Взамодействие ДОУ и семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 18:51, курсовая работа

Описание

Цель исследования - проанализировать особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретический аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 5
1.1. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте 5
1.2. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка 8
Выводы по главе 1 14
Глава 2. Опыт сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственном формировании личности ребёнка 16
2.1. Взаимодействие семьи и детского сада в работе «звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района 16
2.2. Особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей 20
Выводы по главе 2 26
Заключение 28
Список литературы 30
Приложение 32

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.docx

— 58.52 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретический  аспект формирования социально-нравственной личности в условиях взаимодействия дошкольного учреждения и семьи 5

1.1. Особенности  формирования личности в дошкольном  возрасте 5

1.2. Взаимодействие  семьи и дошкольного учреждения  в процессе социализации ребенка 8

Выводы по главе 1 14

Глава 2. Опыт сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в социально-нравственном формировании личности ребёнка 16

2.1. Взаимодействие  семьи и детского сада в  работе «звёздочка» №2 ЯНАО Тазовского района 16

2.2. Особенности  работы с молодыми родителями  по проблеме нравственного воспитания  детей 20

Выводы по главе 2 26

Заключение 28

Список литературы 30

Приложение 32

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Объективная социокультурная ситуация, сложившаяся в обществе, характеризуется изменением традиционных нравственных норм и правил морали, приводит к нежелательным последствиям в нравственном становлении подрастающего поколения России: наблюдается слабая мотивация к нравственному самосовершенствованию; низкий уровень развития эмоционально-волевой сферы личности. В таких условиях все острее ощущается потребность в воспитании высоконравственной личности, способной созидать, а не только потреблять.

Дети дошкольного возраста должны иметь возможность практически  осваивать и закреплять нравственно-этические  нормы, ведущие к овладению механизмами  социальных и нравственно-гражданских  отношений между людьми через  активное взаимодействие семьи с  дошкольным образовательным учреждением

В отечественной дошкольной педагогике различные аспекты формирования нравственного сознания дошкольников рассматривались в той или  иной мере в контексте изучения следующих  традиционных направлений: роли знаний о социальной действительности и  морали в нравственном воспитании детей (С.А. Козлова, А.В. Запорожец, и др.); роли гуманных чувств в формировании морального облика ребенка (Т.А. Владимирова, А.В. Запорожец, И.А. Княжева, Л.П. Стрелкова и др.); возможностей разных видов деятельности в формировании нравственных качеств, отношений (Р.С. Буре, Л.В. Крайнева, В.Н. Давидович и др.).

Несмотря на множественность  подходов к исследованию проблемы социально-нравственного  воспитания детей, остаются недостаточно выясненными механизмы становления  и развития начал их нравственного  сознания. Недостаточная изученность  данной проблемы в теории и практике педагогики ведет к существенным недостаткам в нравственном развитии ребенка-дошкольника.

Актуальность проблемы сотрудничества воспитателей ДОУ и родителей  в процессе социально-нравственного  воспитания заключается в том, что  необходимо создать механизм тесного  сотрудничества между дошкольным учреждением  и родителями при организации  социально-нравственного воспитания предусматривающего включение дошкольников в позитивные нравственные отношения; формирование нравственных знаний и  представлений; обогащение опыта социально  одобряемого поведения; развитие нравственного  развития личности.

Цель исследования - проанализировать особенности формирования социально-нравственной личности в условиях сотрудничества детского сада и семьи.

Объект исследования - процесс  сотрудничества дошкольного учреждения и семьи в формировании социально-нравственной личности.

Предмет исследования - формирование социально-нравственной личности в  условиях взаимодействия дошкольного  учреждения и семьи.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Изучить литературу по теме исследования;
  • Определить особенности формирования личности в дошкольном возрасте;
  • Рассмотреть взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка;
  • Подтвердить теоретические основы исследования практической работой;
  • Раскрыть особенности работы с молодыми родителями по проблеме нравственного воспитания детей.

Структура исследования: курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 20 источников и приложения.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ

1.1. Особенности формирования личности в дошкольном возрасте

Маленький ребенок очень  пластичен, сенсибилен, легко обучаем. Он многое может, значительно больше, чем предполагали психологи и педагоги до сих пор. Это открывает перспективы существенного обогащения познавательного содержания дошкольной программы, в частности введения в систему образовательной работы детского сада обучения началам математики и грамоты, а также значительного повышения уровня нравственного и эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Вместе с тем, полученные исследовательские данные говорят о том, что повышение эффективности дошкольного воспитания требует строгого учета возрастных психофизиологических особенностей ребенка-дошкольника.

Во-первых, надо, учитывать, что мы имеем дело с растущим детским  организмом, с растущим детским мозгом, созревание которого еще не закончилось, функциональные особенности которого еще не сложились и работа которого еще ограничена. При перестройке педагогического процесса, при совершенствовании воспитательных программ необходимо предусматривать не только то, что ребенок данного возраста способен достигнуть при интенсивной тренировке, но и каких физических и нервно-психических затрат будет ему это стоить. Ибо известно, какую опасность представляют перегрузка, переутомление для состояния, здоровья и дальнейшего хода детского развития.

Во-вторых, психолого-педагогические исследования говорят, что максимальный эффект в реализации больших возможностей ребенка-дошкольника достигается  лишь в том случае, если применяемые  методы и формы воспитания строятся в соответствии с психофизиологическими  особенностями дошкольного возраста, если, например, обучение дошкольников тем или иным знаниям и умениям проводится не в форме традиционного школьного урока, а в процессе дидактических игр, непосредственных наблюдений и предметных занятий, различных видов практической и изобразительной деятельности и т. д.

В-третьих (и это, может  быть, самое важное), подлинно развивающийся  характер дошкольное воспитание может  приобрести лишь в том случае, если оно строится с учетом того особого  значения, которое имеет дошкольное детство и интенсивно формирующиеся  на данной возрастной ступени психические  новообразования для общего хода поэтапного формирования личности. Такие  специфические для дошкольного  возраста новообразования, как синтетические  формы восприятия пространства и  времени, наглядно-образного мышления, творческого воображения и т. д. могут складываться весьма различно в зависимости от условий жизни  и воспитания ребенка. При стихийном, неорганизованном формировании наглядно-образного  мышления оно неизбежно приобретет те черты эгоцентризма, синкретизма, алогизма. Однако при систематической  организации ориентировки ребенка  на существенные признаки той или  иной сферы действительности, при  соответствующем обогащении содержания его игровой и практической деятельности наглядно-образное мышление дошкольника  приобретает качественно новые  черты. В форме наглядных образов, складывающихся у ребенка, получает отражение не только внешняя видимость  явлений, но и простейшие каузальные, генетические и функциональные взаимозависимости  между ними [19, с.72].

В результате начинают складываться в наиболее совершенной форме  те виды чувственного познания действительности, которые имеют неоценимое значение не только для настоящего, но и для  будущего, которые сыграют важную роль в деятельности взрослого человека.

Подобно этому при отсутствии целенаправленного нравственного  воспитания, когда окружающие заботятся  лишь об удовлетворении всех потребностей маленького ребенка, не приучая его  с первых лет жизни к выполнению простейших обязанностей перед окружающими, к соблюдению простейших нравственных норм, неизбежно возникает наивный детский эгоизм, неоднократно описанный в литературе по детской психологии и грозящий превратиться впоследствии в значительно менее наивный и гораздо более опасный эгоизм взрослого. Но эгоизм ребенка не является неизбежной особенностью возраста, а представляет собой в значительной мере результат недостатков воспитания, следствие бедности и ограниченности социально-нравственного опыта ребенка.

Обогащение этого опыта  путем организации коллективной жизни и деятельности маленького ребенка, побуждающей его сотрудничать с другими детьми и взрослыми, считаться не только со своими, узколичными  интересами, но и с потребностями  и нуждами окружающих, приводит к  тому, что, как уже отмечалось ранее, эмоции и стремления дошкольника, сохраняя свою специфически детскую наивность  и непосредственность, 'приобретают  новый смысл, перерастая в сочувствие другим людям, в переживания чужих радостей и печалей как своих собственных, что составляет необходимую аффективную подоплеку позднее формирующихся более сложных нравственных отношений.

Таковы некоторые факты  и теоретические соображения, побуждающие  выступать против искусственной  акселерации психического развития ребенка и разрабатывать психолого-педагогическую концепцию амплификации, обогащения этого развития.

Согласно этой концепции, оптимальные педагогические условия  для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного  на сокращение детства, на преждевременное  превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и  т. д. Необходимо, наоборот, широкое  развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной  деятельности, а также общения  детей друг с другом и со взрослыми. На их основе должно осуществляться целенаправленное формирование тех ценнейших душевных свойств и качеств, для возникновения которых создаются наиболее благоприятные предпосылки в раннем детстве и которые войдут затем в золотой фонд зрелой человеческой личности [19, с. 79].

1.2. Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения в процессе социализации ребенка

В настоящее время в  Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Это объясняется  объективными процессами, развивающимися в обществе гуманизацией и демократизацией социокультурных отношений, ростом понимания приоритетности семьи в развитии, воспитании и социализации детей. В различных контекстах звучит, что семья должна наконец стать в нашем обществе не просто ценностью, а ценностью №1, что семья и есть наша новая национальная идея. В связи с этим необходимо все усилия направлять на восстановление семейных систем, культивирования взаимопонимания в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи [4, с. 92].

Современной российской семье  присущ ряд тенденций, единых для  развитых индустриальных стран мира. Среди них - снижение уровня брачности, нуклеаризация семей, рост числа разводов и неполных семей, наблюдается рост числа одиноких людей, снижение рождаемости до депопуляции, упрощение функций и структуры семьи. В конкретных социально-экономических условиях эти тенденции проявляются в специфических формах и ведут к различным результатам.

Социализация - это процесс  и результат усвоения активного  воспроизводства индивидом социального  опыта, знаний, норм поведения, ценностей, отношений, принятых в обществе. Это  происходит в процессе общения и деятельности, когда человек постепенно адаптируется к требованиям общества, усваивает многочисленные социальные роли, которые каждый выполняет в течение жизни.

К институтам социализации относятся семья, образовательное  учреждение, микросреда, социальные группы, общественные организации, средства массовой информации, институты политики, культуры, церкви.

В сущности, воспитание в  широком плане, как социальная функция, как процесс социокультурного воспроизводства  поколения это и есть социализация. А воспитание, как педагогический процесс, направленное воздействие  на развитие личности, является функцией одного из агентов социализации - образовательного учреждения [15, с.59].

Дети способны адаптироваться в коллективе, если создать необходимые  условия как для самого ребенка, так и для его семьи.

Социальный опыт ребенка - это не только его возраст, но и  тот мир, в котором он растет, семья, в которой он воспитывается.

Семья имеет приоритет  как основной источник социализации и обладает огромными возможностями  в формировании личности, поэтому  так велика ответственность семьи  за воспитание.

На социализирующую, воспитательную функцию семьи оказывает влияние  ряд факторов:

  • социальное положение;
  • материальное положение;
  • род занятий родителей;
  • образование родителей;
  • эмоционально-нравственная атмосфера в семье, в том числе мировоззрение и ценности [10, с.26].

Основная идея воспитания в дошкольном учреждении - оптимальное  развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения. У семьи и образовательного учреждения - единые цели и задачи, но содержание и методы воспитания специфичны, но ни одна проблема не может быть успешно решена образовательным учреждением без сотрудничества с семьей.

Информация о работе Взамодействие ДОУ и семьи