Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 113.29 Кб (Скачать документ)

 

  Введение

    Актуальность  темы исследования обусловлена тем, что умственное развитие является важной задачей воспитания детей в дошкольном возрасте.

    Поиск новых  вариантов образования ориентированного  на развитие

умственных способностей, актуализируют внимание ученых и  педагогов- практиков к процессам развития логического мышления. Развитое логическое мышление позволяет человеку свободно ориентироваться в окружающем мире, продуктивно и результативно осуществлять действительность.

    Связанная с  сознанием в целом, речь человека  включается в определенные взаимоотношения  со всеми психическими процессами; но основным и определяющим  для речи является ее отношение  к мышлению.

   Поскольку речь  является формой существования  мысли, между речью и мышлением  существует единство.  Но это  единство, а не тождество. Нельзя  свести мышление к речи и  установить между ними тождество.  Потому что речь существует  как  речь лишь благодаря   своему отношению к мышлению.

    Как форма и  содержание, речь и мышление связанны сложными и часто противоречивыми соотношениями. Речь имеет свою структуру, не совпадающую со структурой мышления: грамматика выражает структуру речи, логика- структуру мышления; они не тожественны.

    Наличие единства  и отсутствие тождества между  мышлением и речью явственно  выступают в процессе воспроизведения.  Речь и мышление возникают  у человека в единстве на  основе общественно-трудовой практики.

    Как известно  « речь»- это сложившаяся в  процессе исторической эволюции  человека форма общения, опосредованная  языком.

   Отметим, что проблеме  развития восприятия речи детьми  дошкольного возраста  посвящено  большинство педагогических исследований. Основы методики  развития речи  дошкольников определены в работах  М. М. Кониной, А. М. Леушиной, Л. А.Пеньевской, О. И. Соловьевой. Проблемы содержания и методов обучения монологической речи в детском саду плодотворно разрабатывались А. М. Бородович, Н. Ф. Виноградовой, В. В. Гербовой, Э. П. Коротковой, О. С. Ушаковой.

    Исследования  ученых Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Н. Н. Поддьякова убедительно доказывают, что основные  логические структуры мышления формируются примерно в возрасте с 5-11 лет. Эти данные подчеркивают важность старшего дошкольного детства, поддержку и всемерное развитие  качеств мышления, специфических для возраста, так как создаваемые им уникальные условия больше не повторятся и то, что будет «недобрано» здесь, наверстать в дальнейшем окажется трудно или вовсе невозможно. Запоздалое формирование этих структур  протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным.

    В результате  глубоких теоретических исследований  появились программы, ориентированные   на развитие мышления ребенка  его умственных способностей. Таковыми  являются программы развивающего  обучения «Развитие», «Детство».

     Учитывая вышеизложенное, объектом исследования является личность ребенка старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования - развитие уровня речи и логического мышления старшего дошкольного возраста.

     Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.

      Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:

1.Раскрыть теоретические основы  развития речи и логического  мышления детей старшего дошкольного  возраста;

2.Организовать и провести практическое  исследование  по взаимосвязи  уровня развития речи и логического  мышления детей;

    Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что уровень развития речи детей старшего дошкольного возраста и уровень развития логического мышления находятся в пропорциональной зависимости.

      Практическая значимость состоит в том, что результаты практического исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных учреждений в реальных условиях деятельности.

     Структура  исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

    Во введении обосновывается актуальность, объект, предмет, цели, задачи, гипотеза, практическая значимость, структура исследования.

В первой главе рассматриваются  теоретические основы речевого развития и логического мышления детей  старшего дошкольного возраста.

    Во второй главе описываются результаты проведения экспериментального исследования  по выявлению взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей.

    В заключении приведены основные выводы исследования.

    Список литературы содержит 26 источников.

     В приложении содержатся таблицы с описанием результатов практического исследования, диаграммы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретические основы развития речи и мышления детей старшего дошкольного возраста.

 

1.1.Психологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста.

  Старший дошкольный  возраст играет особую роль  в психическом развитии ребенка:  в этот период жизни начинают  формироваться новые психологические  механизмы деятельности и поведения  [12,с.23].

   В этот период (5,5 – 7 лет) отмечается бурное  развитие и перестройка в работе  всех физиологических систем  организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 5,5 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением.

    Обращает на  себя внимание тот факт, что  старшие дошкольники перестают  быть наивными и непосредственными,  как раньше, становятся менее  понятными для окружающих. Причиной  таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка  его внутренней и внешней жизни.  Известно,  что до семи лет  малыш поступает в соответствии  с актуальными для него в  данный момент переживаниями.  Его желания и выражение этих  желаний в поведении (т.е. внутреннее  и внешнее) представляют собой  неразделимое целое. Поведение  ребенка в этих возрастах можно  условно описать схемой: "захотел  - сделал". Наивность и непосредственность  свидетельствуют о том, что  внешне ребенок такой же, как  и "внутри", его поведение  понятно и легко "читается" окружающими. Утрата непосредственности  и наивности в поведении старшего  дошкольника означает включение в его поступки некоторого интеллектуального момента, который как бы вклинивается между переживанием и действием ребенка. Его поведение становится осознанным и может быть описано другой схемой: "захотел - осознал - сделал". Так,  осознание включается во все сферы жизни старшего дошкольника: он начинает осознавать отношение к себе окружающих и свое отношение к ним и к самому себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности и т.д.

    Одним из важнейших  достижений старшего дошкольного  возраста является осознание  своего социального "Я", формирование  внутренней социальной позиции.  В ранние периоды развития  дети еще не отдают себе  отчета в том, какое место  они занимают в жизни. Поэтому  осознанное стремление измениться  у них отсутствует. Если новые  потребности, возникающие у детей  этих возрастов, не находят  реализации в рамках того образа  жизни, который они ведут, это  вызывает неосознанный протест  и сопротивление.

    В старшем дошкольном  возрасте ребенок впервые осознает  расхождение между тем, какое  положение он занимает среди  других людей, и тем, каковы  его реальные возможности и  желания. Появляется ясно выраженное  стремление к тому, чтобы занять  новое более "взрослое" положение  в жизни и выполнять новую,  важную не только для него  самого, но и для других людей  деятельность. Ребенок как бы "выпадает" из привычной жизни и применяемой  к нему педагогической системы,  теряет интерес к дошкольным  видам деятельности. В условиях  всеобщего школьного обучения  это прежде всего проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности ("В школе - большие, а в детском садике - только малыши"), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

    Появление такого  стремления подготавливается всем  ходом психического развития  ребенка и возникает на том  уровне, когда ему становится  доступным осознание себя не  только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если  переход к новому социальному  положению и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает чувство неудовлетворенности.

    Следует отметить,  что ребенок в старшем дошкольном  возрасте начинает осознавать  свое место среди других людей,  у него формируется внутренняя  социальная позиция и стремление  к соответствующей его потребностям  новой социальной роли. Ребенок  начинает осознавать и обобщать  свои переживания, формируются  устойчивая самооценка и соответствующее  ей отношение к успеху и  неудаче в деятельности (одним  свойственно стремление к успеху  и высоким достижениям, а для  других важнее всего избежать  неудач и неприятных переживаний).

    Содержательный  и оценочный аспекты самосознания  являются единым неразделимым  целым. Напомним, что под словом "самосознание" в психологии  обычно имеют в виду существующую  в сознании человека систему  представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В  самосознании выделяют две взаимосвязанные  составляющие: содержательную - знания  и представления о себе (Кто  я?) - и оценочную, или самооценку (Какой я?).

    Всякое суждение  о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и самооценку. Представления о своих индивидуальных качествах, возникая, сразу же обрастают и определенным отношением к себе. В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального "Я" - "какой я есть"), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального "Я" - "каким бы я хотел быть"). Совпадение реального "Я" с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия. А оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку. При этом положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

    В старшем дошкольном  возрасте появляются зачатки  рефлексии - способности анализировать  свою деятельность и соотносить  свои мнения, переживания и действия  с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего  дошкольного возраста становится  уже более реалистичной, в привычных  ситуациях и привычных видах  деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная. Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

    К старшему  дошкольному возрасту знания, полученные  в процессе деятельности, приобретают  более устойчивый и осознанный  характер. В этот период мнения  и оценки окружающих преломляются  через призму индивидуального  опыта ребенка и принимаются  им лишь в том случае, если  нет значительных расхождений  с его собственными представлениями  о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие  мнений, ребенок явно или скрыто  протестует, обостряется кризис 6-7 лет.  Очевидно, что суждения старшего  дошкольника о себе часто бывают  ошибочными, так как индивидуальный  опыт еще недостаточно богат  и возможности самоанализа ограничены [18, с.73].

    В отличие от  конкретных представлений, полученных  на индивидуальном опыте, знания  о себе, приобретенные при общении  со взрослыми, носят обобщенный характер. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка обращено прежде всего к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе [12,с.35].

    Опыт общения  со сверстниками также оказывает  влияние на формирование детского  самосознания. В общении, в совместной  деятельности с другими детьми  ребенок познает такие свои  индивидуальные особенности, которые  не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком "позиции другого", как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм.

Информация о работе Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления