Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 113.29 Кб (Скачать документ)

 

 

 

1.4. Краткие выводы  по главе I

Теоретический обзор литературы по проблеме развития речи и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста позволяет нам сделать некоторые выводы.

     1) В старшем дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности:

- формируется устойчивая  структура мотивов, 

 - зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и   признании взрослого, желание выполнять важные для других, "взрослые" дела, быть "взрослым",

-появляется потребность  в признании сверстников: у  старших дошкольников активно  проявляется интерес к коллективным  формам деятельности и в то  же время – стремление в  игре и других видах деятельности  быть первым, лучшим,

- появляется потребность  поступать в соответствии с  установленными правилами и этическими  нормами и т.д.),

- возникает новый (опосредованный) тип мотивации – основа произвольного  поведения, 

- ребенок усваивает определенную  систему социальных ценностей,  моральных норм и правил поведения  в обществе, в некоторых ситуациях  он уже может сдерживать свои  непосредственные желания и поступать  не так как хочется в данный  момент, а так как "надо".

    2) Особенности развития речи у старших дошкольников состоят в следующем:

   - звуковая культура  речи отличается тем,  что   дети становятся способны     произносить шипящие, свистящие,  сонорные звуки, формируется отчетливая  речь, слуховое восприятие и фонематический  слух, интонационная выразительность;

- грамматический строй  речи отличается тем,  что дети  совершают первые попытки произвольного  использования грамматических средств  и анализа грамматических фактов, начинают овладевать и синтаксической  стороной речи, появляется умение  контролировать свою речь;

- лексическая сторона  речи характеризуется тем, что  появляются обобщающие слова,  синонимы, антонимы, оттенки значений  слов, происходит выбор точных, подходящих  выражений; 

- связная речь отражает  способность  детей к активному  освоению разных типов текстов  (описание, повествование, рассуждение), использованию различными типами  связи слов внутри предложения,  между предложениями и между  частями высказывания, соблюдая  при этом его структуру.

    3) Особенности проявления и развития мышления старших дошкольников, которыми являются следующие:

- старший дошкольник может подходить  к решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое.

- различные формы мышления ребенка  (наглядно-действенное, наглядно - образное  и понятийное) никогда не функционируют  изолированно друг от друга;  мышление ребенка приобретает  тот или иной характер в  зависимости от преобладания  тех или иных его компонентов  (образных или понятийных);

- с учётом развития к этому  возрасту поисковой и планирующей  деятельности, умение анализировать  и использовать получаемую в  ходе решения задач информацию  умственный потенциал старшего  дошкольника оказывается достаточно  высоким. В качестве основных  посылок совершенствования и  усложнения мыслительной деятельности  ученые выделяют следующие моменты:  бурное развитие ассоциативных  зон мозга, в которых формируются  процессы, определяющие проявления  сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением;  появление произвольности в поведении  и познавательных процессах; способность  действовать по образцу и инструкции; умение оценить свою работу  и работу других ; способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации; способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач; способность осуществлять контроль за собственными действиями.

- старший дошкольный возраст  является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности, к развитию логических приемов мышления: сравнение, классификация, сериация. Результаты исследований Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.З. Зака, Н.Н. Поддьякова и др. установили, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет. Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остаётся незавершённым;

- мышление ребёнка связано с  его знаниями. В современных образовательных  технологиях знания не рассматриваются  в качестве основной ценности  и могут варьироваться в широких  пределах. Центр тяжести переносится  с того, какой фактический материал  дается детям, на то, как он  дается. Это возможно при условии,  что педагог не дает готовых  знаний, образцов и определений,  а стимулирует каждого ребенка  на их поиск, развивает познавательную  инициативу путем создания различных  проблемных ситуаций, организации  поисковой деятельности, постановки  простейших опытов, формирует умение  спрашивать, наблюдать. В связи с этим образовательный процесс должен быть построен таким образом, чтобы помочь ребёнку овладеть высоким уровнем логики, т.е. приёмами мыслительной деятельности, позволяющими самостоятельно добывать необходимую информацию, понимать её, применять на практике;

- включение старшего дошкольника  в игровую деятельность при  решении им задач умственного  характера повышает эффективность  результатов развития мышления  детей.

 

 

 

 

Глава II. Практическое исследование по выявлению взаимосвязи

уровня развития речи детей старшего дошкольного  возраста и

логического мышления

 

2.1. Организация  и проведение диагностических  процедур

  

   Определение взаимосвязи уровня развития речи и развития логического мышления старших дошкольников проходило на базе МБДОУ № 8 «Журавленок» г. Южно-Сахалинска в старшей группе. В группе 23 дошкольника: 11 мальчиков и 12 девочек.

   В группе создана атмосфера доброжелательности и внимания детей друг к другу, интереса к общению. Дети на занятиях стремятся к познанию, любознательны, активны. В самостоятельной деятельности много рисуют, на прогулках играют в подвижные игры.

   Воспитатели, работающие с детьми, непосредственно отвечают за жизнь и здоровье вверенных им детей. Они планируют и проводят занятия, игры, прогулки и развлечения в соответствии с возрастом детей. Создают условия в группе для успешной реализации воспитательно-образовательной программы и сами ее реализуют. Готовят праздники, развлекательные и спортивные занятия. 

   Воспитатели также ведут работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом. 

   В диагностической работе с детьми были использованы психолого-педагогические методы: методика «Словарная мобильность», экспертная оценка, методика «Домино», разработанная Е. Г. Самсоновой и усовершенствованная Т. Н. Овчинниковой, методика «Недостающие детали» (А. К. Болотовой) и методика «Найди такую же», разработанная Г.М. Угаровой.

   Диагностика развития речи детей проводилась с помощью методики «Словарная мобильность».

   Методика предназначена для определения уровня развития словарного запаса детей 4 – 7 лет, а также способности к использованию в своей речи усвоенной лексики. Методика состоит из 6 заданий, имеющих определенную направленность. Каждое задание оценивалось баллами и интерпретировалось в зависимости от полученного результата.

    Задание А.

Придумай как можно  больше слов на букву С.

Время 1 мин.

   Оценка.

6 – 7 слов – высокий  уровень; 

4 – 5 слов – средний, 

2 – 3 слова – низкий.

    Задание Б.

Оканчивание слов.

Ход работы.

Ребенка спрашивают: «Отгадай, что я хочу сказать? По...». Если ребенок  молчит (несмотря на повторение данного  слога) или механически повторяет  сказанное, не пытаясь докончить  слово, то можно перейти к следующему слогу: «А теперь, что я хочу сказать? Пона...» и т. д.

Всего ребенку дается 10 слогов, неодинаково часто встречающихся  в начале разных слов. Слоги следующие: 1) по, 2) на, 3) за, 4) ми, 5) му, 6) ло, 7) че, 8) при, 9) ку, 10) зо.

   Дополнил все предложенные слоги до целого слова – высокий уровень.

   Справился с половиной предложенных слогов – средний уровень.

   Смог дополнить только 2 слога – низкий уровень.

    Задание В.

Образование предложений  с данными словами.

Ребенку предлагается составить  фразу, в которую входили бы следующие

слова:

1) девочка, мячик, кукла;

2) лето, лес, грибы.

   Оценивается правильность составления фразы.

Высокий уровень – самостоятельно и правильно составил фразу.

Средний уровень – составил фразу с помощью воспитателя.

Низкий уровень – не сумел составить фразу.

     Задание Г.

   Подбор рифмы.

   Инструкция: «Ты, конечно, знаешь, что такое рифма. Рифма – это такое слово, которое созвучно с другим. Два слова рифмуются между собой, если они оканчиваются одинаково. Понял? Например, два слова: вол, гол. Они звучат одинаково, значит, они рифмуются. Теперь я тебе дам слово, а ты подбери как можно больше слов, которые с этим словом рифмуются. Слово это будет «день»».

   Если ребенок не понял, как это сделать, то надо ему показать на примере со словом «день», прежде чем начать тест с другим словом. Два других слова: каша, вой.

Время работы с одним словом – одна минута.

Тест выполнен, если ребенок  подобрал три рифмы по меньшей мере для двух слов. Имена собственные приемлемы.

    Задание Д.

   Словообразование.

Как будет называться маленький  предмет?

мяч – мячик;

рука – ...;

солнце – ...;

трава – ...;

плечо – ...;

ухо - ...;

таз - ...

Оценка.

6 – 7 баллов – высокий  уровень, 

4 – 5 баллов – средний,

2 – 3 балла – низкий.

    Задание Е.

   Словообразование.

Если предмет сделан из железа, то какой он?

железо – ...;

дерево – ...;

снег – ...;

пух – ...;

бумага –  ....

Оценка.

4 – 5 баллов – высокий  уровень, 

2 – 3 балла – средний,

0 – 1 балл – низкий.

    Задание Ж.

   Общий словарный запас.

Как называется человек, который  учит, столярничает, плотничает, строит, садовничает, переводит, проводит?

Оценка.

6 – 7 баллов – высокий  уровень, 

4 – 5 баллов – средний,

2 – 3 балла – низкий.

    Задание З.

   Исследование особенностей звукового анализа слова.

Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается на букву  «д», сразу хлопнешь в ладоши».

      Слова для предъявления: дача, рука, туча, лиса, дом, Даша, ком, дорога, тарелка, стол, дождь, липа, тачка, каша, душ, пчела, дым, речка, кошка, вилка, трава.

Оценка производится на основе подсчета количества правильно выполненных  хлопков.

Безошибочное выполнение – высокий уровень,

1 – 2 ошибки – средний,

3 и более ошибок –  низкий.

      Метод экспертной оценки позволил определить уровень развития речи детей. Была собрана группа экспертов в составе 3-х человек:

1. Заведующая МБДОУ №  8 «Журавленок» Янаева Галина Васильевна, руководитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 25 лет.

2. Кохан Ольга Николаевна – заместитель заведующей по воспитательно-методической работе МБДОУ № 8 г. Южно-Сахалинска, руководитель высшей квалификационной категории. Стаж работы 14 лет.

3. Мишанина Ольга Михайловна  – воспитатель МБДОУ № 8 г.  Южно-Сахалинска. Стаж работы 8 лет.

Группой экспертов были разработаны  критерии оценки речевого развития детей. Оценка осуществлялась по пятибалльной системе.

   5 баллов – ребенок владеет речевыми умениями. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, не повторяет рассказов   других, пользуется разнообразными средствами выразительности. С интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки сверстников, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

Информация о работе Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления