Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 08:33, курсовая работа

Описание

Объект и предмет исследования позволили определить цель – выявление содержания и методики формирования толерантности у детей шестого года жизни.
Для достижения цели мы сформулировали следующие задачи:
- анализ нормативно-правовой, психолого-педагогической и специальной методической литературы по теме исследования;
- изучение современных трактовок понятия «толерантность»;
- отбор диагностик для определения особенностей отношения детей к людям других национальностей;
- разработка методики воспитания толерантного отношения у детей в группе многонационального состава;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ СОЦИУМЕ……………………………………………...7
Современные трактовки понятия «толерантность»……………………...7
Факторы эффективности деятельности педагога в многонациональной группе детей……………………………………………………………….18
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ МЕЖНАЦИОНАЛЬНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ………………………………..29
Содержание современных образовательных программ по толерантному воспитанию детей…………………………………………………………29
Использование совместных досуговых мероприятий в сфере поликультуры……………………………………………………………..37
ГЛАВА 3. ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВОСПИТАНИЮ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ В ГРУППАХ МНОГОНАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА……………………………………..46
Констатирующий эксперимент
Обследование детей шестого года жизни на сформированность толерантного отношения в условиях межнационального общения…..46
Формирующий эксперимент
Система специальных мероприятий по воспитанию толерантности у
дошкольников…………………………………………………………….54
Контрольный эксперимент
Повторная диагностика толерантной воспитанности детей………….62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….69 БИБЛИОГРАФИЯ……………………………

Работа состоит из  1 файл

ВКР проверено.doc

— 447.50 Кб (Скачать документ)

          всей семьей)?

       - Конкурс  народных игр

       - Национальное  блюдо

       - Национальные  обычаи, традиции

       - Конкурс  костюмов

       - Другое (укажите, пожалуйста)

    7.  Воспитываете  ли вы у своего ребенка толерантность  по отношению 

         к людям других национальностей?

       - Да

       - Нет 

    1. С чего, на ваш взгляд, следует начинать воспитание толерантного

      отношения у детей в группе многонационального состава?

                 - Со специальных бесед с детьми  этнокультурного содержания

                 - С рассказов о обычаях, традициях  своего народа

                 - С совместных проведений праздников

                 - Со знакомства детей с их  правами в «Конвенции о правах

                   ребенка»

                 - Другое (назовите, пожалуйста)

              9. К какой национальности вы  относите членов своей семьи?

                 - Армяне                                               - Киргизы

                 - Азербайджанцы                                 - Лезгины

                 - Белорусы - Молдаване

                 - Буряты                            - Ненцы

                 - Башкиры - Нганасаны

                 - Грузины - Русские

                 - Долгане - Украинцы

                 - Евреи - Таджики

                 - Ингушы - Другое (укажите, пожалуйста) 

Благодарю за содействие 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 
 

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

ДЕНЬ  ТВОРЧЕСТВА

Режимный  момент/время Содержание деятельности и руководство
Постепенный подъем, оздоров.и гигиенич.процедуы,  сок/фрукты 15.00-15.20 Заранее подготавливаю  группу:

Цель: создать  хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей).

ПМП: поставить  национальную музыку, сказать, чем мы сегодня займемся

Цель:  дать представление  детям о восточном умывании.

ПМП: полный показ  с комментариями.

Цель: краткий  рассказ о фрукте.

ПМП: рассказ.

Игры, занятия, досуг, кружковая и совместная деятельность в функциональных помещениях 15.20 – 16.00
    -А сейчас  ребята, мы с вами поиграем  в игру « Приветствия». У меня  на карточках нарисованы приветствия  разных народов. Вам нужно разделиться  на пары и взять одну карточку. Задание – попробовать изобразить  в парах приветствие изображенное  на карточке. Не забудьте внимательно рассмотреть рисунок, чтобы точно его показать.
  1. тренинг Игра ПРИВЕТСТВИЯ

Продолжительность: 20-25 мин. Цели:

