность и хладнокровие, умение поддержать разговор. (Райс Ф., 2000).

Мальчики всех возрастов  склонны считать себя более сильными, энергичными и деловыми, чем девочки. При этом они нередко переоценивают  свои способности и свое положение  среди сверстников, не любят признавать свои слабости и недостаточно прислушиваются к информации, противоречащей их самооценке. Такой защитный механизм кажется  иррациональным. Но он в какой-то мере способствует формированию внутренней установки на самостоятельность. В  отличие от девочек, мальчики притворяются, что безразличны к реакции  окружающих. При этом они значительно  больше хвастаются, рисуются ради внешнего эффекта. (Кон И.С., 1982,с. 71). Ради внешнего эффекта работает и сигарета в  руках.

Последствия

Когда в шестнадцатом веке в Европу был завезен табак, данных о его вредном воздействии  на организм человека не было. Сегодня  известно более чем 60 тысяч современных  исследований в области табакокурения, доказывающих связь между курением и раком легких, заболеваниями  сердечно-сосудистой системы, отклонениями в развитии плода. Подавляющее большинство  случаев заболевания раком ротовой  полости, губ, глотки, гортани, поджелудочной  железы и многих других органов связаны  с табакокурением. Табак вызывает больше заболеваний и смертных случаев, чем алкоголизм и наркотики вместе взятые.

Никотин воздействует на нервные  клетки сердца, дыхательные пути, мускулатуру. Кровеносные сосуды сужаются, что  приводит к учащению пульса, повышению  давления. Окись углерода или угарный  газ, содержащийся в табачном дыме, препятствует насыщению крови кислородом. Когда электроциты начинают вместо кислорода переносить ядовитый угарный  газ, способность организма выполнять  свои функции снижается. В альвеолах (мельчайших легочных пузырьках), где  осуществляется газообмен, происходят со временем необратимые изменения. Стенки альвеол становятся жесткими и теряют свою эластичность, что  затрудняет дыхание и работу сердца. Бронхи расширяются, в них скапливается слизь, они становятся более подвержены воспалительным процессам, по утрам  курильщика мучает кашель. Форма грудной  клетки изменяется. Велик риск возникновения  спазмов сосудов, тромбоза и нарушения  кровообращения, в особо тяжелых  случаях дело доходит до ампутации  конечностей, увеличивает риск заболевания  диабетом. (Информационный пакет “Drugbox”)

Исследования. Шведские ученые обнаружили, что изменение обмена веществ в результате курения, способствует выработке резистентности организма к инсулину, что увеличивает риск заболевания диабетом. (Информационный пакет “Drugbox”)

В соответствии с общими механизмами  развивается привыкание и формирование никотиновой зависимости. Самый  знаменитый курильщик мира Вейн Мак-Ларен, рекламировавший сигареты “Мальборо”, умер от рака легких. Такая же участь постигла и Харри Хоканссона (реклама  сигарет “Принц”), способствовавшего  приобщению к курению тысяч шведских подростков. (Информационный пакет  “Drugbox”)

Зажженная сигарета – своего рода химический завод. Ученые обнаружили, что табачный дым содержит 4700 веществ, из них 43 являются канцерогенными. Многие из этих веществ категорически запрещены  даже при борьбе вредителями, однако допускаются в табачных изделиях, которые формально относятся  к пищевым продуктам. (Информационный пакет “Drugbox”)

Злоупотребление ингалянтами

Возраст первой пробы опьяняющих веществ подростками имеет нижнюю границу 11 лет. Более половины подростков пробуют такие вещества в возрасте 14 – 16 лет. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р., , 2001)

Поведение рассматривается  как токсикоманическое (ставится диагноз  – токсикомания), если имеет место  злоупотребление психоактивными веществами, не отнесенными в данный момент к  наркотическим, при регулярном употреблении, сформированном патологическом влечении, при росте толерантности, в некоторых  случаях при наличии физической зависимости. (Врублевский А.Г., 2000, с. 223.)

Ингалянтами называют обширную группу органических летучих жидкостей  и газов. Они могут использоваться для преднамеренного вдыхания с  целью получения состояния эйфории. Сравнительно низкая стоимость и  беспроблемность покупки ингалянтов делают их весьма распространенными  среди подросткового населения  и малообеспеченных слоев общества. Ингалянты делятся на три группы: обычные летучие органические соединения – летучие растворители (клеи, аэрозоли и растворители), летучие нитриты, и газы для анестезии (закись азота). Наибольшее распространение среди  злоупотребляющих ингалянтами лиц  получили товары бытового назначения, содержащие ингалируемые компоненты летучих  растворителей, такие как клеи, аэрозоли, бензин. Употребление ингалянтов и  злоупотребление ими получило широкое  распространение среди подростков 11- 15 лет. (Крупицкий Е.М., Масалов  Д.Ю., 2001)

Нюханье клеев в течение  некоторого времени было распространено только в США, а затем распространилось и по другую сторону Атлантики. Среди  подростков наблюдается злоупотребление  летучими веществами, не относящимися к наркотическим препаратам, но способными вызвать зависимость. В дальнейшем такие лица часто становятся наркоманами, т.е. переходят на злоупотребление  наркотическими препаратами. Ингаляционные  анестетики типа эфира, хлороформа, закиси азота, а также летучие органические растворители (ацетон, бензол, перхлорэтилен  и др.) оказывают угнетающее действие на центральную нервную систему. Эффекты употребления схожи с  эффектами, возникающими при употреблении алкоголя. Симптомы интоксикации могут  варьироваться в зависимости  от применяемого вещества. В начале интоксикации может возникать состояние  неадекватной веселости, затем, как  правило, дезориентация. Поведение  напоминает то, которое бывает в  состоянии алкогольного опьянения. Ряд веществ может вызывать галлюцинации, бред, потерю самоконтроля. (Врублевский  А.Г., 2000, с. 248.)

Последствия.

Злоупотребление летучими веществами может привести к задержке психического и физического развития, эмоциональной  неустойчивости, значительному интеллектуальному  и волевому снижению, грубым поведенческим  расстройствам. Вплоть до развития выраженного  органического поражения центральной  нервной системы (токсическая энцефалопатия) Кроме того, может развиться токсический  гепатит, миокардиодистрофия, стойкая  мышечная слабость. (Врублевский А.Г., 2000, с. 248.) Одновременно происходят изменения  в характере и духовной мире личности подростка, который находится в  поиске своего собственно “Я”. Подросток  пытается ответить на вопрос, кем он является, чего хочет, и как этого  может достичь. Он пытается избавиться от детской зависимости от родителей  и перейти к автономным отношениям с ними и другими людьми. Большинству  подростков переходный период дается нелегко, вызывая чувства неуверенности, раздражения, тревоги, апатии, ощущения душевной нестабильности, дисбаланса личности. Состояние опьянения заглушает  ощущение неуверенности, чувства вины, раздражения, тоски. Появляется обманчивое чувство, что решение проблемы найдено. Грезы наяву вытесняют активность, упрямство, агрессию, свойственные подростковому  возрасту. Человек становится инфантильным, беспомощным, полностью зависящим  от других.

При вдыхании токсичных веществ  создается состояние опьянения, в котором выделяют три стадии. На первой стадии эффект соответствует состоянию алкогольного опьянения: ухудшается координация движений, замедляется реакция, ослабевают рефлексы, подросток может чувствовать нечто, похожее на эйфорию, но может стать и агрессивным. Затрудняется руководство своими действиями, когда опьянение проходит, наступает вялость и головная боль. На второй стадии, если вдыхание токсического вещества продолжается, наступает притупление болевых ощущений. Именно поэтому эфир и подобные ему препараты использовались в хирургии как средства для наркоза. Терпеливость к боли иногда используется как доказательство того. что подросток “свой” в токсиманической компании: при помощи горящей сигареты подростки делают себе ожоги как тайные знаки посвящения в круг избранных, свидетельство принадлежности к группе. Возможны испытания и другого рода – царапины и ножевые порезы на теле, которые подростки делают сами себе. Когда опьянение проходит – боль проявляется. На третьей стадии, при тяжелом опьянении, развивается состояние, практически по всем признакам сходное с потерей сознания или комой. Токсикоманы, стремящиеся достичь именно такого опьянения, выбирают изолированные места – подвалы или темные парки. (Информационный пакет “Drugbox”)

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения