Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

Понятие о зависимом поведении и стадиях  его формирования

Зависимое поведение можно  определить как внешние действия человека, связанные с непреодолимым  на данный момент влечением к какому – либо объекту, т.е. оно обусловлено  психологической зависимостью от него. Объект зависимости, с одной стороны, является средством удовлетворения потребности, лежащей в основе влечения, а, с другой стороны - ведущим мотивом  деятельности. Источником формирования зависимого поведения является влечение к какому-либо объекту, обладающему  особой привлекательностью для человека. По мере развития отношений с объектом, влечение возрастает и становится непреодолимым, что выражается в потере контроля над поведением. Корни зависимого поведения лежат в отношении  человека к себе, другим и окружающему  миру, т.е. в философии человека, которая  влияет на выбор человека в определении  способов удовлетворения базовых потребностей. Динамика формирования зависимого поведения  определяется результатом разрешения конфликтов между стремлением человека к удовольствию и необходимостью учитывать свои перспективные интересы, интересы других людей или общества.

Функции зависимого поведения

Зависимое поведение полифункционально, по мере развития зависимого поведения  доминирующая функция меняется.

  • Познавательная функция (удовлетворение любопытства, изменение восприятия, расширение сознания).
  • Гедоническая функция (получение удовольствия)
  • Психотерапевтическая функция (релаксация при наличии стрессовых ситуаций или эмоционального напряжения; повышение уровня комфортности; снятие барьеров в поведение, которое пугает).
  • Компенсаторная функция (замещение проблемного функционирования в сферах сексуальной жизни, общения, развлечений и др.).
  • Стимулирующая функция (повышение продуктивности деятельности).
  • Адаптационная функция (приспособление к группе сверстников, употребляющих наркотики)
  • Анестетическая функция (избегание боли)

Разные психоактивные  вещества оказывают различное влияние  на человека, кроме того, каждый человек  воспринимает их индивидуально, но какие-то специфические функции психоактивных  веществ определяют их выбор конкретным человеком. Все уровни взаимосвязаны. Например, в процессе развития зависимого поведения в случае употребления наркотиков человек все более  фокусируются на наркотике, все остальное  оказывается на периферии. (Шабалина В.В., 2001)

Механизм  возникновения зависимости

Механизм возникновения  зависимости от психоактивных веществ  соответствует универсальному механизму  формирования любой зависимости  от вещества и представляет собой  цепочку поступков, ведущих к  зависимому поведению: контакт –  нерегулярное употребление – регулярное употребление - злоупотребление –  зависимое поведение. Однако, этот процесс  другие исследователи не считают  линейным (W. Glasser, 1976; R. Wubbolding, 1988). В динамике здоровья человека выделяются как регрессивные, так и позитивные стадии. Регрессивные стадии ментального здоровья – стадии проявления в жизни человека неэффективных  способов удовлетворения потребностей. Их называют неуспешными (с точки  зрения результата поведения) или безответственными (с точки зрения нравственной оценки), но не рассматривают как патологические.

Стадия 1. “Я прекращаю”. Человек пытается избавиться от неэффективных способов удовлетворения своих потребностей, но не в состоянии этого сделать. Он видит альтернативу лишь в прекращении своих попыток.

Стадия 2. Негативные симптомы. Негативные симптомы проявляются на уровне действий: совершение действий, вредящих себе и другим. На уровне мышления: когнитивные расстройства, как попытки удовлетворить свои потребности в контроле над другими людьми. На уровне чувств: негативные эмоции широкого спектра. От подавленности до серьезной депрессии, от хронической раздражительности до вошедшей в привычку ярости или приступов гнева, от беспокойства до фобий. На уровне физиологии: физическое нездоровье, проявления которого могут быть устранены не только медикаментозными средствами, но и через психотерапию, помочь выбрать позитивные симптомы.

Стадия 3.Негативная аддикция. Негативные аддикции к наркотикам, алкоголю, азартным играм, работе составляют содержание следующей регрессивной стадии неэффективного поведения как попытки удовлетворить свои потребности.

Позитивные стадии ментального  здоровья соответствуют стадиям  жизни с позитивными способами  удовлетворения потребностей. Они предназначены  быть противовесом негативным стадиям.

Стадия 1. “Я сделаю это”; “Я хочу улучшить положение”; “ Я готов/а  к изменениям”. Как только такие  утверждения делаются клиентом, это  говорит о том, что он вошел  в первую из позитивных стадий –  стадию эффективного выбора.

Стадия 2. Позитивные симптомы. Позитивные симптомы проявляются на уровне действий: удовлетворение потребностей на основе упорных и альтруистических действий. На уровне мышления - понимание того, что человек может, а что не может контролировать, принятие того, что изменить нельзя, понимание ответственности за свое поведение. На уровне чувств: терпение, терпимость, социальность, примеримость, вера и надежда. На уровне физиологии: забота о состоянии своего тела, употребление полезной пищи, целесообразные упражнения.

Стадия 3. Позитивные аддикции.

Позитивными стадиями считаются  аддикции, позитивно влияющие на здоровье. Например: бег, работа, медитация, полезная деятельность. (W. Glasser, 1976; R. Wubbolding, 1988).

Позитивные аддикции способствуют личностному росту, повышают чувство  самоценности и вырабатываются в  результате некомпульсивного выбора поведения, которое постепенно становится предпочитаемым. Жизненный путь человека – это  серия выборов, ведущих к стадиям  регрессии или стадиям эффективного удовлетворения потребностей, что наблюдается  и в процессе выздоровления человека.

Модели  зависимого поведения

В одном исследовании американских авторов предлагается модель зависимого поведения, связанного с употреблением  любого вещества, как шесть последовательных стадий: неупотребление - умеренное, непроблематичное употребление - сверхмерное, непроблематичное употребление - сверхмерное употребление, приводящее к незначительным проблемам - сверхмерное употребление, приводящее к серьезным проблемам - зависимое  употребление, приводящее к проблемам  жизнедеятельности. Употребление начинает считаться тогда проблемным, когда  возникают социальные проблемы, либо проблемы со здоровьем. В рассмотренной  выше модели не акцентируется природа  зависимостей, обуславливающих неуправляемое  употребление вещества, поскольку она  сама определяется употребляемым веществом. Главное для психолога, считают  авторы, помочь человеку восстановить контроль над употреблением вещества, либо отказаться от него. (J.A. Lewis, R.Q. Dana, G.A. Blevin, 1994, p. 4.)

В отечественном исследовании (Шабалина В.В., 2001) на эту модель (с  учетом закономерностей формирования аддикций) спроецировано употребление наркотиков школьниками. Уже в стадии умеренного употребления у школьников возникают проблемы социального  характера, если только родители не снабжают его таким количеством денег, что не придется их где-то красть. Причем употребляющие наркотик дети и подростки  могут достаточно долго находится  в какой-либо стадии, сопротивляясь  переходу в следующую. Или они  могут достаточно быстро при употреблении веществ с высокой наркогенностью продвинуться от левого конца континуума к правому. Большинство из них  достаточно долго снуют то туда, то обратно. А кто-то старается возвращаться в стадию умеренного употребления. Для определения факта наличия  зависимого поведения необходимы критерии. Поскольку неуправляемость поведения  обусловлена непреодолимостью влечения к объекту (психологической зависимостью от него), то факт наличия неуправляемости поведения свидетельствует, что зависимое поведение сформировалось. Физическая зависимость при этом может отсутствовать, либо она была, но была разрушена медицинскими способами. При этом в первом случае имеет место зависимое поведением, внутри которого нет опыта физической зависимости, а во втором этот опыт присутствует, что означает, что отрицательные последствия употребления наркотиков школьники познали не понаслышке, а пропустили через свой собственный опыт. Это можно объяснить тем, что физическая зависимость изменяет многие уровни жизнедеятельности организма человека, способствует формированию нового гомеостатического баланса, который, в свою очередь, сопротивляется другим изменениям. После снятия абстинентного синдрома, равновесие восстанавливается в течение длительного периода, что требует длительной интенсивной психотерапии, реабилитации, в ходе которых человек не только приобретает мужество жить без наркотиков, но и его способность получать удовольствие, ранее разрушенная наркотиками, восстанавливается. В соответствии с этой концепцией разработана его нелинейная модель (Шабалина В.В.. 2001).

Глава II 
Аддиктивное поведение в подростковом возрасте

Табакокурение

Слово табак (исп. tobaco) заимствовано испанцами из языка индейцев. Табак  – травянистое растение рода Nicotiana, из семейства пасленовых. Никотин, вызывающий зависимость, содержится в листьях  растений в концентрации от 1% до 9 %. При курении никотин быстро всасывается  в слизистую оболочку рта, проникает  в легкие. В течение нескольких секунд никотин достигает соответствующих рецепторов в мозгу, высвобождается стимулирующее вещество порадреналин. (Информационный пакет “Drugbox”)

Факторы, предрасполагающие к инициации  табакокурения

Армия курильщиков пополняется  в основном за счет подростков. В  России доля курящих подростков стремительно растет, ведется агрессивный маркетинг, наиболее распространенными способами  которого, является бесплатная рекламная  раздача сигарет у станций  метро или на улицах, а также  бесплатный вход на дискотеки для  подростков и молодежи, курящих определенные марки сигарет.

Другие исследователи  акцентируют механизм подражания своим  курящим родителям и другим взрослым. Возрастает вероятность курения  подростками, если курят их отцы и  старшие братья. Пример взрослых постоянно  у них перед глазами. Подражание взрослым и одобрение сверстников  способствуют приобщению подростков к  курению. Кроме того, некоторые подростки  начинают курить из-за давления сверстников, не смотря на то, что их семьи являются противниками табакокурения. В среде  сверстников срабатывает механизм взаимного подражания. Дети из семей, принадлежащих к низшим общественным классам, начинают курить раньше, чем  дети из семей среднего класса, главным  образом для того, чтобы приобрести больший вес в глазах сверстников. (Райс Ф., 2000)

При первой пробе подростку  дым сигареты кажется удушливым. Желание казаться взрослым, опытным, быть своим, не хуже других в компании, заставляет подростка выносить неприятные ощущения. (Информационный пакет “Drugbox”)

Факторы, способствующие приобщению подростков к курению, являются многочисленными  и многообразными. Врачи Королевского колледжа Великобритании выделяют следующие  факторы.

Психологические факторы: любопытство, потребность в экспериментировании, вызов, потребность казаться сильным, “досрочно” взрослым.

Социальные  факторы: окружение, пример родителей, старших братьев и сестер, давление сверстников, пример значимых лиц (преподавателей, актеров и пр.)

Физиологические факторы: эффект никотина оксида углерода, длительность фазы экспериментирования. (Горанская С.В., 1999)

В случае употребления табака (а также алкоголя или наркотиков) первый опыт детей и подростков часто  оказывается неприятным. Первые опыты  курения сопровождаются головокружением, головной болью. Продолжая опыт курения, желая доказать себе, что может  преодолеть слабость, подросток подходит к моменту, когда начинает испытывать удовольствие от функционального содержания процесса курения. Это ведет к  регулярному употреблению, уже не ради того, чтобы делать это вместе со сверстниками, а ради эффекта. (Колесов  Д.В., 1991, С.299)

Тяга к курению становится естественным состоянием для курильщика, своего рода влюбленностью, против которой  воля и разум становятся бессильными. Никотин распадается в организме  человека за два часа. Прекращение  постоянного поступления никотина в организм приводит к негативным эмоциям, поэтому большинство курильщиков  теряют над собой контроль и продолжают курить, даже желая избавиться от никотиновой  зависимости. (Информационный пакет  “Drugbox”)

В число причин, по которым  подростки продолжают курить, Ф. Райс включает следующие причины: снятие психологического напряжения (являющегося  для заядлых курильщиков периодически возникающим состоянием); возникновение  рефлекса, от которого трудно избавиться поскольку рука все время тянется  за сигаретой; ассоциации с приятной обстановкой и удовольствием; неосознанное воспоминание о не требующем больших  усилий удовольствии от сосания соски  в детстве. (Райс Ф., 2000)

Всемирная Организация Здравоохранения  выделяет 4 этапа в становлении  курильщика: подготовку, экспериментирование, приобретение привычки и ее поддержку.

Исследования. Многочисленные исследования подтверждают гипотезу о наличии у курильщиков не только психологической, но и физической зависимости. Этот вывод основан на нескольких фактах. Оказывается, потребность в курении может быть удовлетворена при помощи инъекции никотина. Другим фактом является наличие типичного режима курения, периодически поддерживающего уровень никотина в мозге. Никотиновый голод вызывает у курильщика нервозность, беспокойство, головокружение, усталость, потоотделение, судороги, дрожание конечностей, усиленное сердцебиение и другие симптомы воздержания от никотина. Наконец, доза потребления никотина постепенно возрастает, а в ее отсутствии поведение становится безрассудным. Многие из тех. кто бросил курить – вновь возвращаются к вредной привычке. (Райс Ф., 2000, с.602 - 603)

В качестве мотивов продолжения  курить выделяют переживание релаксации и удовольствия, гармонизацию душевного  покоя, улучшение ситуации общения, замещение какой-либо деятельности, стимулирование умственной деятельности (Васильев В.Л., 1990). Удерживают и закрепляют привычку низкая общая и гигиеническая  культура, развивающаяся зависимость, окружение курильщиков, нейротизм. В другом исследовании выделяются фазы карьеры курильщика: фаза пробного курения (8 – 12лет); фаза нерегулярного  курения (13 – 16 лет); фаза регулярного  незначительного курения (у 45 % в 21 – 24 года); фаза регулярного интенсивного курения (у 13 % в 15 – 18 лет, у 46 % в 21 – 24 года). (Stumple, 1989) Переход от одного этапа  к другому зависит от многих причин, в том числе, и от индивидуальных особенностей курящего. Влияние друзей, образа жизни, семьи, отношения общества к проблеме, средств массовой информации, распространения рекламы табачных изделий в каждом конкретном случае и на разных этапах развития зависимого поведения играет разную роль. На первом этапе для подростка имеет  значение курение родителей; на втором – курение друзей, наличие сигарет  у курящих родителей; на третьем  – мнение, что курение успокаивает, снижает вес, а также доступность  и цена; на четвертом добавляется  фактор привыкания. (Горанская С.В., 1999, с. 137).

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения