Взамодействие ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования - проанализировать особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 5
1.1. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 5
1.2. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Опыт сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственном формировании личности ребёнка 16
2.1. Взаимодействие семьи и детского сада в работе «звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района 16
2.2. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей 20
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

И мы рады, когда после  таких встреч родители обращаются к  нам за советом, становятся более  внимательными к детям, больше проводят с ними времени. Эта работа способствует формированию общности интересов детей  и родителей, служит укреплению эмоциональной  и духовной близости детей и родителей.

В детском саду педагоги совместно с родителями организовали музей «Русская изба», где дети знакомятся с национальными костюмами, старинной  мебелью, посудой, орудиями труда. «Бытовая повседневность» чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами. Дети приобщаются к народной культуре.

Наиболее активным родителям  по итогам года на родительских собраниях  вручаются грамоты, благодарственные письма от администрации дошкольного  учреждения

Также пропаганда педагогических знаний о социально-нравственном воспитании ведется через систему наглядной  агитации. Наглядно- информационные формы  условно нами разделены на две  подгруппы. Информационно-ознакомительная: через информационные стенды ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей. Информационно-просветительская направлена на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. В группах оформлены "Уголки для родителей", где помещаются консультативные материалы. В специальных папках имеются подборки методических рекомендаций для родителей.

Специально для родителей  организован семейный клуб «Очаг». Заседания клуба проходят 4 раза в год. Это и одна из форм проведения родительских собраний, и форма проведения дискуссий по вопросам воспитания и  обучения дошкольников, и возможность  обменяться опытом. Как правило, заседания  клуба проходят в оригинальной форме: чаепитие, мастер-класс, школа для  родителей, театрализованное костюмированное  представление, презентация опыта  работы с детьми. На заседания клуба  по просьбе родителей приглашаются разные специалисты: психологи, логопеды, физиомедсестра и др. Часто заседания клуба проводят сами родители.

Широко применяются индивидуальные формы работы с родителями: беседы, консультации, посещения семей, поручения  родителям и т. п. Для коллектива родителей организуются общие консультации, групповые и общие родительские собрания, конференции, выставки, лекции, кружки; оформляются информационные и тематические стенды, фотомонтажи; проводятся вечера вопросов и ответов, встречи за круглым столом и т. д.

Работа с семьей - важная и сложная сторона деятельности воспитателя и других работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение следующих задач:

  • установление единства в воспитании детей;
  • педагогическое просвещение родителей;
  • изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;
  • ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

Этой задаче подчинена  вся работа, проводимая в дошкольном учреждении с семьей. Единство в  воспитании детей обеспечивает выработку  правильного поведения детей, ускоряет процесс усвоения навыков, знаний и  умений, способствует росту авторитета взрослых -- родителей и воспитателей в глазах ребенка. Основой такого единства являются педагогические знания родителей, их осведомленность о работе дошкольных учреждений.

Дети растут. Одно поколение  выпускников сменяется другим, но частичка души каждого из них остается с нами, педагогами и детьми настоящего времени, поэтому нам ещё предстоит  огромная работа по формированию и  укреплению положительного общественного  мнения в защиту национальной культуры и народных традиций в семье, воспитанию будущего поколения.

2.2. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей

В рамках нашего исследования был разработан комплекс мероприятий  с молодыми родителями по оптимизации  нравственного воспитания детей  в семье. При этом использовались следующие формы работы с родителями.

Групповые формы

Тематика групповых родительских собраний (формы проведения - «круглый стол», дискуссия, игры, конкурсы) может  быть следующей:

  • Социально-равственное воспитание в молодой семье. Цель собрания: сформировать представления о том, что одним из важнейших факторов, оказывающих решающее влияние на формирование нравственных качеств личности, является семья.
  • Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка. Цель собрания: дать представления о том, что игра остается одним из важнейших средств воспитания социального поведения: дети учатся сдерживать свой эгоизм, уступать, подчиняться общепринятым правилам; в игре формируется механизм личностного поведения, подчиненного образцу, раскрывающему нравственную сторону человеческих отношений.
  • Уроки общения. Цель собрания: углубить знания молодых родителей по вопросам нравственного воспитания; дать родителям возможность поделиться опытом семейного воспитания и подвести их к анализу собственного педагогического опыта.
  • Воспитание культуры поведения у дошкольников. Цель собрания: необходимость терпеливо и доброжелательно обучать ребенка правилам культурного поведения, объяснять разумность и необходимость их соблюдения; углубить знания родителей, как воспитать своего ребенка уверенным в себе, приятным в общении, быть богатым дружескими связями, любимым близким людям.
  • О нравственном воспитании детей разного пола в группе сверстников. Цель собрания: познакомить родителей со средствами решения нравственного воспитания мальчиков и девочек с учетом формирования у них представлений о мужественности и женственности, о содержании семейных ролей.
  • Природа и нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Цель собрания: формирование представления о богатстве, разнообразии, нравственности и красоте родного края; формирования у детей любви к природе, бережного к ней отношения.

При этом молодые родители, наибольший интерес проявили к теме «Социально-нравственное воспитание ребенка  в семье» (в частности, к проблеме воспитания нравственности в процессе общения детей со старшим поколением - с бабушками и дедушками) и  теме «Игра и ее значение в нравственном воспитании ребенка». Поэтому для  них были разработаны специальные  методические рекомендации.

Тематика групповых консультаций:

  • «Ребенок - зеркало нравственной жизни родителей»;
  • «О детском эгоизме»;
  • «Детские капризы и упрямство: их причины и меры воздействия»;
  • «Воспитание у ребенка осознанного отношения к своему поведению»;
  • «Воспитание самостоятельности и ответственности»;
  • «Как организовать труд детей дома».

Молодые родители с особым энтузиазмом отнеслись к теме «Как организовать труд детей дома». Поэтому мы предложили им специальную  шпаргалку для родителей, которая  называлась «Условия, необходимые для  воспитания нравственности в процессе труда».

Кроме того, для информационной поддержки групповых форм работы активно используется наглядная  агитация. Для этого в работе с  родителями активно используются папки-передвижки, папки-раскладушки. Например, в папке  «Словарь вежливого человека» были изложены рекомендации педагога, высказывания писателей о вежливости, общей  культуре человека. Давались советы о  том, как воспитывать вежливость у детей дошкольного возраста; что читать детям; как поступить  в той или иной проблемной ситуации, когда ребенок ведет себя невежливо  и грубо.

В других случаях обсуждался круг домашнего чтения, который мог  бы способствовать воспитанию у детей  нравственных чувств и представлений. Для этого создается стенгазета «Что читать детям и о чем с  ними беседовать»

В ее содержании могут быть отражены рекомендации по проведению этических бесед с детьми по поводу прочитанного:

- «Морозко». Почему Морозко понравилась дочка старика, почему он пожалел ее? Какая она? Что можно сказать о ней? Почему девочки по разному ведут себя с Морозко? Они обе замерзли, но одна остается ласковой и почтительной, а другая грубит?

- В. Одоевский «Мороз  Иванович». Кто обращался к  девочкам за помощью в царстве  Мороза Ивановича? Как они отнеслись  к этим просьбам? Кого из них  можно назвать по- настоящему  заботливой? Почему?

- С.Аксаков «Аленький  цветочек». Виновата ли младшая  дочь в том, что, стараясь  найти для нее подарок, отец  попал в беду? Почему она согласилась  ехать к лесному зверю? Было  ли ей страшно? Можно ли сказать,  что младшая дочь любит отца  только за подарки? и т.д.

В ПРИЛОЖЕНИИ приведен список рекомендуемой литературы для подобного чтения и обсуждения.

В группах организуются совместные конкурсы детей и родителей, проектная  деятельность, для того чтобы вовлечь  родителей в воспитательно-образовательный  процесс, активизировать участие в  различных мероприятиях.

Совместные конкурсы:

1. Поделки из природного  материала;

2. Сезонные выставки совместных  работ;

3. Выполнение детьми и  родителями повседневной домашней  работы (оформление стенда с фотографиями);

4. Совместные досуги родителей  и детей (оформление стенда  с фотографиями);

5. Выставки совместных  рисунков («Моя семья», «Спортивная  семья», «Я» и другие);

Это может получить подкрепление в виде семейной проектной деятельности на тему «Я и вся моя семья». Данный детско-родительский проект относится  к долгосрочным и включает в себя: «Моя родословная», «Древо моей семьи», «Герб семьи», «Девиз семьи», обычаи и традиции семьи. Основной целью является воспитание любви к своим родным, семье. Задачи, которые приходится решать в процессе этой деятельности, многообразны.

Задачи познавательного  характера: формировать представления  о семье; расширять представления  о семье (у нее есть свои традиции и история); формировать элементарные представления о родословной.

Задачи нравственного  воспитания: воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи; воспитывать  уважение к труду взрослых.

Составление родословной  служит сплочению членов молодой  семьи, что в результате создает  более благоприятную эмоциональную  атмосферу. Изучение традиций и обычаев  семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду. В  дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несет в себе огромный нравственный потенциал для дальнейшего развития ребенка.

Для этого проводятся групповые  и индивидуальные беседы и консультации с рекомендациями по составлению  родословной; создание эскизов оформления родословной, герба семьи. В папке  «Рекомендации для родителей» размещается  дополнительная информация о терминах, которые педагог использует в  работе с детьми. Родители активно, с интересом отнесутся к заданию, обмениваясь информацией, обсуждая свои проекты между собой, делясь опытом.

Индивидуальные формы

В рамках организации индивидуальной работы с молодой семьей, проводятся индивидуальные беседы и консультации, включающие использование шпаргалки  для родителей по социально - нравственному  воспитанию ребенка в семье.

В работу с родителями активно  вовлечь детей. Это возможность  через привлечение родителей  к организации занятий с ними в детском саду и бесед. Примерную  тематику работы в группе в этом направлении см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Подключение родителей к  опыту обобщения опыта нравственного  воспитания ребенка в семье через  ведение дневника родителей и  составление индивидуальной картотеки  нравственных ситуаций на тему: «Дела  домашние, или воспитание и обучение в естественных условиях».

Пример памятки к составлению  индивидуальной картотеки нравственных ситуаций для молодых родителей  см. в ПРИЛОЖЕНИИ.

Благодаря такой комплексной  работе опыт молодых родителей по нравственному воспитанию ребенка  в семье станет более осознанным, появится активное желание помочь ребенку  в формировании нравственного поведения  и привычек, и понимание того, что это можно сделать. Отзывы родителей и воспитателей подтвердили  эффективность проделанной работы и положительную динамику нравственного воспитания детей в молодой семье и детском саду. В частности, с этой целью проводился устный опрос воспитателей детского сада, где предлагалось оценить эффективность реализации методов социально-нравственного воспитания при работе с детьми из однодетных, двухдетных семей.

При этом педагоги отмечают, что изменилась специфика использования  средств нравственного воспитания в молодой семье. В частности, она приобрела следующие позитивные черты:

1. Беседа. Беседуя с детьми, родители побуждают их думать и говорить. Задавая им 2 - 3 вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет взрослым понять, о чем дети думают, что знают из личного опыта. В семье проводятся этические беседы - это плановые, подготовительные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью и т.д. С помощью родителей дети учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

2. Чтение и анализ художественных произведений. Например: В.А.Сухомлинского «Почему Олечка не сорвала цветок?», А.Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто «Помощница» и другие. Эстетический фон воспитывающих ситуаций создают стихи, загадки. Литературный материал такого взаимодействия с родителями стал незаменимым в нравственном воспитании ребенка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Информация о работе Взамодействие ДОУ и семьи