Воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим тему о воспитании. Воспитание это категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Цель данной работы раскрыть воспитание как общественное явление, показать необходимость воспитания, так как оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Воспитательный процесс…………………………………………………..3
3.Воспитание и эмоции………………………………………………………9
4.Воспитание и социализация………………………………………………11
5.Теории воспитания………………………………………………………...14
6.Самовоспитание……………………………………………………………15
7. Методы воспитания……………………………………………………….16
8.Содержание и направления воспитательного процесса…………………21
а ) Формирование основ научного мировоззрения……………………..21
б ) Гражданское воспитание……………………………………………...24
в ) Нравственное воспитание……………………………………………..26
г ) Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
школьников…………………………………………………………….28
д ) Эстетическое воспитание……………………………………………..30
е ) Физическое воспитание………………………………………………..32
9. Заключение…………………………………………………………………...35
10.Список литературы………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

стр22.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

  Одобрение заключается в действиях и  словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна. “ Многие педагоги давно заметили, что похвала действует гораздо сильнее, чем порицание. И действительно, умная, сдержанная похвала, высказанная иной раз не самому ребенку, а в его присутствии, как бы невзначай, другому взрослому, способна сделать чудеса, может оказаться очень сильным средством укрепления какой-либо хорошей привычки ребенка.”*

  Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала — это устное поощрение. При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.

  Награда — это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением. В случае чрезмерного увлечения наградами со стороны взрослых, особенно если в качестве таковых выступают деньги, ребенок может начать проявлять манипулятивные тенденции.       

  Наиболее  эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.

  Наказание — метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан  на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 2—3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Ребенок должен воспринимать наказание как результат своих неверных поступков.

  Отрицательные последствия наказания.

  1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

  2. Наказание вынуждает ребенка  бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.

  3. У наказанного ребенка может  возникнуть враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

  4. Частые наказания так или иначе  побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.

  5. Наказание может служить ребенку  средством привлечения внимания  родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, *Рубинштейн С.Л. О воспитании привычек у детей.- М.,1996.- С.21.

    чтобы получить (в данном случае  хотя бы негативное) внимание.

  6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.

  Учитывая  негативные стороны применения наказания, его можно избежать с помощью следующих действий: проявлять терпение; объяснять ребенку, почему его поведение считается неправильным; отвлекать внимание ребенка, не доводить до самого проступка.

  Если  наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания. 

  Содержание  и направления  воспитательного  процесса.

  а)Формирование основ научного мировоззрения

 

  Научное мировоззрение включает в себя систему  философских, экономических и социально-политических взглядов. Совокупность мировоззренческих идеи, объясняющих сущность и законы развития природы, общества, мышления, оформляется в сознании учащихся в виде взглядов, убеждений, предположений, гипотез, аксиом и основных понятий изучаемых наук.

  Ядро  мировоззрения составляют взгляды (принятые в качестве достоверных идей, знания, концепции, которые служат ориентирами в деятельности и поведении) и убеждения (качественно более высокое состояние взглядов, которые человек считает необходимыми, готов их отстаивать и предпринимает волевые усилия для их осуществления).    

  Взгляды и убеждения тесно связаны  с развитым мышлением; (теоретическим, диалектическим, творческим), проявлением  интеллектуальных чувств (радости познания, веры в истину, любознательности и др.) и волевой целеустремленностью.

  Поэтому воспитание мировоззрения — это  сложный процесс одновременного развития научного сознания, культуры мышления, чувств и эмоциональных  отношений, целеустремленности и навыков  волевых действий.

  Формирование  мировоззрения в образовательном процессе происходит посредством изучения научных дисциплин и организации практической деятельности учащихся по познанию окружающего мира и себя.                                    

  Все учебные предметы имеют две педагогические задачи: прямую (изучение фактов и закономерностей конкретной науки) и косвенную (включение ее положений и законов в целостную систему мировоззрения).

  Предметы  естественно-математического цикла  дают возможность учителю, с учетом возрастных особенностей детей, раскрыть перед ними идею материальности мира природы как диалектически развивающейся, целостной системы.

  В процессе изучения предметов общественно-гуманитарного  цикла учащиеся овладевают способностью проводить конкретно-исторический анализ при изучении общественных явлений, событий (как исторических, так и современных), учатся обнаруживать противоречия социальных ситуаций, рассматривать противоречия как движущую силу развития.

  Знакомство  с литературой и искусством позволяет  учащимся овладеть специфическим анализом художественного образа, воспитывает способность эстетического отношения к продуктам творчества, развивает эмоционально-эмпатическое восприятие изучаемого произведения.

  Огромную  роль в формировании мировоззрения  учащихся играет их собственная практическая деятельность по познанию и преобразованию действительности. В первую очередь, это такие виды деятельности, как творческая, трудовая и исследовательская. Творческая деятельность дает возможность более полно выразить себя, свое отношение к миру. Специфический язык искусства выступает в качестве дополнительного средства не только самовыражения, но и самосознания и самовоспитания.

  Трудовая  деятельность, участие в производственных отношениях дают возможность воспитаннику убедиться в правильности своих взглядов, реализовать себя как личность, действующую в соответствии со своими убеждениями.

  Исследовательская деятельность позволяет развивать  диалектическое мышление, творческий потенциал, целеустремленность и настойчивость в познании мира, способность переживать радость познания, стремление к самостоятельному продолжению этого процесса.

  В качестве сторон педагогического процесса формирования основ научного мировоззрения  выступают экологическое и экономическое воспитание школьников.

  Цель  экологического воспитания — воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Формирование экологической культуры осуществляется как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.

  В педагогических исследованиях по проблемам  экологического воспитания обычно определяют следующие основные принципы формирования экологической культуры у учащихся: междисциплинарный подход в экологическом образовании; систематичность и непрерывность изучения экологического материала; единство интеллектуального, эмоционального или волевого компонентов в деятельности учащихся; взаимосвязь глобального, национального и краеведческого раскрытия экологических проблем в учебном процессе и др.

  Важно в процессе экологической культуры раскрывать перед школьниками положительные  и отрицательные последствия воздействия человека на природу в масштабе конкретного района, региона, страны, мира в целом.

  Экономическое воспитание — это организованная педагогическая деятельность, направленная на формирование экономического сознания учащихся. В качестве содержания этого процесса выступает комплекс представлений и понятий об организованной и эффективной экономике, развитии производительных сил и производственных отношений, о механизмах хозяйственной деятельности. Экономическое воспитание обеспечивает развитие экономического мышления, формирование таких нравственных и деловых качеств, как общественная активность, предприимчивость, инициативность, бережное отношение к общественному достоянию, ответственность, рационализаторство и др.

  Экономическое воспитание в школе осуществляется в процессе изучения основных предметов, специального изучения основ экономики, производственных экскурсий и участия школьников в производственном и общественно полезном труде.

  Задачи  формирования мировоззрения решаются в процесс гражданского, нравственного, трудового, правового и других (сторон) воспитательного процесса.                           

  Наиболее  общими критериями сформированного  мировоззрения являются (по Б.Т. Лихачеву): глубина научных знаний, их целостность, способность объяснить ими сущность и закономерности явлений природы, общества, мышления; развитая способность диалектического осмысления действительности, совершенствования мировоззрения, обнаруживающаяся в умелом анализе школьниками новых для них явлений, общественных событий, произведений искусства; проявление социальной активности, эмоционально-во левой общественной целеустремленности, направленности деятельности на воплощение идеалов в жизнь, их пропаганду и защиту.

  б)Гражданское  воспитание.

  Основная  цель гражданского воспитания — формирование гражданственности как интегративного качества личности, включающего в себя внутреннюю свободу, чувство собственного достоинства, любовь к Родине, уважение к государственной власти, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения. На формирование этих качеств влияют объективные условия: особенности государственного устройства уровень правовой, политической и нравственной культуры в нем, также субъективные факторы — особенности семейного и общественного воспитания.

  Выработанные  в обществе идеи, нормы, взгляды и  идеалы определяют гражданское сознание формирующейся личности, однако для того, чтобы эти нормы стали регуляторами поведения, необходима целенаправленная воспитательная работа. Тогда идеалы общества принимаются личностью как свои собственные. Сформированное гражданское сознание дает человеку возможность оценивать социальные явления и процессы, свои поступки и действия с позиции интересов общества.

  На  протяжении всей истории педагогики вопросам гражданского воспитания уделялось большое внимание. В античной педагогике Платон и Аристотель связывали проблемы гражданского воспитания с формированием уважения к государству, законам послушания. Руссо считал, что основу гражданского воспитания составляют свободное развитие личности, создание условий для самовыражения. Наиболее интересной зарубежной теорией гражданского воспитания, является теория немецкого педагога Г. Кершентейнера. Он отмечал необходимость целенаправленного формирования гражданского сознания, знаний истории государства, политической образованности масс. В российской педагогике цели и задачи гражданского воспитания рассматривались А.Н. Радищевым, В.Г. Белинским, Н.Г. Чернышевским, НА. Добролюбовым, А.И. Герценым и др. Идея народности в воспитании, сформулированная К.Д. Ушинским, основывалась на учете особенностей русского менталитета, развитии национального самосознания, воспитания гражданина. Советская педагогика рассматривала вопросы гражданского воспитания в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности. В книге В.А. Сухомлинского «Воспитание гражданина» обобщен и систематизирован теоретический и практический опыт деятельности советской школы по гражданскому воспитанию. Особое место в этой работе уделялось формированию гражданской позиции ребенка, влиянию школы, семьи, детских общественных организаций на воспитание гражданственности.

Информация о работе Воспитание