Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 113.29 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Характерные особенности развития мышления детей старшего дошкольного возраста.

     Рассматривая мышление как процесс, охватывающий весь жизненный путь человека, можно отметить, что на каждом возрастном этапе этот процесс имеет ряд особенностей. Анализируя процесс мышления в дошкольном возрасте, многие авторы (Н.Н. Поддьяков, З.А. Зак и др.) сходятся во мнении, что, исходя из специфичности и значимости данного этапа в жизни индивида, мышление необходимо рассматривать в этот период во взаимосвязи с умственным развитием дошкольника [13,с.48]. Такой подход обусловлен рядом объективных причин.

     Дошкольный возраст, по мнению психологов (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев) - это этап интенсивного психического развития. При этом особенностью данного периода является то, что прогрессивные изменения отмечаются во всех сферах, начиная от совершенствования психофизиологических функций и кончая возникновением сложных личностных новообразований. Опираясь на материалы исследования Московского института мозга, ряд учёных (Л.В. Занков, Я.З. Неверович и др.) сошлись во мнении, что наиболее сложные лобные области созревают окончательно к 6-7-летнему возрасту. В этих отделах мозга наблюдается бурное развитие ассоциативных зон, в которых формируются мозговые процессы, определяющие проявления сложнейших интеллектуальных действий, связанных с логическим мышлением. Значительная морфологическая перестройка мозговых структур шестилетнего ребёнка сопровождается ещё более существенными изменениями в активности головного мозга и отражается на его психических функциях.

 В этой связи новый характер  приобретают процессы, связанные  с усложнением мыслительной деятельности.

    В своих работах З.А. Зак  подчёркивал, что усложнение и развитие ранней формы мыслительной деятельности ведёт к появлению у него образного мышления, интенсивно развивающегося в период дошкольного детства. Простейшие его проявления присутствуют уже в раннем детстве, однако, задачи, решаемые малышом в плане представлений и образов, в большей степени примитивны. В период же дошкольного детства перед ребёнком встаёт проблема разрешения задач, требующих установления зависимостей между несколькими свойствами и явлениями.

По мнению Н.И. Чуприковой, в случае несформированности логических операций мышления у детей наблюдается фактическое отсутствие поиска связей в материале. Основное преобразование информации состоит в переводе отдельных смысловых элементов материала на язык своего опыта.      Таким образом, чем шире этот опыт, тем большее количество связей приходится прорабатывать, тем больше возможностей перехода на ступень высших мыслительных операций.

Как показано Н.Н. Поддъяковым , в возрасте 4-6 лет происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений, способствующих изучению детьми внешней среды, анализу свойств предметов, воздействию на них с целью изменения. Этот уровень умственного развития - наглядно-действенное мышление - является подготовительным, он способствует накоплению фактов, сведений об окружающем мире, созданию основы для формирования представлений и понятий, т.е. предваряет абстрактное, логическое мышление.

  С возрастом существенно  изменяется содержание мышления  дошкольников  усложняется их  отношения с окружающими людьми, развивается игровая деятельность, возникают различные формы продуктивной  деятельности, осуществление которых  требует познания новых сторон  и свойств предметов. Такое изменение содержания мышления требует и более совершенных его форм, обеспечивающих возможность преобразовывать ситуацию не только в плане внешней материальной деятельности, но и в плане представляемом, идеальном. Н.Н. Поддьяков утверждает, что в процессе наглядно - действенного мышления формируются предпосылки для более сложной формы - наглядно-образного мышления, которое характеризуется тем, что решение определенных задач может быть осуществлено ребенком в плане представлений, без участия практических действий.

  Данная форма мышления не  только является предпосылкой  понятийного мышления, но и выполняет  специфические функции, которые  не могут быть осуществлены  другими формами мышления.

 Развитие образного отражения  действительности у дошкольников  идет в основном по двум  линиям:

1)совершенствования и усложнения  структуры отдельных образов,  обеспечивающих обобщенное отражение  предметов и явлений;

2)формирования системы конкретных  представлений о том или ином  предмете. Отдельные представления,  входящие в эту систему, имеют  конкретный характер. Однако, будучи  объединены в систему, эти представления  позволяют ребенку осуществлять  обобщенное отражение окружающих  предметов и явлений.

      В исследовании А.З. Зака  было выявлено, что различные формы мышления ребенка (наглядно-действенное, наглядно - образное и понятийное) никогда не функционируют изолированно друг от друга. Так, в понятийном мышлении всегда имеются образные компоненты, в процессе образного мышления существенную роль играют понятия или родственные им образования. Поэтому, как отмечает ученый, когда мы говорим об образном или понятийном мышлении детей, это в известной степени абстракция. В действительности мышление ребенка приобретает тот или иной характер в зависимости от преобладания тех или иных его компонентов (образных или понятийных). При решении определенных классов задач на первый план выступает оперирование образами и весь процесс мышления приобретает специфические особенности, отличающие его от понятийного мышления.

      Развитие наглядно-образного мышления осуществляется в тесной связи с развитием логического мышления. Н.Е. Веракса подчеркивает [3, с.88], что функционирование самих образов оказывает существенное влияние на развитие логических операций, поскольку новые стороны и связи предметов, которые на определенном этапе становятся объектом понятийного мышления, вначале выделяются ребенком в наглядно-образном плане. При слабом развитии этого плана ребенок не видит проблемных ситуаций.

  Формирование у ребенка качественно  нового мышления связано с  освоением мыслительных операций. В дошкольном возрасте они  интенсивно развиваются и начинают  выступать в качестве способов  умственной деятельности. В основе  всех мыслительных операций лежат  анализ и синтез. В исследованиях  А.К. Марковой было установлено,  что дошкольник сравнивает объекты  по более многочисленным признакам,  чем ребенок в раннем детстве.  Он замечает даже незначительное  сходство между внешними признаками  предметов и выражает различия  в слове.

 Также у старшего дошкольника  изменяется характер обобщений.  Дети постепенно переходят от  оперирования внешними признаками  к раскрытию объективно более  существенных для предмета признаков.  Более высокий уровень обобщения  позволяет ребенку освоить операцию  классификации, которая предполагает  отнесение объекта к группе  на основе видо-родовых признаков. Развитие умения классифицировать предметы связано с освоением обобщающих слов, расширением представлений и знаний об окружающем и умением выделять в предмете существенные признаки. Причем, чем ближе предметы к личному опыту дошкольника, тем более точное обобщение он делает. Ребенок прежде всего выделяет группы предметов, с которыми он активно взаимодействует: игрушки, мебель, посуду, одежду. С возрастом возникает дифференциация смежных классификационных групп: дикие и домашние животные, чайная и столовая посуда, зимующие и перелетные птицы.

Н.Н. Поддьяков утверждает, что именно 5-7-летний возраст является сензитивным к усвоению обобщённых средств и способов умственной деятельности. К концу дошкольного возраста у детей формируется ряд важнейших психических новообразований, существенно изменяющих структуру интеллектуальных процессов дошкольников и способствующих возникновению элементов логического мышления. В этом возрасте любой ребёнок свободно понимает и использует в собственной речи слова, выражающие понятия разной степени обобщённости. Но употребление этих слов не свидетельствуют о понимании отношений между родовыми и видовыми понятиями. Такие отношения, лежащие в основе логического мышления, как правило, без специально организованного обучения в дошкольном возрасте не усваиваются.

  В психологических исследованиях,  проведённых с позиции деятельностной теории учения (Н.Ф.Талызина и др.), устанавливается объективное содержание логических приёмов; каждое действие, входящее в это содержание, становится предметом усвоения, отрабатывается последовательность действий по выполнению приёма.

  Возможность усвоения некоторых  логических знаний и приёмов  детьми дошкольного возраста  показана в психологических исследованиях  И.Л. Матасовой , Е. Агаевой , А.Ф. Говорковой , Л.Ф. Обуховой  и др. В этих исследованиях была доказана возможность формирования отдельных логических приёмов мышления (сериации, классификации, транзитивности отношений между величинами) у старших дошкольников при соответствующей возрасту методике обучения.

