Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 09:25, курсовая работа

Описание

Основой оценки девиантного поведения является анализ его взаимодействия с реальностью, поскольку главенствующим принципом нормы является адаптивность – приспособление по отношению к реальному окружению индивида. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те, кто относится к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Работа состоит из  1 файл

Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения.docx

— 129.65 Кб (Скачать документ)

В развитии зависимости от алкоголя имеют значение особенности  употребления алкоголя, стили употребления, способствующие более быстрому формированию зависимости. Например, уже при инициации  употребление больших доз алкоголя, превышающих его переносимость  организмом. Признаками физической зависимости  являются: потеря контроля; неудержимое  влечение, подчеркивающее влияние драйва, не имеющего психологического содержания; симптомы отнятия; невозможность воздержаться от приема алкоголя. Признаки могут  сочетаться друг с другом, выступать  самостоятельно. Некоторые признаки не могут существовать один от другого, например, потеря контроля и неудержимое  влечение. (Короленко Ц.П., Дмитриева  Н.В., 2000)

Исследования. В исследовании Гилинского Я., Гурвича И., Русаковой М., Симпуры М. и Хлопушина Р., проведенном на популяции Петербургских подростков, достоверно доказано, что для русских подростков характерно сравнительно раннее приобщение к алкоголю и наиболее редкое употребление крепких спиртных напитков. Этническая самоидентификация отражает интеграцию подростка с определенной культурной общностью и вытекающие отсюда паттернизацию употребления алкоголя на основе культурных норм. Исследованием установлено, что этническая принадлежность влияет на характеристики употребления алкоголя, но не воздействует на формирование раннего алкоголизма у подростков. Это свидетельствует о преимущественном влиянии именно культуральных норм, по сравнению с генетической предиспозицией, на подростковую алкоголизацию в популяции. (Гилинский Я., Гурвича И., Русакова М., Симпура М., Хлопушин Р., 2001, с.75)

Во многих культурах употребление алкоголя носит символический характер. При злоупотреблении развивается  особое отношение к алкоголю, проявляющееся  в наличии сверхценной идеи в  отношении его действия. Человек  начинает относиться к алкоголю как  средству контроля над своим эмоциональным  состоянием. Психологическая зависимость  от алкоголя строится на фиксации ощущения, что алкоголь вызывает определенный желаемый эффект. Эффекты употребления алкоголя многосторонни, а их выделение  носит упрощенный и условный характер. Каждый эффект является универсальным. К дифференцированным эффектам алкоголя относят: повышение настроения, расслабление, кайф-эффект, стимуляцию воображения, уход в сферу мечтаний, отрыв от реальности, отрешенность. Люди отличаются друг от друга изначально разным стремлением  к достижению определенного эффекта  употребления алкоголя. (Короленко  Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 339 –340)

Для российских подростков характерно незнание эффектов действия многих психоактивных  веществ. Для них характерны общие  недифференцированные ожидания удовольствия – “кайфа”, которые помогут почувствовать  себя взрослыми, лидерами среди сверстников. (Курек Н.С., 2001, с. 119)

Факторы, предрасполагающие к инициации  употребления алкоголя

Социальные факторы. Наиболее существенную роль в инициации употребления алкоголя подростками играет уровень образования, отношение к алкоголю в данном сообществе, семья и ближайшее социальное окружение. Достаточно длительное время злоупотребление алкоголем рассматривалось как следствие трудного детства. Однако ряд исследований, проведенных в разных странах, опровергают это мнение.

Исследования в  Швеции. Самый низкий уровень употребления алкоголя наблюдался в 30-е годы, в период тяжелой безработицы, а самый высокий уровень в 60-е годы – 70-е годы, во время экономического подъема.

Исследования в  США. Те мальчики, которые в раннем детстве росли в обстановке трезвости, в семьях, где алкоголь употреблялся только по большим праздникам, реже становились алкоголиками, став взрослыми. Не удалось обнаружить значимых связей между трудным детством и алкоголизмом во взрослые годы.

Биологический фактор. Доступность является одним из факторов приобщения подростков к алкоголю. Существует и генетическая предрасположенность к алкоголю. Это доказывают исследования, проведенные на близнецах, выросших в разных семьях. Существует категория людей, которые могут употреблять гораздо больше крепких напитков, чем другие. Именно они рискуют попасть в зависимость от алкоголя. В группу риска попадают и активные, импульсивные, общительные подростки, испытывающие потребность в острых ощущениях, разнообразии, новых впечатлениях, если они воспитываются в обстановке асоциальности и злоупотребления алкоголем. Если же воспитание проходит в обстановке нетерпимости к алкоголю, фантазии подростков и жажда приключений реализуются приемлемыми обществом способами. (Информационный пакет “Drugbox”)

Этнический фактор. Исследование в Санкт-Петербурге. Для подростков, идентифицирующих себя с представляющей большинство в городе этнической группой, алкоголизация является в основном реакцией преодоления психоэмоционального стресса, причем заучиваемой в достаточно раннем возрасте. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура М., Хлопушин Р., 2001, с.75)

Фактор кризиса  идентичности. Употребление алкоголя и наркотиков может временно ослаблять эмоциональные стрессы, сопровождающие кризис идентичности” (Л. Хьел и Д. Зинглер, 1998, с.245)

Мнение ученого. Диффузия идентичности характерна лишь для небольшого числа подростков от 12 до 18 лет. (Курек Н.С., 2001)

Особенности мотивации

В развитии алкогольного аддиктивного поведения, как подростков, так и  взрослых важную роль играет мотивация. Выделяют следующие виды мотивации:

Атарактическая  мотивация - стремление к приему алкоголя с целью смягчить или устранить явления эмоционального дискомфорта, тревожности, сниженного настроения.

Субмиссивная мотивация – нежелание обидеть людей, предлагающих алкоголь, что отражает выраженную тенденцию к подчинению и зависимости от мнения окружающих.

Гедонистическая мотивация – стремление повысить настроение, получить кайф-эффект, получить удовольствие в широком смысле этого слова.

Мотивация с гиперактивацией  поведения. Алкоголь употребляется для возбуждения. Притягательным свойством алкоголя является возникновение субъективного состояния повышенного тонуса, сочетающегося с повышенной самооценкой.

Псевдокультурная  мотивация – стремление произвести впечатление на окружающих редкими и дорогими алкогольными напитками, продемонстрировать “изысканный вкус”. Большое значение придается атрибутным свойствам алкоголя. (Ц.П.Короленко, Т.А.Донских, 1990)

В другом исследовании (Б.С.Братусь, П.И.Сидоров) оспаривается традиционная точка зрения об эйфории как притягательной силе алкогольного опьянения. В качестве психологической причины тяги к  алкоголю, выделяется иллюзорная возможность  удовлетворения желаний и разрешения конфликтов, даваемая состоянием опьянения.

Любое опьяняющее вещество отражает проекцию психологического ожидания, актуальных потребностей и мотивов  на психофизиологический фон опьянения. Создается внутренняя картина, объясняемая  результатом действия напитка, что  делает его психологически привлекательным.

Такой же точки зрения придерживаются и авторы других исследований. Они  считают, что люди, верящие, что алкоголь вызывает агрессию или увеличивает  сексуальное возбуждение, будут  испытывать эти эффекты скорее благодаря  тому, что они ожидают от этого, чем благодаря специфическому фармакологическому воздействию алкоголя. (Соломзес Дж. А., Чебурсон В., Соколовский Г.,1998, с. 57). Кроме того, существуют психологические  и социальны условия, толкающие  человека на этот путь. Так, действие алкоголя зависит от наличия или отсутствия компании. Например, при употреблении алкоголя в одиночестве люди сообщают о затуманенности мышления, сонливости, заторможенности. При употреблении такого же количества спиртного вместе с другими людьми были сообщения  о дружелюбии и других положительных  эмоциях. (Курек Н.С.. 2001)

Подростки, как правило, никогда  не употребляют алкоголь в одиночку. Выпивка сопровождает общение. В  исследовании Короленко Ц.П. и Дмитриевой Н.В. выделяется комплексная аддикция, состоящая из алкогольной и неалкогольной  части. Алкогольная часть аддикции во многом находится в подсознании, из сознания она вытеснена и чаще всего не учитывается. Эта форма  аддикции считается замаскированной. Неалкогольная аддикция заключается  в особом стремлении проводить время  в компаниях. В рамках общих интересов  формируется сообщество, которое  собирается в фиксированных местах для совместного проведения времени. Такой способ времяпрепровождения  становится доминирующим и оценивается, может быть, как самое важное в  жизни. Алкогольная часть открыто  не демонстрируется, а как бы подразумевается. Психологическая обстановка в таких  компаниях во многом связана с  действием алкоголя, облегчающего общение  за счет растормаживающего эффекта, снятия запретов и ухода от контроля superego. (Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В., 2000, с. 345 –346)

Когнитивные особенности

Ученые провели многочисленные наблюдения за изменением психических  процессов у подростков под влиянием алкоголя. Оказывается, даже после однократного приема незначительного количества алкоголя у подростков заметно расстраивается умственная деятельность, страдает логическое мышление, уменьшается способность к вычислениям. Им чрезвычайно трудно выучить наизусть даже несложное стихотворение, пересказать содержание прочитанного текста. Нарушая работу мозга, алкоголь делает подростка неуправляемым, а его поведение - непредсказуемым. Самым уязвимым местом в организме подростков считается нервная система, именно по ней алкоголь наносит сокрушительный удар и она перестает полноценно выполнять свою контролирующую и руководящую роль, что нередко приводит к правонарушениям. (Буркин М.М., Горанская С.В., 1999)

Особенности аффективной сферы при злоупотреблении  алкоголем

Подросток в состоянии  опьянения не в силах противиться  соблазнам, что приводит его к  правонарушениям. Подростки, регулярно  употребляющие алкоголь, часто находятся  в состоянии крайнего возбуждения. Они раздражительны, страдают головными  болями, беспокойно спят, быстро утомляются. Появляется грубость, бестактность, неуживчивость, неуважение к окружающим, пренебрежение  общепринятыми нормами поведения  и морали. Алкоголь способствует агрессивности.

