Типы воспитания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 04:00, реферат

Описание

В сегодняшней социально-экономической и культурной ситуации педагогическое сообщество не может самоустраниться от проблем воспитания. Воспитание, являясь важнейшей и неотъемлемой составляющей образования, требует к себе самого пристального внимания, особенно в наше время, когда в обществе растет детская преступность, агрессия, беспризорность. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Сейчас нередко приходится сталкиваться с трактовкой воспитания в искусственно-зауженной интерпретации, когда под значением этого термина понимают лишь воспитание моральности, общественно-приемлемого поведения.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
1.Восточный тип воспитания……………………………………………...5
2.Западный тип воспитания……………………………………………….7
Заключение………………………………………………………………..12
Список литературы……………………………………………………….14

Работа состоит из  1 файл

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ.docx

— 34.40 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

ТИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………….3

1.Восточный тип воспитания……………………………………………...5

2.Западный тип воспитания……………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………….14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

           В сегодняшней социально-экономической  и культурной ситуации педагогическое  сообщество не может самоустраниться  от проблем воспитания. Воспитание, являясь важнейшей и неотъемлемой  составляющей образования, требует  к себе самого пристального  внимания, особенно в наше время,  когда в обществе растет детская  преступность, агрессия, беспризорность. Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Сейчас нередко приходится сталкиваться с трактовкой воспитания в искусственно-зауженной интерпретации, когда под значением этого термина понимают лишь воспитание моральности, общественно-приемлемого поведения. Происходит подмена всего существа вопроса лишь одним из его частых проявлений.

Тем не менее, общепринятого  определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать  как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом.

Ниже предлагается определение, в котором сделана попытка  отразить то общее, что свойственно  воспитанию как процессу относительно социально контролируемой социализации.

Воспитание - относительно осмысленное  и целенаправленное взращивание  человека, более или менее последовательно  способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия  для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется. Это определение не является общепринятым. Оно лишь одно в ряду многих.

На протяжении исторического  развития педагогической мысли вышеозначенный процесс находился в фокусе внимания ученых и практиков. Поэтому и  в наше время воспитание остается основной категорией педагогики. Содержание данного явления обновляется по мере развития практического опыта, педагогической науки и ее ведущей доктрины. Общественная практика передачи социального опыта от старшего поколения к младшему сложилась гораздо раньше обозначающего ее термина. Поэтому сущность воспитания трактуется с различных точек зрения. В любом случае в качестве предмета воспитания рассматривается человек, испытывающий соответствующее воздействие.

В ходе истории возникла потребность в осмыслении процесса воспитания, определения его специфики. А именно в уточнении целей  воспитания и уровней их реализации; специфике средств, видов и типов  воспитания. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Восточный тип  воспитания

 

             Древние цивилизации оставили  человечеству бесценное наследие, относящееся к организованному  воспитанию человека. Но для каждой  великой или локальной цивилизации  характерны свои особенности  воспитания. Каковы же педагогические  традиции великих древних цивилизаций?

        Дальневосточная  цивилизация сложилась на территории Китая во второй половине 1-го тысячелетия до. н. э. и также утвердилась в Корее и Японии. Несмотря на некоторую динамику, содержание воспитания в рамках данной цивилизации оставалось практически неизменным вплоть до начала XX века. В процессе истории дальневосточная педагогическая традиция сложилась как результат синкретического единства конфуцианства, даосизма и буддизма.

    Китайскому философу Конфуцию принадлежит одна из первых в истории человечества идей, заключающихся во всестороннем развитии личности. Мудрецы и философы дальневосточной цивилизации воспитывали в молодых людях почтительность к старшим, проповедовали стремление к достойной жизни, соразмерной с общественными нормами, ориентировали на бесконечное самосовершенствование. Последнее предполагало не только познание высшей добродетели, но и следование ей в каждый момент жизни. Свою жизнь нужно было сделать добродетельной, не убегая от страданий в нирвану, не возлагая все надежды на мир иной. Поскольку престиж образованного человека был очень высок, постольку сложился культ образования. В свою очередь воспитание носило преимущественно семейно-сословный характер.

  Центром Южноазиатской цивилизации была Индия. Данной цивилизации были свойственны общинный уклад жизни и кастовая организация общества, освященная ритуальным символизмом. Педагогическая традиция опиралась на принцип единства трех обязательств человека: перед богом, мудрецами и предками. Через суровое воспитание и самовоспитание человек должен был преодолеть собственную природу и высвободить внутренний мир для слияния с над-личным и над-социальным божественным абсолютом. То есть достичь нирваны.

Мировоззренческой основой  педагогической традиции Южноазиатской цивилизации был индуизм, а позднее буддизм. Данная основа и определяла образ жизни человека, систему социальных и этических норм, обрядов и праздников. Ни воспитание, ни обучение не считались всесильными. Врожденные качества и наследственность в рамках данной традиции полностью обусловливали возможности воспитания и образования в процессе развития человека. Педагогический идеал, различавшийся в зависимости от касты, имел в своей основе такие общие черты, как самообуздание, добронравие, верность обетам, разумность и скромность. Например, у брахманов ведущим качеством считалось проявление интеллектуальных способностей, у кшатриев — силы и мужества, у вайшьев — трудолюбия и терпения, у шудров — покорности.

  Ближневосточная цивилизация формировалась под мощным влиянием ислама, иудаизма и христианства. Ее культурная и, соответственно, педагогическая традиция была проникнута глубокой монотеистической религиозностью, сочетавшейся с элементами рационализма. Человек в мусульманской культуре считался рабом всемогущего Аллаха. Под воспитанием понимали процесс культивирования добродетелей, важнейшей из которых считалось единство слова и дела. Поэтому смысл воспитания сводился к выработке у воспитанников навыков послушания, повиновения воле Аллаха и исполнения религиозных обязанностей. А также требовалось строго выполнять предписанные нормы поведения, которые носили сакральный характер и вводили человека в традиционный уклад жизни — конфессиональную, кастовую, родовую общность.

   К фундаментальным основам исламского воспитания и обучения относили не только религию, знания и науку, мудрость, справедливость, практику и мораль, но и одаренность человека.

 Базисные педагогические традиции великих цивилизаций Востока определили восточный тип воспитания. Данному типу свойственны жесткие требования относительно выполнения традиционных норм и канонов. Человек здесь понимается как духовное единство эмоций, воли и разума. Одновременно эта традиция стремится обратиться прямо к сердцу как средоточию божественного и человеческого. Поэтому знание носит вторичный характер как способ достижения «локальных» задач. В результате, для человека Востока ограничение индивидуальной свободы, независимости мышления, самостоятельности в различных сферах общественной жизни было типично.

 

2. Западный тип воспитания

 

Западная цивилизация зародилась в античную эпоху. Становление западной педагогической традиции началось в Древней Греции. Греческий мир для нас — не только культурно-историческое зеркало современного мира и символ его рационального самосознания. Тайна и чудо первого творения вечно сохраняют свое обаяние. Именно тогда сложились спартанская и афинская модели обучения и воспитания, ставшие первоисточником развития западной педагогической теории и практики. Если Спарта продемонстрировала миру образец общественного и военно-физического воспитания, то Афины — систему всестороннего и гармоничного развития человека.

Всемирно-историческое значение греков как воспитателей   вытекает из новой сознательной концепции  положения индивидуума в обществе. Если бы мы рассматривали греков на историческом фоне Древнего Востока, мы бы обнаружили столь мощное различие, что нам показалось бы, будто греки образуют единое целое с современным европейским миром Нового времени, которое мы — правда, с излишней легкостью — интерпретируем в духе свободы современной личности. И в самом деле, нет более резкой противоположности, чем противоположность между индивидуальным самосознанием сегодняшнего человека и образом жизни доэллинского Востока, насколько он открывается нам в мрачном величии пирамид или восточных царских гробниц и монументальных построек.  Именно здесь был выдвинут идеал воспитания свободной творческой личности, включенной в полисный (общественный) уклад жизни, соразмерно античному пониманию космоса. Пафос практики воспитания и обучения в Древней Греции пронизывал принцип соревновательности (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества. В трактате «Государство» Платон одним из первых выдвинул идею воспитания человека на протяжении всего жизненного пути.

Будучи тесно связанной с  античной эпохой, школа и воспитание в средневековье стали, тем не менее, определенной альтернативой  педагогической традиции древних сообществ  и цивилизаций.

История школы и воспитания эпохи  средневековья занимает особое место  в истории человеческой цивилизации. В эту эпоху получили развитие качественно иные, чем в пору античности, типы воспитательно-образовательного процесса, парадигмы педагогической мысли.

Хотя существование средневекового воспитания и обучения в различных  регионах мира по времени не совпадало, для него были характерны общие черты.

Средневековое общество еще тяготело к воспитанию поколений, ограниченных сословными регламентациями, обучению репродуктивного свойства. В то же время в нем зарождались иные тенденции, направленные на самореализацию человека, освобождение его от жестких  социокультурных нормативов. В целом, однако, воспитание и обучение носили отчетливо сословный характер и готовили человека к деятельности в определенной социальной страте. Преодолеть подобную заданность было крайне сложно.

