Взаимодействие ДОУ с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:06, контрольная работа

Описание

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 82.83 Кб (Скачать документ)

 

                                             Введение

 

Детство - период, когда закладываются  фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются  в условиях родительской любви, когда  семья создает у ребенка потребность  быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести  ответственность за себя и других.

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так, Я.А.Комен-ский назвал материнской школой ту последовательность и сумму знаний, которые получает ребенок из рук и уст матери. Уроки матери - без перемен в расписании, без выходных и каникул. Чем многообразнее и осмысленнее становится жизнь ребенка, тем шире круг материнских забот. Я.А.Коменскому вторит другой педагог-гуманист И. Г. Песталоцци: семья - подлинный орган воспитания, она учит делом, а живое слово только дополняет и, падая на распаханную жизнью почву, оно производит совершенно иное впечатление. А вот социалист-утопист Роберт Оуэн считал семью одним из зон на пути формирования нового человека. Его идея о необходимости исключительно общественного воспитания ребенка с ранних лет активно воплощалась в нашей стране с одновременным низведением семьи до положения «ячейки» с «отсталыми» традициями и обычаями. В течение многих лет, словом и делом подчеркивалась ведущая роль общественного воспитания в формировании личности ребенка.

Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей  в процессе социально-нравственного  воспитания заключается в том, что  необходимо создать механизм тесного  сотрудничества между дошкольным учреждением  и родителями при организации  социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и  представлений; обогащение опыта социально  одобряемого поведения; развитие нравственного  развития личности.

 

           ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ                

                          1.1  Роль семьи в формировании личности

   Что такое семья – знает каждый. В семье начинается наша жизнь. В семье мы получаем тепло, опору и поддержку, необходимые каждому. Только семья, конечно, если она благополучна, может создать ту неповторимую атмосферу близости, общности и взаимной заботы, без которой невозможно нравственное развитие человека.

   Большое влияние  на формирование личности ребенка  оказывает семья. Именно семья  определяет нравственные нормы,  ценностные ориентации и стандарты  поведения. Опыт взаимоотношений  ребенка с родителями, близкими  взрослыми, детьми в значительной  степени определяет характер  его дальнейшей жизни.

   Известный отечественный психолог А.Н.Леонтьев из всего многообразия окружающего мира, который, так или иначе, влияет на маленького ребенка, выделил круг интимно-близких малышу людей, к воспитательным воздействиям которых он особенно чувствителен. Оказывается, что ребенок в первые годы жизни не восприимчив к замечаниям, уговорам, советам «чужой тети» (попутчицы в транспорте, воспитательницы другой группы). Это позже, в начале подросткового возраста, ему важно мнение друга, приятеля, его задевает реплика прохожего, а в первые 7-8 лет самое авторитетное - «Так мама сказала!»; «Так велел папа».

   Выражение «дети - зеркало семьи» при всей своей кажущейся банальности удивительно точно передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. В каждой семье свои представления о добре и зле, свои приоритеты и нравственные ценности: в одной во главу угла ставят доброту, милосердие, гуманность, в других, напротив, царит культ жестокости. Родители всячески стимулируют и поощряют такие поступки, действия, способы поведения, которые отвечают их представлениям о том, что хорошо и что плохо. Так, молодой папа учит своего 3-летнего сына «давать сдачу» при любых размолвках со сверстниками, не учитывая, что причиной ссор, конфликтов у детей бывает не столько злой умысел, сколько неумение высказать просьбу, неуклюжесть движений, импульсивность поведения. Подражая близким, любимым людям, следуя их «урокам жизненной философии», ребенок овладевает формами поведения, способами общения и взаимодействия с окружающими людьми. Упрямая мама будет, возможно, страдать от упрямства сына, а «воинственный» папа обрекает себя на постоянное выслушивание жалоб учителей типа «дрался на перемене». Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание - это прежде всего самовоспитание родителей: очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают, и «отучить» от таких, которые постоянно демонстрируют.

   Важный фактор становления личности - осознание себя как представителя определенного пола и овладение соответствующим ролевым поведением. Ученые называют это формированием психологического пола и отмечают особую роль семьи в данном процессе. Ребенок видит пример поведения родителей, их взаимоотношений, трудового сотрудничества, строит свое поведение на основе подражания, сообразуясь со своим полом.

   Представляя собой малую группу, своего рода «микрокосмос», семья наиболее соответствует требованиям постепенного приобщения ребенка к социальной жизни и поэтапного расширения его кругозора и опыта. При этом следует учитывать, что семья - не однородная, а дифференцированная социальная группа. В ней представлены различные возрастные (старшие и младшие члены семьи), половые (мужчины и женщины), а подчас и профессиональные «подсистемы» (мама-учительница, папа - шофер, бабушка - медсестра). Это позволяет ребенку наиболее широко проявлять свои возможности, быстрее и полнее реализовывать потребности (А.Г.Харчев, И. В. Гребенников, Ю. П. Азаров).

   Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка, проявляющийся в многообразии форм воздействия, в непрерывности и длительности последнего, в диапазоне ценностей, которые осваивает подрастающий человек. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит овладение им социальными ролями, необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        1. Функции семьи в воспитании ребенка

Существует несколько  определений семьи.

 Во-первых, семья —  это основанная на браке и  (или) кровном родстве малая  социальная группа, члены которой  объединены совместным проживанием  и ведением домашнего хозяйства,  эмоциональной связью и взаимными обязанностями по отношению друг к другу.

