Воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:08, контрольная работа

Описание

В данной работе мы рассмотрим тему о воспитании. Воспитание это категория вечная, необходимая и общая. Оно появляется вместе с возникновением человеческого общества и существует, пока живет само общество. Цель данной работы раскрыть воспитание как общественное явление, показать необходимость воспитания, так как оно является одним из важнейших средств обеспечения существования и преемственности общества, подготовки его производительных сил и развития человека.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………….2
2.Воспитательный процесс…………………………………………………..3
3.Воспитание и эмоции………………………………………………………9
4.Воспитание и социализация………………………………………………11
5.Теории воспитания………………………………………………………...14
6.Самовоспитание……………………………………………………………15
7. Методы воспитания……………………………………………………….16
8.Содержание и направления воспитательного процесса…………………21
а ) Формирование основ научного мировоззрения……………………..21
б ) Гражданское воспитание……………………………………………...24
в ) Нравственное воспитание……………………………………………..26
г ) Трудовое воспитание и профессиональная ориентация
школьников…………………………………………………………….28
д ) Эстетическое воспитание……………………………………………..30
е ) Физическое воспитание………………………………………………..32
9. Заключение…………………………………………………………………...35
10.Список литературы………………………………………………………….36

Работа состоит из  1 файл

стр22.doc

— 174.00 Кб (Скачать документ)

                       

  Классификация видов воспитания.

                   

  ____Основание классификации___________Виды воспитания_______

  1. Методологическое (философское)    Прагматическое, аксиологическое,

  гуманистическое и др.

  2. Социальный институт             Семейное, школьное, конфессиональное (религиозное), общинное и др.

  3. Общие направления                Умственное, нравственное, физическое                       4. Специальные направления           Политическое, гражданское, правовое,   экологическое, экономическое и др.

  5. Стиль отношений между воспитателя-   Авторитарное, демократическое,  ми и воспитанниками_________либеральное, свободное_______

  Теории  воспитания.

 

  Как уже отмечалось выше, понятие «воспитание» является одним из центральных в педагогической науке. В истории педагогики наблюдалась смена господствующих в разные периоды теорий воспитания, среди которых в первую очередь выделяются теория авторитарного воспитания, теория свободного воспитания и гуманистическая концепция воспитания.

  Теория  авторитарного воспитания, возникшая и доминировавшая в период Средневековья, рассматривала ребенка, ученика как объект, которым следует управлять, определяя его поведение исходя из жестко заданных, преднамеренно ограничивающих его социальных норм (И.Ф. Гербарт). Основными воспитательными приемами в этой концепции считались: угрозы, надзор, приказания и запреты.

  Противоположные педагогические представления, цели и  методы лежат в основе появившейся в XVIII в. теории свободного (стихийного) воспитания, которая предполагает уважение к личности ребенка, стремление не ограничивать, а стимулировать в процессе воспитания естественный ход личностного развития (Ж.Ж. Руссо).

  И хотя сегодня можно встретить  педагогические системы, построенные на одной из этих двух полярных теорий воспитания, однако все большее место в педагогической теории и практике стала занимать современная гуманистическая концепция воспитания.

  В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных и соотносимых изменений в двух планах: внутреннем (направленность «на себя») и внешнем (направленность «на других»). И если внутренний план развития личности характеризуется психофизической индивидуальностью и проявляется в саморегуляции, самоорганизации и самопознании, то внешний (социальный) план формируется и определяется глубиной и темпами приобщения личности к социальным ценностям, уровнем приобретенных на их основе личностных качеств в процессе самореализации и самоутверждения.

  Определенное сочетание взаимосвязанных внутреннего и внешнего планов составляет личностную гармонию, которая и является целью гуманистического воспитания, в качестве модели которого выступает идеал, всесторонне и гармонично развитой личности. Создание условий для развития^ самореализации через построение идеального Я и движение к такому идеалу — задача гуманистического воспитания.

  Рассматривая  развитие как непрерывный процесс, гуманистическая педагогика утверждает, что чем гармоничнее будет общекультурное, морально-этическое и профессиональное развитие, тем более творческим и социально адаптивным будет человек. Поэтому принципы непрерывности и преемственности являются ведущими в системе принципов гуманистического воспитания. Это соотносится с положением Л.С. Выготского о необходимости ориентироваться в педагогическом процессе «на зону ближайшего развития».

  Гуманистическая концепция воспитания позволяет  осмыслить человека как уникальное явление природы, признать приоритетность развития его индивидуальности, понять соотношение между свободой выбора личностью в самореализации и целенаправленным влиянием на нее общества. 

  Самовоспитание. 

