Важным условием 
формирования самосознания является 
умственное развитие ребенка. 
Это прежде всего способность осознавать 
факты своей внутренней и внешней жизни, 
обобщать свои переживания. В старшем 
дошкольном возрасте наблюдение становится 
целенаправленным и осознанным. У дошкольника 
достаточно хорошо развита память. Тот 
факт, что ребенок начинает помнить последовательность 
событий, в психологии называют "единством 
и тождеством "Я"". Следовательно, 
уже в этом возрасте можно говорить о некоторой 
целостности и единстве самосознания.
    В старшем дошкольном 
возрасте возникает осмысленная 
ориентировка в собственных переживаниях, 
когда ребенок начинает осознавать 
свои переживания и понимать, 
что значит "Я радуюсь", "Я 
огорчен", "Я сердит", "Мне 
стыдно" и т.п. Более того, старший 
дошкольник не только осознает 
свои эмоциональные состояния 
в конкретной ситуации (это может 
быть доступно и детям 4-5 лет), 
но способен обобщать переживания, 
хотя зачастую и аффективно. Это 
значит, что если несколько раз подряд 
он испытывает неудачу в какой-то ситуации 
(например, неправильно ответил на занятии, 
был не принят в игру и т.п.), то у него возникает 
негативная оценка своих возможностей 
в этом виде деятельности ("Я это не 
умею", "У меня так не получится", 
"Со мной никто не хочет играть"). 
В старшем дошкольном возрасте формируются 
предпосылки рефлексии - способности анализировать 
себя и свою деятельность.
    В старшем дошкольном 
возрасте ребенок имеет относительно 
богатый собственный опыт, обладает 
способностью наблюдать и анализировать 
действия и поступки других 
людей и свои собственные. В 
привычных ситуациях и знакомых 
видах деятельности оценки окружающих 
(детей и взрослых) принимаются 
старшим дошкольником только 
в том случае, если они не 
противоречат его личному опыту. 
Такое сочетание факторов развития 
самосознания характерно не для 
всех детей, фактически достигших 
старшего дошкольного возраста, 
а только для тех, общий уровень 
психического развития которых 
соответствует переходному периоду 
- кризису семи лет.
    Таким образом,  
задача взрослых развивать внимание 
и память детей, формировать 
у них элементарный самоконтроль, 
способность к саморегуляции своих 
действий. Условием полноценного развития 
старших дошкольников является содержательное 
общение со сверстниками и взрослыми.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.2. Особенности речевого 
развития детей старшего дошкольного 
возраста.
    Понятие развития 
речи выступает как в философско-психологическом, 
так и в научно-методическом значениях. 
Оно представляет собой постоянно протекающий 
в течение всей жизни человека процесс 
овладения речью и ее механизмами в непосредственной 
взаимосвязи с духовным становлением 
личности, обогащением ее внутреннего 
мира.
    Как известно, 
речь - это процесс отражения объективной 
реальности в виде языковых 
или иных символов, используемых 
в мышлении, и их последующего 
звукового или письменного воспроизведения 
[14, с.134]. Следовательно, речь, как психический 
процесс, выполняет две основные функции 
- обозначения (в мышлении) и общения (при 
обмене информацией с другими людьми посредством 
использования языка). Она является достоянием 
только человека.
   Физиологической 
основой речи является связь 
соответствующих участков коры 
головного мозга, с одной стороны, 
с мыслительными процессами, а 
с другой - с нервно-физиологической 
деятельностью звукового аппарата 
[17, с. 340]. Более подробное рассмотрение 
физиологических основ речи требует 
понимания сложнейшей системы 
условных рефлексов. Ее основу 
составляет вторая сигнальная 
система, условными раздражителями 
которой выступают слова в 
их звуковой или образной форме. 
Будучи вначале нейтральными 
раздражителями, они становятся 
условно-речевыми в процессе их 
повторного сочетания с первосигнальными, 
формирующими в сознании образы конкретных 
предметов и явлений. В результате они 
приобретают смысловое значение, становятся 
сигналами непосредственных раздражителей, 
с которыми ранее сочетались. Таким образом, 
речевой акт – это проявление высшей нервной 
деятельности человека.
    Известно,  что 
человек выбирает подходящие 
для выражения мысли слова, 
комбинирует и связывает их 
в соответствии с правилами 
грамматики и произносит с 
помощью речевого аппарата. Важно 
также знать,  что речь напрямую 
связана с процессом мышления. 
В мышлении, как психическом познавательном 
процессе, реализуются два вида речи: знаковая 
(образная), использующая знаки и образы 
предметов и явлений объективного мира, 
и словесно-логическая, реализующая в 
мыслительных операциях логические рассуждения 
с использованием слов, обозначающих те 
или иные предметы и явления. При этом 
считается, что продуктивность знаковой 
речи в мышлении во много раз превосходит 
словесно-логическую [14, с.245].
    Различают две 
формы речи: внешнюю и внутреннюю. 
В общении виды речи значительно 
разнообразнее. Здесь выделяются 
внешняя и внутренняя речь, письменная 
и устная, диалогическая и монологическая, 
контекстуальная и ситуативная 
и др. [14, с.247].
    Внешняя речь 
может быть диалогической и 
монологической. Диалогическая речь 
формируется, когда в разговоре 
принимают участие два и более 
собеседника. Они обмениваются 
репликами между собой. Реплика 
– это ответная реакция на 
слова собеседника в форме 
вопроса или утверждения. Речь 
в диалоге эмоционально окрашена 
и сопровождается мимикой, жестами, 
изменением тембра голоса. Диалог, 
имеющий в основе определенную 
цель, называют беседой. Беседующие 
обсуждают конкретную тему. Монолог – 
это речь, произносимая одним человеком. 
Монологическая речь должна иметь четкую 
последовательность мысли, подкрепляться 
доказательствами, обеспечивающими смысловое 
понимание.
    Внутренняя речь 
(«разговор с самим собой»). Эта 
форма появляется, когда человек 
мысленно как бы проговаривает 
фразы. Возникает внутренняя речь 
в возрасте 3–4 лет. С помощью 
внутренней речи формируется 
фраза, а затем произносится 
вслух.
    Речь, активно 
участвуя в процессе мышления 
человека, одновременно как бы 
выступает внешним выразителем 
качества функционирования психических 
познавательных процессов в целом. 
Однако на ее характеристики, 
как, впрочем, и характеристики 
других познавательных процессов, 
существенное влияние оказывает 
относительно самостоятельная группа 
психических процессов, относящихся 
к эмоционально-волевой сфере 
психической деятельности человека, 
формируемой на основе психических эмоционально-волевых 
процессов.
    Известно,  что 
неотъемлемым условием нормального 
речевого развития детей является 
хорошо развитая речевая функция 
[16, с. 28]. Для обеспечения речевой деятельности 
необходима анатомическая целостность 
и нормальная функциональная активность 
головного мозга. В формировании речи 
должны участвовать мышцы дыхательного, 
голосового и артикулярного аппаратов. 
Качество речевой функции зависит от совместной 
одновременной работы зон в коре головного 
мозга. Важную роль играют речеслуховая 
и речедвигательная зоны. Они расположены 
в левом полушарии головного мозга у правшей 
и в правом полушарии у левшей. Для нормальной 
речевой деятельности необходимо много 
условий, в том числе нормальное состояние 
нервной системы, зрения, слуха и как можно 
больше речевого общения.
    Таким образом, 
о качестве речи, как средства 
мышления, принято судить по ее 
основным характеристикам: содержанию 
(направленностью выражаемых в 
ней мыслей) и последовательности 
(логичности использования в ней 
словесных и образных обозначений 
 предметов и  явлений объективного и субъективного 
мира).
    Проблемой изучения 
психологических особенностей восприятия 
речи в разное время занимались 
такие отечественные психологи, 
как  Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, 
Л.С. Выготский  и методисты О.С. Ушакова, 
О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, 
М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. [9,с.25]. Все 
они солидарны в выделении следующих психологических 
особенностей развития речи у старших 
дошкольников. Назовем их [17,с.10].
1. Звуковая культура 
речи.
    Дети этого 
возраста способны четко произносить 
трудные звуки: шипящие, свистящие, 
сонорные. Дифференцируя их в 
речи, они закрепляют их в произношении.
   Отчетливая речь 
становится нормой для пятилетнего 
дошкольника в повседневной жизни, 
а не только во время специальных 
занятий с ним.
   У детей совершенствуется 
слуховое восприятие и развивается 
фонематический слух. 
   Дети свободно 
используют в своей речи средства 
интонационной выразительности: 
могут читать стихи грустно, 
весело, торжественно. Кроме того, дети 
в этом возрасте уже легко 
владеют повествовательной, вопросительной 
и восклицательной интонациями.
   Старшие дошкольники 
способны регулировать громкость 
голоса в различных жизненных 
ситуациях: громко отвечать на 
занятиях, тихо разговаривать в 
общественных местах, дружеских 
беседах и т.д. Они умеют 
уже пользоваться темпом речи: 
говорить медленно, быстро и умеренно 
при соответствующих обстоятельствах.
   У детей пяти 
лет хорошо развито речевое 
дыхание: они могут протяжно 
произносить не только гласные 
звуки, но и некоторые согласные 
(сонорные, шипящие, свистящие).
   Дети пяти лет 
могут сравнивать речь сверстников 
и свою с речью взрослых, обнаруживать 
несоответствия: неправильное произношение 
звуков, слов, неточное употребление 
ударений в словах.
2. Грамматический 
строй речи.
   Речь детей пяти 
лет насыщается словами, обозначающими 
все части речи. В этом возрасте 
они активно занимаются словотворчеством, 
словоизменением и словообразованием, 
создавая множество неологизмов.
   В старшем дошкольном 
возрасте дети совершают первые 
попытки произвольного использования 
грамматических средств и анализа 
грамматических фактов.
   Пятилетние дети 
начинают овладевать и синтаксической 
стороной речи. Правда, это трудно 
дается, и поэтому взрослый как 
бы ведет за собой ребенка, 
помогая ему устанавливать причинно-следственные 
и временные связи при рассматривании 
объектов.
   Дети этого возраста 
умеют самостоятельно образовывать 
слова, подбирая нужный суффикс.
  У детей пяти лет 
появляется критическое отношение 
к грамматическим ошибкам, умение 
контролировать свою речь.
В этом возрасте возрастает 
удельный вес простых распространенных 
предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных 
предложений.
3. Лексическая 
сторона речи.
   К пяти годам 
прием сравнения и сопоставления 
сходных и различных предметов 
(по форме, цвету, величине) прочно 
входит в жизнь детей и помогает 
им обобщать признаки, и выделять 
из них существенные. Дети свободно 
пользуются обобщающими словами, 
группируют предметы в категории 
по родовому признаку.
  Развивается смысловая 
сторона речи: появляются обобщающие 
слова, синонимы, антонимы, оттенки 
значений слов, происходит выбор 
точных, подходящих выражений, употребление 
слов в разных значениях, использование 
прилагательных, антонимов.
4. Связная речь (является показателем речевого 
развития ребенка).
  Дети хорошо понимают 
прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию 
и способны пересказать сказку, короткие 
рассказы.
  Дети способны выстроить 
рассказ по серии картин, изложив 
завязку, кульминацию и развязку. 
Кроме того, они могут вообразить 
события, предшествовавшие изображенному 
на картине, а также и последующие, то есть 
выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети 
учатся составлять рассказ самостоятельно.
  Дети пяти лет уже 
способны не только увидеть 
в картине главное и существенное, 
но и заметить частности, детали, 
передать тон, пейзаж, состояние 
погоды и т.п.
 Дети также могут 
дать описание игрушки, составить 
сюжетный рассказ об одной 
или нескольких игрушках, показать 
рассказ - инсценировку по набору 
игрушек.
   В диалогической 
речи дети пользуются, в зависимости 
от контекста, краткой или развернутой 
формой высказывания.
   Наиболее яркой 
характеристикой речи детей шестого 
года является активное освоение 
разных типов текстов (описание, 
повествование, рассуждение).
   В процессе развития 
связной речи дети начинают 
активно пользоваться различными 
типами связи слов внутри предложения, 
между предложениями и между 
частями высказывания, соблюдая 
при этом его структуру.
   Таким образом, 
в отечественной дошкольной педагогике 
накопился богатый опыт теоретических 
и практических исследований, раскрывающих 
особенности развития речи дошкольниками. 
Мы полагаем, что прежде, чем приступить 
к описанию практических методов 
речевого развития, необходимо раскрыть 
основные психологические особенности 
детей в старшем дошкольном 
возрасте.