Гендерные различия

Исследование в  Санкт-Петербурге. Юношам, идентифицирующим себя с русским этносом, в наибольшей мере присуще употребление алкоголя в соответствии со своим эмоциональным состоянием и ситуацией. Такой же паттерн алкоголизации чаще прочих демонстрируют и русские девушки, однако среди них чаще, чем среди девушек других этнических корней, присутствует паттерн тяжелой алкоголизации по выходным и праздничным дням. (Гилинский Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура М., Хлопушин Р., 2001, с.75)

Последствия

Рано пристрастившиеся к  спиртному подростки отстают  в своем физическом развитии, у  них нередки заболевания жизненно важных органов, нервной системы, возможно развитие эпилептической болезни. Подростки. употребляющие спиртные напитки, чаще, чем их сверстники, болеют инфекционными  заболеваниями, тяжелее их переносят. Это связано с изменениями  в крови под воздействием алкоголя, в первую очередь, на лейкоциты. Белые  кровяные тельца лишаются способности  бороться с болезнетворными микробами. Нарушение саморегуляции способствует правонарушениям, беспорядочным половым  связям и , как следствие, заболеваниям, передаваемым половым путем.

Злоупотребление наркотиками

Исследование в Санкт-Петербурге. 64% подростков пробуют опьяняющие вещества в 14 – 16 лет и 4,4% – в 17–19 лет. (Гилинский  Я., Гурвич И., Русакова М., Симпура Ю., Хлопушин Р. , 2001, с. 81)

В ХХ веке в эпоху развития химии, фармакологии многие зарубежные ученые рассматривали создание эффективных  лекарственных препаратов, изменяющих состояние сознания человека, как  способ осчастливить его, избавить от экзистенциальных проблем, порожденных  техногенной цивилизацией. Поскольку  в традициях медиков было исследовать  действие лекарственных препаратов на себе, то первыми жертвами привыкания к ним тоже оказались медики, они  же первыми испытали на себе достаточно жестокие методики разрушения психологической  зависимости. В 1965 году известный психолог Волпе, разработчик поведенческого подхода, вылечил своего клиента  медика при помощи портативного электрошокера. Как только у клиента появлялось непреодолимое желание принять  наркотическое вещество, он сам приводил аппарат в действие. Использованная методика была обратным отражением методики образования зависимости у крысы, которой вживлялись электроды в  мозговые центры, отвечающие за наслаждения. Чтобы испытать его, крыса сама нажимала на педаль, замыкающую электрическую  цепь.

Наркотическое вещество. Определение “наркотического вещества” опирается на три критерия: медицинский, социальный и юридический. В правовом аспекте средство признается наркотическим только при наличии всех указанных критериев. Медицинский критерий: специфическое действие вещества или лекарственной формы на центральную нервную систему (эйфорическое, стимулирующее, седативное, галлюциногенное и др.), являющееся причиной его немедицинского применения. Социальный критерий: немедицинское применение веществ или лекарственных форм приобретает масштабы социальной значимости. Юридический критерий: исходя из предыдущих двух критериев, инстанция, уполномоченная на это, признала данное средство наркотическим и включила его в официальный список наркотических средств. (Врублевский А.Г., 2000, с. 222 – 223.)

Нарастающая толерантность – это привыкание к наркотическим и токсиманическим препаратам, которое проявляется во все менее выраженной реакции на очередное введение в организм их прежнего количества. Поэтому для достижения желаемого психофизиологического эффекта требуется уже более высокая доза препарата. Спустя какое-то время опять наступает момент, когда и эта доза становится недостаточной и возникает потребность в ее увеличении. При этом может повышаться как разовая, так и суточная доза, увеличиваться частота эпизодов приема.

Наркомании, или наркозависимости, имеют комплексную природу, обусловленную  многомерностью самого человека. В  зарубежной и отечественной литературе выделяется около тысячи предикторов  инициации употребления наркотических  веществ, и практически в любой  науке о человеке можно найти  свои подходы к анализу этого  явления. В частности в медицинском подходе фокусом является наркомания как обобщенная группа прогредиентных заболеваний, характеризующихся патологическим влечением к различным природным или синтетическим веществам эйфорического, успокаивающего, болеутоляющего, снотворного, одурманивающего или возбуждающего действия. Клиническими признаками заболевания являются: а) регулярное употребление наркотических средств, б) непреодолимое влечение к ним, в) сформированная физическая зависимость, г) отчетливое изменение толерантности (Врублевский А.Г. , 2000, с. 222)

Информация о работе Аддиктивное поведение как специфический тип девиантного поведения