Взаимодействие ДОУ с семьей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 00:06, контрольная работа

Описание

Детство - период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность. Эти духовные качества личности не формируются спонтанно, они формируются в условиях родительской любви, когда семья создает у ребенка потребность быть признанным, способность сопереживать и радоваться другим людям, нести ответственность за себя и других.

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 82.83 Кб (Скачать документ)

      Следовательно, тон взаимоотношений родителей с детьми должен сочетать спокойствие, уравновешенность, приветливость с решительностью и деловитостью. Правильно относиться к ребенку — это значит уважать в нем человека, пусть пока еще маленького, с малым жизненным опытом и знаниями, уважать его права на внимание к нему взрослых, на общение с ними, на условия для разнообразной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 1.4 Задачи дошкольных учреждений в работе с семьей

 

 Работа с семьей  — важная и сложная сторона  деятельности воспитателя и других  работников дошкольного учреждения. Она направлена на решение  следующих задач:

- установление единства в воспитании детей;

-педагогическое просвещение родителей;

-изучение и распространение передового опыта семейного воспитания;

-ознакомление родителей с жизнью и работой дошкольного учреждения.

 Этой задаче подчинена  вся работа, проводимая в дошкольном  учреждении с семьей. Единство  в воспитании детей обеспечивает  выработку правильного поведения  детей, ускоряет процесс усвоения  навыков, знаний и умений, способствует  росту авторитета взрослых —  родителей и воспитателей в  глазах ребенка. Основой такого  единства являются педагогические  знания родителей, их осведомленность  о работе дошкольных учреждений.

 Обязанностью воспитателей  дошкольного учреждения является  оказание родителям помощи в  овладении знаниями о ребенке,  закономерностях его развития  и путях воздействия на него  с целью всестороннего гармонического  развития, подготовки к обучению  в школе. Для этого родителей  знакомят с основными проблемами  психологии, педагогики, анатомии, физиологии  и гигиены. Наряду с теоретическими  знаниями, они получают некоторые методические знания и умения, например: как руководить играми детей, как отвечать на их вопросы, как осуществлять закаливание и т. д. Родители нуждаются в обучении их основам педагогической техники: как надо разговаривать с ребенком, как распорядиться, предъявить требование к нему, каковы меры его поощрения и наказания и т. д.

 Педагогические знания  и умения даются родителям  на основе понимания ими специфики  каждого возрастного периода  и учета индивидуальных особенностей  детей.

 Н. К. Крупская настоятельно  советовала работникам дошкольных  учреждений не только учить  матерей, но и учиться у них.  Воспитатель, посещая семьи, беседуя  с родителями, наблюдая за детьми, отмечает положительный опыт  организации жизни детей в  вечерние часы и в выходные  дни, умелое влияние на их  интересы, поступки. Бывает так, что  в одних семьях более успешно  осуществляется трудовое воспитание, в других — эстетическое развитие  ребенка и т. д. Важно не  только увидеть положительное  в опыте семейного воспитания, но и поддержать его и на  этой основе направить внимание  родителей на нерешенные задачи  в воспитании ребенка.

 Накопление фактов, свидетельствующих  о положительном опыте воспитания  детей в лучших семьях, дает  основание для обобщающих выводов  и рекомендаций для всех родителей.  Зная, кто из них успешно решает  те или иные задачи воспитания  в семье, осуществляет тесное  взаимодействие с дошкольным  учреждением, воспитатель обеспечивает  выступление этих родителей на  собраниях, конференциях по обмену опытом семейного воспитания. Положительные примеры из жизни семей воспитанников данного учреждения, группы, используемые педагогом в беседах, делают его аргументы особенно убедительными в глазах родителей.

 Для установления единства  в воспитании детей в дошкольном  учреждении и семье необходимо, чтобы родители ясно представляли  себе, что такое детский сад,  ясли-сад, как организована в  нем жизнь детей, какие задачи  решаются воспитателями, чем заняты  дети в течение дня, какие  требования предъявляются к их  поведению, какие правила существуют  для родителей, чем они обусловлены  и т. д.