  Современный этап развития педагогической науки  и практики характеризуется преобладанием  субъектно-субъектных представлений о воспитательном процессе, т.е. активностью наделяется не только педагог, передающий общественно-исторический и культурный опыт, но и воспитанник, творчески усваивающий и интериоризующий этот опыт. Следовательно, важнейшей и неотъемлемой стороной воспитания является самовоспитание, которое наряду с индивидуальными особенностями и задатками человека объясняет широкий спектр различных личностных позиций людей, воспитывающихся в общей социальной среде.

  Самовоспитание это систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

  Самовоспитание  начинается с осознания и принятия объективной цели как субъективного  желательного мотива своей деятельности. Формируя и реализуя такой мотив, человек сталкивается с внешними (объективными) и внутренними (субъективными) трудностями, преодоление которых требует его волевых усилий.

  Но  только на определенной стадии развития личности (в первую очередь, ее общественного самосознания) человек начинает осознавать не только внешние, но и внутренние источники своего поведения и на основе этого может (в некоторых пределах) целенаправленно изменять и корректировать мотивы, цели и способы деятельности.

  Это требует определенной зрелости ценностно-смысловой  сферы, поэтому в раннем и дошкольном детстве вопрос о самовоспитании не стоит, но уже в младшем школьном возрасте в деятельности ребенка происходят значительные сдвиги в сторону внутренней мотивации по самоизменению (преодоление черт характера, субъективно воспринимаемых как негативные, и формирование у себя желательных личностных качеств). Задача педагога на этом этапе — поддержать имеющееся в ребенке стремление к самосовершенствованию и на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей оказать ему помощь в постановке и осуществлении целей самовоспитания, которое является составной частью и результатом воспитания. Ведь так же как при обучении основная задача педагога — «научить учиться», так и в воспитании важно «вое- питать внутреннего воспитателя». 
 

  Методы воспитания. 

  Методы  воспитания — это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников  для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

  Методы  воспитания условно можно разделить  на три основные группы.

  1. Методы убеждений, которые позволяют  формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение-призыв и т.д.).

  2. Методы упражнений (приучения), с  помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).

  3. Методы поощрения и наказания,  которые направлены на развитие  у воспитанников саморегуляции  поведения, рефлексии и Самооценки  с учетом внешней оценки их  поступков (поощрение, похвала,  замечание, наказание, создание  ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).

    Методы убеждений. Эти методы  являются ведущими в воспитательной  работе. Владея искусством убеждения,  можно решать разнообразные педагогические задачи и достигать конкретных целей воспитания. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение. 

  В качестве конкретных рекомендаций по применению этих методов в практической деятельности педагога нужно отметить следующее.                                                    

    1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.
    2. Целесообразно использовать разнообразные формы убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.) содержание внушения, рассказа, диалога должно быть научным, т.е. объективно излагать факты, связанным с практикой и убедительным, доступным, ярким по форме изложения. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.

  4. Эффективность применения методов  убеждений во многом определяется  личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.                                           

  5. Важно использовать методы убеждений  своевременно, ориентируясь при  этом на готовность (в первую  очередь — физиологическую и  мотивационную) воспитанника воспринимать  информацию, причем это психофизиологическое состояние готовности воспитанника должно служить педагогу ориентиром для выбора времени начала и окончания применения конкретного метода убеждения.

  6. Воспитанников следует учить  доказывать и отстаивать свою  позицию, т.е. желать и уметь  использовать свою убежденность  в общении с другими.

  7. Не следует считать методы  убеждений единственными. В воспитательной  работе необходимо сочетать их  с другими методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).       

  Методы  упражнений (приучения)

  Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени. Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.

  Педагогическая  наука и практика выработали ряд  рекомендаций для воспитателей по применению поручений в образовательном процессе.

  1. Педагогу следует хорошо знать  мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.

  2. Методы упражнений эффективны  только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

  3. Положительное влияние на качественное  выполнение поручений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведения и примеры для подражания (в качестве примеров могут выступать поступки исторических личностей, литературных персонажей, самого педагога).

  4. От несложных по содержанию  дел-упражнений, выполнение которых не представляет больших трудностей, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.

  5. При формулировке поручения необходимо  определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.

  6. Личная ответственность и стремление  хорошо выполнить порученное  возрастают, если поручение исходит  от Значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

  7. Нельзя недооценивать роди коллектива  при формулировке индивидуальных  и групповых поручений, так  как коллектив, с одной стороны, берет на себя часть контроля и оценки выполняемого поручения, а с другой стороны, создает условия для возникновения и проявления соревновательных мотивов достижения у воспитанников.

  8. Говорить об эффективности методов  упражнений можно только после  систематического и длительного  их применения.

  9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.

  Методы  поощрения и наказания

  Эти методы педагогического воздействия  используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

  Поощрение метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда.

Информация о работе Воспитание