  • разрядить обстановку;
  • сломать стереотипные формы поведения;
  • повеселиться;
  • познакомиться с приветствиями в разных культурах;
  • сплотить группу. 
    Ход занятия:

Участники получают карточки с приветствиями из разных стран

  • сложить руки (как в «молитве») на уровне груди и поклониться (Япония);
  • потереться носами (Новая Зеландия);
  • пожать друг другу руки, стоя на большом расстоянии друг от друга (Великобритания);
  • крепко обняться и три раза поцеловать друг друга в щеки (Россия)
  • показать язык (Тибет);
  • очень крепко пожать друг другу руки, стоя близко друг к другу (Германия);
  • помахать рукой;
  • обняться и поцеловать в щеки четыре раза по очереди (Париж).

Участники разбредаются по комнате и приветствуют друг друга  способом, указанным

на карточке.

Обсуждение

  • понравилась ли вам игра?
  • попробуйте догадаться, из каких стран происходят ваши приветствия;
  • было ли трудно здороваться каким-то способом?
  • показались ли какие-то из приветствий смешными?
  • как бы отреагировали люди из этих стран на ваши приветствия?

какую роль играют приветствия в нашей  жизни?

Динамический  час 16.00 – 16.20  Подвижные  игры разных народов:
  1. Белорусская народная игра «Мельница» (Млын)

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее 2 м  друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч.

    Правила игры. Игрок, который упустил мяч или бросил его неправильно, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним.

  1. Казахская народная игра «Есть идея!»

Играющие становятся по кругу и выбирают ведущего. У  него в руках тюбетейка. Он обходит ребят, произнося следующие слова: «Есть идея («Такая тастамак»). Не спеша начинаем игру: садимся кругом». После этих слов дети садятся, ведущий продолжает: «Потихоньку, неторопливо обойду я вас.  В это время незаметно тюбетейку  подложу кому-нибудь. Если не заметишь ее, тебя я ею же и побью. И тебе придется начать игру».

Произнося эти  слова, ведущий сначала незаметно подкладывает сзади кому-нибудь на пол тюбетейку. По окончании текста дети ищут руками вокруг себя тюбетейку; тот, у кого за спиной она оказывается, догоняет ведущего и надевает ему на голову тюбетейку. Если играющий не догонит ведущего, то ведущий должен тюбетейкой потихоньку шлепнуть игрока, догоняя его. Так они обегают один круг.

    Правила игры. Во время игры нельзя оглядываться и подсматривать. Игрок с тюбетейкой догоняет ведущего по кругу только до своего места.

  1. Мордовская народная игра «Круговой»

(Мячень  кунсема. Топса  налхсема)

    Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто  будет в кругу, а кто за кругом. Те, кто остается за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами. Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

  1. Чувашская народная игра «Рыбки» (Пула)

На площадке чертят или вытаптывают в снегу  две линии на расстоянии 10—15 м  друг от друга. По считалке выбирается водящий — акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.

    Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например  пять.  Осаленные  не  выбывают  из  игры.

Ужин 16.20 – 16.45 Цель: совершенствовать умение принимать правильное положение  на стуле во время ужина ( сидеть прямо, смотреть в тарелку, на столе  только кисти рук и т.д.); дать представление детям, как организуется кушанье в Узбекистане, Казахстане;

ПМП: рассказ, напоминаю  об этикете за столом.

Дежурство по столовой.

Цель: формировать  у детей навык без напоминания  приступать к обязанностям дежурных.

ПМП: предварительная  беседа.

Ежедневное  чтение детям 16.45 – 17.00 - А теперь  немного позанимаемся познавательным  и интересным. Встаньте, пожалуйста, все в круг.

Тренинг «Фисташки»

 Продолжительность: 15 мин. Цели:

  • подготовить участников к дальнейшей работе;
  • поговорить о том, какие у нас различия и что у нас общего. 
    Ход занятия:

раздаю  детям по две фисташки в скорлупе и прошу пока их не есть и не снимать  скорлупу. Упражнение проходит в спокойной, слегка «магической» атмосфере. Тон голоса «магический»

Прошу детей ответить на следующие вопросы:

 

- Какие  фисташки на ощупь? 

  • А КАКИЕ  ЛЮДИ НА ОЩУПЬ?
  • Как бы вы описали скорлупу?
  • КАК БЫ ВЫ ОПИСАЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕЛО?
  • У фисташек одинаковые размер и форма?
  • А У ЛЮДЕЙ ОДИНАКОВЫЕ РАЗМЕР И ФОРМА?
  • Фисташки одного цвета?
  • А ЛЮДИ - ОДНОГО ЦВЕТА?
  • Есть ли на фисташках трещины или он чуть-чуть расколоты?
  • А ЛЮДИ МОГУТ ЛОМАТЬСЯ И ТРЕСКАТЬСЯ?
  • Потрясите фисташки. Вы чувствуете звук?
  • А КАКИЕ ЗВУКИ ИЗДАЮТ ЛЮДИ?
  • Откройте фисташки. Изнутри они другие, чем снаружи? В чем различия?
  • А ЛЮДИ ОТЛИЧАЮТСЯ ВНУТРИ И СНАРУЖИ?
  • Съешьте фисташки. Какие они на вкус?
  • МОЖНО ЛИ СКАЗАТЬ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА ЕСТЬ ВКУС?
  • Плохо ли делить фисташки на плохие и хорошие ?
  • А МОЖНО ЛИ ПОСТУПАТЬ ТАК С ЛЮДЬМИ?
 
 
Игровая деятельность, прогулка на веранде, индивидуальная работа 17.00 – 18.45
1. Показ стилизованных головных уборов

- А сейчас  ребята мы устроим модный показ  народных головных уборов. Мы  помним, что народные головные  уборы – это те головные  уборы, которые носили давным-давно.  Моделями будут дети из нашей  группы. Ваша задача внимательно смотреть их выход: как они ходят; как себя преподносят публике. В конце мы обсудим, чей выход вам больше понравился и почему.

И первый модель у нас Данила, он представляет грузинский головной убор.

-следующий представляет  головной убор Владик. У него  головной убор народов Ингушетии.

-следующий у  нас Сережа, он представляет вашему  вниманию дагестанский головной  убор.

-Дальше выходит  Ярослав, он представляет Латышский  народный головной убор.

-Дальше у  нас народный головной убор  евреев. Его представляет Артем.

-И последний  мужской народный головной убор  представляет Даниил. Тюбетейка  казахского народа.

Дальше у нас  идут женские головные уборы разных народов.

-И первую  модель представляю вашему вниманию  – Наташа. У нее головной убор  белорусского народа

-следующая у нас модель – Даша. Она представляет украинский головной убор.

-представляю  вашему вниманию следующую модель  – Саша Панькина. Она представляет  Эстонский головной убор.

-и последняя  модель – Алена. Она представляет  киргизский головной убор.

Итог: обсуждение и выбор лучшей модели.

2. Конкурс блюд  разных национальностей. А сейчас  ребята, я вас приглашаю на  дегустацию блюд разных народов.  Слово дегустация означает –  снимать пробу. То есть мы  сейчас попробуем себя в роли  жюри в столовой, будем пробовать  каждое блюдо и давать ей оценку. А потом мы выберем в номинации: самые сладкие, самые соленые, самое многоукрашенное, фантастическое и самое необычное блюдо и вручим им грамоты.

  Номинации:

-самые сладкие

-самые соленые

-самое многоукрашенное

-фантастическое

-необычное

-хрустящее

3. Чаепитие.

Приглашаю всех к столу.

Общее прощание, подведение итогов дня, уход детей домой 18.45 – 19.00 Цель: предлагаю  детям убрать игрушки на места; помочь приготовить группу к завтрашнему  дню.

Подводим итог дня

   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7 
 

 
 

 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 8 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 9 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ 10 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

Информация о работе Воспитание толерантности у дошкольников шестого года жизни в условиях межнационального общения