 Таким образом, воспитатели и другие работники дошкольного учреждения — заведующая, музыкальный руководитель регулярно рассказывают родителям об организационных и педагогических основах жизни и работы дошкольного учреждения, особо подчеркивая необходимость взаимодействия с семьей. По возможности им надо наглядно показать различные стороны жизни дошкольного учреждения. Уверенность в том, что родители знают и понимают работу, проводимую с детьми в детском саду, служит основанием для предъявления им требования продолжать и закреплять эту работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.5 Современный подход к проблеме сотрудничества дошкольного учреждения и семьи

 

        В настоящее время идет перестройка дошкольного воспитания, и в центре этой перестройки стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности. Изменения государственной политики в области образования повлекли за собой признание положительной роли семьи в воспитании детей и необходимости взаимодействия с ней. Следует отметить, что педагоги дошкольных учреждений не всегда проникаются сознанием важности и необходимости сотрудничества с семьей. Многие, особенно молодые специалисты, рассуждают примерно так: «Меня учили разным наукам, как понимать ребенка, как его обучать, воспитывать. Я воспитываю ребенка правильно, на научных основах, он находится в детском саду с утра до вечера. Поэтому не страшно, если родители воспитывают не совсем правильно: они и видят-то его считанные часы». Нередко почти так же думают и родители: «Ребенок мой, я его знаю лучше всех, понимаю, значит, и воспитываю сама. А в детском саду - лишь бы ничего не случилось, был бы цел и невредим». Таким образом, две стороны, очень близкие дошкольнику, родители и педагоги, пытаются воспитывать автономно, независимо друг от друга. Хороших результатов это не дает. В воспитании маленького ребенка многое строится на формировании положительных привычек, навыков поведения, рациональных способов деятельности. Все это о требованиях к нему, о методах воздействия, способах обучения. Необходимо также учитывать, в решении каких задач воспитания может быть сильнее одна сторона (детский сад или семья), и в решении каких основную тяжесть следует принять на себя другой стороне. Например, в эмоциональном, половом воспитании, в приобщении ребенка к спорту возможности семьи значительно выше, чем возможности детского сада. Зато детский сад квалифицированно осуществляет обучение, развитие творческих способностей и др.

      Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, веры в его силы и способности. И педагог, как правило, в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании: ему доверяют, прислушиваются к его советам.

Чтобы родители стали активными  помощниками и единомышленниками  воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада, постоянно  держать в курсе всех событий.

         Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане. Прежде всего, необходимо установить особую форму общения, которую можно назвать "доверительно-деловым контактом". Развитие такого взаимодействия предполагает несколько этапов.

Первый этап - трансляция родителям положительного образа ребенка. Благодаря этому с самого начала между воспитателем и родителями складываются доброжелательные отношения с установкой на будущее сотрудничество. Оправданность данного этапа определяется тем, что в повседневном общении с детьми родители часто фиксируют свое внимание лишь на негативных проявлениях. К этому добавляются и тревожные ожидания в отношении поведения ребенка в детском саду. Поэтому первый этап может быть обозначен как этап "перестановки акцентов".

Второй зтап - трансляция родителям знаний, которые могут найти применение в семье (особенности общения ребенка со сверстниками, совместные со взрослым занятия, игры и т.п.).

В работе используются как  традиционные методы и формы, так  и творческие, придуманные воспитателями  или подсказанные жизнью. Вот некоторые из них.

  • Общие собрания с показом видеозаписей деятельности детей.
  • Групповые выставки "Дары осени", "Наши любимые игрушки", "Елочные украшения", "Добрые руки мам", "У истоков мастерства".
  • Персональные выставки детских работ (например, "Лепка Вани Белобородова").
  • Летний конкурс "Мисс и мистер... года". Родители принимают участие в изготовлении костюмов, в создании альбомов с фотографиями.
  • "Мастерская добрых дел" объединяет всех членов семьи.

Третий этап - ознакомление педагога с проблемами семьи в вопросах воспитания ребенка. В этом диалоге взрослых активная роль принадлежит родителям. Необходимо пояснить, почему данный этап является третьим, а не первым (что казалось бы более логичным). Только на основе достигнутого доверия в общении с воспитателем (в первые два этапа) у родителей возникает потребность рассказать об индивидуальных проявлениях ребенка (его вкусах, поведении, привычках), причем не только положительных, но и отрицательных. Важно подчеркнуть: позиция воспитателя в диалоге не "судейская", а партнерская, без нравоучений и наставлений (общение на равных). Благодаря этому становится возможным переход к четвертому, заключительному этапу, определяющему перспективы дальнейшего сотрудничества.

Если на первом этапе внешней  целью является "перестановка акцентов", а внутренней - установление доверительных  отношений с родителями, на четвертом  этапе внешняя и внутренняя цели совпадают: совместное исследование и  формирование личности ребенка на основе перестройки стереотипов общения  с ним. Девиз данного этапа "Давайте  узнавать вместе".

Важнейшим результатом содержательного  и эмоционально насыщенного общения воспитателя с семьей должна стать готовность родителей осуществить коррекцию собственных установок, транслируемых ребенку.

Итак, взаимодействие семьи  и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и  для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят  от активности обеих сторон.

семья педагогика воспитание р

 

 

 

 

 

1.6 Формы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей

 

    Организатором и координатором сотрудничества дошкольного учреждения с семьями воспитанников является заведующая. Она содействует установлению единой системы воспитания детей в семье и в детском саду, сплачивая для решения этой задачи педагогический коллектив и родителей. Основные задачи и примерное содержание сотрудничества дошкольного учреждения с родителями намечаются в годовом плане, конкретизируются в календарном плане заведующей и старшего педагога.

    Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. В настоящее время актуальными задачами продолжают оставаться индивидуальная работа с семьей, дифференцированный подход к семьям разного типа, забота о том, чтобы не упустить из поля зрения и влияния специалистов не только трудные, но и не совсем благополучные в каких-то конкретных, но важных вопросах семьи.

                                    Каковы же формы сотрудничества?

    Посещение семьи ребенка много дает для ее изучения, установления контакта с ребенком, его родителями, выяснения условий воспитания, если не превращается в формальное мероприятие. Педагогу необходимо заранее согласовать с родителями удобное для них время посещения, а также определить цель своего визита. Прийти к ребенку домой - это прийти в гости. Значит, надо быть в хорошем настроении, приветливым, доброжелательным. Следует забыть о жалобах, замечаниях, не допускать критики в адрес родителей, их семейного хозяйства, уклада жизни, советы (единичные!) давать тактично, ненавязчиво. Переступив порог дома, педагог улавливает атмосферу семьи: как и кто из членов семьи встречает, поддерживает разговор, насколько непосредственно обсуждаются поднятые вопросы. Поведение и настроение ребенка (радостный, раскованный, притихший, смущенный, приветливый) также помогут понять психологический климат семьи.

 

    День открытых дверей, являясь достаточно распространенной формой работы, дает возможность познакомить родителей с дошкольным учреждением, его традициями, правилами, особенностями воспитательно-образовательной работы, заинтересовать ею и привлечь к участию. Проводится как экскурсия по дошкольному учреждению с посещением группы, где воспитываются дети пришедших родителей. Можно показать фрагмент работы дошкольного учреждения (коллективный труд детей, сборы на прогулку и др.). После экскурсии и просмотра заведующая или методист беседуют с родителями, выясняют их впечатления, отвечают на возникшие вопросы.

    Консультации. Обычно составляется система консультаций, которые проводятся индивидуально или для подгруппы родителей. На групповые консультации можно приглашать родителей разных групп, имеющих одинаковые проблемы или, наоборот, успехи в воспитании (капризные дети; дети с ярко выраженными способностями к рисованию, музыке). Целями консультации являются усвоение родителями определенных знаний, умений; помощь им в разрешении проблемных вопросов. Формы проведения консультаций различны (квалифицированное сообщение специалиста с последующим обсуждением; обсуждение статьи, заранее прочитанной всеми приглашенными на консультацию; практическое занятие, например, на тему «Как учить с детьми стихотворение»).

     Родители, особенно молодые, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания детей. Их целесообразно приглашать на семинары-практикумы. Эта форма работы дает возможность рассказать о способах и приемах обучения и показать их: как читать книгу, рассматривать иллюстрации, беседовать о прочитанном, как готовить руку ребенка к письму, как упражнять артикуляционный аппарат и др.

     Родительские собрания проводятся групповые и общие (для родителей всего учреждения).Общие собрания организуются 2-3 раза в год. На них обсуждают задачи на новый учебный год, результаты образовательной работы, вопросы физического воспитания и проблемы летнего оздоровительного периода и др. На общее собрание можно пригласить врача, юриста, детского писателя. Предусматриваются выступления родителей. Групповые собрания проводятся раз в 2-3 месяца. На обсуждение выносят 2-3 вопроса (один вопрос готовит воспитатель, по другим можно предложить выступить родителям или кому-то из специалистов). Ежегодно одно собрание целесообразно посвящать обсуждению семейного опыта воспитания детей. Выбирается тема, злободневная для данной группы, например, «Почему наши дети не любят трудиться?», «Как воспитать у детей интерес к книге», «Телевизор - друг или враг в воспитании детей?».

 

Информация о работе Взаимодействие ДОУ с семьей