Взамодействие ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования - проанализировать особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 5
1.1. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 5
1.2. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Опыт сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственном формировании личности ребёнка 16
2.1. Взаимодействие семьи и детского сада в работе «звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района 16
2.2. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей 20
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

В настоящее время идет перестройка системы дошкольного  воспитания, и в центре этой перестройки  стоят гуманизация и деидеологизация педагогического процесса. Целью его отныне признается не воспитание члена общества, а свободное развитие личности [6, с. 43].

Педагогическая поддержка  индивидуальности ребенка выводит  на первый план проблему педагогического  просвещения родителей. Как показали исследования, чем выше уровень педагогической подготовленности родителей, тем активнее и успешнее их педагогическая деятельность. Родители нуждаются в педагогических знаниях, имеющиеся знания их не удовлетворяют. Они отмечают, что испытывают трудности  из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. Знания, воспринимаемые слушателями из разных источников не помогают им по следующим причинам: они слишком общие, не касаются лично их ребенка и даются в сложной форме. Работа с родителями должна проводится с учетом исследований, проведенных в последние годы по проблемам семьи [2, с.52].

Главный момент в контексте "семья - дошкольное учреждение" - личное взаимодействие педагога и родителей  по поводу трудностей и радостей, успехов  и неудач, сомнений и размышлений  в процессе воспитания конкретного  ребенка в данной семье. Неоценима  помощь друг другу в понимании  ребенка, в решении его индивидуальных проблем, в оптимизации его развития [8, с.91].

Однако, часто бывает так, что даже обладая педагогическими знаниями, родители не умеют ими пользоваться. Поэтому наряду с сообщением родителям знаний, востребуемых в деле воспитания, необходимо в целом повысить уровень их педагогической подготовленности. Под высоким уровнем подготовленности родителей подразумевается совокупность педагогических знаний и навыков, их потребность воспитывать детей грамотно, с применением элементов "педагогической рефлексии". Педагогическая рефлексия - это умение родителей анализировать собственную воспитательную деятельность, критически ее оценивать, находить причины своих педагогических ошибок, неэффективность используемых методов, осуществлять выбор методов воздействия на ребенка, адекватных его характеру и конкретной ситуации. Эта задача особенно актуальна для молодых родителей, у которых только начинает вырабатываться родительская позиция. От сформированности умения самокритично оценить себя как воспитателя, свою воспитательную деятельность, поставить себя на место ребенка, посмотреть на ситуацию его глазами зависят складывающиеся взаимоотношения родителей и ребенка, успех воспитательной деятельности семьи в дальнейшем [1, с.70].

Ведущим факторами в формировании личности ребенка являются нравственная атмосфера жизни семьи, ее уклад, стиль. Под этими понятиями подразумеваются  социальные установки и система  ценностей семьи, взаимоотношения  членов семьи друг с другом и с  окружающими людьми, семейные традиции, педагогическая образованность, культура родителей, их умение организовать жизнь  и деятельность детей в семье  соответственно возрасту ребенка и  целям его всестороннего воспитания.

Задача образовательного учреждения - определение путей продуктивного  взаимодействия с родителями, расширение круга их психолого-педагогических знаний, оказание помощи в понимании  своеобразия развития личности ребенка.

Содержательные линии  развития семьи:

  • формирование познавательных интересов ребенка и готовности родителей к педагогической деятельности на основе учета индивидуальных склонностей ребенка;
  • развитие умственных способностей, творческого мышления;
  • воспитание чувства уважения к ребенку со стороны родителей;
  • воспитание социальной адаптированности ребенка к воспитательному процессу и к жизни в коллективе:
  • формирование в ребенке и в семье осознания ценности здорового образа жизни;
  • формирование эстетического художественного вкуса у ребенка и развитие эстетических чувств в семье;
  • социально-нравственное воспитание детей в семье.

Основные принципы:

1. Принцип общего развития  каждого ребенка на основе  его индивидуальных возможностей  и способностей.

Общее развитие включает в  себя эмоциональное и нравственное развитие; эстетическое развитие; физическое развитие. Принцип общего развития предполагает обеспечение максимально  широких возможностей для разностороннего  развития ребенка, для выбора каждой семьей своего пути существования с  ребенком в соответствии с уровнем  развития и ясно намеченных путей  продвижения.

2.Принцип непрерывного  развития каждого ребенка.

Непрерывное развитие ребенка  понимается как постоянно поддерживаемый комплекс умений связанных с сотрудничеством  с коллективом детей, взрослых, с  разными источниками информации. Проведение принципа в жизнь предполагает сформированное желание каждого  ребенка выбирать интересующее его  отношения, использование всевозможных источников информации. Реализация этого  принципа позволяет сформировать важнейшее  умение: умение находить себя в коллективе, отбирать полезные и необходимые  знания для жизни, использовать знания в жизненных ситуациях [18, с. 13].

Общеизвестно, что детство - это уникальный период в жизни  человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека.

Успешному решению задач  по воспитанию и развитию детей будут  способствовать основные направления:

1. Сближение и тесное  взаимодействие разных специалистов (педагогов, врачей, психологов, представителей  социальных структур)

2 Выработка единых подходов  по оказанию всесторонней квалифицированной  помощи ребенку и родителям.

3. Постоянная информированность  родителей о достижениях, имеющихся  в российской системе воспитания  детей

4. Включение родителей  в общее образовательное пространство  с учетом интересов ребенка,  особенностей его развития и  состояния здоровья.

Основные ориентиры:

Терпение - быстрых результатов  в деятельности ждать нельзя.

Специализация - каждое учреждение образования, каждый уровень образовательной  системы должен заниматься своим  делом, решением своих задач соответствующих  своему потенциалу. Ни одна структура  не в состоянии решить все задачи самостоятельно, а только совместно.

Координация - надо стремится к совместной деятельности с педагогическими и социальными партнерами образовательных учреждений. Эта деятельность должна быть направлена на решение задач, одинаково важных для всех партнеров.

Анализ - бесполезно улучшать что-то, не опираясь на результаты анализа, поскольку социально-педагогическая ситуация может постоянно меняться. Всем решениям должна предшествовать работа аналитиков.

Формирование личности в  значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит как от особенностей взаимоотношений в семье, так  и от стиля общения. Особенности  взаимоотношений и общения между  членами семьи создают психологическую  атмосферу, которая определяет воспитательные возможности семьи, влияют на ребенка  наряду с факторами целенаправленного воспитания. Тип семейного воспитания определяется типом сложившихся в семье отношений между ее членами.

Сегодня современным родителям  необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а  значит, - к безрезультативности  воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей

Педагоги, воспитатели и  родители должны рассматриваться как  партнеры в рамках целостного процесса социализации ребенка. Это означает равенство сторон, взаимное уважение, высокий уровень толерантности, доброжелательность и заинтересованность в успешном осуществлении сотрудничества

Каждый воспитатель, педагог  в силу имеющихся у него профессиональных знаний и педагогического опыта  обязан оказывать помощь родителям  в развитии и воспитании детей, их интеграции и социокультурной адаптации. Это требует повышения качества подготовки педагога к продуктивному сотрудничеству с семьей.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Роль семьи в становлении  личности исключительна, ее не могут  подменить иные социальные институты. Функциональный потенциал семьи  в рамках общества огромен. Разрушение семейных связей неизбежно сопряжено  с нарушением нормального развития детей и накладывает долгий, в  известной мере, неизгладимый отпечаток  на всю их последующую жизнь.

Взаимодействие личности, семьи, образовательного учреждения и  общества становится сегодня глобальной, общемировой проблемой. Снижение роли семьи, и в ряде случаев объективная  невозможность выполнения ею своих  функций - неоспоримый факт. На сегодняшний  день семья не готова взять на себя всю нагрузку по развитию и воспитанию детей. Среди основных трудностей семьи на первом месте стоит ее самоустранение от воспитания детей. Родителям становится все труднее справляться с воспитанием детей, и они все больше надеются на дидактическую, воспитательную и социокультурную роль образовательных учреждений.

В данном контексте образовательное  учреждение не может переложить всю  ответственность за воспитание детей  на семью, отказаться от работы с родителями. Воспитание детей является серьезной  и важной обязанностью родителей, которые, как правило, к нему не готовы, поскольку  их никто никогда этому не учил. Единственный выход из сложившейся  ситуации - организация систематической  социокультурной и психолого-педагогической помощи родителям в социализации детей. Необходим поиск новых подходов в организации сотрудничества с ними, изменение содержания и форм взаимодействия с семьей. Сотрудничество образовательного учреждения и семьи всегда представляло собой полиаспектную, многоуровневую проблему.

 

 

 

ГЛАВА 2. ОПЫТ СОТРУДНИЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОМ ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

2.1. Взаимодействие семьи и детского сада в работе «Звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района

Одной из важных задач детского сада по социально-нравственному воспитанию является установление тесной связи  с семьёй. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции  различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Необходимость подключения семьи  к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется  особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые  не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая  направленность и др. Всё это создаёт  благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский  сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности. Поэтому так важна тесная взаимосвязь  педагогического коллектива, детей  и родителей. Именно от совместной работы, от единства мнений по основным вопросам воспитания детей зависит, каким  вырастет ребенок. Только при этом условии  возможно воспитание цельной личности.

В нашем «Центре развития ребенка» «Детский сад №22 «Родничок» гп. Пойковский Нефтеюганского района Ханты-Мансийского автономного округа педагоги начинают работу с самого близкого, родного, знакомого. Мой дом, моя семья, детский сад - вот начальные ступени в работе с ребенком и его семьей. Ведь семья - это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы полнее удовлетворялись и развивались не только материальные нужды (в еде, одежде, тепле и т. п.), но и духовные потребности.

Мы стараемся поддерживать любовь, внимание, сочувствие к маме, папе, бабушке, дедушке, сестрам и  братьям, сверстникам. Дети приносят свои семейные фотографии и рассказывают о своих родных. Оформляется фотоальбом, к которому ребята потом постоянно обращаются, показывают друг другу фотографии своей семьи. Дети делятся своими впечатлениями, учатся слушать друг друга, проявляют интерес к собеседнику.

В настоящее время в  детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного  наследия мировой цивилизации, в  том числе и русского народа, трудовых, семейных традиций, декоративно-прикладному  творчеству.

Мы стараемся привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей  и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуем концерты, различные  мероприятия, проводятся праздники  семьи. Родители оказывают помощь в  пошиве костюмов, оформлении и проведении выставок, экскурсий, принимают активное участие в жизни детского коллектива, в оснащении предметно-развивающей  среды, в различных конкурсах: «Поделки из природного материала», «Новогодние  игрушки», в вечерах досуга: «День  именинника», «Веселые старты», «Папа, мама, я - дружная семья».

В старших группах организуем разнообразную совместную деятельность педагогов, детей и родителей. В  фольклорных праздниках и развлечениях: «Осенины», «Колядки», «Масленица», «Веснянка», «В русской светелке», «Посиделки», где с удовольствием участвуют и родители. Благодаря таким праздникам и развлечениям, и дети, и родители приобщаются к истокам народного творчества, к истории своего народа, его традициям.

Информация о работе Взамодействие ДОУ и семьи