  В практике воспитания  и обучения раннего Средневековья  причудливо переплетались языческая  (варварская) и христианская традиции. Следы варварского воспитания  и обучения сохранялись в раннефеодальную  эпоху. Так, в Галлии, где к  V в. исчез институт друидов  - языческих жрецов, выполнявших  функции наставников и учителей  еще долго жили традиции языческого, нравственного, физического воспитания. Длительное время традиции варварского  воспитания действовали на Севере  Европы. Скандинавов существовало  только домашнее, семейное воспитание. Мальчики и девочки до 7-летнего  возраста находились на попечении  матери. Затем мальчики поступали  под руководство мужчин семьи  и рода. Программа воспитания  мальчиков, подростков и юношей  включала в обязательном порядке  физические упражнения, которые  одновременно готовили к крестьянскому  труду и профессии воина.

Умственное воспитание давали старейшины семьи и рода. Идеалом  воспитанности считали обладание  общепризнанными физическими и  интеллектуальными достоинствами. Варварские традиции более всего  проявлялись в семейном воспитании, которым довольствовалось абсолютное большинство населения Европы. При  этом оно окрашивалось чертами и  особенностями. В наиболее организованном виде сословное семейно-домашнее воспитание было представлено системе ученичества  и рыцарского воспитания. Ученичество  являлось основной формой обучения в  среде ремесленников и купеческой среде.  В рыцарском воспитании были идеи жертвенности, послушания и одновременно свободы, а также и элементы превосходства над сословиями.

В феодальной среде существовало презрительное отношение к книжной  школьной традиции. Ей противопоставлялась  программа «семи рыцарских добродетелей», в которую входили владение копьем, фехтование, езда, плавание, охота, игра в шахматы, пение стихов собственного сочинения, игра на музыкальном инструменте. Но, прежде всего юношей обучали военному искусству. Уже на данном этапе развития западной цивилизации как генотипа современной европейской культуры проявилась тенденция сочетания целенаправленных и ценностно-рациональных подходов к решению воспитательно-образовательных проблем.

       Для понимания исторического развития педагогических традиций западной цивилизации и формирования соответствующего процесса в России особое значение имеет римский период.

Ведущую роль в формировании личности юного римлянина играло домашнее обучение и воспитание. В  т. н. эпоху царей (VIII - VI вв. до н. э.) уже сложились крепкие традиции семьи-дома как ячейки общества и воспитания.  
     Здесь дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца. Семье древних римлян покровительствовало множество богов: Юнона почиталась как хранительница брака и любви, двуликий Янус охранял двери дома и т д. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство. Мать пользовалась, куда меньшими правами, чем отец, но играла в воспитании почетную роль. Девочки и девушки находились под неусыпным надзором матери вплоть до замужества. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием. Все это время им полагалось носить длинные волосы.  
         Атмосфера в семье часто была далеко не идиллической. Нередко матери поверяли дочерям свои тайные увлечения и измены. На глазах детей отцы творили жестокую расправу над рабами, участвовали в непристойных попойках. 

На протяжении всей римской  истории семейное воспитание играло большую или меньшую роль, но семья  всегда была ответственна за нравственное, гражданское становление юных римлян. В период расцвета Римской империи  семья заметно уступила свои позиции  государственной системе образования. Зато на закате римской цивилизации домашнее воспитание вновь становится ведущим в подготовке подрастающего поколения. "Вся наука из родного дома" - так писал об образовательной роли семьи епископ Сидоний (V в. н. э.). 1 Если, образование в Риме было по преимуществу риторическим, то воспитание носило гражданский и политический характер.

         В  отличие от античной традиции  в  Византии ведущее место в обучении и воспитании занимала религия,  традиционно важную роль играло домашнее обучение и воспитание. Для основной массы населения это был способ получить начальное христианское образование. Дети с помощью родителей осваивали трудовые навыки. Родители-ремесленники могли также обучить письму и счету. Дети из состоятельных семей учились грамоте и получали книжное образование. Византийское воспитание ориентировалось на познание души или самопознание и, соответственно, на самосовершенствование. Именно в этот период зарождается педагогическая традиция светского и книжного образования, стремящаяся к независимости от диктата церкви и поиску гуманистических идеалов в воспитании человека.         В дошедших до нас поучениях детям подчеркнута важность и необходимость книжного образования: "Читай много и узнаешь много". 

Информация о работе Типы воспитания