Во-вторых - семьей называется социальный институт, характеризующийся устойчивой формой взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные отношения, деторождение и первичная социализация детей, значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания и т. д.

Ученые выделяют различные  функции семьи. Мы остановимся на тех, которые касаются, прежде всёго, воспитания и развития ребенка.

Функции семьи

 

1. Репродуктивная функция

Дети, по высказыванию таких семей, — это возможные ограничения свободы родителей: в образовании, работе, повышении квалификации, реализации своих способностей.

2. Экономическая и хозяйственно-бытовая  функция

Традиционно женщины вели домашнее хозяйство, мужчины занимались ремеслами. В век научно-технической  революции многие стороны жизни  людей, связанные с повседневным обслуживанием, — приготовление пищи, стирка, уборка, пошив одежды и т. д. — частично были переложены на сферу бытовых услуг. Экономическая функция была связана с накоплением богатства для членов семьи.

3.Функция перви-чной социализации

Семья является первой и  главной социальной группой, которая  активно влияет на формирование личности ребенка. В семье переплетаются  естественно-биологические и социальные связи родителей и детей. Эти  связи очень важны, ибо они  определяют особенности развития психики и первичную социализацию детей на самом раннем этапе их развития. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет.


 

4.Воспитательная функция

Родители были и остаются первыми воспитателями ребенка. Возможность воспитательного воздействия на ребенка заложена уже в самой природе отношения родителей к детям, сущность которого заключена в разумной опеке, сознательной заботе старших о младших. Характер отношений родителей воспринимается ребенком и становится образцом для его собственного поведения.

5.Рекреационная и психотерапевтическая  функция

Семья должна быть той нишей, где человек мог бы чувствовать себя абсолютно защищенным, быть абсолютно принятым, несмотря на его статус, внешность, жизненные успехи, финансовое положение и т. д.


 

Таким образом, существование  человека в настоящее время организовано в форме семейного образа жизни. Каждая из функций может быть с большим или меньшим успехом реализована вне семьи, но совокупность их может выполняться только в семье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 1.3 Условия правильного воспитания в семье

 

Родители должны понять мысль  А. С. Макаренко о том, что «воспитание  детей — самая важная область  нашей жизни... Правильное воспитание — это наша счастливая старость, плохое воспитание — это наше будущее  горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». Воспитание своего ребенка  следует рассматривать не как  личное дело, а как исполнение гражданского долга перед обществом. Воспитывая детей, родители формируют личность будущих тружеников, граждан, будущих  отцов и матерей; в успехе заинтересованы не только они сами, но общество в  целом. В исключительных случаях, когда  родители не могут создать необходимых  условий для воспитания детей, им оказывает помощь государство.

Успешным воспитание детей  в семье может быть лишь тогда, когда родители ясно понимают его  цель и задачи, пути и средства их осуществления. Это необходимо для  установления единства воспитательных воздействий в семье и детском  саду. «Надо отдавать себе ясный  отчет относительно своих собственных  родительских желаний», — говорил  А. С. Макаренко. Он подчеркивал, что  родители должны ясно представлять себе, кого они хотят воспитать из своего ребенка, какого человека, какими качествами наделить его. Чтобы правильно воспитывать  ребенка, надо хорошо знать и понимать его, а для этого необходимы педагогические знания. Они помогут родителям  в правильном анализе поведения  ребенка, выборе верных путей для  его воспитания.

    Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

Родители должны иметь  авторитет в глазах ребенка, без  этого воспитание невозможно. На чем  основан родительский авторитет? В  понимании родителями этой проблемы встречаются заблуждения. О них  убедительно говорил А. С. Макаренко  в лекциях, прочитанных для родителей. Основой родительского авторитета является гражданское лицо родителей, их жизнь, работа, поведение, чувство  ответственности за свою семью перед  обществом. Наиболее авторитетны те родители, которые успешно сочетают трудовую и общественную деятельность с семейными обязанностями, проявляют  интерес и внимание к жизни  своих детей, умело и тактично руководят их жизнью и развитием  — все это относится в равной мере и к матери, и к отцу.

В основе отношения родителей  к ребенку лежит естественное и прекрасное чувство любви к  нему. «Любовь — творец всего  доброго, возвышенного, сильного, теплого  и светлого»,— писал Ф. Э. Дзержинский. Все дело в чувстве меры проявления родительской любви, в сочетании  ее с требовательностью и уважением  к личности ребенка. Безмерная любовь к ребенку, проявляющаяся в безоговорочном удовлетворении всех его желаний  и требований «Хочу», «Дай», «Купи», открытое любование им, демонстрация его едва намечающихся способностей — все это приносит вред малышу, делает его капризным, эгоистичным, ослабляет волю. Такая любовь к  ребенку называется слепой. А. С. Макаренко  характеризовал такое отношение  родителей к ребенку «лошадиной дозой любви».Правильное отношение  родителей к детям заключается  в умении сочетать ласку, мягкость, и нежность со строгой последовательной требовательностью, учитывающей возможности  ребенка, особенности возраста. А. С. Макаренко советовал родителям  «быть как угодно ласковым с ребенком, шутить с ним, играть, но когда возникает  надобность, надо уметь распорядиться  коротко, один раз...».

Недостатки семейного  воспитания являются следствием неправильных взаимоотношений между родителями и детьми: излишняя суровость или  чрезмерная любовь к ребенку, отсутствие или недостаточность надзора  за ним, низкая общая культура родителей, дурной пример с их стороны в быту и т. п.

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей