Воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим тему о воспитании. Воспитание это категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Цель данной работы раскрыть воспитание как общественное явление, показать необходимость воспитания, так как оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Воспитательный процесс…………………………………………………..3
3.Воспитание и эмоции………………………………………………………9
4.Воспитание и социализация………………………………………………11
5.Теории воспитания………………………………………………………...14
6.Самовоспитание……………………………………………………………15
7. Методы воспитания……………………………………………………….16
8.Содержание и направления воспитательного процесса…………………21
а ) Формирование основ научного мировоззрения……………………..21
б ) Гражданское воспитание……………………………………………...24
в ) Нравственное воспитание……………………………………………..26
г ) Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
школьников…………………………………………………………….28
д ) Эстетическое воспитание……………………………………………..30
е ) Физическое воспитание………………………………………………..32
9. Заключение…………………………………………………………………...35
10.Список литературы………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

стр22.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

  Воспитательный  процесс включает в себя всех участников как механическую сумму, а в жизненной  динамике, как диалектически взаимодействующих субъектов. Основной, неделимой клеткой такого взаимодействия в воспитательном процессе, его главным звеном, благодаря которому осуществляется  воспитание,  является  жизненная  отношенческая воспитательная ситуация. Она характеризуется следующими основными чертами:

  а) направленностью на удовлетворение жизненных потребностей и интересов людей и естественным стимулированием их к взаимодействию;

  б) сосредоточенностью и проявлением  в ней реально существующих в обществе социальных зависимостей;

  в) проявлением в ней общественных противоречий, поиском и обнаружением путей их устранения;

  г) необходимостью нравственного выбора поступка, направленности поведения в целом всеми участниками взаимодействия;

  д) вовлечением в разнообразные  взаимоотношения участников воспитательного процесса, побуждением, стимулированием их к активному проявлению нравственно-эстетических позиций, внутренних сил в деятельности и общении, выработкой активной жизненной позиции;

  е) осуществлением в результате активных взаимоотношений, воспитательных взаимовлияний и взаимодействий, формированием системы привычного нравственного сознания и мышления, привычных форм поведения, личностно-психического развития.

  Жизненные воспитательные отношенческие ситуации возникают на трех основных уровнях. Во-первых, на уровне необходимого, должного, обязательного. Жизнь в обществе обязывает ребенка, как и взрослых, принимать участие в. жизнеобеспечении, в подготовке к жизни в обществе, к отношениям с самыми различными людьми, явлениями природы и общества. Во-вторых, для ребенка в воспитательном процессе возникают ситуации на уровне свободного выбора видов деятельности и общения, а также избирательных отношений. Ребенок сам выбирает себе товарища, друга, компанию. Он увлекается то одним, то другим видом деятельности. Но это не значит, что избирательные отношения вовсе свободны от должного. После того, как выбор сделан, в рамках этого выбора для ребенка начинают действовать свои правила необходимого: законы дружбы, верность слову, чистота чувства и другие. В-третьих, воспитательные отношенческие ситуации возникают на уровне случайного общения, взаимоотношения и взаимодействия. К такого рода ситуациям относятся отношения во временной группе, общение с людьми на основе временных интересов или обязанностей.

  Сила  воспитательного воздействия ситуации того или иного уровня возрастает по мере перехода от ситуации случайного общения к ситуациям избирательного и необходимого общения, отношений. Воспитывающая сила воспитательного процесса зависит от степени организованности самой жизни детей, целенаправленности и последовательности развития всего многообразия жизненных отношенческих ситуаций. Динамика воспитательного процесса как раз и состоит в системе и динамике протекания отношенческих ситуаций. Диалектика их развития заключается во взаимодействии ситуаций различного уровня, в преобладании в жизни ребенка ситуаций того или иного уровня, в определенной движущейся и развивающейся системе этих ситуаций, в их взаимопереходах друг в друга, в их взаимообогащении, а подчас и взаимоисключении, в их способности пробуждения личностной активности детей и взрослых.

  Тот факт, что воспитательная отношенческая  ситуация является основной и неделимой  клеткой воспитательного процесса, а воспитательный процесс состоит  из движущейся системы отношенческих  ситуаций, убедительно свидетельствует, что индивидуальность и личность ребенка в любой ситуации любого уровня воспитывается не по частям, а целостно. Участвуя, например, в ситуации трудового взаимодействия, ребенок включает в нее не только свои физические силы, но и интеллектуальные, эстетические, нравственные. Он участвует и изменяется под влиянием ситуации целостно, как индивидуальность и личность. Вот почему и сам процесс в сущности своей един и целостен. Объективно, представляя собой систему разнообразных ситуаций, он не расчленяется на отдельные виды воспитания. Каждый вид деятельности и общения в большей или меньшей степени, хотя и в неравной степени интенсивности, включая все силы ребенка во взаимодействии, формирует целостную личность. 

  Воспитание  и эмоции. 

  Воспитание через эмоциональное воздействие — очень тонкий процесс. Менее всего в развитии эмоциональной стороны личности допустимо механистическое упрощенчество. Теоретические ошибки механистических теорий могут привести на практике к пагубным последствиям.

  Для представителей тех теорий, для которых  эмоция — или бесполезный пережиток, или дезорганизатор нашего поведения, единственным педагогическим выводом должно быть признание целесообразности подавления и преодоления эмоций. Но в действительности эмоции выступают далеко не как дезорганизующие шоки; они могут быть мощным стимулом к деятельности, мобилизующим нашу энергию.

  “ Эмоции приходится рассматривать как  систему предварительных реакций, сообщающих организму ближайшее  будущее его поведения и организующих формы этого поведения. Отсюда для педагога открывается в эмоциях чрезвычайно ценное средство воспитания тех или иных реакций. Ни одна форма поведения не является столь крепкой, как связанная с эмоцией. Поэтому, если вы хотите вызвать у ученика нужные вам формы поведения, всегда позаботьтесь о том, чтобы эти реакции оставили эмоциональный след в ученике. Ни одна моральная проповедь так не воспитывает, как живая боль, живое чувство, и в этом смысле аппарат эмоций является как бы специально приспособленным и тонким орудием, через которое легче всего влиять на поведение. “*

  Основная  задача поэтому заключается не в  том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направить. Это большая по своему жизненному значению проблема. Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отлично от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.

  В отличие от других живых существ  человечество имеет историю, а не просто повторяющиеся циклы развития, потому что деятельность людей, изменяя  действительность, объективируется в продуктах материальной и духовной культуры, которые передаются от поколения к поколению. Через их посредство создается преемственная связь между поколениями, благодаря которой последующие поколения не повторяют, а продолжают дело предыдущих и опираются на сделанное их предшественниками, даже когда они вступают с ними в борьбу.

  То, что относится к человечеству в целом, не может не относиться в  известном смысле и к каждому  человеку. Не только человечество, но и  каждый человек является в какой-то мере участником и субъектом истории человечества и в известном смысле сам имеет историю. Всякий человек имеет

свою  историю, поскольку развитие личности опосредовано результатом ее деятельности, аналогично тому как развитие человечества опосредуется

  * Выготский Л.С. Педагогическая  психология.- М.,1991.- С.138-144 

продуктами  общественной практики, посредством  которых устанавливается историческая преемственность поколений. Поэтому, чтобы понять путь своего развития в его подлинной человеческой сущности, человек должен его рассматривать в определенном аспекте: чем я был? — что я сделал? — чем я стал? Было бы неправильно думать, что в своих делах, в продуктах своей деятельности, своего труда личность лишь выявляется, будучи до и помимо них уже готовой и оставаясь после них тем же. 

  Воспитание  и социализация.

 
 

  Социализация  это непрерывный процесс, протекающий в ходе всего онтогенеза. Условно этот процесс может быть разделен на этапы (периоды, стадии, фазы), где происходит решение определенных задач и выработка форм взаимоотношений с социумом.

  Существующие  подходы к проблеме социализации по-разному определяют степень активности личности в процессе ее взаимоотношений с обществом, которое для сохранения своей социальной структуры стремится сформировать в человеке модели ролевого поведения, основанные на социальных (национальных, групповых, профессиональных и др.) стандартах. Личность же, с одной стороны, имеет потребность в зависимости и аффилиации (стремление быть в обществе других людей и быть принятой социальной группой) и поэтому усваивает социальный опыт, необходимый для включения в систему существующих социальных связей; а с другой стороны, стремится к автономии, независимости, свободе и тем самым влияет на общество, вынуждая его удерживать границы его влияния на отдельного человека, корректировать социальные стандарты. То есть в процессе социализации происходит развитие и преобразование не только самой личности, но и общества.

  Средства  социализации зависят не только от возрастных особенностей человека, но и от специфики его социального окружения (например, способы вскармливания младенца; тип семейного воспитания; характер отношений со сверстниками; методы поощрения и наказания в учебных и профессиональных группах и др.).

  Большое влияние на процесс социализации личности оказывают социальные группы. Однако степень влияния различных социальных групп меняется на разных этапах онтогенеза. Так, в раннем и дошкольном возрасте наибольшее влияние оказывает семья, в подростковом и юношеском — группа сверстников, в зрелом — трудовой коллектив. При этом степень влияния социальной группы на отдельную личность зависит от уровня организации и сплоченности самой группы.                                    

  В отличие от социализации, которая  происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, воспитание является процессом целенаправленного воздействия на человека и, значит, может рассматриваться как механизм управления процессом социализации личности. Следовательно, основными функциями воспитания являются: регуляция влияния социума на личность; создание условий для оптимальной социализации личности.

  В широком смысле воспитание обычно рассматривается  как общественное явление, как воздействие общества на личность. Поэтому воспитание тесно связано с социально-политической структурой общества, выступающего по отношению к системе образования в качестве заказчика на воспроизведение определенного типа личности.

  В узком смысле воспитание характеризуется  как специально организуемая деятельность по реализации целей образования в условиях педагогического процесса, где оба субъекта (педагог и воспитанник) проявляют активность в достижении этих целей.

  С.Л. Рубинштейн отмечал, что целью воспитания должно быть не внешнее приспособление человека к социальным требованиям, а формирование у него внутренней нравственной позиции, т.е. воспитание можно рассматривать как социально организованный процесс интериоризации (перевода «во внутренний план») общечеловеческих ценностей.

  Психологические исследования показывают, что успешность такой интериоризации осуществляется при активном участии и интеллектуальной, и эмоциональной сфер личности. То есть, конструируя и организуя воспитательный процесс, педагогу необходимо стимулировать у воспитанников не только осознавание ими общесоциальных требований и соответствия/несоответствия своего поведения, но и чувственное проживание поиска собственной нравственно-этической, гражданской позиции. И тогда становится понятным, что воспитание как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей может осуществляться двумя способами.

  1. С помощью сообщения и разъяснения  «готовых» общественно полезных целей, идеалов, нравственных норм поведения. Этот способ избавляет воспитанника от стихийного поиска, часто связанного с множеством ошибок. Он опирается на содержательно-смысловую переработку имеющейся у него мотивационной сферы и сознательно-волевую работу по переосмыслению своего отношения к действительности.

  2. С помощью создания специальных  психолого-педагогических условий, которые актуализировали бы естественные ситуативные побуждения и интересы (например, познавательный интерес) и тем самым стимулировали общественно-полезную деятельность.

  Оба эти способа результативны при  условии их системного применения, взаимодополняемости и интеграции.

  Отечественная педагогика наделяет большими воспитательными возможностями коллектив, который, с одной стороны, предоставляет личности возможность проявляться и получать обратные связи для коррекции собственного поведения, а с другой стороны, ограничивает личностную индивидуальность. На любой стадии  (но особенно на стадиях становления самосознания) коллектив незаменим как фактор формирования нравственных ориентиров, гражданской позиции, социально значимых умений и навыков общественного поведения.

Информация о работе Воспитание