  Одним из условий формирования  логического мышления у дошкольников  является учёт особенностей психического  развития детей данного возраста. Все психологические новообразования  детей указанного периода отличаются  незавершённостью. Это обусловливает  особенности их обучения, которое  должно сочетать в себе черты  игры и направленного обучения, ориентируясь при этом на сложившиеся  формы мышления-наглядно-действенное и наглядно-образное развитие новообразований: знаково-символической функции, элементов логического мышления.

  Результаты исследований А.З.  Зака свидетельствуют, что смотивировать старшего дошкольника на решение учебной задачи успешнее удается при включении его в игровую деятельность. Поэтому широкое использование игровых приемов в процессе обучения повышает эффективность результатов развития мышления детей.

 Таким образом, 6-ти летний  ребёнок может подходить к  решению логической ситуации тремя способами: используя наглядно-действенное мышление, наглядно-образное и логическое. С учётом развития к этому возрасту поисковой и планирующей деятельности, умение анализировать и использовать получаемую в ходе решения задач информацию его умственный потенциал оказывается достаточно высоким.

  В качестве основных посылок  совершенствования и усложнения  мыслительной деятельности ученые  выделяют следующие моменты:

1)появление произвольности в поведении и познавательных процессах (А.В. Запорожец);

2) способность действовать по образцу и инструкции (В.К. Котырло);

3) умение оценить свою работу и работу других (А.П.Усова, А.Н. Давидчук);

4) способность подчиниться к требованиям и правилам ситуации (Л.В. Эльконин);

5) способность к общему способу действия в условиях решения определённого типа задач (Л.А. Венгер);

6) способность осуществлять контроль за собственными действиями (Н.Н. Поддъяков).

  Французский психолог Т.А.  Рибо выявил зависимость развития мышления человека от возраста. Он установил, что наивысшего развития потенциальных возможностей мышление достигает в период 5-7 летнего возраста. Затем этот процесс испытывает некоторый «упадок», причём, крутизна и степень падения зависит от нескольких показателей. Среди них можно выделить степень сформированности мыслительных операций и наличие креативной составляющей.

   По мнению некоторых учёных возможности усвоения детьми дошкольного возраста значительно шире и многообразнее тех, на которые ориентируется ныне принятое традиционное содержание обучения. Результаты исследований, проведенных Л.А. Венгер, а также методика работы, построенная на основе выводов его исследований, которая широко применяется в образовательной практике, наглядно свидетельствуют, что ребёнка в 5-7 лет можно обучить полноценным логическим действиям определения «принадлежности к классу» и «соотношения классов и подклассов».

   Мышление ребёнка связано  с его знаниями. К 6 годам его  умственный кругозор достаточно  велик. В исследованиях, проведённых Н.Г. Коленцевой выявлены интересные данные относительно знаний, которые формируются у детей в дошкольном возрасте. Здесь обнаруживаются две противоречивые тенденции.

Первая - в процессе мыслительной деятельности происходит расширение объёма и углубление чётких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребёнка.

Вторая - в процессе мыслительной деятельности возникает и растёт круг неопределённых, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Эти развивающиеся знания являются мощным стимулятором умственной активности детей. В ходе взаимодействия этих тенденций неопределённость знаний уменьшается - они уточняются, проясняются и переходят в определённые знания посредством логических операций.

    В традиционной педагогике именно формированию определённых знаний и уделяется основное внимание. Однако такая позиция не является оптимальной. С одной стороны, укрепляется база знаний, на которой будет строиться школьное обучение. Но с другой стороны, переход развивающихся диффузных знаний в стабильные ведёт к снижению умственной активности. Поэтому, наряду с формированием базы знаний необходимо обеспечить непрерывный рост и неопределённых, неясных знаний при помощи специально организованных действий, такой вывод делает Н.Г. Коленцева.

Информация о работе Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления