Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2012 в 17:10, курсовая работа

Описание

Целью нашей работы является выявление взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели нами были выдвинуты задачи:
1.Раскрыть теоретические основы развития речи и логического мышления детей старшего дошкольного возраста;
2.Организовать и провести практическое исследование по взаимосвязи уровня развития речи и логического мышления детей;

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 113.29 Кб (Скачать документ)

    Важным условием  формирования самосознания является  умственное развитие ребенка.  Это прежде всего способность осознавать факты своей внутренней и внешней жизни, обобщать свои переживания. В старшем дошкольном возрасте наблюдение становится целенаправленным и осознанным. У дошкольника достаточно хорошо развита память. Тот факт, что ребенок начинает помнить последовательность событий, в психологии называют "единством и тождеством "Я"". Следовательно, уже в этом возрасте можно говорить о некоторой целостности и единстве самосознания.

    В старшем дошкольном  возрасте возникает осмысленная  ориентировка в собственных переживаниях, когда ребенок начинает осознавать  свои переживания и понимать, что значит "Я радуюсь", "Я  огорчен", "Я сердит", "Мне  стыдно" и т.п. Более того, старший  дошкольник не только осознает  свои эмоциональные состояния  в конкретной ситуации (это может  быть доступно и детям 4-5 лет), но способен обобщать переживания,  хотя зачастую и аффективно. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то ситуации (например, неправильно ответил на занятии, был не принят в игру и т.п.), то у него возникает негативная оценка своих возможностей в этом виде деятельности ("Я это не умею", "У меня так не получится", "Со мной никто не хочет играть"). В старшем дошкольном возрасте формируются предпосылки рефлексии - способности анализировать себя и свою деятельность.

    В старшем дошкольном  возрасте ребенок имеет относительно  богатый собственный опыт, обладает  способностью наблюдать и анализировать  действия и поступки других  людей и свои собственные. В  привычных ситуациях и знакомых  видах деятельности оценки окружающих (детей и взрослых) принимаются  старшим дошкольником только  в том случае, если они не  противоречат его личному опыту.  Такое сочетание факторов развития  самосознания характерно не для  всех детей, фактически достигших  старшего дошкольного возраста, а только для тех, общий уровень  психического развития которых  соответствует переходному периоду  - кризису семи лет.

    Таким образом,  задача взрослых развивать внимание  и память детей, формировать  у них элементарный самоконтроль, способность к саморегуляции своих действий. Условием полноценного развития старших дошкольников является содержательное общение со сверстниками и взрослыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Особенности речевого развития детей старшего дошкольного возраста.

    Понятие развития  речи выступает как в философско-психологическом, так и в научно-методическом значениях. Оно представляет собой постоянно протекающий в течение всей жизни человека процесс овладения речью и ее механизмами в непосредственной взаимосвязи с духовным становлением личности, обогащением ее внутреннего мира.

    Как известно, речь - это процесс отражения объективной  реальности в виде языковых  или иных символов, используемых  в мышлении, и их последующего  звукового или письменного воспроизведения  [14, с.134]. Следовательно, речь, как психический процесс, выполняет две основные функции - обозначения (в мышлении) и общения (при обмене информацией с другими людьми посредством использования языка). Она является достоянием только человека.

   Физиологической  основой речи является связь  соответствующих участков коры  головного мозга, с одной стороны,  с мыслительными процессами, а  с другой - с нервно-физиологической  деятельностью звукового аппарата [17, с. 340]. Более подробное рассмотрение  физиологических основ речи требует  понимания сложнейшей системы  условных рефлексов. Ее основу  составляет вторая сигнальная  система, условными раздражителями  которой выступают слова в  их звуковой или образной форме.  Будучи вначале нейтральными  раздражителями, они становятся  условно-речевыми в процессе их  повторного сочетания с первосигнальными, формирующими в сознании образы конкретных предметов и явлений. В результате они приобретают смысловое значение, становятся сигналами непосредственных раздражителей, с которыми ранее сочетались. Таким образом, речевой акт – это проявление высшей нервной деятельности человека.

    Известно,  что  человек выбирает подходящие  для выражения мысли слова,  комбинирует и связывает их  в соответствии с правилами  грамматики и произносит с  помощью речевого аппарата. Важно  также знать,  что речь напрямую  связана с процессом мышления. В мышлении, как психическом познавательном процессе, реализуются два вида речи: знаковая (образная), использующая знаки и образы предметов и явлений объективного мира, и словесно-логическая, реализующая в мыслительных операциях логические рассуждения с использованием слов, обозначающих те или иные предметы и явления. При этом считается, что продуктивность знаковой речи в мышлении во много раз превосходит словесно-логическую [14, с.245].

    Различают две  формы речи: внешнюю и внутреннюю. В общении виды речи значительно  разнообразнее. Здесь выделяются  внешняя и внутренняя речь, письменная  и устная, диалогическая и монологическая, контекстуальная и ситуативная  и др. [14, с.247].

    Внешняя речь  может быть диалогической и  монологической. Диалогическая речь  формируется, когда в разговоре  принимают участие два и более  собеседника. Они обмениваются  репликами между собой. Реплика  – это ответная реакция на  слова собеседника в форме  вопроса или утверждения. Речь  в диалоге эмоционально окрашена  и сопровождается мимикой, жестами,  изменением тембра голоса. Диалог, имеющий в основе определенную  цель, называют беседой. Беседующие обсуждают конкретную тему. Монолог – это речь, произносимая одним человеком. Монологическая речь должна иметь четкую последовательность мысли, подкрепляться доказательствами, обеспечивающими смысловое понимание.

    Внутренняя речь («разговор с самим собой»). Эта  форма появляется, когда человек  мысленно как бы проговаривает  фразы. Возникает внутренняя речь  в возрасте 3–4 лет. С помощью  внутренней речи формируется  фраза, а затем произносится  вслух.

    Речь, активно  участвуя в процессе мышления  человека, одновременно как бы  выступает внешним выразителем  качества функционирования психических  познавательных процессов в целом.  Однако на ее характеристики, как, впрочем, и характеристики  других познавательных процессов,  существенное влияние оказывает  относительно самостоятельная группа  психических процессов, относящихся  к эмоционально-волевой сфере  психической деятельности человека, формируемой на основе психических эмоционально-волевых процессов.

    Известно,  что  неотъемлемым условием нормального  речевого развития детей является  хорошо развитая речевая функция  [16, с. 28]. Для обеспечения речевой деятельности необходима анатомическая целостность и нормальная функциональная активность головного мозга. В формировании речи должны участвовать мышцы дыхательного, голосового и артикулярного аппаратов. Качество речевой функции зависит от совместной одновременной работы зон в коре головного мозга. Важную роль играют речеслуховая и речедвигательная зоны. Они расположены в левом полушарии головного мозга у правшей и в правом полушарии у левшей. Для нормальной речевой деятельности необходимо много условий, в том числе нормальное состояние нервной системы, зрения, слуха и как можно больше речевого общения.

    Таким образом,  о качестве речи, как средства  мышления, принято судить по ее  основным характеристикам: содержанию (направленностью выражаемых в  ней мыслей) и последовательности (логичности использования в ней  словесных и образных обозначений   предметов и  явлений объективного и субъективного мира).

    Проблемой изучения  психологических особенностей восприятия  речи в разное время занимались  такие отечественные психологи,  как  Д.Б. Эльконин, А.Н, Гвоздев, Л.С. Выготский  и методисты О.С. Ушакова, О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьева, А.М. Бородич, М.М. Алексеева, В.И. Яшина и др. [9,с.25]. Все они солидарны в выделении следующих психологических особенностей развития речи у старших дошкольников. Назовем их [17,с.10].

1. Звуковая культура  речи.

    Дети этого  возраста способны четко произносить  трудные звуки: шипящие, свистящие,  сонорные. Дифференцируя их в  речи, они закрепляют их в произношении.

   Отчетливая речь  становится нормой для пятилетнего  дошкольника в повседневной жизни,  а не только во время специальных  занятий с ним.

   У детей совершенствуется  слуховое восприятие и развивается  фонематический слух.

   Дети свободно  используют в своей речи средства  интонационной выразительности:  могут читать стихи грустно,  весело, торжественно. Кроме того, дети  в этом возрасте уже легко  владеют повествовательной, вопросительной  и восклицательной интонациями.

   Старшие дошкольники  способны регулировать громкость  голоса в различных жизненных  ситуациях: громко отвечать на  занятиях, тихо разговаривать в  общественных местах, дружеских  беседах и т.д. Они умеют  уже пользоваться темпом речи: говорить медленно, быстро и умеренно  при соответствующих обстоятельствах.

   У детей пяти  лет хорошо развито речевое  дыхание: они могут протяжно  произносить не только гласные  звуки, но и некоторые согласные  (сонорные, шипящие, свистящие).

   Дети пяти лет  могут сравнивать речь сверстников  и свою с речью взрослых, обнаруживать  несоответствия: неправильное произношение  звуков, слов, неточное употребление  ударений в словах.

2. Грамматический  строй речи.

   Речь детей пяти  лет насыщается словами, обозначающими  все части речи. В этом возрасте  они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием,  создавая множество неологизмов.

   В старшем дошкольном  возрасте дети совершают первые  попытки произвольного использования  грамматических средств и анализа  грамматических фактов.

   Пятилетние дети  начинают овладевать и синтаксической  стороной речи. Правда, это трудно  дается, и поэтому взрослый как  бы ведет за собой ребенка,  помогая ему устанавливать причинно-следственные  и временные связи при рассматривании  объектов.

   Дети этого возраста  умеют самостоятельно образовывать  слова, подбирая нужный суффикс.

  У детей пяти лет  появляется критическое отношение  к грамматическим ошибкам, умение  контролировать свою речь.

В этом возрасте возрастает удельный вес простых распространенных предложений, сложносочиненных и сложноподчиненных  предложений.

3. Лексическая  сторона речи.

   К пяти годам  прием сравнения и сопоставления  сходных и различных предметов  (по форме, цвету, величине) прочно  входит в жизнь детей и помогает  им обобщать признаки, и выделять  из них существенные. Дети свободно  пользуются обобщающими словами,  группируют предметы в категории  по родовому признаку.

  Развивается смысловая  сторона речи: появляются обобщающие  слова, синонимы, антонимы, оттенки  значений слов, происходит выбор  точных, подходящих выражений, употребление  слов в разных значениях, использование  прилагательных, антонимов.

4. Связная речь (является показателем речевого развития ребенка).

  Дети хорошо понимают  прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию и способны пересказать сказку, короткие рассказы.

  Дети способны выстроить  рассказ по серии картин, изложив  завязку, кульминацию и развязку. Кроме того, они могут вообразить  события, предшествовавшие изображенному на картине, а также и последующие, то есть выйти за ее пределы. Иначе говоря, дети учатся составлять рассказ самостоятельно.

  Дети пяти лет уже  способны не только увидеть  в картине главное и существенное, но и заметить частности, детали, передать тон, пейзаж, состояние  погоды и т.п.

 Дети также могут  дать описание игрушки, составить  сюжетный рассказ об одной  или нескольких игрушках, показать  рассказ - инсценировку по набору  игрушек.

   В диалогической  речи дети пользуются, в зависимости  от контекста, краткой или развернутой  формой высказывания.

   Наиболее яркой  характеристикой речи детей шестого  года является активное освоение  разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

   В процессе развития  связной речи дети начинают  активно пользоваться различными  типами связи слов внутри предложения,  между предложениями и между  частями высказывания, соблюдая  при этом его структуру.

   Таким образом,  в отечественной дошкольной педагогике  накопился богатый опыт теоретических  и практических исследований, раскрывающих  особенности развития речи дошкольниками.  Мы полагаем, что прежде, чем приступить  к описанию практических методов  речевого развития, необходимо раскрыть  основные психологические особенности  детей в старшем дошкольном  возрасте.

Информация о работе Взаимосвязь уровня развития речи старших дошкольников и уровня логического мышления